КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» «Игры нашего двора»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 12.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследовательский проект в рамках раздела «Музейное зазеркалье» В рамках раздела «Музейное зазеркалье» мы решили взять тему «Игры нашего двора». Наши бабушки, дедушки и родители из поколения в поколения передавали такие важные качества, как работать в команде, следовать правилам, развивать коммуникативность, ловкость, смекалку через живое общение (дворовые игры), которые, к сожалению, у современных подростков отошли на задний план.
Иконка файла материала проект «Игры нашего двора» лицей-интернат №6.docx

МАОУ «Лицей гуманитарных наук» 

 

 

 

Исследование в рамках

 КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Игры нашего двора»

 

http://schelkovopark.ru/images/afisha/a6hSyATY6FE.jpg

 

 

 

 

 

Автор: Панина Надежда

ученица 8 «А» класса

 Руководитель проекта: Риминюк Н.А

учитель технологии

 

   

 

г. Саратов

 

 

 

 

 

Оглавление

      

Введение………………………………………………………………….   стр. 3

Глава I Исследование проблемы

1.1       Результаты анкетирования среди начальной и средней школы, как они проводят свой досуг………………………………………………………   стр. 5

1.2       Результаты анкетирования родителей, проведение своего досуга, в младшим

школьником возрасте ………………………………………………………стр. 6

Глава II Основная часть

2.1 Теоретическая часть.........................................................................................стр. 6

2.2 Практическая часть..........................................................................................стр. 7

2.3. Планируемые результаты………………………………………………...стр.9

Заключение ………………………………………………………………стр. 10

Список использованных источников информации ………………………стр.11

Приложения…………………………………………………………………стр.12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Все начинается с детства", - гласит народная мудрость. "Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки погубили их"

                                                                                                   (С.В. Михалков)

       В России существовала традиция – люди вели дневники, записывая в них свои впечатления об увиденном, прочитанном, прочувствованном. Многие из этих дневников стали впоследствии основой для создания знаменитых книг, проведения научных исследований, написания энциклопедий и словарей.

       Культурный дневник помогает нам сделать свои наблюдения, открытия, проекты и исследования в области истории, культуры и искусства Саратовской области. В нем можно выражать собственные мысли после посещения музеев, концертных залов, памятных исторических мест своей малой родины.  В дневнике 9 разделов: «Каменная летопись края», «По святым местам», «Музейное зазеркалье», «Театральные встречи», «Наполним музыкой сердца», «Приглашение к чтению», «Туристические тропы», «Увлекательные и запоминающие выходные», «Памятные даты».

      Наблюдая за учениками начальной школы, мы заметили, что в любую свободную минутку у ребят в руках телефоны и планшеты. и дети не умеют общаться с друг с другом. Они предпочитают реальному общению виртуальный мир. Если им все-таки приходиться вступать в общение со своими сверстниками, то они начинают вести себя агрессивно по отношению друг к другу. Социологи провели эксперимент: детям в количестве 60 человек, в возрасте от 8 до 14 лет было предложено в течении 8 часов не использовать гаджеты. По правилам можно было заниматься чем угодно: общаться друг с другом, читать, играть, рисовать, и т.д. Через 40 минут от эксперимента отказалось 15 человек (25%), через 2 часа ещё 23 человека (40%), через 5 часов ещё 12 человек (20%). Оказалось, что они совершенно не знают, чем себя занять. Закончило эксперимент только 6 участников (10%). Действительно проблема!

  В некоторых странах уже предпринимаются меры по решению данной проблемы: к примеру, в Норвегии в летнее время прекращается телевещание, блокируется связь Интернет. Это делается по приказу правительства, которое заинтересовано, чтобы люди как можно больше времени проводили на свежем воздухе, занимались активным отдыхом. И самым полезным видом такого отдыха, конечно же, являются игры.

     В рамках раздела «Музейное зазеркалье» мы решили взять тему «Игры нашего двора». Наши бабушки, дедушки и родители из поколения в поколения передавали такие важные качества, как работать в команде, следовать правилам, развивать коммуникативность, ловкость, смекалку через живое общение (дворовые игры), которые, к сожалению, у современных подростков отошли на задний план.

  Мне стало интересно узнать всё из истории происхождения игр. Какие же игры являлись наиболее популярными в детстве наших родителей? 

