Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература +1
6 кл—7 кл
04.03.2018
Каждый мальчишка в детстве мечтал стать космонавтом, полететь к далеким мирам, встретиться с внеземными существами и найти с ними общий язык. Слова лётчика-космонавта Г.М.Гречко: «Меня и многих моих коллег в космос позвала фантастика», побуждают многих мальчишек к чтению фантастической и приключенческой литературы. Познакомившись с увлекательными историями в книге Кира Булычева «Девочка с Земли», нам захотелось понять, как автору удалось привлечь внимание читателей своими фантастическими произведениями, почему писателя привлекла тема космоса и чему нас могут научить его книги, что и стало целью работы над этой книгой.
Экологические и космогонические идеи в фантастических повесстях Кира Булычева.doc
МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска».
Экологические
и космогонические
идеи
в фантастических повестях
Кира Булычева
Автор: Вахнин Степан Георгиевич
ученик 6 класс
Руководитель: Дмитриенко Вера Николаевна
учитель русского языка и литературы г. Сосногорск
Содержание
1. Введение стр.3
2. Глава 1 Как? Чему и почему? стр. 5
3. Глава 2 «Экологическая ниша» нашей души стр. 9
4. Заключение стр. 11
5. Список литературы стр. 12
2 Введение
Каждый мальчишка в детстве мечтал стать космонавтом, полететь к
далеким мирам, встретиться с внеземными существами и найти с ними общий
язык. Слова лётчикакосмонавта Г.М.Гречко: «Меня и многих моих коллег в
космос позвала фантастика» (2), побудили меня к чтению фантастической и
приключенческой литературы, популярность которой можно объяснить
несколькими причинами. Вопервых, интересные, увлекательные сюжеты. Во
вторых, пробуждение интереса к новым, неизвестным, быстро развивающимся
явлениям, открытиям, задумкам ученых. Втретьих, есть прогноз будущего,
сегодня фантастического, а завтра уже воплощённого в жизнь.
Современным школьникам скучно слушать сказки о ковресамолёте, когда
в космос полетели ракеты, о сапогахскороходах, когда летают сверхзвуковые
самолёты. Очень многое, что было раньше в сказках, воплощено в
действительности. Многие писателифантасты задались целью «найти пути к
детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей,
взращенных телевизором, а потом и компьютером» (7).
Именно такими являются книги Игоря Можейко. В научных трудах он
известен как автор работ по истории ЮгоВосточной Азии. Работая научным
сотрудником Института востоковедения, он защитил диссертацию по
буддизму. Литературную деятельность он начал, сотрудничая с журналом
«Вокруг света»: писал научнопопулярные очерки. Но вдруг ему захотелось
поозорничать, и в 1965 году он написал рассказ «Долг гостеприимства»,
который выдал за перевод «из бирманского прозаика Маун Сейн Джи». Так
началась его писательская карьера.
3 Воспоминания из детства арбатского мальчишки Игоря, который вдоль и
поперёк исходил Подмосковье, штудировал книги И.А.Ефремова о
палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные
коллекции минералов и, конечно же, представлял себя настоящим геологом с
мужественным лицом и обветренными руками, побудили его путешествовать,
жить в палатке, делать научные открытия и писать книги.
Так появились первые научнофантастические повести «Остров ржавого
лейтенанта», «Последняя война», «Великий дух и беглецы». Они
предназначались взрослому читателю, хотя интересны и подросткам.
Но знаком этот писатель нам под псевдонимом Кир Булычёв. Его
творчество потрясает своими объемами. Ктото знает его детские истории о
приключениях Алисы Селезневой; ктото — юмористические рассказы о
жителях города Великий Гусляр; ктото — «взрослые» произведения,
научной фантастики; ктото — «забойные»
написанные в традициях
приключенческие подростковые повести об Андрее Брюсе или Коре Орват;
ктото — научнопопулярные книги о пиратах Индийского океана и
правителях Средневековья…
Создавая цикл повестей для детей о девочке Алисе жительнице XXI века,
Кир Булычёв соединил сказку и фантастику. Тем не менее, по собственному
утверждению писателя, критики отыскали ему другой жанр «экологическую
нишу» оптимистического детского фантаста с характерным светлым и
задушевным взглядом на завтрашний день».(8)
Познакомившись с увлекательными историями, случившимися с Алисой на
земле и в космосе в книге «Девочка с Земли», мне захотелось понять, как
Киру Булычёву удалось привлечь внимание
читателей своими
фантастическими произведениями, почему писателя привлекла тема космоса
и чему нас могут научить его книги, что и стало целью моей работы над этой
книгой.
