МБОУ «Сивинская СОШ»
Экологический праздник
«День Земли»
(для 7-8 классов)
Автор проекта:
Коняева М.Б.,
учитель биологии
Сива, 2022
Сценарий праздника «День Земли»
Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Задачи:
обучающие:
- получать и закреплять экологические
знания;
- расширять знания об окружающем мире;
- формировать экологическую культуру, чувство ответственности.
развивающие:
- развивать мышление обучающихся, учить сравнивать, обобщать, наблюдать;
- развивать творческие способности;
- развивать коммуникативные способности.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создавать атмосферу доброжелательности между участниками команд;
- воспитывать потребность сохранения экологического равновесия в природе.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями для каждой команды), памятки, видеоклипы
Технологии: игровые, развивающего обучения, частично-поисковый.
Методы и приемы: словесный, наглядный, проблемного обучения, практический.
Выступление экологического театра «Последний Герой»
Действующие лица:
Герой 1
Герой 2
Герой 3
Герой 4
Герой 5
Дикари 1,2,3,4,5,6.
Вождь дикарей.
Ведущий.
(Звучит музыка "Последний герой». На поляне сидят герои и размышляют)
1: Ну вот, все люди сидят сейчас в своих теплых и уютных квартирах, смотрят телевизор ужинают…
2: Да, жаркое наверно
3: Нэт, курочку печеную, с яблоками.
Все: У-у-у-у-у!
4: Хватит вам! И так, кушать хочется - деться некуда.
5: Посмотрите, у нас лягушки еще остались?
(Герой 1 смотрит в сумку)
1: Неа-а-а-а-а. Съели уже всех....
Все: Ээ-э-э-эх!
2: Сейчас хотя бы червячка или личинку скушать...
3: Уже и их нет....
4: А помнишь, на уроках биологии ты кривилась когда нам о личинок рассказывали... а теперь…
(Герой 5 ходит по поляне и что-то ищет)
5: Смотрите! Смотрите! Там червячок.
(Все сбиваются в кучу, пытаются его найти, отталкивая друг вторая)
1: Эх, упустили...
2: А кушать-то как хочется. А все началось с того, что нас пригласили принять участие в программе "Последний герой". Сначала все было хороший, но потом что-то случилось…Пропали все камеры, все ведущие. Похоже, что о нас все просто забыли.
3: Может быть, нужно остров детально разведать. Наверняка что-нибудь найдем!
4: Хорошее предложение, идем!
(Звучит музыка, герои идут по сцене, и все разглядывают. Находят озеро)
1: Ух-ты! Смотрите, какое красивое озеро.
2: Воды такая чистенькая, прозрачная.
1: Камыши такие высокие, зеленые… ой, тростник правильно, нас так на биологии учили.
2: Вон там рыбки плавают, крупные.
3: Давайте найдем крючок и попробуем поймать хотя бы одну рыбку.
4: Идите, а я здесь пока посижу.
(Все герои ушли, остался четвертый, приходят и удивляются)
5. Ого... что с озером случилось?
1: Интересно, почему камыши завяли? Ой, тростник.
2: Почему вода такая черная, грязная, вонючая?
3: И все рыбки почему-то вверх пузиком плавают…
4: Да, я вот здесь сижу и думаю, стирать мнет ли второй носок или нет!
(Показывает носок, все подбегают к нему и ругают)
1: Что-ж теперь делать, пойдем то дальнейшее!
(Звучит музыка, герои идут по сцене все рассматривают)
2: Вот, смотрите, какая чудесная поляна! Давайте здесь остановимся!
(Звучит пение птиц)
1: Может быть, попробуем шалаш сделать, сейчас веточек наломаем… (ломает ветки)
2: (собирает цветочки) Вот букетец из цветочков сделаю, совсем как дома, в городе…
(Подносит к лицу, нюхает и выбрасывает)
2: (Пугает птиц) Что вы здесь раскричались, птицы! Толку вот вас нет, даже если поймать, все равно не наешься.
3: (топчет муравейник) Муравьев здесь развелось! Что за остров, одни бесполезные животные!
(Пение птиц прерывается)
1: Слушайте, мнет кажется, что здесь что-то не так.
