Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей подготовительной группы
Выполнила воспитатель группы №9 «Лесная сказка» Опарина Анна Станиславовна
Цель:
- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.
- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.
- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидак-тические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей
подготовительной группы
Выполнила воспитатель группы №9 «Лесная сказка» Опарина Анна
Станиславовна
Цель:
обобщить знания детей об окружающем мире, в форме
проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в
разных видах деятельности.
Задачи:
продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять
представления о способах правильного взаимодействия с растениями и
животными.
упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое
мышление.
воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к
партнёрам и соперникам по игре.
воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе;
рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидак
тические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Ход викторины:
Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный
мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду
нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной
поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас
я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять,
свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что
в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки
дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не
надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай
летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать,
палкой бить…»
Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу». При
помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения вовремя викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать
отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не
знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правиль
ный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы
подсчитаем количество шишек и определим победителя.
1 команда «Тюльпаны».
2 команда «Розы»
1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к
объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графическим
изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем
нанести вред окружающей природе.
Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!
Рис. 2. Не лезь в птичьи гнезда. Не разоряй птичьих гнёзд!
Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в
почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис. 5.Не разрушай грибницы!
Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются
в природе!
Рис. 7. Не лови мальков и лягушек!
Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения
и насекомые!
Рис. 10.Не включай громко музыку!
Задание 2. «Угадай дерево».
Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать
деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада.
Слушайте внимательно.
Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает бе
лыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью об
сыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать
разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло
жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с
семенами. (Берёза).
Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо
пахнет!»Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Силь
ный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микро
бов. (Черёмуха).
Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за
цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай.
Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А
пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).
Задание 3. Конкурс капитанов.
Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выложить из
кубиков с буквами отгадку.
Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса).
Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).
Воспитатель: Мы с вами поиграем в игру: «Назови лишнее слово»
Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина.
Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.
Лиса, корова, ёж, заяц, волк.
Сорока, воробей, паук, синица, дятел.
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).
Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое
растение может облегчить боль? (Подорожник).
Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года
бывает гололёд? (Зимой).
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром
леса из животных? (Волк). Домашний родственник зайца? (Кролик). Дикий родственник свиньи. (Ка
бан).
Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да).
Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло).
Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке,
а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Матьимачеха). Гирлянды
маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими
остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая
ягода. Что за растение? (Ландыши).
Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики). Какие грибы растут под
осиной? (Подосиновики).
Задание 5. Загадки о птицах.
Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную
картинку отгадку на столе и вывесить на мольберте.
Я в берете яркокрасном, в серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел).
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,
Сядет гдето на суку и кричит куку, куку. (Кукушка).
Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей).
Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в
дупло. (Сова).
Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира
ет. (Воробей).
Задание 6. «Раздели на слоги»
Воспитатель: Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит
отгадка.
Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пчела).
Не зверь, не птица; а нос как спица; летиткричит.
Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар).
У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,
И большие, большие глаза, назовём её… (Стрекоза).
Она легка, красива, изящна, легкокрыла,Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюби
вом насекомом:
Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка:
Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;
Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.
То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.
Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.
Задание 7. «Сказочные объявления»
(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра
зить его).
«Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)
«Чтото очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк).
«Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг
пальца обведу!» (Лиса).
«Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на
дереве». (Белка).
«Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).
«Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу
морковкой».
Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.
Воспитатель:
Мы любим все лес в любое время года,
Мы слышим ручеек медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора
возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости
на эту лесную поляну.