Социокультурный проект «Волшебные дни Рождества»
Оценка 4.9

Социокультурный проект «Волшебные дни Рождества»

Оценка 4.9
Документация
docx
технология
5 кл—8 кл
07.11.2021
Социокультурный проект «Волшебные дни Рождества»
Каждый из нас любит зимние праздники и зимние каникулы. Он с нетерпением ждёт подарков, с большим удовольствием наряжает ёлку. Но, если Новый год нам знаком с детства, то Рождество – это праздник возрождающийся. Даже некоторые взрослые имеют о нём очень смутное представление. А между тем до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России.
Проект Волшебные дни Рождества.docx

МАОУ «Лицей гуманитарных наук» 

 

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

                                                                               

Общественно-гуманитарная (технология)

Социокультурный проект

«Волшебные дни Рождества»

 

 

Авторы: Васильева Евгения

Хомутов Евгений                              

   обучающиеся 5-6 кл.

Руководитель: учитель технологии

Риминюк Н.А. высшая категория

 

 

Саратов

 

 

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….  стр.3

Основная часть

Глава 1. Анализ теоретической работы над проектом……………….  стр.3

1.1.. Анкетирование учащихся....................................................................... стр.3

Глава 2. Теоретическая часть ……………………………………………стр.4

2.1.История Рождества Христова.................................................... .……… стр.5

2.2.Традиции празднования Рождества Христова…………………………стр. 5

2.3. Рождественский фольклор.......…………………………………………стр.5

2.4. Как празднуют Рождество в разных странах…………..........................стр.6

Глава 3. Практическая часть...................................................................... стр.6

3.1.Мини-проекты ……………………………………………………...…… стр.7

3.2. Рождественское печенье...........................................................................стр.7

3.3.Презентация проекта ……………………………………………………стр.7

Заключение…………………………………………………………...…   стр.7

Интернет- ресурсы ………………………………………………………стр.7

Приложения……………………………………………………………... стр.8

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Каждый из нас любит зимние праздники и зимние каникулы. Он с нетерпением ждёт подарков, с большим удовольствием наряжает ёлку. Но, если Новый год нам знаком с детства, то Рождество – это праздник возрождающийся. Даже некоторые взрослые имеют о нём очень смутное представление. А между тем до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России.

   Нас заинтересовал вопрос: что же мы празднуем в Рождество? Интересно было узнать, какие сведения о данном празднике известны нашим одноклассникам. Что можно подарить своим близким и родным на Рождество.

Ведь Родина подобна огромному дереву. Всякое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землёй. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Народ, не имеющий глубоких корней, - бедный народ.

    Объектом нашего исследования является праздник Рождества Христова. Так появилась тема нашего проекта «Волшебные дни Рождества».

Основная часть

Аннотация

Цель проекта: Формирование интереса к основам народной культуры, исследование православных, народных традиций праздника

Рождества Христова и приобщение к духовным ценностям.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова.
  • Вызвать желание заниматься   декоративным творчеством.
  •  Познакомить с разнообразием Рождественских подарков и приемами их изготовления.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мыслительные операции: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  2. Создать условия для исследовательской и творческой деятельности.
  3. Развивать художественно-творческую деятельность путём ознакомления и изготовления предметов декоративно - прикладного искусства.

1.Основополагающий вопрос: Зачем нам нужен праздник Рождества Христова?

Проблемные вопросы:

Как появился праздник Рождества?

Когда он празднуется?

По каким обычаям отмечается этот праздник в вашей семье?

Что вы знаете о приметах и традициях этого праздника?

Методы и приемы: Методы - практический, игровой, словесный, наглядный, поисково-исследовательский.

Приемы: рассказ, беседа, напоминание, дополнение, указание, одобрение, художественное слово, помощь.

Полученные результаты

Презентация проекта, проведение спектакля для начальной школы и ярмарки поделок «Рождественские подарки»

Вывод: празднование Рождества объединяет миллионы людей, верящих в добро и готовых совершать добрые поступки. От Рождества до Крещения – время гуляний, игр, гаданий и колядок. Рождество называют днем примирения, доброты, миролюбия. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света.

Глава 1. Анализ теоретической работы над проектом

1.1. Анкетирование учащихся

Обоснование проекта.

  Рождество-красивый и торжественный праздник, который отмечается в мире почти две тысячи лет. Рождество…Что значит оно в нашей жизни?

Нашу проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования одноклассников, чтобы выяснить, что они знают об этом празднике Работая над проектом, мы провели небольшой опрос 5-6 классов.

 Был задан вопрос: «Что для вас значит праздник Рождества Христова?». Результаты опросов общественного мнения показали, что истинный смысл Рождества большинством людей успешно забыт. Лишь третья часть опрошенных ответила, что этот праздник связан с рождением Христа. Для остальных же смысл Рождества- в подарках, елке, хорошем застолье в кругу друзей.  

 

Гипотеза: если мы будем знать судьбу своего народа, его обычаи и традиции, то это поможет формированию их гражданской позиции, воспитанию патриотизма, интереса к истории, расширению знаний.

План проведения проекта

Первый этап - презентация проекта учителем, формулировка основополагающих вопросов, деление на группы.

Второй этап - вводные занятия. Обсуждение этапов проекта. Формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей проекта. Обсуждение с каждой группой целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта.
Третий этап - сбор материала и его анализ.