(Выбегают с криками дикари – туземцы с мордами
робегают два круга вокруг героев и обматывают их веревкой)
1: А мнет говорили, что остров необитаемый...
2: Теперь, кажется, понятно, куда делись все журналисты и ведущие…
3: Ну вот, мы и доигрались.
(Туземцы трясут копьями и кричат "съедим". Выходит, вождь, туземцы кланяются)
1: О, большой повелитель острова гармонии. На нашу землю пришли бледнолицые чужестранцы.
2: Мы не хотели их трогать, но они нарушили гармонию нашего острова!
3: Да, они сорвали ветви с нашего священного дерева, даже не использовали их для жилья.
4: Да, они сорвали наши священные цветы, ароматом и красотой которых мы любуемся весь сезон. И только для того, чтоб собрать их вместе и поднести к своим бесстыжим глазам!
5: Да! Они нарушили пение наших птиц и разломали жилище муравьев, которые им ничего не сделали!
1: Они загрязнили наше священное озеро
Все: Ууужас
Вождь: Да, бледнолицые действительно странно себя ведут! Затруднительно себя представит, чтоб разумные существа так дико обращались с живой природой… Наверно они не разумные, а раз не разумные – то давайте их съедим, чтоб больше не нарушали гармонию на нашем острове.
Все дикари: Съедим, съедим, съедим!!!!
Герои…
1: Стойте, подождите…
2. Вы делаете поспешные выводы.
3: Мы разумные, даже очень, мы пришли с цивилизации, мы знаем Интернет, компьютеры.
1: У нас в огородах все так делают.
2: И даже хуже: бумажки кидают, жвачки плюют ДЕРЖАТ диких животных в зоопарках.
Вождь: Какой ужас, я не удивлюсь если скоро в вашей "цивилизации" не останется ни одного уголка живой природы. Не удивительно теперь, что вы так себя ведете, ведь вас воспитывали без природы – а значит – без души. Но мы вас все равно съедим … Хи-хи-хи.
Дикари: Съедим, съедим!!!
1: Нэт, подождите, мы хорошие…
2: Мы исправимся….
3: Мы же не знали что так нельзя…
Ведущий: Уважаемые зрители! Надо спасти героев вот туземцев! Для этого вы должны назвать 10 правил поведения в природе!
Герои: помогитееееее!!!
(Дети поднимают руки и называют 10 правил. (Например: не ломать деревья; не жечь костры; не рвать цветы; не оставят после себя мусор; не пугать животных громкой музыкой, криком; не разорять жилища птиц, муравьев; не ловит зверей; не загрязнять воду; не рвать редкие растения, любит и беречь природу!)
Вождь: Да, уже лучше. Теперь запомните эти правила и никогда! Никогда! Не нарушайте их, где бы вы не находились – в себя во дворе или на необитаемом острове.
Герои: Так вы нас отпустите домой?
Вождь: Может, и отпустим, только вы должны развеселить моих соплеменников, которых огорчили своим поведением, в вашем мире говорят: "Возместить моральный ущерб".
1: Да, да мы сейчас все организуем!
2: (совещаются) Что бы им показать?
3: Придумали! Сейчас мы вам покажем, как танцуют у нас – в цивилизации!
(Танцуют современный танец)
Вождь: Хороший, чужестранцы – идите себя с миром! Я даже дам вам каноэ и компас, чтоб вы успешно добрались домой.
Все герои: Ура!!!!
(Звучит музыка. Герои садятся в каноэ, гребут, и, вдруг, загрустили…)
1: Что-то мнет как-то не по себя, похоже, что мнет не хочется уезжать отсюда.
2: Ты знаешь, мнет тоже. Здесь так хороший, воздух свежий, красота вкруг – одним словом – гармония.
1: Надо будет рассказать о нашем приключении всем, всей нашей цивилизации и попросить людей всего мира создавать гармонию там, где они живут!
2: Давайте будем отмечать каждый год наше счастливое возращение и назовем новый праздник – День Земли.
Ведущий 1. Добрый вечер, жители прекрасной голубой планеты. Сегодня у нас праздник – день нашей матушки Земли. И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые, и гости, и участники. Мы рады приветствовать всех!