4 Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе
проанализированы средства, которыми пользуется автор для привлечения
нашего внимания и развития интереса к проблеме космоса. Вторая глава
посвящена теме космоса в книге «Девочка с Земли» К. Булычёва и проблеме
использования произведений писателяфантаста для развития творчества,
фантазии детей и экологии их души.
Глава 1. Как? Чему и почему?
Писательфантаст Кир Булычёв, работая над захватывающими сюжетами,
как мне кажется, ставил перед собой несколько целей:
донести полезную и интересную информацию, тем самым развить
кругозор читателей,
развить воображение и фантазию,
заинтересовать поставленными проблемами, привлечь читателей к их
решению.
Но основной целью всетаки является последняя – заинтересовать
читателей, заставить их обратиться к творчеству в собственной жизни, в
работе, в мечтах и фантазиях, пробудить у молодых людей интерес к науке.
Как Киру Булычёву удалось достигнуть этих целей? На мой взгляд, для
этого писатель использовал разные средства:
1. Интересный, увлекательный сюжет.
2. Обычные и совсем необычные герои, которые решают сложные проблемы.
3. Языковые средства: неологизмы, заимствование, излишнее преувеличение,
олицетворения, пародию.
1. По моему мнению, сюжет книги «Девочка с Земли» увлекает не только
детей, которые любят всё сказочное, но и взрослых, ведь так любопытно , что
там… в будущем,… за пределами Земли. Интересны не только приключения –
превращения зверей, зеркальные цветы с памятью, машина времени, разные, не
5 похожие на нас, обитатели других цивилизаций, но и то, как поразному
относятся к этим приключениям взрослые и дети.
Автор так развивает сюжет, что оторваться невозможно – хочется узнать,
что будет дальше. Например, в главе «43 зайца», «Пегас» не смог взлететь.
Почему? Удалили весь лишний груз, все посылки, подарки, но корабль не мог
тронуться. Оказалось, что на борту 43 «зайца» – одноклассника из школы,
которые мечтали посмотреть футбольный матч и ночью тайком проникли на
корабль.
2. В этой книге, которую можно назвать и сказкой, и приключением, и
фантастикой много персонажей, которых автор заимствовал из этих жанров.
Три капитана очень похожи на трёх мушкетёров, приходящих друг другу на
помощь. Громозека, Глот и Весельчак У. – сказочные персонажи. Один
добрый, неуклюжий, но с огромным сердцем, другой – космический пират,
цель которого захватить и уничтожить. Ещё есть космические животные,
обладающие необычными качествами – птицаговорун, невидимые рыбки,
индикатор, меняющий цвет рядом с разными героями, хищная птица Крок.
Всё это необычные герои. Но на страницах произведения есть и обычные
люди: профессор Селезнёв, доктор Верховцев, Полосков, другие земляне.
Автор отобразил каждого героя посвоему: добрых, злых, сильных и
слабых. Больше всего симпатии автор отдал главная героине Алисе
Селезнёвой. Девочка Алиса (так звали и дочь писателя, для которой он и
сочинял эти истории), ещё совсем ребёнок, но она храбрая, умная, сильная;
«девочка, с которой ничего не случится».
Алиса – дитя 21 века, живая, непосредственная, всегда готовая прийти на
помощь друзьям. Девочка очень много знает, часто разгадывает сложные
космические загадки, когда взрослые спутники оказываются бессильны.
Например, в главе «Пропали головасты», огромные двухметровые головасты
исчезли, и взрослые несколько раз обыскали корабль. Алиса рассудила так:
«Если это головасты, то потом должны быть лягушки. А лягушата всегда
6 меньше головастиков. Вы ходили по кораблю и искали больших чудовищ. А я
сидела запертая в каюте и думала: может быть, посмотреть по углам и
поискать маааленьких лягушат».
