Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева
Оценка 4.7

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература +1
6 кл—7 кл
04.03.2018
Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева
Каждый мальчишка в детстве мечтал стать космонавтом, полететь к далеким мирам, встретиться с внеземными существами и найти с ними общий язык. Слова лётчика-космонавта Г.М.Гречко: «Меня и многих моих коллег в космос позвала фантастика», побуждают многих мальчишек к чтению фантастической и приключенческой литературы. Познакомившись с увлекательными историями в книге Кира Булычева «Девочка с Земли», нам захотелось понять, как автору удалось привлечь внимание читателей своими фантастическими произведениями, почему писателя привлекла тема космоса и чему нас могут научить его книги, что и стало целью работы над этой книгой.
Экологические и космогонические идеи в фантастических повесстях Кира Булычева.doc
МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска».      Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева Автор: Вахнин Степан Георгиевич   ученик 6 класс                    Руководитель: Дмитриенко Вера Николаевна                                   учитель русского языка и литературы г. Сосногорск        Содержание 1. Введение                                                                                       стр.3 2. Глава 1 Как? Чему и почему?                                                     стр. 5 3. Глава 2  «Экологическая ниша» нашей души                          стр. 9  4. Заключение                                                                                  стр. 11 5. Список литературы                                                                     стр. 12 2 Введение                Каждый мальчишка в детстве мечтал стать космонавтом, полететь к далеким мирам, встретиться с внеземными существами и найти с ними общий язык. Слова лётчика­космонавта Г.М.Гречко: «Меня и многих моих коллег в космос позвала фантастика» (2), побудили меня к чтению фантастической и приключенческой   литературы,   популярность   которой   можно   объяснить несколькими причинами. Во­первых, интересные, увлекательные сюжеты. Во­ вторых, пробуждение интереса к новым, неизвестным, быстро развивающимся явлениям, открытиям, задумкам ученых. В­третьих, есть прогноз будущего, сегодня фантастического, а завтра уже воплощённого в жизнь.      Современным школьникам скучно слушать  сказки о ковре­самолёте, когда в космос полетели ракеты, о сапогах­скороходах, когда летают сверхзвуковые самолёты.   Очень   многое,   что   было   раньше   в   сказках,   воплощено   в действительности. Многие писатели­фантасты задались целью  «найти пути к детской   литературе,   которая   была   бы   адекватна   поколениям   детей, взращенных телевизором, а потом и компьютером» (7).         Именно такими являются книги Игоря Можейко. В научных трудах он известен  как автор работ по истории Юго­Восточной Азии. Работая научным сотрудником   Института   востоковедения,   он   защитил   диссертацию   по буддизму.   Литературную   деятельность   он   начал,   сотрудничая   с   журналом «Вокруг света»: писал научно­популярные очерки.  Но вдруг ему захотелось поозорничать,   и   в   1965   году   он   написал   рассказ   «Долг   гостеприимства», который выдал за перевод «из бирманского прозаика Маун Сейн Джи». Так началась его писательская карьера.  3 Воспоминания из детства арбатского мальчишки Игоря, который вдоль и поперёк   исходил   Подмосковье,   штудировал   книги   И.А.Ефремова   о палеонтологических   экспедициях   в   пустыню   Гоби,   собирал   обширные коллекции минералов и, конечно же, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками, побудили его путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия и писать книги.        Так появились первые научно­фантастические повести «Остров ржавого лейтенанта»,   «Последняя   война»,   «Великий   дух   и   беглецы».   Они предназначались взрослому читателю, хотя интересны и подросткам.         Но   знаком   этот   писатель   нам   под   псевдонимом   Кир   Булычёв.     Его творчество потрясает своими объемами. Кто­то знает его детские истории о приключениях   Алисы   Селезневой;   кто­то   —   юмористические   рассказы   о жителях   города   Великий   Гусляр;   кто­то   —   «взрослые»   произведения,   научной   фантастики;   кто­то   —   «забойные» написанные   в   традициях   приключенческие подростковые повести об Андрее Брюсе или Коре Орват; кто­то   —   научно­популярные   книги   о   пиратах   Индийского   океана   и правителях Средневековья…      Создавая цикл повестей для детей о девочке Алисе ­ жительнице XXI века, Кир Булычёв соединил сказку и фантастику. Тем не менее, по собственному утверждению писателя, критики отыскали ему другой жанр ­ «экологическую нишу»   оптимистического   детского   фантаста   с   характерным   светлым   и задушевным взглядом на завтрашний день».