Ведущий 2. Что это за праздник – день Земли? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей прекрасной планете (слайды о природе). Все это наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие, синие моря. А жителей на ней не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные.
Чтобы напомнить людям о красоте нашей земли, и существует этот праздник!
Ведущий 3. Но планета огромна. И за целую жизнь не может человек обойти ее всю. От края и до края. Но свой край, в котором родился, должен узнать человек. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками вечера, знают и любят родную природу. Мы желаем им сегодня удачи!
Ведущий 5.
Земля
– наш общий дом,
Наш добрый дом,
Просторный дом,
Мы
все с рожденья в нём живём!
А какая она - Земля?
Ведущий 1. Есть на Земле огромный дом
Под
крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес
и морской прибой.
Ведущий 2.Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый
звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
и
все твои друзья.
Ведущий 3.Куда б дороги ни вели,
Всегда
ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся
этот дом.
Ведущий 4.Посмотри, как он хорош,
Дом,
в котором ты живёшь!
Край, который с детства дорог,
Родиной
зовётся.
Посмотри, как он хорош,
Край,
в котором ты живёшь.
Клип «Как прекрасен этот мир»
Ведущий 5.Сегодня, путешествуя по лабиринтам наших конкурсов и игр, вы попадете в разнообразный и неповторимый мир природы, встретитесь с редкими, загадочными и неожиданными гранями живого мира. Все это мы посвящаем нашей имениннице – Земле! Желаем вам удачи!
Оценивать конкурсы будет компетентное жюри в составе:
Итак, начинаем.
Ведущие:
1 конкурс. Визитная карточка команд. ( Домашнее задание) 5 баллов.
2 конкурс. Разминка.
Сегодняшнее население – общество суперпотребителей. Подсчитано: что на каждого из нас в год затрачивается 20 т. сырья , 97% идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии люди еще долго обречены, жить среди рукотворных памятников своей беззаботности.
Конкурс « Не спешите выбрасывать свое будущее (или отходы).(1 -5 баллов)
«Устами младенца»
1. 1) У меня очень много игрушек сделано из нее.
2) Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3)Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4) Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
5) Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(пластмасса)
2. 1) Ее изобрели китайцы.
2) У нас ее получают из дерева.
3) Она легко горит.
4) Из нее получается очень много мусора.
5) На ней обычно рисуют и пишут.
(бумага)
3.1) Его делают из песка.
2) Чаще всего оно прозрачное.
3) Когда падает, оно разбивается.
4) Если его нагреть, оно становится тягучим.
5) Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(стекло)
4.1) Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2) особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3) От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, и от этого его становится еще больше.
4) Его издают разные приборы, машины.
5) Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды. Если его много, он вызывает опьянение и действует, как наркотик.
(шум)
5.1) Этого почти не видно.
2) Его много в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3) От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
4) Это могут собрать на свои зеленые листья зеленые растения.
5) В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
( газовые отходы)
6. 1) Это получается, когда становится старым или ломается.
2) Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3) Это можно сдать и за это получить деньги.
4) Из этого можно сделать что – то новое.
5) Это бывает черным и цветным.
(металлолом)
7. 1) Это всегда черного цвета.
2) Она выделяется при горении.
3) У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
(сажа)
8. 1) Это легче воды.
2) В речке этого много, когда моют машины.
3) Это мешает дышать рыбам.
4) Его надо удалять с поверхности воды.
(машинное масло)
3 конкурс. «Если вы сбились с дороги»
Ведущий 1: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда получает свой ориентир?
1. Вы в лесу немного
заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?
(Башня
муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
2. Перед вами только сосна и ель. Как
сориентироваться?
(Смолы на
стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
3. Вам стал попадаться подорожник...
(Значит
где – то рядом тропа)
4. Вы собирали ягоды и заблудились.
Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг?
(Самая спелая
ягода расположена на южной стороне)
5.Перед вами муравейник. Как сориентироваться? (южный склон «муравьиного дома» − более пологий, нежели северный.)
6.Как можно сориентироваться по коре дерева? (с северной стороны древесная кора более темная и грубая).
7.Перед вами грибы на деревьях. Подскажут ли они вам дорогу? (грибы на деревьях чаще вырастают с северной стороны стволов).