Четвертый этап - проведение исследования. Уточнение критериев оценивания работы. Консультирование. Выполнение творческих заданий по теме проекта.
Пятый этап - оформление результатов исследований.

Шестой этап - защита проектной работы. Ответить на основополагающий вопрос.

Заключительный этап – подведение итогов работы над проектом, проведение праздника «Волшебные дни Рождества», проведение ярмарки «Подарки на Рождество»

Глава 2. Теоретическая часть

Проанализировав результаты анкеты, выяснили, что наши одноклассники очень мало знают о Рождестве. Значит, наше исследование своевременное, задачи поставлены актуальные. Следующий этап работы был самым трудоёмким: нам предстояло изучить литературу по теме исследования.

2.1.История Рождества Христова

IMG_4966-%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F   Чтобы понять смысл Рождества, нам пришлось вернуться на шестьдесят поколений назад.   Началось все с повеления римского императора Августа, который решил переписать своих подданных. Именно перепись населения заставила Иосифа и его жену Марию, которые проживали в Назарете, отправиться в нелегкий для них путь. Иосиф был родом из Вифлеема, а пройти перепись каждый должен был в своем родном городе.
Путешествие осложнялось, тем что  Мария ждала ребенка.

Придя в Вифлеем поздно вечером, пара не смогла найти места для ночлега в гостинице – все номера были заняты Единственное место, где путникам оказали радушный прием, был хлев. Именно в хлеву среди домашних животных появился на свет Сын Божий Иисус Христос, Спаситель мира. Пастухи поспешили поклониться новорождённому Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы – это древние мудрецы). Они знали и ждали, что вскоре должен на землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далёкие времена помазывали умерших). Не случайно Рождество Христово называют «матерью всех праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведём мы от Рождества Христова. Отмечаем его в России 7 января.

2.2.Традиции празднования Рождества Христова

Рождество всегда праздновали в народе весело — с колядками, ряжеными,

песнями и танцами. Колядка – это маленький рождественский рассказ

величайшем событии и прославлении главных лиц той ночи.

Ходили по домам, пели колядки, хозяева их за это угощали, а ряженые

Желали им мира и добра. Считалось, чем больше колядников посетит дом

тем больше счастья принесет на весь год его обитателям. Дети по обычаю

носят вечерю своим крестным родителям. Им заворачивали в платочек

гостинцы — калачи, пряники и сладости, а в ответ крестные родители

угощали их и давали подарки.

2.3. Рождественский фольклор

Святочные игры, обычаи. 

Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6

января) и, завершаясь в день Крещения (19 января). Молодежь на святки

собиралась на вечорки: откупалась изба, девчонки приносили еду, на стол

ставилось и собранное вовремя калядования, парни приходили с гармошками

- начинались песни, пляски и разные игры. Святочное время – время

женихания, поскольку за святками шел мясоед, а в мясоед игрались свадьбы.

Во время святочных игр приглядывали себе пару. 

Почему народная культура, фольклорное искусство исчезает? 

Очень много людей после революции было переселено. Если в деревню

приезжал человек со стороны, он до конца жизни оставался чужаком, свои

обычаи забывались, а новые не приживались. Была огромная разница в

мироощущении. Не только люди из разных мест, но и люди одной деревни,

принадлежащие к разным поколениям, не поют вместе – разные манеры

исполнения. 

На рождество принято запекать рождественского гуся и всей семьей

собираться к праздничному столу. Многие на святки гадают.

Гаданий существует великое множество: и на кофейной гуще, и на пепле, и

на горшках, на воске, на воде. Именно старики и пожилые люди святочными

вечерами на игрищах и дома загадывали рассказывали сказки, былины,

загадки, детям и молодёжи.

2.4.Как празднуют Рождество в разных странах

Франция

Французы первые, кто заменил яблоки на елке стеклянными шарами. В этой стране возле елки ставят сапожки или ботинки, куда кладут подарки для детей.

Кстати, для французов елка не является обязательным атрибутом праздника, многие предпочитают украшать жилище цветами.

Финляндия

В этой стране, кроме обычной елки, ставят дерево еще и на улице. На нее вешают кормушки для птиц и насыпают под елку семечки и крошки.

Германия

Немцы начинают готовиться к Рождеству еще в конце Ноября. В каждой семье существует традиция – плести венок с четырьмя свечками. Каждое воскресенье следующего месяца на венке зажигают по одной свече. К Рождеству на нем должны гореть все четыре свечи.

Швеция

В Швеции празднуют с 24 на 25 декабря. Здесь принято праздновать только в кругу своей семьи.

Традиционным блюдом для шведов на Рождество является свиной окорок.

Елки на Рождество украшают однотонными лампочками и совсем немного игрушек.

США

США является бесспорным лидером в количестве иллюминации, украшающей дом в рождественские праздники. а перед домом устанавливаются фигурки оленей, Санта-Клауса и Иисуса. На входной двери обязательно вешается венок из хвои, обвитый красными лентами с украшением в виде полосатых леденцов.

Исландия

Детям, проживающим в Исландии, могут позавидовать те, кто живет в любой другой стране. Ведь только в Исландии принято дарить на Рождество не один подарок, а целых двенадцать.