(8)      Познакомившись с увлекательными  историями, случившимися с Алисой на земле и в космосе в книге «Девочка с Земли», мне захотелось понять,   как Киру   Булычёву   удалось   привлечь   внимание     читателей   своими фантастическими произведениями, почему писателя привлекла тема космоса и чему  нас могут научить его книги, что и стало целью моей работы над  этой книгой. 4 Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе проанализированы   средства,  которыми пользуется автор для привлечения нашего   внимания   и   развития   интереса   к   проблеме   космоса.   Вторая   глава посвящена теме космоса в книге «Девочка с Земли» К. Булычёва и проблеме использования   произведений   писателя­фантаста   для   развития   творчества, фантазии детей и экологии их души.                            Глава 1.    Как? Чему и почему?       Писатель­фантаст Кир Булычёв, работая над захватывающими сюжетами, как мне кажется,  ставил перед собой несколько целей:  ­   донести  полезную и интересную информацию, тем самым   развить         кругозор читателей,  ­   развить воображение и фантазию,   ­  заинтересовать поставленными проблемами, привлечь читателей к их       решению.             Но основной   целью все­таки   является последняя – заинтересовать читателей,   заставить   их   обратиться     к   творчеству   в  собственной   жизни,  в работе, в мечтах и фантазиях,   пробудить у молодых людей интерес к науке.     Как Киру  Булычёву удалось достигнуть этих целей?  На  мой взгляд,  для этого писатель использовал  разные средства: 1. Интересный, увлекательный сюжет. 2. Обычные и совсем необычные герои, которые решают сложные проблемы. 3. Языковые средства: неологизмы, заимствование, излишнее преувеличение, олицетворения, пародию.  1.      По моему мнению, сюжет книги «Девочка с Земли» увлекает не только детей, которые любят всё сказочное, но и взрослых, ведь так любопытно , что там… в будущем,… за пределами Земли. Интересны не только приключения – превращения зверей, зеркальные цветы с памятью, машина времени, разные, не 5 похожие   на   нас,   обитатели   других   цивилизаций,   но   и   то,   как   по­разному относятся к этим приключениям взрослые и дети.      Автор так развивает сюжет, что оторваться невозможно – хочется узнать, что будет дальше. Например, в главе «43 зайца», «Пегас» не смог взлететь. Почему? Удалили весь лишний груз, все посылки, подарки, но корабль не мог тронуться. Оказалось, что на борту 43 «зайца» – одноклассника из школы, которые мечтали посмотреть футбольный матч и ночью тайком проникли на корабль.      2. В этой книге, которую можно назвать и сказкой, и приключением, и фантастикой много персонажей, которых автор заимствовал из этих жанров. Три капитана очень похожи на трёх мушкетёров, приходящих друг другу на помощь.   Громозека,   Глот     и   Весельчак   У.   –   сказочные   персонажи.   Один добрый, неуклюжий, но с огромным сердцем, другой – космический пират, цель   которого   захватить   и   уничтожить.   Ещё   есть   космические   животные, обладающие   необычными   качествами   –   птица­говорун,   невидимые   рыбки, индикатор, меняющий цвет рядом с разными героями, хищная птица Крок. Всё   это   необычные   герои.   Но   на   страницах   произведения   есть   и   обычные люди: профессор Селезнёв, доктор Верховцев,  Полосков, другие земляне.            Автор отобразил каждого героя по­своему: добрых, злых, сильных и слабых.   Больше   всего   симпатии   автор   отдал   главная   героине   Алисе Селезнёвой. Девочка Алиса (так звали и дочь писателя, для которой он и сочинял эти истории), ещё совсем ребёнок, но она храбрая, умная, сильная; «девочка, с которой ничего не случится».      Алиса – дитя 21 века, живая, непосредственная, всегда готовая прийти на помощь   друзьям.   Девочка   очень   много   знает,   часто   разгадывает   сложные космические   загадки,   когда   взрослые   спутники   оказываются   бессильны. Например, в главе «Пропали головасты», огромные двухметровые головасты исчезли, и взрослые несколько раз обыскали корабль. Алиса рассудила так: «Если это  головасты, то потом должны быть лягушки. А лягушата всегда 6 меньше головастиков. Вы ходили по кораблю и искали больших чудовищ. А я сидела   запертая   в   каюте   и   думала:   может   быть,   посмотреть   по   углам   и поискать ма­а­аленьких лягушат».       