Кожухова Марина Григорьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа г. Бирюча»
Экологические игры и задания
Вопросы и задания на распознавание природных объектов и
явлений, закрепление знаний о них.
Кто прилетал к кормушке?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, пшена, подвесил не большой кусочек сала и стал наблюдать. Сначала шумной стайкой прилетели небольшие серенькие птички. Они весело чирикали и клевали крошки хлеба и пшено.
За ними прилетели птички с желтыми грудками и черными галстучками. Они тоненько попискивали и забавно сидели на веточке, где висели кусочки сала.
Когда на кормушке осталась одна рябина, птицы разлетелись. И тогда подлетели пушистые серовато-бурые птицы с красными грудками. Концы хвоста, крыльев и голова были у них черно-синими, а на крыльях белые полоски. После их посещения ягод на ветке не осталось.
Вопрос: какие птицы прилетали к кормушке? Покажите их изображение на картине, на рисунках. Для закрепления знаний о растениях леса детям предлагается заполнить таблицу «Растения леса»:
Деревья Кустарники Травы
Вопросы и задания на выявление универсальной ценности природных объектов и явлений.
Твой обед.
Какие животные и растения дали тебе пищу?
Борщ с мясом и со сметаной: …
Белую булочку с изюмом: …
Кашу манную на молоке с сахаром: …
Чай с сахаром: …
Могут ли люди жить без природы?
На этот вопрос один старшеклассник сказал:
- Сейчас – нет! Но придет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу, и они смогут жить без природы.
Прав ли старшеклассник? А как бы ты ответил на этот вопрос? Почему?
Дополни предложение: Люди не могут жить без природы, потому что она…
Вопросы и задания на закрепление правил поведения в природе.
Весенний плач.
Видели, как весной плачут березы? Как стекают по белым стволам прозрачные «слезы», а иногда бегут ручейком и даже речкой, если чья-то жестокая рука тяжело ранит ствол…
Что вы предлагаете, что бы не гибли березы? Нарисуйте плакат, призывающий к охране березовых листов.
Как беречь хлеб?
Можно класть на стол огромные ломти хлеба, а потом безжалостно выбрасывать недоеденное.
А можно и так, как делали раньше русские крестьяне: съедали полностью отрезанный ломоть, и даже крошки собирали со стола.
А еще можно…
Предложите свои варианты бережного использования хлеба.
Девочки в лесу.
( по В.А. Сухомлинскому)
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Лида собрала остатки пищи, бумагу и бросила их под куст. Оля свернула газету, взяла кулек и положила все это к себе в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Лида. Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
Оля тихо ответила подруге: …
Что, по-твоему, ответила Оля? Кто поступил правильно?
Учителю необходимо обсудить приведенные ситуации, взятые из реальной жизни, дать оценку поведению людей в тех или иных случаях, дать учащимся в нужный момент ряд заданий, например:
1. Напишите о своих хороших и плохих поступках по отношению к природе.
2. Составьте рассказы (или нарисуйте плакаты) о том, как надо вести себя в природе:
Когда ты обнаружил птичье гнездо;
Когда встретишь в лесу маленьких детенышей;
Когда встретишь красиво цветущие растения;
Когда собираешь ягоды (грибы);
Когда увидишь в лесу муравейник;
Когда завтракаешь на лесной поляне;
Когда увидишь поврежденные березы.
Практические задания.
Телеграмма из лесу.
(по В.Бианки)
- Мы – первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень. Какой ответ вы пришлете на эту телеграмму? Сможете ли оказать помощь деревьям и какую?
Умеете ли вы кормить птиц!
Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не двигаться.
Запомни правила подкормки птиц!
1. Во время подкормки не сорите! Не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3. Корма в кормушках должно быть не много, и только нужного птицам.
4. Чем можно кормить птиц? Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняете ли вы эти правила?
После прочтения рассказа А.Иванченко «Гнездышко» предложить детям ответить на вопрос: Почему же ласточки не вернулись к своему родному гнездышку?
Чтение рассказа А. Иванченко «Гнёздышко»
Заглянул как-то Сережа в сарай. Захотелось узнать ему, что там делают ласточки. Почему они то влетают, то вылетают. Смотрит, а ласточки в сарае лепят гнездо из глины. Сережа побежал к старшему брату.
- Братишка! А у нас в сарае ласточки делают гнездо, - радостно выпалил он.
- Пусть делают, - ответил брат. Скоро они снесут яички. Потом из яичек вылупятся маленькие птенцы.
Когда гнездо было уже готово, Сережа опять зашел в сарай, подставил лестницу и полез к нему. Заглянул, а там лежит одно яичко, такое рябенькое, такое маленькое.
- Ой, какое хорошее! – воскликнул Сережа. Возьму его себе, а ласточки для себя еще снесут, и положил яйцо в карман.
После этого Сережа каждый день заглядывал в сарай, но ласточки почему-то вдруг перестали туда летать.
- Почему они не прилетают и яичек больше не несут? Может быть, их кто-нибудь убил? – спросил Сережа брата.
- Наверное, кто-то гнездо разрушил. Пойдем, посмотрим.
- Нет, гнездышко целое. – А кто же взял яичко? – спросил брат. Ведь по этому они и не прилетают. Щеки у Сережи залились румянцем.
«Положу яичко назад в гнездышко», - подумал он и торопливо забрался по лестнице к гнезду. Положил яичко и сел на порог сарая. Целый день просидел, следил за каждой птичкой, но ласточки так и не прилетели.
Как бы вы озаглавили рассказ?
Как вы относитесь к поступку Сережи?
Берегите жаб и лягушек.
Весенние лягушачьи «хоры» хорошо знакомы, наверное, всем. Лягушки на столько распространены и привычны, что трудно представить без них лес, луг или речку. А между тем во многих странах самые обыкновенные лягушки стали уже редкостью.
