МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Исследование в рамках
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Игры нашего двора»
Автор: Панина Надежда
ученица 8 «А» класса
Руководитель проекта: Риминюк Н.А
учитель технологии
г. Саратов
Оглавление
Введение…………………………………………………………………. стр. 3
Глава I Исследование проблемы
1.1 Результаты анкетирования среди начальной и средней школы, как они проводят свой досуг……………………………………………………… стр. 5
1.2 Результаты анкетирования родителей, проведение своего досуга, в младшим
школьником возрасте ………………………………………………………стр. 6
Глава II Основная часть
2.1 Теоретическая часть.........................................................................................стр. 6
2.2 Практическая часть..........................................................................................стр. 7
2.3. Планируемые результаты………………………………………………...стр.9
Заключение ………………………………………………………………стр. 10
Список использованных источников информации ………………………стр.11
Приложения…………………………………………………………………стр.12
Введение
"Все начинается с детства", - гласит народная мудрость. "Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки погубили их"
(С.В. Михалков)
В России существовала традиция – люди вели дневники, записывая в них свои впечатления об увиденном, прочитанном, прочувствованном. Многие из этих дневников стали впоследствии основой для создания знаменитых книг, проведения научных исследований, написания энциклопедий и словарей.
Культурный дневник помогает нам сделать свои наблюдения, открытия, проекты и исследования в области истории, культуры и искусства Саратовской области. В нем можно выражать собственные мысли после посещения музеев, концертных залов, памятных исторических мест своей малой родины. В дневнике 9 разделов: «Каменная летопись края», «По святым местам», «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи», «Наполним музыкой сердца», «Приглашение к чтению», «Туристические тропы», «Увлекательные и запоминающие выходные», «Памятные даты».
Наблюдая за учениками начальной школы, мы заметили, что в любую свободную минутку у ребят в руках телефоны и планшеты. и дети не умеют общаться с друг с другом. Они предпочитают реальному общению виртуальный мир. Если им все-таки приходиться вступать в общение со своими сверстниками, то они начинают вести себя агрессивно по отношению друг к другу. Социологи провели эксперимент: детям в количестве 60 человек, в возрасте от 8 до 14 лет было предложено в течении 8 часов не использовать гаджеты. По правилам можно было заниматься чем угодно: общаться друг с другом, читать, играть, рисовать, и т.д. Через 40 минут от эксперимента отказалось 15 человек (25%), через 2 часа ещё 23 человека (40%), через 5 часов ещё 12 человек (20%). Оказалось, что они совершенно не знают, чем себя занять. Закончило эксперимент только 6 участников (10%). Действительно проблема!
В некоторых странах уже предпринимаются меры по решению данной проблемы: к примеру, в Норвегии в летнее время прекращается телевещание, блокируется связь Интернет. Это делается по приказу правительства, которое заинтересовано, чтобы люди как можно больше времени проводили на свежем воздухе, занимались активным отдыхом. И самым полезным видом такого отдыха, конечно же, являются игры.
В рамках раздела «Музейное зазеркалье» мы решили взять тему «Игры нашего двора». Наши бабушки, дедушки и родители из поколения в поколения передавали такие важные качества, как работать в команде, следовать правилам, развивать коммуникативность, ловкость, смекалку через живое общение (дворовые игры), которые, к сожалению, у современных подростков отошли на задний план.
Мне стало интересно узнать всё из истории происхождения игр. Какие же игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей?
Актуальность проекта
Молодое поколение предпочитает проводить свободное время в гаджетах. Двигательная активность стала очень низкой в связи с компьютеризацией века. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Нам захотелось узнать отношение обучающихся к проблеме здорового образа жизни, общения между собой, знанию истории подвижных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. Проект «Игры нашего двора» это создание волонтерской группы из числа учащихся средних и старших классов лицея, заботящихся о своей жизненной позиции.
Необходимо выяснить, почему привычные дворовые игры, в которые играли дети из поколения в поколения ушли в прошлое.
Проект (долгосрочный)
Тип: практика – ориентированный, исследовательский
Срок реализации проекта -2018-2019г.
Проблема исследования:
Так как дети не умеют общаться друг с другом мы захотели узнать помогут ли в этом им подвижные игры. Сможем ли мы исправить и научить их общению с помощью игр наших родителей.
Объект исследования: процесс классификации дворовых игр второй половины двадцатого века.
Предмет исследования: игра, как способ коммуникативного взаимодействия
между детьми, правила проведения дворовых подвижный игр второй половины двадцатого века.
Гипотеза исследования: если мы теоретически изучим правила игр наших родителей, то будет ли нам интересно в них играть, и повлияет ли это на положительные взаимоотношения?
Цель исследования: теоретически изучить, описать правила проведения дворовых игр родителей с целью их возрождения, как формы организации досуга для начальной и средней школы.
