Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»
Экологический проект в старшей группе «Ромашки»
«Наш огород»
Составили: Атякшова А.В.
Борцова И.А.
2023 г.
Экологический проект
Тема: «Наш огород»
Проект: среднесрочный.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что создание огорода на окне в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Это помогает лучше познать растительную жизнь; расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Проектная деятельность предоставляет детям возможность стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом развития их успешности. Ребята самостоятельно приобретают знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Участие детей в практической деятельности по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, развивает умение ставить перед собой цель и достигать результата.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание условий для познавательного развития детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Расширить знания детей о том, как создать мини-огород;
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Продукт проектной дятельности:
- выращенная рассада
культурных растений для последующей пересадки.
- зелёный лук и укроп для употребления в
пищу;
- создание альбом «Всё об овощах»
Ожидаемые результаты
Для детей:
1.Сформированность представлений о растениях.
2.Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного отношения к растительному миру.
3.Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье)
4.Вовлечение в творческую деятельность.
5.Развитие познавательного интереса к природе.
6.Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
7.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Для родителей:
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
2. Внедрение инновационных технологий
3. Личностный и профессиональный рост.
4. Самореализация.
Данный экологический проект «Наш огород» проходил в три этапа:
Подготовительный:
Основной (или этап реализации проекта):
Заключительный:
План реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Цель |
Ответственные |
|
1 этап. Подготовительный. |
||||
1. |
Беседа с родителями по организации проекта «Наш огород». |
Обсудить цели и задачи проекта; сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
Воспитатель, родители. |
|
2. |
Подбор наглядно- дидакти-ческих пособий, демонстра-ционного материала, худо-жественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования |
Создать условия для реализации проекта «Наш огород» |
Воспитатель, родители. |
|
2 этап. Основной. |
||||
11. |
Чтение художественной литературы. |
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять представления о разных видах растений. Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Джанни Родари Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки». Украинская сказка «Колосок». Белорусская сказка «Пых». Чтение стихотворения Ю.Тувим «Овощи» Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук» Е.Жуковская Заучивание стихотворения А.
Барто «Огуречик,огуречик». Ю.Тувим «Овощи» |
Воспитатель. |
|
22. |
Образовательная деятель-ность «Что растет на огороде». «Дикорастущие и культурные растения» «Посадка семян овощей» |
Закрепить знания детей об овощных и цветочных растениях, какие растут на огородах. обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. |
Воспитатель. |
|
33. |
Практическая деятельность: посадка лука, укропа, томатов, бархатцев. |
Вызвать интерес к выращиванию огородных культур. Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений; подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений; обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян); воспитывать у детей бережное отношение к природе. Развивать речевые навыки, обогащать словарь. Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада. |
Воспитатель. |
|
44. |
Наблюдение за ростом и развитием растений. |
Учить детей замечать изменения, которые происходят в росте растений. |
Воспитатель. |
|
55. |
Труд на «Нашем огороде» |
Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями. |
Воспитатель. |
|
66. |
Опытническая и экспери-ментальная деятельность детей. Опыт – наблюдение за ростом лука. |
Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. Создать необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц,делать самостоятельные выводы об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. |
Воспитатель. |
|
77. |
Наблюдение Наблюдение за проращивание веточки березы, сирени. |
Закреплять и расширять знаний детей об овоще – луке. О внешнем виде и его характерных особенностях. Продолжать учить детей отражать в речи результаты наблюдения, формировать умение отвечать на вопросы. Развивать у детей мелкую моторику рук, с помощью игр с прищепками. Воспитывать умение слушать воспитателя. |
Воспитатель. |
|
88. |
Игровая деятельность. |
Продолжать знакомить детей с работой «огородников», формировать умение ухаживать за растениями. Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород». Настольно-печатная игра «Вершки и корешки» Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи». Дидактические игры «Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?» Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Дидактическая игра «Цветочный магазин». Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».
|
Воспитатель. |
|
3 этап. Заключительный |
||||
11. |
Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука и укропа; употребление во время обеда с основным блюдом. Беседа «Как
овощи попадают на стол» |
Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. |
Воспитатель. |
|
22. |
Творческие работы детей «Наш огород» |
Организовать тематическую выставку детских работ и работ, изготовленных совместно с родителями. |
Воспитатель, родители. |
|
Рисование «Овощи» |
Цель: формирование умений передавать в рисунке с натуры строение предмета, состоящего из нескольких частей. |
|||
Рисование «Наши растения» |
Цель: расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения растений, с разнообразием листьев, стеблей и цветков; воспитывать желание ухаживать за растениями; закреплять умение рисовать простым карандашом с легким нажимом, раскрашивать акварелью. |
|||
Пластилинография «Овощи на грядке» |
Продолжать знакомить с названиями овощей, формировать умение рисовать красками. |
|||
33. |
Составление фото отчёта по проекту. Организация фотовыставки, просмотр презентации. Подготовка к высаживанию на участок. |
Подведение итогов работы по проекту. |
Воспитатели, родители. |
|
В процессе данного проекта ребята приобрели практический опыт познавательно - исследовательской деятельности. Сам процесс и результат проекта принёс удовлетворение, радость переживания, осознание собственных умений.
У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У ребят сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
«Посадка лука» «Посадка томатов»
«Посадка укропа» «Посадка бархатцев»
«Подготовка оформления для проекта «Наш огород»
Создание дидактической игры «Веселые овощи. «Что лишнее»
«Уход и наблюдение за ростом посаженных растений»
Пластилинография «Овощи на грядке»
«Раскрашивание раскрасок «Овощи»
Просмотр мультфильма «Чиполлино»
Просмотр мультфильма «Сказка о полезных овощах»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.