 

Актуальность проекта

      Молодое поколение предпочитает проводить свободное время в гаджетах. Двигательная активность стала очень низкой в связи с компьютеризацией века. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Нам захотелось узнать отношение обучающихся к проблеме здорового образа жизни, общения между собой, знанию истории подвижных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. Проект «Игры нашего двора» это создание волонтерской группы из числа учащихся средних и старших классов лицея, заботящихся о своей жизненной позиции.

   Необходимо выяснить, почему привычные дворовые игры, в которые играли дети из поколения в поколения ушли в прошлое.

Проект (долгосрочный)

Тип: практика – ориентированный, исследовательский

Срок реализации проекта -2018-2019г.

Проблема исследования:

Так как дети не умеют общаться друг с другом мы захотели узнать помогут ли в этом им подвижные игры. Сможем ли мы исправить и научить их общению с помощью игр наших родителей.

Объект исследования: процесс классификации дворовых игр второй половины двадцатого века.

Предмет исследования: игра, как способ коммуникативного взаимодействия

между детьми, правила проведения дворовых подвижный игр второй половины двадцатого века.

Гипотеза исследования: если мы теоретически изучим правила игр наших родителей, то будет ли нам интересно в них играть, и повлияет ли это на положительные взаимоотношения?

Цель исследования: теоретически изучить, описать правила проведения дворовых игр родителей с целью их возрождения, как формы организации досуга для начальной и средней школы.

Задачи исследования:

·       изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила игр, названия различных игровых ситуаций;

·       выявить и классифицировать наиболее популярные игры родителей с помощью интервьюирования и анкетирования родителей;

·       определить актуальность игр в настоящее время, заинтересовать ими сверстников и младшую школу, дать этим играм вторую жизнь;

·       дать определение игре, создать каталог дворовых игр.

Методы исследования:

·       Изучение литературы и других источников информации в сети по данной теме;

·       Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование);

·       Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).

Теоретическая значимость работы: проанализированный материал значительно расширяет представления о значении игры в жизни человека, предоставленные в работе данные, выявляют причины появления стереотипа о дворовых играх, как прошлое.

Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках физической культуры.

 Новизна исследования заключается в том, что на основе изучения научной литературы, поисковых исследований и собственного опыта о влиянии подвижных игр на развитие физических и нравственных качеств обучающихся. Приложение классификации подвижных игр.

Глава I Исследование проблемы

1.1 Анализ анкетирования, среди средней и начальной школы который показывает, как они проводят свой досуг

       Чтобы посмотреть, как проводят свой досуг наши ученики, мы провели специальное анкетирование среди средней и начальной школы лицея –интерната №6 ОАО «РЖД» всего опрошенных 358 человек из них 150 девочки и 208 мальчиков.

1.     Чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры на дворе.

Учащимся было предложено ряд вопросов:

·        Какие подвижные игры ты знаешь?

·        В какие игры ты играешь?

·        Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?

Анкетирование показало, что из 250 опрошенных 35 человек что составляет 14%, не знают вообще никаких подвижных игр, а наиболее популярными являются лишь «Охотники и Утки», «Картошка», «Море волнуется», "Вышибалы", «День и ночь». Как выяснилось это игры, в которые дети играют на уроке физкультуры. 185 человек -74% предпочитают компьютерные игр, 10 человек–4% настольные и только 20 человек –8 % подвижные и спортивные игры.

                                      Результат анкетирования

 

 

                       Рис.1                                                        Рис.2     

  

                   Рис.3                                                         Рис.4

   Как видим, среди школьников больше тех, кто проводит свой досуг за игрой в компьютер. (Рис.1) Любимыми компьютерными играми среди девочек это «Аватария», среди мальчиков «GTA». Игра, в которую запрещают играть родители «Мафия». Из игр известных им, особой популярностью пользуются игры в догонялки, прятки, футбол (Рис.4).  Также ребята предпочитают играть в давно знакомой компании более 5 человек.   Современные дети все свободное время проводят перед экранами телевизоров и компьютеров, пока родители на работе. А некоторых из нас вообще не пускают гулять, боясь каких-либо опасностей в наше неспокойное время.   (Приложение 1).