Глава 3. Практическая часть

3.1. Мини-проекты

Предвкушение Рождества и Нового года – чудесное время! Имбирное, пряничное, карамельное и глазурное, полное ожиданий и надежд, щедрости и заботы. Так много хочется сделать, стольким близким подарить кусочек счастья, настоящую елочную игрушку, живой огонек любви… Простые вещи в эти зимние дни обретают особую значимость, наполняются потаенным смыслом. Недаром Бродский писал: «В Рождество все немного волхвы». Чем же можно порадовать самых дорогих людей, какой подарок придумать? Мы подготовили Мини – проекты: «Елочная игрушка», «Рождественская открытка», «Рождественский подарок», «Рождественский венок».

3.2. Рождественское печенье

Поздравить родных, близких и друзей разумней всего будет домашней выпечкой – едва ли найдется такой человек, которому не будет приятно получить в подарок вкусный рождественский пряник, который можно расфасовать в небольшие мешочки и дарить своим знакомым. Мы, для своих гостей в подарок, напекли и украсили рождественское печенье.

3.3.Презентация проекта

Для обучающихся начальной школы мы подготовили спектакль «Волшебные дни Рождества», где познакомили ребят с традициями и обрядами праздника.

В конце спектакля прошла ярмарка – поделок «Подарки на Рождество». Традиция дарить подарки на Рождество появилась одновременно с возникновением самого праздника – более двух тысяч лет тому назад. Эта традиция, есть во всех странах – дарить подарки родным, близким и тем, кто нуждается во внимании и заботе. Эта традиция берет свое начало от даров, которые преподнесли волхвы Христу.

3.4.Заключение

Рождество – удивительный праздник, который нравится всем жителям земного шара. В процессе своей работы мы достигли поставленных целей и задач. Несмотря на разные традиции, климат и религию, каждый человек находит в Рождестве что-то волшебное для себя, стараясь провести этот день в кругу семьи. Исследовав православные и народные традиции праздника, гипотеза наша подтвердилась. Познакомившись с историей возникновения Рождества Христова, с традициями празднования в разных странах, а также с разнообразием Рождественских подарков и приемами их изготовления, я согласна, что если мы будем знать судьбу своего народа, его обычаи и традиции, то это поможет нам их сохранить, сформировать свою гражданскую позицию, проявить интерес к своей истории и расширить свои знания.

3.4.Интернет- ресурсы

·        Болдырева Л. Ю. Наши праздники./-Екатенбург: У-Фактория, 1998.

·        Брендон Лейан.  Книга Рождества. - М.: ТЕРРА, 1996, 144 стр.

·        Великие православные праздники./- Спецвыпуск газеты «Православные иконы и молитвы», №4, 2009.

·        Жалпанова Л. Ж. Кулинарная книга-календарь православных постов./- М.: РИПОЛ Интернет-сайты.

·        Классик, 2008.

·        С. Лагерлеф. Святая ночь. Рождественские сказания из книги « Легенды о Христе». – М.:

·        В.В.Мороз. Большая детская энциклопедия празднования Нового года и Рождества. – М.:

·        Олма – Медиа Групп, 2007, 404 стр.

·        Словодский С. Закон Божий, М.: Оранта, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Приложения

Традиции празднования Рождества Христова.

Рождество — великий день для всего христианского мира. Во многих

странах, как и в России, его считают одним из главных семейных праздников. В Рождественскую ночь во всех православных храмах проходят торжественные богослужения, горят свечи, поют церковные хоры.

Считается, что в Рождественскую ночь небо открывается земле и небесные силы исполняют все добрые пожелания, которые задумывают христиане. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Рождество в нашу жизнь вернулось не так давно. Во времена Советского Союза об этом празднике не принято было даже упоминать. Зато теперь это вполне официальный праздник, выходной день.

 Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряженые — здесь мирно уживаются язычество и христианство. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Сейчас мало кто знает эти песни, но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей или близко живущих друзей. А они за поздравление угостят тебя и твоих приятелей конфетами, пряниками, пирожками. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить — мы тебя будем хвалить, а не будешь дарить — мы тебя будем корить. Коляда, коляда! Подавай пирога!» Колядовщики рядились медведями, стариками, чертями, петрушками. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские.

   Рождество Христово – праздник христианский. Православной Церковью отмечается 7 января.  В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поёт славословия хор. В этот день не принято было работать. Люди одевались во всё новое. Посвящали себя размышлению о великом событии.

   Празднику Рождества предшествует долгий пост, последний день которого называется рождественским Сочельником. А само Рождество Христово для православных христиан наступает 7 января. По строгим давним традициям верующие должны отказываться от пищи до появления в небе первой звезды. Первая звезда является символом звезды Вифлеемской, и, когда она загорается в ночном праздничном небе, тогда подается на стол традиционное блюдо – сочиво.

Сочиво к Рождеству   Сочиво – это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня –сочельник. Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сока». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). (рецепт – в газете «Праздничный хоровод»). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова. Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

   Пост – это не только отказ от определённой (мясной, молочной) пищи. В первую очередь человек готовит себя к духовной радости, чтобы по-настоящему участвовать в праздновании тех событий, которые отмечаются.    

   Пост – это добровольная жертва человека, возможность показать своё смирение и послушание. Таким образом, пост имеет не столько физическое, сколько духовное значение для человека.