Задачи исследования:
· изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;
· выявить и классифицировать наиболее популярные игры родителей с помощью интервьюирования и анкетирования родителей;
· определить актуальность игр в настоящее время, заинтересовать ими сверстников и младшую школу, дать этим играм вторую жизнь;
· дать определение игре, создать каталог дворовых игр.
Методы исследования:
· Изучение литературы и других источников информации в сети по данной теме;
· Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);
· Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Теоретическая значимость работы: проанализированный материал значительно расширяет представления о значении игры в жизни человека, предоставленные в работе данные, выявляют причины появления стереотипа о дворовых играх, как прошлое.
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках физической культуры.
Новизна исследования заключается в том, что на основе изучения научной литературы, поисковых исследований и собственного опыта о влиянии подвижных игр на развитие физических и нравственных качеств обучающихся. Приложение классификации подвижных игр.
Глава I Исследование проблемы
1.1 Анализ анкетирования, среди средней и начальной школы который показывает, как они проводят свой досуг
Чтобы посмотреть, как проводят свой досуг наши ученики, мы провели специальное анкетирование среди средней и начальной школы лицея –интерната №6 ОАО «РЖД» всего опрошенных 358 человек из них 150 девочки и 208 мальчиков.
1. Чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры на дворе.
Учащимся было предложено ряд вопросов:
· Какие подвижные игры ты знаешь?
· В какие игры ты играешь?
· Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?
Анкетирование показало, что из 250 опрошенных 35 человек что составляет 14%, не знают вообще никаких подвижных игр, а наиболее популярными являются лишь «Охотники и Утки», «Картошка», «Море волнуется», "Вышибалы", «День и ночь». Как выяснилось это игры, в которые дети играют на уроке физкультуры. 185 человек -74% предпочитают компьютерные игр, 10 человек–4% настольные и только 20 человек –8 % подвижные и спортивные игры.
Результат анкетирования
Рис.1 Рис.2
Рис.3 Рис.4
Как видим, среди школьников больше тех, кто проводит свой досуг за игрой в компьютер. (Рис.1) Любимыми компьютерными играми среди девочек это «Аватария», среди мальчиков «GTA». Игра, в которую запрещают играть родители «Мафия». Из игр известных им, особой популярностью пользуются игры в догонялки, прятки, футбол (Рис.4). Также ребята предпочитают играть в давно знакомой компании более 5 человек. Современные дети все свободное время проводят перед экранами телевизоров и компьютеров, пока родители на работе. А некоторых из нас вообще не пускают гулять, боясь каких-либо опасностей в наше неспокойное время. (Приложение 1).
1.2. Результаты анкетирования родителей, проведение своего досуга, в младшим школьником возрасте
У Родителей приоритет - игры во дворе. В детстве наших родителей не было компьютеров и Интернета. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь?»
Рис.2 Рис.3
Результат анкетирования показал, что родители, бабушки и дедушки предпочитали: общение в живую, гулять во дворе, читать книги, заниматься в секциях. Популярные игры: «Резиночки», «Классики», «Войнушка».
Как видим, среди взрослых от 35 лет до 65 лет больше тех, кого интересовала улица, не ограничивая себя во времени. У взрослых этого поколения еще более богат багаж знаний дворовых игр. Самыми популярными играми среди женщин дочки - матери, скакалка, классики, профессия, прятки; среди мужчин – футбол, хоккей, карты, шашки, шахматы, чижик. Они любили играть в любой группе людей, не придавая
особого внимания знакомству, чем больше игроков, тем интересней игра.
Глава II Основная часть
2.1. Теоретическая часть
Из истории развития подвижных игр.
Возникновение подвижных игр, уходит в далекое прошлое. У всех народов существует значительный запас игр, характеризующих быт народа. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразными двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые песенки, считалки, зачины. Все это до сих пор сохраняет свою художественную значимость, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство»: говорилки, дразнилки, заклички, издевки, перестушки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки. Подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Правила устанавливались и на выбор водящих (например, с помощью считалок). В России игры называли потехами, развлечениями, забавами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать.
Русская народная культура, которая была издавна богата играми, характеризует уважение к прошлому и веру в будущее.
Что такое игра?
Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, противоположна работе и труду. Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские и для взрослых.
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе.
Детские игры, предназначенные для физического и умственного развития ребенка, являются очень важным элементом воспитания.
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. Можно сделать предположение, что в результате технического прогресса произошло вытеснение традиционного уклада, произошла потеря нравственных ориентиров, и большинство игр ушло в забытое прошлое. Появление компьютеров привело к некоторому разобщению детей. Самый простой выход научить детей играть в народные игры. Ведь именно во время игры дети учатся соблюдать определенные правила, оказывать взаимопомощь, поддержку, проявлять честность, доброту, внимание и чуткость. С пользой проводить досуг, дружить, развивать смелость, ловкость, глазомер, развивать коммуникативные качества.
Наиболее элементарные игры зародились еще в древности. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня) и т.д.
Игра – это единственный вид деятельности, который удовлетворяет естественное желание ребенка проявить себя и самоутвердиться. Именно при помощи игры ребенок учится понимать и объяснять окружающий его мир.