Детский здравый смысл нередко убедительнее здравого смысла взрослых.
Это такой интересный писательский приём Булычёва: рациональное научное
мышление бессильно перед загадками, которые легко отгадывает ребёнок.
То, что главная героиня обычная девочка, такая же, как и мы, делает
историю ещё захватывающей. На всех планетах их жители относились к ней
дружелюбно, потому что сама Алиса была дружелюбной, приходила ко всем
на помощь, спасала, ухаживала, кормила животных для зоопарка. Алиса
побывала и в прошлом, оказалась в пустыне, на других планетах, где было
много опасностей, но все испытания она преодолела.
Мне бы хотелось быть на месте Алисы и увидеть разные планеты,
пообщаться с их жителями. Наверно, это несложно сделать: фантазируй и,
быть может, когданибудь все мечты воплотятся в жизнь. Ведь и Алиса не
только много знала, но и любила придумывать, а это лучший способ сделать
свою жизнь интереснее.
3. Одно из средств, которое меня заинтересовало – использование много
необычных, интересных, заставляющих размышлять слов. Кир Булычёв
придумал большое количество новых терминов и названий, которые с
первых страниц помогают стать участником всех событий. Я выписал из
книги «Девочка с Земли» некоторые слова, придуманные К. Булычевым. Они
хорошо распределяются по темам в четыре группы: космический транспорт,
приборы и вещества, космические животные, национальности и профессии
людей.
Космический
транспорт
Вездеходпрыгун,
автолёт,
Приборы,
вещества.
Видеофон,
бластер,
Космические
животные
Национальности,
профессии
людей
Шуша, синебарс,
головаст, склисс,
Космофилолог,
космозоолог,
7 космокатер,
винтокрыл,
вихролёт,
орнитоптер
софит,
мухокол,говорун,
антигравитатор,
галактий,
сверхтекучая
плазма,
продуктопровод,
пневмопочта
паукткач
троглодит,
шаровик
разнокрапчатый
ушан, едулка,
говорун,
едулка
биоискатель,
звездолётчик,
временщики,
фиксианец,
лабуцилец,
тутекс,
шуша шушонок,
шешинериец.
Часть слов легко понимаются. Они образованы из известных корней или
путём сложения, например, космозоология, биоискатель, космокатер,
винтокрыл, синебарс, продуктопровод, монорельс, или
суффиксов: головаст, ушан, временщик, едулка, говорун, галактий.
с помощью
Однако, есть слова, объяснить которые сложно, они вызывают состояние
загадочности, непонимания. Но с помощью этих слов писатель заставляет
нашу фантазию и воображение трудиться, представлять, что бы это значило,
например: орнитоптер, склисс, бластер, софит.
Сложные слова
Образованные с
Непонятные слова
помощью суффикса
космозоология,
космокатер,
космофлот,
звёздолётчик,
едулка,
головаст,
говорун,
временщик,
винтокрыл, синебарс,
вихролётв, видеофон
ушан,
шаровик
орнитоптер,
склисс,
бластер,
софит,
троглодит,
тутексы
Интересно то, что обитатели разных планет и галактик находят общий
язык. В это хоть и верится с трудом, но главное, на мой взгляд, желание
понять другого. Большинство героев книги «Девочка с Земли» хотя не знают
значение некоторых слов, но всетаки понимают друг друга.
Таким образом, можно подвести итог, что писатель с помощью
интересного сюжета, сказочных и вполне реальных персонажей, большого
8 количества новых, для нас, школьников, интересных слов автор создаёт и
развлекательную, и познавательную, и информационную книгу, которая
поможет заполнить «экологическую нишу» нашей души.
Я для себя сделал вывод: если жить в гармонии с окружающим миром,
стараться понимать ближнего, развивать свою фантазию, то, возможно, и с
тобой могут случится самые необычные истории, и жить в этом мире будет
намного интереснее.
2 глава «Экологическая ниша» нашей души
Мы смотрим фильмы и читаем книги о других цивилизациях, о событиях в
далёком будущем, писатели и режиссёры придумывают очень многое, чтобы
нас удивить – суперсложные машины, невероятные открытия, экзотических
животных, фантастические способности людей. Для чего?
Научиться изобретать или управлять этой техникой с помощью книг нельзя.