   Рождество – праздник тихий, домашний, спокойный. За столом собирались только члены семьи и самые близкие родственники и друзья. Приглашать много гостей не принято. В России в старину стол на Рождество посыпали сеном, стелили скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом и другие блюда, которых должно было быть ровно 12(по числу апостолов). Кроме сочива на праздничном столе были блины, заливное, рыба, студень, молочный поросёнок с кашей, жаркое и др.

    Считается, что ёлка – неотъемлемая принадлежность Нового года. Но это совсем не так. Ставить ёлку – это рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов символом мира было дерево. Символ рая – вечнозелёная ель, которую принято наряжать в ночь на Рождество и оставлять в течение всех Святок. (Святки – это святые дни от от Рождества до Крещения).

    Сегодня родиной обычая наряжать рождественское дерево называют Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

  Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии. Взял герцог Орлеанский в жёны немку – и рождественское дерево оказалось во Франции.

   Приглянулась английскому королю Георгу III немецкая принцесса – в 1760 году ёлочка впервые пришла на берега туманного Альбиона. Вслед за венценосцами ёлку полюбили богатые люди из Праги, Цюриха, Вены, Гааги, Нью-Йорка. Сначала её украшали шишками, орехами, конфетами. Позже появились украшения из папье-маше. А затем всё те же немцы придумали удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

    В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е годы XIX века. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду. Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х годов люди стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком. Рост промышленного производства поспособствовал тому, что в считанные годы разнообразные украшения и свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически всем слоям населения.

   К концу XIX столетия рождественская ёлка стала обычным явлением в России.

   Но, какое Рождество без подарков? Обычай дарить подарки связан с евангельским повествованием о дарах волхвов. Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелов и красивые рождественские открытки. Можно приготовить подарок, открытку или украшение к Рождеству своими руками. Хорошо, если в этом будет участвовать вся семья.

    Так же в старину пользовался популярностью вертеп – кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать куклу-деву Марию, этот кукольный герой всегда заменялся иконой с изображением Марии. Не показывали и Самого Младенца, лишь имитируя «за сценой»

   Его плач. А вот волхвов, поклоняющихся новорождённому Иисусу, можно было изобразить и с помощью кукол, и с помощью актёров. Они зажигали Вифлеемскую звезду – символ рождения Того, Кто станет заступником за всех обиженных, помощником во всех праведных делах, проповедником добра, любви, милосердия.

Святки.

   Дни, следующие за Рождеством, вплоть до самого Крещения называются Святками, то есть святыми.  Христианская традиция празднования святок известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и его Рождение). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных.

   В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом после рождественского торжества мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Ноского и Ефрема Сирина.

    На Руси святки являлись временем отдыха, игр, гуляний. В эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, желали счастья и благополучия хозяевам. Хозяева в свою очередь выносили колядовщикам угощение. Но существовал один секрет: приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча, как бы приглашая гостей на огонёк.

Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Колядка

Svjatki_Коляда пришла –

Рождество принесла!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И богатством!

И создай вам, Господи,

Ещё лучше того!                   

Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.

Гаданий существует великое множество: и на кофейной гуще, и на пепле, и на чае. А можно просто взять с полки книгу, например томик Пушкина. Члены семьи по очереди говорят номер страницы и номер строки сверху или снизу. Затем прочитывается строка или всё четверостишие. Более подробная информация о гадании в нашей газете «Праздничный хоровод».

Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

   Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Так как старики из всех возрастных групп общины были всех ближе к «иному» миру, они закономерно оказывались посредническим звеном между молодостью и вечностью, то есть поддерживали традицию и передавали свой опыт и знания молодому поколению. Им же принадлежала ведущая роль в исполнении некоторых обрядов, в руководстве молодыми в обрядовой ситуации, в трактовке и разъяснении примет и гаданий и т.п. Именно старики и пожилые люди святочными вечерами на игрищах и дома загадывали рассказывали сказки, былины, загадки, детям и молодёжи.

  Начинали с серьезных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь. Переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг представали совершенно в ином виде.

  Обязательно находился кто-то из взрослых – любитель задавать шуточные вопросы. Ребята постарше уже знали ответы и редко попадали впросак, а младше, то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало веселый смех. Вот некоторые из них.

·        Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (буква «Б»)

·        Что среди Волги стоит? (буква «Л»)

·        Без чего человеку жить нельзя? (без имени)

·        В каком году люди едят более обыкновенного? (в високосном)

·        По чему девушки в церковь ходят? (по дороге)

·        На какой вопрос нельзя ответить «ДА»? (Ты спишь?)

·        Чем корова сначала ходит? (теленком)

·        У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (восемь)

·        Отчего собака лает? (не умеет она баять)

·        Царская монета грош. Чем ее назовешь? (языком)

Рождественские песни.

Много песен посвящено рождественским событиям. Каково было наше удивление, когда мы узнали, что известная новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» -

 вовсе не новогодняя, а рождественская. Просто её всегда пели без последнего куплета.

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Маленькой ёлочке холодно зимой.

Из лесу ёлочку взяли мы домой.

Сколько на ёлочке шариков цветных,

Розовых пряников, шишек золотых.

Бусы повесили, яркие шары,

Сласти, подарочки – всё для детворы.

