ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ПТИЦЫ»
Тип проекта: познавательный.
Возраст детей: средняя группа.
Сроки реализации проекта: 2 месяца 3 недели, с 9.01.2019 по 1.04.2019 г.
Цели проекта:
• Дать детям представление о птицах (зимующих и перелетных), об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни зимой и весной;
• Формировать общие представления дошкольников о птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.
• Познакомить детей с народними традиціями встречи птиц весной.
• Познакомить с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны;
• Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
• Создать условия для приобщения к народному празднику «Сороки - прилет птиц» детей, родителей Задачи:
ü Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
ü Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о зимующих (синица, снегирь, сорока, воробей, голубь, ворона, дятел) и прилётных птицах (грачи, ласточки, скворцы, журавли и др.), прилёт, зимой живут рядом с человеком, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;
ü Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
ü Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;
ü Учиться устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;
ü Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;
ü Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
ü Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
ü Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;
ü Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.
ü Создать картотеку устного народного творчества (веснянки, заклички, игры, потешки);
ü Подготовить и провести на прогулке развлечение «Сороки - прилет птиц»
Подготовка к проведению проекта.
1. Подобрать методическую литературу по теме.
2. Подобрать художественную литературу по теме.
3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 4. Составить перспективный план.
5. Организовать родителей на изготовление кормушек и скворечника. 6. Сделать тряпичных птиц к развлечению «Сороки – прилет птиц»
7. Украсить группу согласно тематике.
8. С помощью интернет ресурсов и сборников малых фольклорных форм создать картотеку устного народного творчества (веснянки, заклички, игры);
Выполнение проекта.
Социализация. |
Настольные игры: « Разрезные картинки» «Помогите найти маму» «Какая птица, назови» «Кто что ест?» Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто где живёт?» «Времена года» «Когда это бывает» «Кто как кричит?» «Кого не стало?» «Чей голос?» «Подбери крылышко по цвету» |
Познание. |
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: Особенности строения тела; Повадки; Кормление; Гнёзда, скворечники. |
Коммуникация. Развитие речи. |
Занятия: «Перелетные птицы», «Вот какие птички, птички невелички» Просмотр презентации «Перелетные птицы» Рассматривание фотографий птиц. Рассматривание сюжетных картинок и репродукций: |
|
«Грачи прилетели», «Кормление птиц» Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание закличек, веснянок, стихотворений о птицах и их веселом возвращении. |
Чтение художественной литературы. |
А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?», Е.Чарушин «Яшка», М.Зощенко «Умная птичка», А.Толстой «Умная галка», С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Майков «Ласточка примчалась», Е.Авдеенко «Воробей», М.Пришвин «Дятел». |
Безопасность. |
Наблюдение за кормушками(птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)Беседы на тему: "Птичья столовая", «Не разоряйте птичьих гнёзд». |
Художественноэстетическое Развитие. |
Слушание: Птичьи голоса, заклички весны, музыки П. И. Чайковского из чикла “Времена года”, из «Детского альбома» «Жаворонок» Рисование «Птичка-синичка», «Скворечник для скворца» Лепка из солёного теста: «Птичку слепим», участие в ручном труде «Птичка на прищепке», «Птичка из лоскутка ткани» Работа по аппликации: " Кормушка", "Домик для скворца". Разучивание песни “Солнышко”, муз. Т. Потапенко, заклички «Чувиль-чувиль, жаворонушки» Развлечение: «Сороки - прилет птиц» Разучивание закличек: «Жаворонки, прилетите», «ВеснаКрасна приходи». |
Развивающая среда. |
Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».Сюжетные картины на тему «Птицы». Альбомы для рассматривания: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы». |
Физическая культура. |
Пальчиковые игры: "Снегирек", "Сколько птиц в кормушке нашей", «Капель», : «Солнышко», «Птичка», «Гуси». Комплекс утренней гимнастики "Зимние забавы", «За воротами весна». Подвижная игра "Совушка", «Гуси», «Птички в гнёздах» |
Работа с родителями. |
Выставка детских рисунков на тему «Птицы». Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу». Привлечение родителей к участию в конкурсе рисунков или фотографий птиц. Оформлениеродителями группы. Консультацияна тему:" Кафе для птиц", " Изготовление кормушек своими руками", «Праздник Сороки». |
|
Привлечение родителей к подготовке и участию в совместном празднике Сороки - прилет птиц» |
Презентация проекта: 1. Конкурс рисунков и фотографий на тему «Птицы». 2. Развлечение «Сороки – прилетптиц» |
Приложение№1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
в средней группе
«ВОТ КАКИЕ ПТИЧКИ, ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ».
Цель: продолжать знакомить детей с характерными признаками весны.
Образовательные задачи.
1. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
2. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
3. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (различные виды гнёзд). Развивающие задачи.