Вывести какойто новый вид растений или животных вряд ли получится.
Сделаться сразу умным и сильным, как это в книгах бывает с помощью машин
времени, мы не сможем. Научнофантастическая литература нужна совсем
для другого. Сначала авторы изобретают фантастические проекты в книгах, а
потом в науке эти открытия воплощаются в жизнь. Развитие науки в свою
очередь подталкивает литературу к новым «изобретениям».
С начала 20 века работы К.Э. Циолковского дали человечеству надежду
на то, что оно не останется вечно на Земле, а будет осваивать космос. И с
этого времени появились множество работ писателейфантастов на тему
космоса, ещё не зная, когда осуществиться выход за пределы Земли.
А когда это произошло, и профессия космонавта стала реальностью, то для
литературы космос перестал быть мечтой. Теперь это место реальных
9 действий. И даже в детской литературе. Причем вопросы устройства мира
также волнует и детскую литературу.
Кир Булычёв, автор многих книг для взрослых и детей, является одним из
представителей космогонических идей – разумного устройства мира. В своих
книгах он очеловечивал космос, а Землю и её обитателей делал частью
вселенной. Первыми такими произведениями стали в 1965 году сказочные
истории о девочке Алисе.
Кир Булычёв хотел найти путь к современным детям, используя всё то, что
уже было в литературе до него: волшебства – шапканевидимка, машина
времени, зеркальные цветы, волшебные герои – добрые и злые, чудесные
превращения. Но он в эту сказку внёс фантастический элемент, причем этот
элемент стал самым актуальным с конца 60х годов – космический элемент.
Автор использует придуманные достижения науки и техники не только для
расширения кругозора детей. К. Булычев убеждает нас, что где бы ни
находилась, куда бы ни попадала, с кем бы ни общалась героиня, всегда ей
помогали не только ум и смекалка. Главные её черты, как мне кажется, это её
человеколюбие и общительность, доверие и искренность.
Именно эти качества отличают человека от всех других существ и
помогают нам на земле жить друг с другом, и помогут найти общий язык с
другими цивилизациями. Например, когда Алиса поверила продавцу
невидимых рыбок (её отец лишь посмеялся), он подарил девочке шапку
невидимку, которая выручила Алису в дальнейшем.
В книге «Девочка с Земли» люди показаны разумными, мудрыми,
отзывчивыми. Профессор Селезнёв и его помощники спешат на помощь ко
всем обиженным. Автор, придумывая свои истории, хотел научить нас
терпимо относиться к людям разных национальностей, разных возрастов и
профессий, к существам с разных планет.
Значит, на первом месте в книге К. Булычева не машины, изобретения, не
космические экзотические миры,
а
Человек,
который несёт
10 ответственность за то, что происходит на земле, и будет отвечать,
когда выйдет за пределы Земли, за то, что произойдёт в космосе.
Фантазия Кира Булычёва бесконечна, как и сам космос. Мне интересно
прочитать и другие произведения писателя, посмотреть мультфильмы и
фильмы, снятые по его книгам. В них можно увидеть героев и сравнить со
своими придуманными образами. (За сценарии к мультфильмам «Тайна
третьей планеты» и «Два билета в Индию» Кир Булычёв получил
Государственную премию в 1982 году.)
Заключение
В книге «Девочка с земли» много забавных приключений Алисы. Где
только не побывала девочка со своими друзьями! И почти на каждой планете
их встречали дружно, хотя были и такие, где враждебное отношение ко всем,
уничтожало жизни на этих планетах.
Значит, автор хотел сказать, что дружба – главное качество не только у
нас на планете, но и на многих других. Все произведения писателя
заканчиваются благополучно, как большинство сказок. Но успех и удача это
не только сказочное достижение. Сколько надо усилий, чтобы придумать
такие весёлые и познавательные книги. Если бы не было такой литературы,
наши представления о космосе, возможно, не побуждали бы к развитию
творчества и фантазии.
А фантазии человека столь же огромны, как и Вселенная, про которую мы
в основном узнаем с помощью книг. Однако эта информация: изобретения,
открытия, прогресс не является самоцелью научной фантастики. Она
нацеливает нас на решение и нравственных проблем.