Нравится ёлочке наше торжество.

Весело, весело нам на Рождество!

 (З. Александрова)

Игры на Рождество.

Все дети любят играть. Поэтому в праздник можно провести различные конкурсы и игры.

Загадки

1)Он  в хлеву рождён был Девой,

Ангел об этом возвестил,

Что в яслях, в пещерке серой

Лежит Младенец – Божий …     (Сын)

2)Если кто тебя обидел,

Бог учил нас не кричать,

Не держать в сердцах обиды,

А от всей души …        (прощать)

3)Это так, друзья, чудесно –

Славить Бога в день воскресный!

В Гости к Господу идём.

Как зовётся Божий дом?       (храм)

4)Кто ответит на Вопрос:

 где рождён Иисус Христос?    (в Вифлееме в хлеву)

5)А когда Христос родился,

С кем в хлеву Он находился?     (среди скота)

Буриме

Составить четверостишие, используя слова: ёлки, иголки, шарики, фонарики.

……………………. ёлки,

…………………….. иголки,

…………………….. шарики,

…………………….фонарики.

Ассоциации

Для игры требуется 3-10 человек.

Один человек выходит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".

Например:

это живое? это деревянное? это съедобное? сейчас мы может это иметь (видеть)? Когда же, наконец, угадывающий игрок отгадает слово,
то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.

Поймай колокольчик

Необходимое снаряжение: маленький колокольчик, повязки на глаза для всех игроков, кроме одного (ведущего).

Правила игры: Всем игрокам завязывают глаза, кроме ведущего, у которого в руках находится колокольчик. Участники распределяются по комнате, а обладатель колокольчика ходит и бегает между игроками. Он должен звонить в колокольчик через определённые промежутки времени. Любой игрок с завязанными глазами, которому удастся запятнать игрока с колокольчиком, забирает у него колокольчик и передаёт ему свою повязку (они меняются ролями). Игра продолжается.

Узнай на ощупь!

Необходимое снаряжение: наволочка, прочно завязанная на одном конце, в которой находятся 20 небольших предметов. Ручки и бумага.

Правила игры: Положите наволочку на стол или стул в дальний конец комнаты. Разделите группу на команды. Выдайте каждой группе игроков ручку и карандаш, выстройте их в линии в противоположном конце комнаты.

По сигналу «Старт!» команды посылают по одному игроку, чтобы ощупать наволочку и опознать предмет. Как только какой-то из предметов опознан, игрок бежит назад к своей команде и они записывают название этого предмета на бумаге. Затем следующий игрок бежит на опознание другого предмета и так далее.

Вы можете играть до тех пор, пока одна из команд не заполнит весь список из 20 предметов; или же установите ограничение во времени, тогда побеждает команда, опознавшая больше предметов. В конце игры покажите содержимое наволочки.

Фруктовая корзина

Все садятся в круг на стульях. Каждому дается имя – банан, груша, яблоко, апельсин и т.д. Один ребенок стоит в середине и называет один из фруктов, после чего все, кто имеет это имя должны поменяться местами, тот, кто был в середине старается занять чье-то место, если не успел, продолжает называть еще другие фрукты, можно назвать «корзина», тогда должны поменяться местами все фрукты. Кто не успел сесть, тот дальше называет фрукты и т.д. Можно играть очень долго.

Анкетирование учащихся.

В рамках нашего исследования мы читали книги, посещали библиотеку, спрашивали у родителей, обобщили изученный материал, посвященный традициям празднования Рождества Христова в России и других странах. Всё, о чем мы узнавали, рассказывали ребятам на классном часе. По окончании нашей работы снова провели анкетирование и выяснили, что в результате проведённого исследования дети узнали о Рождестве очень много: обычаи и приметы, традиции и обряды, колядки.

Участникам анкетирования были предложены следующие вопросы:

1) Что вы знаете о празднике Рождества Христова?

2) Почему он так называется?

3) Когда он празднуется?

4) По каким обычаям отмечается этот праздник в вашей семье?

5) Что вы знаете о приметах и традициях этого праздника?

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский народный праздник

 

 

 

Рождество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Подготовили учитель технологии:

                                                                                        Риминюк Надежда Аркадьевна

                                                                                       Педагог дополнительного образования: 

                                                                                       Абрамова   Татьяна Алексеевна

                                                                                         Сценарий для 5-6 класса

                                                                                     

 

 

 

                                                  Саратов

                                                   2017-2018 г.

 

   Цель :                                                                                                                                                                                                                                                                 Воспитание навыков общения посредством изучения культурных  традиций

русского народа.                                          

 Задачи:

1.     Познакомить детей с бытом, обычаями, обрядами русской деревни;

2.     Воспитывать уважение к своему народу и их традициями прошлого уходящего в глубину веков;

3.      Создать богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно – нравственное совершенствование подрастающего поколения;

4.     Расширить и пополнить словарь историко – бытовых терминов;

5.     Развивать творческий потенциал (способности) средствами декоративно – прикладных ремесел (знакомство с гжелью, лоскутной аппликацией);

6.     Познакомить детей с зимним русским праздником «Рождеством».

                      

Предварительная подготовка.

 

Подготовить выступления на темы: Игры

 «Традиции Рождества», (викторина 1класс). Шефская работа.