8.Как помогут листья деревьев сориентироваться в лесу? (листьев с южной стороны больше и они более густые, на северной же стороне листьев меньше).
4 конкурс. «По страницам Красной Книги»
Определить представителей флоры, занесенных в Красную книгу.
(по 5 подсказкам). С первой подсказки команда получает 5 баллов, со второй-4, соответственно-3,2,1 балл. Если команда ошибается, за каждую ошибку – минус 1 балл.
1 подсказка.
Нимфея – научное название этого растения. По преданиям в нее превратилась одна из дочерей всемогущего бога Зевса – прекрасная Нимфа.
2 подсказка.
По цветкам этого растения можно определить время.
3 подсказка.
Красивы плавающие по поверхности воды листья растения – крупные, темно – зеленые, блестящие, словно, лакированные.
4 подсказка.
Цветки белые.
5 подсказка.
Это цветок русалок, обитатель тихих, спокойных вод. (Кувшинка белая)
1 подсказка.
Цветки на длинных стеблях, которые постоянно раскачивает ветер весенний.
2 подсказка.
Цветки могут быть чисто – белые, с голубым оттенком, и желтые.
3 подсказка.
Это растение не боится соседства холодных снежных сугробов, торопится порадовать всех своим цветением.
4 подсказка.
Растение встречается не повсеместно, является охраняемым в нашей местности.
5 подсказка.
Растение одним из первых появляется после долгой зимы. (Ветреница).
Вопросы для болельщиков.
1. Она издает звуки, похожие на рев быка. (Выпь)
2. На его оперении богиня Гера разместила все сто глаз Аргуса. (Павлин)
3. Именно эта птица является частью музыкального инструмента. (Гриф)
4. А эта птица - однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь)
5. У этих нелетающих австралийских птиц яйца высиживают самцы. (Страус эму)
6. Считается, что, когда погибнет последний из этих пернатых «служащих» Тауэра, погибнет и Англия. (Ворона)
7. Эта птица с одинаковым усердием подстерегает рыбу у воды, мышь у норы и лягушку на болоте. (Цапля)
8. Именно он стал символом добра и счастья. (Аист)
5 конкурс «Народная мудрость».
Объяснить с биологической точки зрения народные пословицы и поговорки:
1. Не беречь поросли, не видать и дерева.
2.От дурного семени, не жди хорошего племени.
3. Без воды - земля пустырь.
4. Снег глубок - хлеб хорош.
5. Возле леса жить - голодному не быть.
6. Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.
7. Если одна ветка обломится, другая даст побег.
8. От яблони яблоко, от ели шишка.
Ведущий: А сейчас, ребята, будет самый трудный 6 конкурс – блиц. Командам по очереди я буду задавать по 10 вопросов. Ваша задача – дать ответы на как можно большее их количество. Время на ответы – 1 минута. Жюри готовит секундомер.
*Какое растение дает лучший мед? (Липа)
*Название какого растения связано со
звоном? (Колокольчик)
*Соком каких растений выводят бородавки? (Чистотелом)
*Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
*Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
*Где раки зимуют? (В норах, по берегам рек и
озер)
*Какая самая крупная летающая птица? (Дрофа,
лебедь)
*Какая самая мелкая птица? (Колибри)
*Самое быстрое животное сушит? (Гепард)
*Кто больше всего ест? (Мотылек Полифемус)
*Какая птица иногда кричит как кошка? (Иволга)
*Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Паук серебрянка)
*Назовите хищные растения? (Росянка пузырчатая)
*Самые долголетающие птицы? (Черные крачки. Они могут
находиться в воздухе в течение 3 -4 лет после вылета из гнезда)
*Какое самое маленькое плотоядное животное
суши? (Горностай)
*Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)
* Какой зверек вьет гнездо на траве и в
кустах? (Мышь –
малютка)
*Каких птиц больше всего на земле? (Домашних кур, воробьев)
*Какая нить в природе самая тонкая (Паутина)
*Косой ли заяц? (Нет)
*Какая змея самая большая? (Анаконда)
*Кто сильнее лев или тигр? (Тигр)
*Какая змея плюется? (Кобра)
*Где у кузнечика ухо? (На ноге)
*У кого самый большой язык? (У Муравьеда)
*Какого цвета хамелеон? (Разного)
*Какая самая высокая трава? (Бамбук)
*Какие ноги у жирафа длиннее – передние или
задние? (Передние)
*Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло)
*Чем блеет бекас? (Хвостом)
*Сколько ног у паука? (Восемь)
*Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик)
*Какая птица носит название танца? (Чечетка)
*Какое растение носит название глаза
птицы? (Вороний
глаз)
*Название, какого цветка состоит из частицы,
предлога и сторожевой будки?