Детский здравый смысл нередко убедительнее здравого смысла взрослых. Это  такой интересный писательский приём Булычёва: рациональное научное мышление бессильно перед загадками, которые легко отгадывает ребёнок. То,   что   главная   героиня   ­   обычная   девочка,   такая   же,   как   и   мы,   делает историю ещё захватывающей. На всех планетах их жители относились к ней дружелюбно, потому что сама Алиса была дружелюбной, приходила ко всем на помощь, спасала,      ухаживала, кормила животных для зоопарка. Алиса побывала и в прошлом, оказалась  в пустыне, на  других планетах, где было много опасностей, но все испытания она преодолела.          Мне   бы   хотелось   быть   на   месте   Алисы   и   увидеть   разные   планеты, пообщаться с их жителями. Наверно, это несложно сделать: фантазируй и, быть может, когда­нибудь все мечты воплотятся в жизнь. Ведь и   Алиса не только много знала, но и любила придумывать, а это лучший способ сделать свою жизнь интереснее.     3. Одно из средств, которое меня  заинтересовало  –  использование   много необычных,   интересных,   заставляющих   размышлять   слов.   Кир   Булычёв придумал         большое   количество   новых     терминов   и  названий,  которые   с первых   страниц   помогают   стать   участником   всех   событий.  Я     выписал   из книги «Девочка с Земли» некоторые  слова, придуманные К. Булычевым.  Они хорошо распределяются по темам в четыре группы: космический транспорт, приборы   и   вещества,   космические   животные,   национальности   и   профессии людей. Космический транспорт Вездеход­прыгун, автолёт, Приборы, вещества. Видеофон, бластер, Космические животные Национальности, профессии людей Шуша, синебарс, головаст, склисс, Космофилолог, космозоолог, 7 космокатер, винтокрыл, вихролёт, орнитоптер софит, мухокол,говорун, антигравитатор, галактий, сверхтекучая плазма, продуктопровод, пневмопочта паук­ткач­ троглодит, шаровик разнокрапчатый   ушан, едулка,      говорун,      едулка биоискатель, звездолётчик, временщики, фиксианец, лабуцилец, тутекс, шуша ­ шушонок,    шешинериец.      Часть слов легко понимаются. Они образованы из известных корней или путём   сложения,   например,   космозоология,   биоискатель,   космокатер, винтокрыл,   синебарс,   продуктопровод,   монорельс,   или   суффиксов: головаст,  ушан, временщик, едулка, говорун, галактий.    с   помощью       Однако, есть слова, объяснить которые сложно, они вызывают состояние загадочности, непонимания.   Но с помощью этих слов писатель заставляет нашу фантазию и воображение трудиться, представлять, что бы это значило, например: орнитоптер, склисс, бластер, софит. Сложные слова Образованные  с Непонятные слова помощью суффикса космозоология, космокатер,  космофлот, звёздолётчик, едулка,  головаст, говорун,  временщик, винтокрыл, синебарс, вихролётв, видеофон ушан,  шаровик орнитоптер,  склисс,  бластер,  софит,  троглодит, тутексы          Интересно то, что обитатели разных планет и галактик находят общий язык. В это хоть и верится с трудом, но главное, на мой взгляд, желание понять другого. Большинство героев книги «Девочка с Земли» хотя не знают значение  некоторых слов, но все­таки понимают друг друга.               Таким образом, можно   подвести итог, что писатель с помощью интересного сюжета, сказочных и вполне реальных персонажей, большого 8 количества новых, для нас, школьников, интересных  слов автор создаёт и развлекательную,   и   познавательную,   и   информационную   книгу,   которая поможет   заполнить   «экологическую нишу» нашей души.         Я для себя сделал вывод: если жить в гармонии с окружающим миром, стараться понимать ближнего,   развивать свою фантазию, то, возможно, и с тобой могут случится самые необычные истории, и жить в этом мире будет намного интереснее. 2 глава  «Экологическая ниша» нашей души    Мы смотрим фильмы и читаем книги о других цивилизациях, о событиях в далёком будущем, писатели и режиссёры придумывают очень многое, чтобы нас удивить – суперсложные машины, невероятные открытия, экзотических животных, фантастические способности людей. Для чего?    Научиться изобретать или управлять этой техникой с помощью книг нельзя. Вывести какой­то новый вид растений или животных ­ вряд ли получится. Сделаться сразу умным и сильным, как это в книгах бывает с помощью машин времени, мы  не  сможем. Научно­фантастическая   литература  нужна  совсем для другого.  Сначала авторы изобретают фантастические проекты в книгах, а потом в науке эти открытия воплощаются в жизнь. Развитие науки в свою очередь подталкивает литературу к новым «изобретениям».    