«Зимние сказки бабушки Агафьи» («Николин день», «Рождественский подарок»). Шефская работа.  1 класс. Литературное чтение.

Разучивание рождественских народных песен, хороводов, частушек, небылиц, считалок и игр.

Рождественское угощение: Приготовление печенья с сюрпризом для детей.

Оборудование: Сцена оформлена в стиле русской избы. Стол, лавки, печь, домотканые дорожки, рушники. 

Реквизит: Костюмы в русском народном стиле. Реквизиты для «сон -сказки»: сковорода, сито, коромысло, чугунок, ухват, полено, кот. Кухонная утварь, пряники, грибы, перцы. Меховая зимняя одежда: шапки, шарфы, жилетки, маски для калядования.  Рождественская звезда с лентами, снопик, мешок для сладостей. Пять горшочков для гадания, пуговица, лента, полотенце, булка, щепка.

Действующие лица: Тетушка Матрена, внучка Варвара, парни, девушки. Печь, Сковорода, Огонь, Коромысло, Кот. Чугунок, Ухват, Полено, Сито.

  Хозяин и хозяйка.                                 

 

 

 

 

 

 

                                            «РОЖДЕСТВО» 

                                                                                                                                                                       На сцене Мартена, Варвара и ребята сидят, занимаются рукоделием. Звучит балалайка с баяном. За сценой идёт текст:

Под покровом мягким снежным

Дремлет русское село.

Все дороги, все тропинки

Белым снегом замело.

Снег под солнцем серебрится

Ясный свет над ним струится.

Здравствуй, праздник, светлый, ясный

Величальный и прекрасный

Праздник Рождества.

Матрена: -  Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте ребята! Пришел на порог праздник Рождества. Знаете, как жили у нас на селе? Где работают, там густо, а на ленивом столе пусто.

IV ребёнок:  - Бабушка, а расскажи, как Рождество раньше встречали!

Матрена: -  А что рассказывать? Давайте все вместе Рождество встречать, а        Варварушка, моя внученька, нам поможет.

Варвара:    -   А я знаю! По всей России шло веселье. Был обычай праздничного обхода домов. Вечером ходила по домам коляда – переодетые парни в вывороченных шубах и масках зверей на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. В каждом доме для колядовщиков готовили угощение: пироги, булочки и всякие сладости.

Матрена: -    Ох, и любили же у нас под Рождество колядовать! Целую ночь бога славили, хозяев тешили. Приветишь шалунов, глядь и тебе заслуга – в хозяйстве всё на лад пойдёт: куры несутся, хлеб колосится, в семье мир да лад… что ещё надо? Варварушка, ребята, одевайтесь потеплее, да айда колядовать! (звучит музыка, ребята надевают меховые жилетки, маски).

Матрена: -   И звезду Рождественскую путеводную, и мешок для гостинцев не забудьте.

            (Даёт им звезду на шесте с лентами, мешок для гостинцев).

 

Сцена меняется на улицу, дом переворачивается.

Дети подходят к дому и поют.

 

I ряженый: Я маленький хлопчик,

Принёс Богу снопчик,

Христа величало,

А вас с праздником поздравляю!

(в окно выглядывает девочка).

Девочка: - Матушка, колядники пришли. Звать в дом?

                    Мать (голос за сценой): Сядь на место, сядь!

II ряженый:  - Коляда, коляда, накануне Рождества.

    Тётенька, добренька, пирожка дай сдобненька

    Не режь, не ломай, целиком подавай.

    Двоим, троим, мы давно тут стоим

    Печка-то топиться, пирожка хочется.

    Открывай сундучок,

    Подавай пятачок! (хозяин и хозяйка выходят из дому).

Хозяйка: Нет, расходитесь по домам. Ничего я вам не дам!

III ряженый: Гляньте братцы на Федула,

    Как жена его надула

  У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

    Да и муж умом не дюж

    И лентяй и не уклюж,

    Ха- ха- ха, ха- ха- ха! Тут не долго до греха!

(уходят)

 

Все вместе: Пойдёмте дальше.

Хозяин: Что вы? что вы? Оставайтесь,

На жену не обижайтесь,

Чем хотите угощайтесь!

Что придумала жена?

Что ты мелишь борона?

Не встретить колядников – грех!

Хозяйка: Ну ладно, угощайтесь, угощайтесь, вот вам пряники медовые, петушки-то леденцовые. (Раздаёт угощения)

Колядовальщики все: Ой, сколько всего. Вот это другое дело!

 

Поют все вместе.

 

Дайте коровку, маслину головку.

А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа, рожь ужилиста.

Ему колосу осьмина и зерна ему коврига

Из полу-зерна – пирог.

Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём.

И богатством!

 

Хозяева: Спасибо вам на добром слове. (Уходят)

 

Варвара: давайте-ка посмотрим, что мы наколядовали?

I ряженый: У меня леденец.

II ряженый: И у меня тоже.

III ряженый: А у меня пряник медовый, вырезной, расписной.

Варвара: Вот это да! Клади в мешок. Замёрзли? Рождественские морозы крепкие. Пойдёмте домой греться.

 

Музыка Дети идут со сцены и заходят обратно под музыкальное сопровождение: «Ах вы сени, мои сени». Сцена меняется: изба, печь.

 

Матрена: Пришли мои хорошие. Замёрзли? Щеки разрумянились, что маков цвет.