11 Писатель Кир Булычёв в детских фантастических произведениях готовит
детей к решению взрослых будущих проблем человечества. И мне, как и Киру
Булычеву, интересны идеи космистов, которые говорят, что творческий
человек постоянно находится в процессе роста, призван преобразовать не
только мир, не только природу, но, в первую очередь, себя.
Мне видится, что хорошая учеба, честный труд, добросовестное и
творческое отношение к своим обязанностям, любознательность сделают
нашу жизнь более интересной и счастливой, позволят применять свои знания и
умения во благо себе и другим, а книги Кира Булычева могут быть
использованы в решении проблемы экологизации образования человека.
Список литературы
1.Кир Булычёв. Девочка с Земли. М . 2002г. 428с.
2.Балабуха А.Д., Бритиков А.Ф. Сверкающий сплав мечты и теорий//О
литературе для детей. Вып.30.Л.Детская литература. 1987. с.91 96.
3. В мире фантастики: Сборник статей/ Состав.А.Кузнецова. М. «Молодая
гвардия», 1989. 238с.
4. Минералова И.Т.. Детская литература. М. Вгадос 2002. 176с.
5. Мир глазами фантастов. М.Книга. 1986. 176с.
6. Миры Кира Булычёва. М. 2000. 448с.
7. Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях.
Ч.1. М. Либерея, 1999. 432с.
Тубельская Г.
Н.
Сто имён:
8.
Биобиблиографический справочник. Ч. 1 А–Л, М: Школьная библиотека,
Детские писатели России.
2002. 192с.
12 Тезисы
Автор: Вахнин Степан Георгиевич
6 класс МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска»
Экологические и космогонические и идеи в творчестве Кира Булычева
Современные писателифантасты задались целью «найти пути к детской
литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращенных
телевизором, а потом и компьютером» (7). Именно такими являются книги
Игоря Можейко (псевдоним Кир Булычёв). Он нашел путь к современным
детям, используя всё то, что уже было в литературе до него: волшебства,
чудесные превращения, приключения и др. Создавая цикл повестей о девочке
Алисе, К. Булычёв внес в него космический элемент, соединив сказку и
фантастику. Однако по собственному утверждению писателя, критики
отыскали ему «экологическую нишу» оптимистического детского фантаста с
характерным светлым и задушевным взглядом на завтрашний день» (8).
Познакомившись с увлекательными историями, случившимися с Алисой на
земле и в космосе, я задался целью понять, как Киру Булычёву удалось
привлечь внимание читателей своими фантастическими произведениями,
чему нас могут научить его книги, почему писателя привлекла тема космоса.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе
проанализированы средства, которыми пользуется автор для привлечения
13 нашего внимания и развития интереса к проблеме космоса, и сделан вывод,
что писатель с помощью интересного сюжета, сказочных и вполне
реальных персонажей, большого количества новых интересных слов автор
создаёт развлекательную, познавательную и информационную книгу.
Вторая глава посвящена теме космоса в книге К. Булычёва «Девочка с
Земли» и использованию произведений писателяфантаста для развития
творчества, фантазии детей и экологии их души. На первом месте у К.
Булычева не машины, изобретения, не космические миры, а Человек,
который несёт ответственность за то, что происходит на земле, и будет
отвечать, когда выйдет за пределы земли, за то, что произойдёт в
космосе.
Фантазия К.Булычёва бесконечна, как и сам космос. Он очеловечил
космос, а Землю и её обитателей сделал частью Вселенной. Главные черты
его героев человеколюбие и общительность, доверие и искренность.
Именно эти качества отличают человека от всех других существ и помогают
нам на земле жить друг с другом, и помогут найти общий язык с другими
цивилизациями. Писатель готовит детей к решению взрослых нравственных
проблем человечества.
Мне тоже интересны идеи космистов, которые говорят, что творческий
человек постоянно находится в процессе роста, призван преобразовать не
только мир, не только природу, но, в первую очередь, себя.
Мне видится, что хорошая учеба, честный труд, добросовестное и
творческое отношение к своим обязанностям, сделают нашу жизнь более
интересной и счастливой, позволят применять свои знания и умения во благо
себе и другим, а книги Кира Булычева помогут в решении проблем
экологизации души и образования человека.
14
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.