1. Развивать интерес к жизни птиц;
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное; 3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
4. Учить понимать образный смысл загадок. Воспитательные задачи.
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
3. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Метод: словесный: наглядный, репродуктивный, практический, игровой. Приёмы: рассказ воспитателя, чтение стихов, беседа, вопросы; наблюдение, рассматривание картин; упражнение.
Тип занятия: закрепление изученного материала.
Материал к занятию:
1.Демонстрационный материал «Птицы».
2. Звуковая фонограмма явление природы.
3. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
4. Изображения птичьих гнёзд.
ТСО:
Магнитофон.
Ход занятия.
1 часть. Игра "Доскажи предложение".
Воспитатель. Какое сейчас время года? Когда наступает весна?
Дети. После зимы.
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают. - Погода весной (какая?)
- Ручьи весной (что делают?)
- Солнце весной (какое?)
- Сосульки весной (что делают?)
- Листочки на деревьях (что делают?)
- Весной травка вырастает (какая?)
- Снег (что делает?)
- Весной птицы (что делают?)
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать И снова узнать, что повсюду весна, Что солнце и утро прекраснее сна.
Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной - это то, что именно весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, чёрные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна!
Весна!». В далёкие времена говорили: «Грач зиму ломает».
Есть ещё и такая примета: «Если грач на горе, то весна во дворе».
2 часть. «Звуки и голоса природы».
Раздаётся стук в дверь. Входит Матрёшка.
Матрёшка. Здравствуйте, ребята! Я - Матрёшка. Шла в гости к малышам, да случайно услышала как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Всё вокруг видят, всё вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись «Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц.
Дети (после прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали). 3 часть. «Отгадай загадку».
Матрёшка. Ребята, а у меня для вас есть ещё один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда садитесь на стульчики и внимательно слушайте.
После каждой правильно отгаданной загадки, Матрёшка вытаскивает фигурку птицы и прикрепляет её на фланелеграф.
1. Вот вещунья - белобока, А зовут её… (сорока)
2. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
3. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это… (воробей)
4. Не ворона, не синица Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг «ку-ку» (кукушка).
5. Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук» (дятел).
6. На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его… (скворец).
Матрёшка. Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте.
Матрёшка уходит за сувенирами. 4 часть. Игра «Назови, кого не стало».
Воспитатель. Пока матрёшка ходит за сувенирами, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, какой красивый получилась весёлая, весенняя картинка (показывает на фланелеграф). Давайте ещё раз назовём птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернётесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра «Назови, кого не стало»
5 часть. Подвижная игра «Найди волшебную шапочку».
Воспитатель предлагает стать детям в круг.
Воспитатель. Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками? Для этого вам нужно найти волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. Разойдитесь по группе и поищите волшебные шапочки.
Раз, два, три,
Волшебные шапочки ищи.
Дети ходят по группе, ищут шапочки с изображением птиц. Найдя, одевают их и становятся в круг.
Я уже вижу, что все надели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши),
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя),
И быстро в птичку превратись!
Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке). Скажите, сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперёд одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат. Прилетали птички, Птички - невелички.
Весело скакали Зёрнышки клевали И быстро улетали. 6 часть. Игровое упражнение «Найди своё гнездо».
Воспитатель. Как вы думаете, куда могли полететь птички? (Ответы детей).
Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо) А вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные? Где строит своё гнездо дятел, ласточка, сорока? А где живёт скворец?
Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнёзд для птиц. Но каждая птичка должна найти своё гнёздышко. По моему сигналу вы должны полететь в своё гнездо.
Раз, два, три
Птичка в гнёздышко лети.
Детям предлагают изображения 4 гнёзд. Каждый ребёнок занимает своё гнездо.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось. А о чём мы с вами говорили на занятии. (Ответы детей).
Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, Матрёшка оставила сюрприз для вас. (смотрят, находят конфеты).
Приложение № 1
Родители обновили кормушки и сделали скворечник
Фотографии с занятия
«ВОТ КАКИЕ ПТИЧКИ, ПТИЧКИ-НЕВЕЛИЧКИ».
Приложение № 2
Сценарий развлечения «СОРОКИ – прилет птиц».
Средняя группа
Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, родителям Цель: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах.
Задачи:
- Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц.
- Расширять словарный запас с помощью фольклора. - Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости Методические приёмы:
Игровой приём, художественное слово, пример воспитателя, хоровое проговаривание слов потешек, указания воспитателя, помощь и поощрение, индивидуальная работа.
Действующие лица:Хозяйка – 1 воспитатель; Солнышко -2 воспитатель.
Ход праздника:
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Если снег повсюду тает
День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна.
Хозяйка: Сегодня, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.
Весна — время прилёта птиц.
Ой, а какая же весна без яркого Солнышка? Ребята, давайте споем песенку про солнышко.
Исполняется песня «Солнышко встань…» Давайте позовем Солнышко.
Дети, произносят закличку «Солнышко»
Солнышко- вёдрышко, выгляни в окошечко, Солнышко нарядись, красное покажись!
Звучит музыка. Входит Солнышко.
Солнышко: Иду! Иду! Весну веду! Здравствуйте мои дорогие! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас! Сегодня необычный день – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Хозяйка: Будем весну встречать, Жаворонков завлекать!
Дети произносят закличку «Жаворонок»:
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу! Солнышко: Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня.
Хозяйка: Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
А давайте песню весеннюю споём!
Исп. песня «Звонко капает капель…»
Солнышко: А у меня есть интересная игра «Птицы летают и клюют зёрнышки».
Солнышко: А теперь послушайте, звуки лесных птиц. Прослушивание магнитофонной записи «Звуки леса».
Хозяйка: А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры. Дети выполняют упражнение «Ветер», произнося слова, выполняют соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше. Вытягивают вперед руки, машут ладонями.
Наклоны вправо, влево.
Приседают, руки вперед.
Встают на носки, поднимая руки.
Солнышко: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу (играют родители и дети). Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи.
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Хозяйка: А теперь приглашаю всех на угощенье.
Солнышко: Наш праздник подошёл к концу. Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня вот таких птичек, которые называются жаворонки. (Отдает корзину с испеченными жаворонками)
Но наш праздник не заканчивается, сейчас пойдем на прогулку повесим скворечник и продолжим играть.
Праздник заканчивается общим танцем
Фотографии с прогулки развлечения «Сороки – прилет птиц»
Приложение № 3
Конспект комплексного занятия средней группе.
Аппликация "Домик для скворца" Программное содержание: развивать интерес у детей к окружающему миру, воспитывать отзывчивость к живым существам, закреплять знания детей о птицах, умение различать их по внешнему виду и пению; развивать память и разговорную речь, учить составлять рассказ по образцу; закреплять знания геометрических фигур и цвета; учить петь, чётко проговаривая слова, попадая в ритм музыки.
Ход занятия:
Повсюду развешаны картинки с изображением птиц. (Слышится пение птиц) Воспитатель: - Ребята, что вы слышите?
Дети: - Пение птиц.
Воспитатель: - В какое время года это бывает?
Дети: - Весной.
Воспитатель: - Какие ещё признаки весны вы знаете?
Дети: - Стало тепло, распустились листочки на деревьях, проснулись насекомые.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Вокруг стало так красиво, птички радуют нас своим пением, давайте и мы споём песенку о птицах.
Песня «Птичка».
Воспитатель: - Ребята, а каких птиц вы знаете?
Дети перечисляют уже знакомых птиц.
Воспитатель: - У этих птиц ещё есть один друг. Дети, а вы любите разгадывать загадки? Я сейчас загадаю, узнаете ли вы эту птицу? Он прилетает каждый год туда, где домик его ждёт! Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет!
Дети: - Скворец.
Воспитатель: - А как ласково можно назвать эту птицу?
Дети: - Скворушка.
Воспитатель: - Я хочу рассказать вам об этой птице, давайте рассмотрим её. Воспитатель: - Скворец вернулся весной в родные края. Живёт он в скворечнике. У него желтый клюв, чёрные крылья и хвост, а на животике маленькие пятнышки. (Дети составляют рассказ по образцу воспитателя) . Воспитатель: - Ребята, скворушка шепнул мне на ухо, что он задержался в пути, а все скворечники уже заняты. Давайте поможем ему! Построим скворечники.
(На столах разложены заготовки для аппликации: квадраты, треугольники, круги).
Дети по образцу наклеивают скворечники.
Воспитатель: - Какие красивые скворечники у нас получились, молодцы, ребята! Теперь наш скворец сможет позвать и своих друзей.
Воспитатель: Чтобы у скворца было хорошее настроение, давайте ещё споём песню.
Песня «Скворушки».
Звучание песни скворца.
Воспитатель: - Слышите, как скворцу понравилась наша песня! Случилось чудо – наши скворечники превратились в настоящий (заносится настоящий скворечник). Мы пойдём с вами сейчас на прогулку и повесим наш скворечник на дерево.
Вот такие скворечники у нас получились!
Приложение № 4
Дети принимают участие в оформлении группы к празнику «Сороки – прилет птиц».
Дети на веточках развешивают птичек, сделанные в народной традиции, которые в старину традиционно развешивали на веточки кустов и деревьев при закликании весны.
Приложение № 5 Фотографии к занятию по лепке из солёного теста:
«Жаворонки»
Приложение 6
29 марта прошло развлечение, посвященное Международному дню птиц (отмечается 1 апреля) Дети с удовольствием читали стихи, пели песни. танцевали, играли. Получили и взрослые , и дети массу позитива и заряд
энергии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.