С начала 20 века   работы К.Э. Циолковского  дали человечеству надежду на то, что оно не останется вечно на Земле, а будет осваивать космос. И с этого   времени   появились   множество   работ   писателей­фантастов   на   тему космоса, ещё не зная, когда осуществиться выход за пределы Земли.      А когда это произошло, и профессия космонавта стала реальностью, то для литературы   космос   перестал   быть   мечтой.   Теперь   это   место   реальных 9 действий. И даже в детской литературе. Причем вопросы устройства мира также волнует и детскую литературу.      Кир Булычёв, автор многих книг для взрослых и детей, является  одним из представителей космогонических идей – разумного устройства мира. В своих книгах     он   очеловечивал   космос,   а   Землю   и   её   обитателей   делал   частью вселенной. Первыми такими произведениями  стали   в 1965 году   сказочные истории о девочке Алисе.     Кир Булычёв  хотел найти путь к современным детям, используя всё то, что уже   было   в   литературе   до   него:   волшебства   –   шапка­невидимка,   машина времени,   зеркальные   цветы,   волшебные   герои   –   добрые   и   злые,   чудесные превращения. Но он  в эту сказку внёс фантастический элемент, причем этот элемент стал самым актуальным с конца 60­х  годов – космический элемент. Автор использует придуманные достижения науки и техники не только для расширения   кругозора   детей.   К.   Булычев   убеждает   нас,   что   где   бы   ни находилась, куда бы ни попадала, с кем бы ни общалась героиня, всегда ей помогали не только ум и смекалка. Главные её черты, как мне кажется, это её человеколюбие и общительность, доверие и искренность.          Именно   эти   качества   отличают   человека   от   всех   других   существ   и помогают нам на земле жить друг с другом, и помогут найти общий язык с другими   цивилизациями.   Например,   когда   Алиса   поверила   продавцу невидимых   рыбок  (её  отец   лишь     посмеялся),  он   подарил   девочке   шапку­ невидимку, которая выручила Алису в дальнейшем.          В   книге   «Девочка   с   Земли»   люди     показаны   разумными,   мудрыми, отзывчивыми. Профессор Селезнёв и его помощники спешат на помощь ко всем   обиженным.   Автор,   придумывая   свои   истории,   хотел   научить   нас терпимо  относиться  к  людям  разных  национальностей,  разных  возрастов   и профессий, к существам с разных планет.     Значит, на первом месте в книге К. Булычева   не машины, изобретения, не космические   экзотические   миры,   а  Человек,   который   несёт 10 ответственность   за   то,   что   происходит   на   земле,   и   будет   отвечать, когда выйдет за пределы Земли, за то, что произойдёт в космосе.      Фантазия Кира Булычёва бесконечна, как и сам космос. Мне   интересно прочитать   и   другие   произведения   писателя,   посмотреть   мультфильмы   и фильмы, снятые по его  книгам. В них можно увидеть   героев и сравнить со своими     придуманными   образами.   (За   сценарии   к   мультфильмам   «Тайна третьей   планеты»   и   «Два   билета   в   Индию»   Кир   Булычёв   получил Государственную премию в 1982 году.)                                                                    Заключение          В книге «Девочка с земли» много забавных приключений Алисы. Где только не побывала  девочка со своими друзьями! И  почти на каждой планете их встречали дружно, хотя были и такие, где  враждебное отношение ко всем, уничтожало жизни на этих планетах.     Значит, автор хотел  сказать, что дружба – главное качество не только у нас   на   планете,   но   и   на   многих   других.   Все   произведения   писателя заканчиваются благополучно, как  большинство сказок.  Но успех и удача это не   только   сказочное   достижение.   Сколько   надо   усилий,   чтобы   придумать такие весёлые и познавательные книги.   Если бы не было такой литературы, наши   представления   о   космосе,   возможно,   не   побуждали   бы   к   развитию творчества и фантазии.       А фантазии человека столь же огромны, как и Вселенная,  про которую мы в основном   узнаем с помощью книг. Однако эта информация: изобретения, открытия,   прогресс   не   является   самоцелью   научной   фантастики.   Она нацеливает нас на решение и нравственных проблем. 11 Писатель Кир Булычёв в детских фантастических произведениях готовит детей к решению взрослых будущих проблем человечества. И мне, как и Киру Булычеву,   интересны   идеи   космистов,   которые   говорят,   что   творческий человек   постоянно находится в процессе роста,  призван преобразовать не только мир,  не только природу,  но, в первую очередь, себя.        