1.2.          Результаты анкетирования родителей, проведение своего досуга, в младшим школьником возрасте

   У Родителей приоритет - игры во дворе. В детстве наших родителей не было компьютеров и Интернета. Зато был двор, откуда их было не дозваться. И главными позывными звучали слова: «Ты выйдешь?»

        

                    

                      Рис.2                                                          Рис.3

            Результат анкетирования показал, что родители, бабушки и дедушки предпочитали: общение в живую, гулять во дворе, читать книги, заниматься в секциях. Популярные игры: «Резиночки», «Классики», «Войнушка».

    Как видим, среди взрослых от 35 лет до 65 лет больше тех, кого интересовала улица, не ограничивая себя во времени. У взрослых этого поколения еще более богат багаж знаний дворовых игр. Самыми популярными играми среди женщин дочки - матери, скакалка, классики, профессия, прятки; среди мужчин – футбол, хоккей, карты, шашки, шахматы, чижик. Они любили играть в любой группе людей, не придавая

особого внимания знакомству, чем больше игроков, тем интересней игра.

                                           Глава II Основная часть

2.1. Теоретическая часть

Из истории развития подвижных игр.

   Возникновение подвижных игр, уходит в далекое прошлое. У всех народов существует значительный запас игр, характеризующих быт народа. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх – забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразными двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые песенки, считалки, зачины. Все это до сих пор сохраняет свою художественную значимость, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. В русских селах, в городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. В подвижных играх широко использовалось словесное «пространство»: говорилки, дразнилки, заклички, издевки, перестушки, потешки, прибаутки, страшилки, голосянки, поддевки, небылички, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки. Подвижные игры, как правило, на улице, на свежем воздухе, благодаря чему становились важным средством оздоровления детей. В игру вовлекались целые группы детей, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Правила устанавливались и на выбор водящих (например, с помощью считалок). В России игры называли потехами, развлечениями, забавами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать.

Русская народная культура, которая была издавна богата играми, характеризует уважение к прошлому и веру в будущее.

Что такое игра?

    Игра - это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, противоположна работе и труду. Различают игры: индивидуальные и общественные, физические и умственные, детские и для взрослых.

    Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе.

    Детские игры, предназначенные для физического и умственного развития ребенка, являются очень важным элементом воспитания.

     На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка к взрослой жизни. Можно сделать предположение, что в результате технического прогресса произошло вытеснение традиционного уклада, произошла потеря нравственных ориентиров, и большинство игр ушло в забытое прошлое. Появление компьютеров привело к некоторому разобщению детей. Самый простой выход научить детей играть в народные игры. Ведь именно во время игры дети учатся соблюдать определенные правила, оказывать взаимопомощь, поддержку, проявлять честность, доброту, внимание и чуткость. С пользой проводить досуг, дружить, развивать смелость, ловкость, глазомер, развивать коммуникативные качества.

   Наиболее элементарные игры зародились еще в древности. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба - возня) и т.д.

    Игра – это единственный вид деятельности, который удовлетворяет естественное желание ребенка проявить себя и самоутвердиться. Именно при помощи игры ребенок учится понимать и объяснять окружающий его мир.

2.2. Практическая часть

Реализация проекта осуществляется по направлениям:

·        «Вместе дружная команда» - организация турниров и спортивных соревнований по различным видам спорта между классами;

·         «Мастер-класс» - обучение школьников начальной и средней школы различным видам массовых игр;

·        «Игры наших бабушек» - организация народных игр во дворах;

·        Провести дворовые игры в трех направлениях:

ü Активные игры;

ü Посиделочные игры;

ü Игры для ума.

 

                                          Реализация проекта 

(проводилась в трех направлениях: с педагогами, обучающимися и родителями.)

№П/П

I Деятельность педагогов

II Деятельность учащихся

III Деятельность родителей

месяц

1

Консультация «Дворовые игры – как один из способов освоения и усвоения социального опыта»

Создание волонтерских отрядов из 8 классов

Анкетирование

 (приложение №1). 

сентябрь

2

Мастер- класс «Дворовые игры с мячом»

Обучение подвижных игр с мячом 

Консультации и информационные листы родителей

октябрь

 

3

Практикум по обучению игре «Городки»

Обучение подвижных игр. 