Дети: Желаем счастья и здоровья дому сему. (Поклон)

IV ребёнок: Желаем счастья и достатка, уйти горе без остатка! (Поклон).

Матрена: Спасибо! Дам вам хлеба чёрного и белого. На Рождество больше раздашь – богаче урожай вырастишь! Ну, садитесь ближе к печке, грейтесь.

Матрена: Да, ребятки Рождество самое сказочное и весёлое время. Песни пели, плясали, загадки загадывали.

Варварушка: Давайте загадки загадывать.

1 ребенок: Белые шапки надели дома,

                   Двор запушила нам снегом…(зима)

2 ребенок: Щиплет Дедушка Мороз

                   Ребятишек всех за ……. (нос)

3 ребенок: Беленькие перышки

                   Красный гребешок.

                   Кто это на жердочке ……. (петушок)

4 ребенок: Бабушка несла в корзине 100 яиц. А дно упало. Сколько яиц осталось? (ни одного).

5 ребенок: По чему ребята в деревне босиком бегают (по земле).

Матрена: в какой ещё праздник можно было узнать какой урожай будет, а девушку интересовало имя суженного. Было много разных гаданий.

Варвара: Бабушка Матрена, а давай мы сейчас тоже погадаем.

Матрена: Ну что ж, давайте, как гадать будем? На чём?

Дети: Как это: «На чём?»?

Матрена: Да в старину, на чём только не гадали. Вот было гадание на воде, наливали воду в миску и говорили: «Ты вода не шуми, не блажи, не греми, через край не лейся, а как есть, на валета держи, о грядущем скажи». Миску ставили в сени на мороз. Утром смотрели, лёд горькой поднялся – будет добрый год. Лёд застынет ровнешенько – быть жизни пряменькой. Лёд буграми – и горе и счастье видывать, лёд лункой – ущербный год будет. Гадали на воске, зеркалах, петухах, на горшках.

V ребёнок: Ой, интересно, давайте на горшках погадаем!

Матрена: Ну-ка внучек помоги бабушке лавку из сеней принести. Ну вот, гадать сейчас будем: перед каждым гаданием нужно песенку спеть, а то предсказание не сбудется. Потом выбирайте горшок, под ним вещица лежит, которая скажет, что ждёт вас в новом году, а песенка такая:

Кому спели мы, тому добро

Кому вынется, скоро сбудется.

Скоро сбудется, не минуется.

Гадания с детьми из зрительного зала.

I. Полотенце – Полотенце, далеко расстелится, кому станется, кому сбудется, ждёт тебя дорога – путешествие.

II. Булка – мышь по горнице бежит, каравай в дом тащит. В твоём доме достаток будет.

III. Лента – через поле идучи, руссу косу плетучи, шёлком переплетаются переплетаючи, златом перевиваючи. Лента – к богатству, к прибыли.

IV. Пуговица – Ой, ходил жучок по завалинке, выносил добро по мочаленки.

Жить тебе в большой семье, счастливой жизнью. 

V. Щепка – если кому достаётся, тому сбудется, не минуется, тому жить богато, ходить хорошо. Щепка к крепкому здоровью.

 

За сценой раздаётся крик петуха.

Матрена: -  Ну, ребятки, петушок пропел, спать ложитесь.

Варвара: -  Не хотим мы спать, Рождественская ночь такая волшебная, расскажи нам сказку. Да и петушок – он главный, что ли нам приказывать?

Матрена: -  Ложитесь, ложитесь. А сказка пусть во сне вам приснится.

 

Музыка сказки: «Трендель звоночек».

Голос за сценой:   -  И приснился им сон.

 

Сон-сказка.

 

Дети по музыку встают на свои места.

 

Голос за сценой:   -  Разгорелся в печи огонь от уголька.

Огонь:           -  Ш-ш-ш. правильно Варварушка сказала, петух тут не причём, кто же может быть главнее меня, огня в доме. Я горю, тепло в доме становится, вон мороз-то какой на улице. А ещё я блинов напеку и кашу сварю.

Сковорода:   -  Ох-ох, и болтун ты, огонь! Как же ты без меня сковороды блинов напечёшь. Значит я главнее тебя в доме.

Сито:             -   Кхе-кхе, апчхи.

Сковорода:    -  Ой, кто это?

Сито:              -   Это я – сито, от муки чихаю. Не правда, ваша, я главнее вас, чтобы блины, да пироги напечь, надо муку просеять, а потом уж и печь.

Коромысло,    -   Ведро: Ой, ой – что мы слышим! Какая ерунда!

Сито:                 -  Это ещё кто?

Коромысло,      -   Ведро: Без воды не туды и не сюды. Ни блинов, ни пирогов, ни щей, ни каши. Значит мы главнее, правда наша.

Чугунок:           -   А вот и не правда, главнее всех вас я – чугунок.

Сито:                 -   Ты? Да ты самый чумазый и закопченный, грязнуля! Не можешь ты быть главным!

Чугунок:           -    Как  это не могу! Да без меня ни щей наваристых, ни каши не поешь. Я целый день в печке сижу. Закоптился! От работы.

Ухват:              -   Эх, глупые вы все! Самый главный из вас это я – ухват! Это я хватаю вас, то в печь сажаю, то вынимаю, а без меня вы в печь не лезете! Лодыри!