Мне   видится,   что   хорошая   учеба,   честный   труд,   добросовестное   и творческое   отношение   к  своим   обязанностям,  любознательность       сделают нашу жизнь более интересной и счастливой, позволят применять свои знания и умения   во   благо   себе   и   другим,   а   книги   Кира   Булычева  могут   быть использованы в решении  проблемы экологизации  образования человека.                                           Список литературы 1.Кир Булычёв. Девочка с Земли. М . 2002г. ­ 428с. 2.Балабуха   А.Д.,   Бритиков   А.Ф.   Сверкающий   сплав   мечты   и   теорий//О литературе для детей. Вып.30.Л.Детская литература. 1987. ­ с.91­ 96. 3. В мире фантастики: Сборник статей/ Состав.А.Кузнецова. М. «Молодая гвардия», 1989. ­ 238с. 4. Минералова И.Т.. Детская литература. М. Вгадос 2002. ­ 176с. 5. Мир глазами фантастов. М.Книга. 1986. ­  176с. 6. Миры Кира Булычёва. М. 2000. ­  448с. 7. Писатели нашего детства. 100 имён. Биографический словарь в 3 частях. Ч.1.­ М.  Либерея, 1999. ­  432с.   Тубельская   Г.   Н.   Сто   имён: 8. Биобиблиографический   справочник.   Ч.   1   А–Л,   М:   Школьная   библиотека,   Детские   писатели   России. 2002. ­  192с. 12 Тезисы Автор:        Вахнин Степан  Георгиевич 6  класс   МОУ «Кадетская школа г. Сосногорска» Экологические и космогонические и идеи в творчестве Кира Булычева        Современные писатели­фантасты задались целью «найти пути к детской литературе,   которая   была   бы   адекватна   поколениям   детей,   взращенных телевизором, а потом и компьютером» (7). Именно такими являются книги Игоря Можейко (псевдоним Кир Булычёв).   Он  нашел путь к современным детям, используя всё то, что уже было в литературе до него: волшебства, чудесные превращения, приключения и др. Создавая цикл повестей о девочке Алисе,   К.   Булычёв   внес   в   него   космический   элемент,   соединив   сказку   и фантастику.   Однако   по   собственному   утверждению   писателя,   критики отыскали ему  «экологическую нишу» оптимистического детского фантаста с характерным светлым и задушевным взглядом на завтрашний день» (8).       Познакомившись с увлекательными  историями, случившимися с Алисой на земле и в космосе, я задался  целью  понять,   как    Киру Булычёву удалось привлечь   внимание     читателей   своими   фантастическими   произведениями, чему нас могут научить его книги, почему писателя привлекла тема космоса.          Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе проанализированы   средства,  которыми пользуется автор для привлечения 13 нашего внимания и развития интереса к проблеме космоса, и сделан  вывод, что   писатель   с   помощью   интересного   сюжета,   сказочных   и   вполне реальных персонажей, большого количества новых интересных  слов автор создаёт развлекательную, познавательную и информационную книгу.        Вторая глава посвящена теме космоса в книге К. Булычёва «Девочка с Земли»   и   использованию   произведений   писателя­фантаста   для   развития творчества, фантазии  детей  и экологии  их  души.     На  первом  месте  у К. Булычева   не   машины,   изобретения,   не   космические   миры,   а  Человек, который несёт ответственность за то, что происходит на земле, и будет отвечать,   когда   выйдет   за   пределы   земли,   за   то,   что   произойдёт   в космосе.             Фантазия   К.Булычёва   бесконечна,   как   и   сам   космос.  Он   очеловечил космос, а Землю и её обитателей сделал частью Вселенной.    Главные черты его   героев   ­  человеколюбие   и   общительность,   доверие   и   искренность. Именно эти качества отличают человека от всех других существ и помогают нам на земле жить друг с другом, и помогут найти общий язык с другими цивилизациями.  Писатель готовит  детей к решению взрослых нравственных проблем человечества.         Мне тоже интересны идеи космистов, которые говорят, что творческий человек   постоянно находится в процессе роста,  призван преобразовать не только мир,  не только природу,  но, в первую очередь, себя.      Мне   видится,   что   хорошая   учеба,   честный   труд,   добросовестное   и   творческое отношение к своим обязанностям,     сделают нашу жизнь более интересной и счастливой, позволят применять свои знания и умения во благо себе   и   другим,   а   книги   Кира   Булычева  помогут   в   решении     проблем экологизации  души и образования человека.   14

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева

Экологические и космогонические идеи в фантастических повестях Кира Булычева

Экологические  и космогонические   идеи  в фантастических повестях  Кира Булычева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018