(Незабудка)
*Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
*Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
*Какой зверь после еды зубы чистит? Полощет
водой? (Тигр)
*У каких птиц крылья покрыты не перьями, а
чешуей? (У
пингвина)
*Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
*Всегда ли рак движется назад? (Нет, к пище устремляется
вперед)
*Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
*У кого шея имеет больше позвонков у жирафа или
у свиньи? (Одинаково)
*Какая птица совсем не имеет крыльев? (Киви – киви)
*У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
*Растет ли дерево зимой? (Нет)
*Какой цветок раскрывается только ночью и
ароматно пахнет?
(Душистый
табак)
*Умеют ли слоны плавать? (Да)
*Какой снег быстрее тает – чистый или
грязный? (Грязный)
*Какая лесная птица резко меняет цвет своего
оперения весной?
(Белая
куропатка)
*Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
*У каких певчих птиц самцы желтые, а самки
зеленые? (У
клестов)
*Что вниз головой растет? (Сосулька)
*Весной или летом цветет сирень? (Весной)
*Спит на земле, утром исчезает (Роса)
*Что это за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
*Что делает зимой еж? (Спит)
*Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под
лед? (Олепка)
*Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
*Когда температура воробья ниже – зимой или
летом? (Одинаковая)
*Кто зимой голоден, а летом сыт? (Волк)
*У кого скелет снаружи? (У насекомых, раков и других
членистоногих)
*Что птицам страшнее – голод или холод
зимой? (Голод)
* Вороне через три года что бывает? (Четыре года)
*В пруду купался, а сух остался. (Гусь, утка)
*Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
*Куда осенью деваются бабочки? (Большинство гибнет, другие
забиваются в щели)
*У кого осенью детеныши родятся? (У зайцев)
*Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)
*Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клена)
*Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Гадюка)
*Птенцы, какой птицы шипят в дупле, как
змеи? (Вертиголовки)
*Сколько крыльев у жука? (Две пары)
*Какая рыба может превращаться в шахматную
доску? (Камбала)
*Какая самая маленькая птица в России? (Королек)
*Какая птица сама себя называет? (Утка кряква)
*Кит - рыба или зверь морской? (Зверь морской)
*Какое животное на дне морском на цветок
похоже? (Актиния)
*Какая рыба по внешнему виду напоминает
шахматную фигуру? (Морской конек)
*Назовите город, носящий имя рыбы? (Судак, Калуга).
7 конкурс. Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается последний конкурс. В качестве домашнего задания было предложено нарисовать экологический плакат, который участники должны защитить перед зрителями и жюри. Члены жюри учитывают содержательность и эмоциональность выступления. На защиту 1 -2 минуты.
Ведущий.
Все успешно справились с заданиями. Молодцы!
Жюри подводит итоги и награждает победителей.
Ведущий 1.
Природа не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары.
И требует взамен лишь одного,
Чтоб люди были к ней добры.
Ведущий 2.
Природа – это дом, в
котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым
Хотим мы в доме том жить вовеки
Ведущий 3. Природа – это дом, украшенный трудом,
Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.
Что будет, если в нем всё будет под огнем,
Что будет, если в нем сломаются все стены
Ведущий 4.
Природа – это дом, в котором день за днем.
Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.
И этот дом, и смех – один, один на всех,
Другого дома нет на целом свете.
Ведущий 5.
Природа дает нам несметные богатства, и мы должны быть ей благодарны. Умелое использование ее даров приносит пользу и ей, и человеку.
Все.
Давайте вместе беречь природу.
Видеоклип «Прости, Земля!».
Ведущий.
На этом наш праздник заканчивается. До новых встреч!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.