Печка:               -    У-у-у! да если  бы ни я…

Ухват:              -    Это ещё кто?

Печка:               -   Кто, кто! Это я! Печка! Как вы не поймёте, что самая главная в доме это – я. Ну, посудите сами, без меня ни огня, ни тепла, ни каши. Так-то вот.

 

Раздаётся скрип.

 

Сито:               -   Ой, чур, меня, чур, меня, нечистая сила!

Полено:          -    Какая ещё не чистая сила, это я – полено. Спорите, вы спорите, а понять не можете, самое главное это я. Без меня не будет огня, а значит не нужны будут чугунок, ложка и печка тоже.

 

На печке просыпается кот.

 

Кот:                 -     Мур - мяу. Слушаю я вас, слушаю, какие все глупые. Пока вы ещё утром спите, кто просыпается раньше всех? Кто корову подоит? Дров принесёт? Огонь в печке разожжёт, чугунок в печь поставит? Кто меня сметанкой накормит? Это бабушка Матрена! Вот кто самый главный и трудолюбивый в доме! А вы только её помощники. И ты полено, чтобы огонь разжечь, и ты чугунок, чтобы щи варить, и ты сито, чтобы муку сеять, и ты ухват, чтобы не обжечься бабушке Матрене, и ты сковорода, чтобы блины печь. Ну что угомонились? Спите, спите, а то скоро утро уже.  Мур–мур-мур. И мне спать не мешайте.

Звучит волшебная музыка.

Крик петуха

Заходит бабушка, все просыпаются.

Матрена:    -   Варварушка, вставай, петушок уже пропел! Главный наш кочет!

Варвара:    -   А вот и не главный он! Правда, бабушка, в рождественскую ночь чудеса происходят? Я такой сон волшебный видела.

 Дети: И я, и я, и я….

 Варварушка: Теперь мы знаем кто у нас в доме, самый главный! Это ты, наша самая любимая, самая добрая бабушка,

Все вместе: а мы у тебя помощники.

Все выходят встают полукругом.

Матрена: - Ну вот и ладно, а на дворе уже Рождество пришло.

                   Сею, сею, подсеваю, с Рождеством всех поздравляю!

                   Чтоб здоровы были, много лет жили,

                   Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка!

                    На столе всегда пирог, лёгких вам всегда дорог!

Звучит песня: «Живите богато».

Дети:          Будьте здоровы, живите богато,

                    А мы уезжаем до дома, до хаты.

                    Пусть сбудется всё, что у вас на примете!

                   Пускай почитают родителей дети!

                   Пусть горе обходит сторонкою хату,

                   Пусть с песней живётся легко и богато.

                    Будьте здоровы, живите богато,

                    А мы уезжаем до дома, до хаты.

Матрена: Подождите, подождите, мы еще ребятам рождественское угощение не раздали. А угощение у нас необычное с сюрпризом. Кому достанется пуговка-к обновке, кому монетка- к подарку, фасоль - к сытому столу.

(раздача печенья.)

Приглашаем всех на нашу Рождественскую ярмарку


 

Скачано с www.znanio.ru

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Оглавление Введение …………………………………………………………………

Оглавление Введение …………………………………………………………………

Введение Каждый из нас любит зимние праздники и зимние каникулы

Введение Каждый из нас любит зимние праздники и зимние каникулы

По каким обычаям отмечается этот праздник в вашей семье?

По каким обычаям отмечается этот праздник в вашей семье?

Второй этап - вводные занятия

Второй этап - вводные занятия

Рождественский фольклор С вяточные игры, обычаи

Рождественский фольклор С вяточные игры, обычаи

США является бесспорным лидером в количестве иллюминации, украшающей дом в рождественские праздники

США является бесспорным лидером в количестве иллюминации, украшающей дом в рождественские праздники

Интернет- ресурсы ·

Интернет- ресурсы ·

Приложения Традиции празднования

Приложения Традиции празднования

Сочиво – это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов

Сочиво – это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов

Праги, Цюриха, Вены, Гааги, Нью-Йорка

Праги, Цюриха, Вены, Гааги, Нью-Йорка

На Руси святки являлись временем отдыха, игр, гуляний

На Руси святки являлись временем отдыха, игр, гуляний

Начинали с серьезных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь

Начинали с серьезных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь

А от всей души … (прощать) 3)Это так, друзья, чудесно –

А от всей души … (прощать) 3)Это так, друзья, чудесно –

Затем следующий игрок бежит на опознание другого предмета и так далее

Затем следующий игрок бежит на опознание другого предмета и так далее

Русский народный праздник

Русский народный праздник

Саратов 2017-2018 г

Саратов 2017-2018 г

Действующие лица: Тетушка Матрена, внучка

Действующие лица: Тетушка Матрена, внучка

Дети подходят к дому и поют.

Дети подходят к дому и поют.

Хозяева: Спасибо вам на добром слове

Хозяева: Спасибо вам на добром слове

Гадали на воске, зеркалах, петухах, на горшках

Гадали на воске, зеркалах, петухах, на горшках

Сковорода: - Ой, кто это?

Сковорода: - Ой, кто это?

Матрена: - Варварушка, вставай, петушок уже пропел!

Матрена: - Варварушка, вставай, петушок уже пропел!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2021