Весной эти животные, ведущие скрытый образ жизни во влажных местах, должны собраться в водоемах, что бы отложить яйца (икринки). После их откладки лягушки вновь возвращаются к месту постоянного обитания. Такие путешествия приводят к значительной гибели их от людей и, в первую очередь, под колесами автомобилей…
Какой дорожный знак, предупреждающий о том, что на дороге лягушки, ты нарисуешь?
Такие задания формируют активную жизненную позицию, приучают к экологически грамотному поведению в природе.
Особую роль в воспитании ответственного отношения к объектам природы занимают игры и специальные педагогические ситуации, наполненные экологическим содержанием.
Игры в современной педагогике рассматриваются как элементы в системе активных методов обучения и воспитания. В их числах загадки, воображаемые путешествия. Они помогают детям освоить знания о природном окружении, о правилах поведения в природе.
Некоторые из игр можно использовать при проведении устного счета, при повторении правил. Есть игры, которые можно проводить в течении всего урока как заочное путешествие на лесную полянку, на озеро, луг. Цель игр – познакомить детей с основными проблемами охраны природы и путями их решения. Из урока в урок учащиеся получают достаточную информацию о природных закономерностях – экологических правилах.
«Помоги шмелю».
Жил-был маленький шмель, радовался солнышку, теплу, но больше всего любил цветы. У шмеля был свой любимый цветок, где он любил отдыхать. Уж очень хорошо пахло от этого желтого цветка!
Но однажды, когда шмель как всегда отдыхал на своем цветке, на полянку прибежали ребята, стали бегать, кричать, рвать цветы. Шмель едва успел улететь, а его любимый цветок был сорван. Полетел шмель искать свой цветочек и нашел его. Он склонил свою желтую голову, и не было у него прежнего запаха, он был не похож на себя. Цветочек просто умирал. Грустно стало шмелю. Вот этот шмель и прилетел к нам, ребята! Мы должны помочь ему. Если мы выполним все задания, появится целая поляна цветов. (Сказку используют для устного счета.)
«Наряжайся, елка!»
В лесу родилась елочка,
В лесу должна расти,
Не нужно рубить елочку
И в дом ее нести.
В лесу так елке весело,
Метель поет ей песенки,
Укрыты веточки снежком,
Стоят все елочки рядком.
Не мерзнет елочка зимой,
Не просит брать ее домой.
Идите в лес вы к елке сами,
И праздник встретьте там с друзьями.
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи,
И в своем доме наряди!
- Лесовичок принес нам в подарок искусственную елочку, мы ее нарядим. (За правильный ответ на елку вешаю игрушку.)
«Белкины запасы»
Летом злой охотник прострелил белочке лапку. Все лето проболела белочка, лечила свою ранку соком трав. И вот уже осень, впереди зима. Как быть белке без запасов? (За правильный ответ на ветку вешаю гриб, орех, шишку, ягоду.)
«Сажаем лесок»
(Дети знакомятся с названиями деревьев)
- Сегодня к нам пришел Лесовичок, хозяин леса. Плачет он, говорит, что совсем перестали люди беречь природу: деревья рубят, гнезда разоряют, грибницы разрушают. Обидеть может всякий, защитить – не каждый!
Просил Лесовичок пощадить природу, беречь лес, птиц и все остальное. И что бы каждый из нас посадил свое дерево. Мы посадим с вами пока лес игрушечный, но обязательно посадим и настоящий.
Важным средством развития действенного отношения учащихся к природе служит проблемное обучение. Поэтому в практике организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками желательно использовать различные побуждающие приемы, способствующие развитию любознательности, интереса, поиска решений.
«Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой».
- Хорошо ли жилось лягушонку дома у мальчика и почему?
Такие задания, направленные на развитие умений оценивать состояние природной среды, поступки людей, результаты природопользования, очень важны в воспитании отношения к природе. При их выполнении учащиеся сталкиваются с проблемой поведения человека в природной среде, выражают свое отношение к событию, предлагают свое решение, мотивируют его.
Учебные задания экологического содержания предполагают широкую опору на межпредметные связи, что позволяет влиять на развитие всех сторон отношения младших школьников к природе. К примеру, при изучении вопросов о воде в природе и формировании бережного к ней отношения на уроках математики предлагается следующая задача:
«В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 минут набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1ч.? В течение суток? Если в 1л. 5 стаканов. Какой вывод можно сделать из этого?»
В каждый урок математики необходимо включать хотя бы одну задачу, рассказывающую об охране природы.
В период изучения нумерации чисел первого десятка можно предложить учащимся такие задачи:
1. Ребята посадили около школы 7 кустов сирени, а шиповника на 3 куста больше. Сколько кустов шиповника посадили ребята?
2. На стебельке сидели 9 комаров. Одного комара съела лягушка. Сколько комаров осталось?
3. На поляне росло 3 липы и несколько берез. Всего 7 деревьев. Сколько берез росло на поляне?
4. У комара 6 ног, у паука – 8. На сколько больше ног у паука, чем у комара?
5. 6 лисят спасаются от охотника. Несколько лисят спрятались в норе, а два убежали? Сколько лисят спряталось в норе?
Таких задач можно придумать множество. Детям они нравятся. Они делятся впечатлениями и составляют свои задачи.
Во II и последующих классах дети более активны. Они сами с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.
К отбору заданий для урочных занятий требуется более строгий подход: они должны сочетать элементы увлекательности и познавательную ценность, заключающуюся в их экологическом содержании. В то же время они должны соответствовать возрастным возможностям учащихся данного класса.
Решение задач, заданий на экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек – это тоже часть природы, и от его отношения к ней зависит его будущее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.