2.2. Практическая часть
Реализация проекта осуществляется по направлениям:
· «Вместе дружная команда» - организация турниров и спортивных соревнований по различным видам спорта между классами;
· «Мастер-класс» - обучение школьников начальной и средней школы различным видам массовых игр;
· «Игры наших бабушек» - организация народных игр во дворах;
· Провести дворовые игры в трех направлениях:
ü Активные игры;
ü Посиделочные игры;
ü Игры для ума.
Реализация проекта
(проводилась в трех направлениях: с педагогами, обучающимися и родителями.)
№П/П |
I Деятельность педагогов |
II Деятельность учащихся |
III Деятельность родителей |
месяц |
1 |
Консультация «Дворовые игры – как один из способов освоения и усвоения социального опыта» |
Создание волонтерских отрядов из 8 классов |
Анкетирование (приложение №1). |
сентябрь |
2 |
Мастер- класс «Дворовые игры с мячом» |
Обучение подвижных игр с мячом |
Консультации и информационные листы родителей |
октябрь
|
3 |
Практикум по обучению игре «Городки» |
Обучение подвижных игр. |
Задание: подробно описать правила дворовой игры, оказать помощь в изготовлении атрибутов. |
ноябрь |
4 |
Создание «Коллекции дворовых игр» |
Игровое сообщество на территории спортивной площадки |
Совместный выход педагогов, родителей и детей на спортивную площадку |
декабрь |
5 |
Создание страницы на сайте «Дворовые игры» |
Зимние игры. |
Слайд-презентация «Дворовая команда» (к родительскому собранию). |
январь |
6 |
Создание каталога «Дворовые игры» |
Соревнование для мальчиков Игры: «Городки», «Лягушка». |
Лит. творчество родителей: «Воспоминания о дворовом детстве» Родительское собрание |
февраль |
7 |
Создание «Коллекции дворовых игр» |
Детско-родительский праздник «Час дворовой игры». |
Приобщение родителей к изготовлению атрибутов |
март |
8 |
Праздник «Пасха» |
Мастер- класс «Игры наших бабушек». |
«Заклички и считалки для дворовых пасхальных игр» |
апрель |
9 |
Презентация маркеров и способов игры в «Классики». |
Турнир для девочек «Резиночки». Месячник по обучению игре в «Классики». |
«Прыгаем, считаем – в классики играем», |
май |
10 |
Организация летнего лагеря «Акварель» |
Проведение игротеки используя буклет с правилами дворовых игр, использовать в летнем лагере. |
Приобщение родителей к изготовлению атрибутов |
июнь |
2.3. Планируемые результаты:
· обучающиеся узнают о разнообразии игр (дидактические, подвижные);
· обучающиеся научаться развивать коммуникативные навыки. внимание, память, смекалку и т. д.)
Средства реализации проекта:
· информационный стенд (стационарный), страничка на сайте;
· альбом с подвижными играми;
· проведение мероприятий в начальной школе;
· составление каталога игр.
Ожидаемые результаты:
· развитие интереса у школьников к дворовым играм, творческим делам;
· воспитание у участников проекта культуры поведения в коллективе;
· укрепление здоровья у обучающихся;
· рост творческих и организаторских способностей участников проекта;
· самореализация участников проекта.
Заключение
Реализация проекта продолжается, но уже видны некоторые результаты после проведения всех мероприятий выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтверждается, мы теоретически изучили правила игр наших родителей, провели в начальной и средней школе мастер-классы, увидели большую заинтересованность со стороны школьников, что положительно повлияло на взаимоотношения, они больше сдружились, сплотились и стали лучше понимать друг друга.
Данная работа помогла нам изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила, названия различных игровых ситуаций, а также привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.
Можно сказать, что приобщение младших школьников к народным дворовым играм, создает потребность в здоровом активном образе жизни. Юные волонтеры станут незаменимыми помощниками и наш проект по развитию волонтерского движения позволит создать эффективную модель организации добровольческого движения в целом, основанную на принципах добровольности, самостоятельности, активности участия молодежи.
Созданный альбом поможет вспомнить правила игр, дать этим играм вторую жизнь.
В заключении хочется пожелать всем ребятам как можно больше играть в интересные подвижные игры наших родителей и помнить наши традиции!
Список литературы
1. «Всё обо всем»- популярная энциклопедия для детей-1994г.
2. Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение. Физкультура и спорт- 1999.
3. Курамшин «Теория и методика физической культуры»
4. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»- 1987.
5. Основы волейбола О.Чехов. Физкультура и спорт, 1979
6. Столбов В.В. История физической культуры и спорта- 1975.
7. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982
8. 3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.
9. Интернет - ресурсы:
10. Сайт: www.dou-ufa.ru
11. Сайт: www.nsportal.ru
12. Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 г.
13. Сайт: www.ug.ru
14. Сайт: . www.2mm.ru/dosug
15. http://www.detskietovary.ru/article/51
16. http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.