 Задание: подробно описать правила дворовой игры, оказать помощь в изготовлении атрибутов.

ноябрь

4

Создание

 «Коллекции 

дворовых игр»

Игровое сообщество на территории спортивной площадки

Совместный выход педагогов, родителей и детей на спортивную  площадку 

декабрь

5

Создание страницы на сайте

«Дворовые игры»

Зимние игры.

Слайд-презентация 

«Дворовая команда» 

(к родительскому собранию). 

январь

6

Создание каталога «Дворовые игры»

Соревнование для мальчиков

 Игры: «Городки»,

 «Лягушка». 

Лит. творчество родителей: «Воспоминания о дворовом детстве» 

Родительское собрание 

февраль

7

Создание

 «Коллекции 

дворовых игр»

Детско-родительский праздник 

«Час дворовой игры».

Приобщение родителей к изготовлению атрибутов

март

8

Праздник «Пасха»

Мастер- класс «Игры наших бабушек». 

 «Заклички и считалки для дворовых пасхальных игр»

апрель

9

Презентация маркеров и способов игры в «Классики».

Турнир для девочек «Резиночки». Месячник по обучению игре в «Классики». 

«Прыгаем, считаем – в классики играем»,  

май

10

Организация летнего лагеря «Акварель»

Проведение игротеки используя буклет с правилами дворовых игр, использовать в летнем лагере.

Приобщение родителей к изготовлению атрибутов

июнь

 

 

2.3. Планируемые результаты:

·        обучающиеся узнают о разнообразии игр (дидактические, подвижные);

·        обучающиеся научаться развивать коммуникативные навыки. внимание, память, смекалку и т. д.)

 

Средства реализации проекта:

·        информационный стенд (стационарный), страничка на сайте;

·        альбом с подвижными играми;

·        проведение мероприятий в начальной школе;

·        составление каталога игр.

Ожидаемые результаты:

·       развитие интереса у школьников к дворовым играм, творческим делам;

·       воспитание у участников проекта культуры поведения в коллективе;

·       укрепление здоровья у обучающихся;

·       рост творческих и организаторских способностей участников проекта;

·       самореализация участников проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Реализация проекта продолжается, но уже видны некоторые результаты после проведения всех мероприятий выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтверждается, мы теоретически изучили правила игр наших родителей, провели в начальной и средней школе мастер-классы, увидели большую заинтересованность со стороны школьников, что положительно повлияло на взаимоотношения, они больше сдружились, сплотились и стали лучше понимать друг друга.

   Данная работа помогла нам изучить источники литературы, в которых подробно описаны правила, названия различных игровых ситуаций, а также привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.

    Можно сказать, что приобщение младших школьников к народным дворовым играм, создает потребность в здоровом активном образе жизни.         Юные волонтеры станут незаменимыми помощниками и наш проект по развитию волонтерского движения позволит создать эффективную модель организации добровольческого движения в целом, основанную на принципах добровольности, самостоятельности, активности участия молодежи.

     Созданный альбом поможет вспомнить правила игр, дать этим играм вторую жизнь.

 В заключении хочется пожелать всем ребятам как можно больше играть в интересные подвижные игры наших родителей и помнить наши традиции!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                             «Всё обо всем»- популярная энциклопедия для детей-1994г.

2.                             Кузин В.В., Палиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучение. Физкультура и спорт- 1999.

3.                             Курамшин «Теория и методика физической культуры»

4.                             Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»- 1987.

5.                             Основы волейбола О.Чехов. Физкультура и спорт, 1979

6.                             Столбов В.В. История физической культуры и спорта- 1975.

7.                             Физкультура и спорт. Малая энциклопедия – М.: «Радуга», 1982

8.                             3.М.Литвинова «Русские народные подвижные игры», Просвещение, 1986.

9.                             Интернет - ресурсы:

10.                         Сайт: www.dou-ufa.ru

11.                         Сайт: www.nsportal.ru

12.                         Т.Е. Заводова. Организация летнего – оздоровительного отдыха. 2006 г.

13.                         Сайт: www.ug.ru

14.                         Сайт: . www.2mm.ru/dosug

15.                         http://www.detskietovary.ru/article/51

16.                         http://www.formychild.ru/cgi-bin/toys.cgi?stp=art_card&id=139

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru