- РФ –
Московская область
Администрация Дмитровского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «Жемчужинка»
141800, г.Дмитров, мкр.Аверьянова д.13, тел. 8(222)3-08-01
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
по познавательному, речевому и
художественно-эстетическому развитию
в старшей группе №9
МДОУ №2 «Жемчужинка»
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
Руководители проекта:
Плотникова Сталина Викторовна
Участники проекта:
Дети подготовительной группы №9
Дмитров, 2019 г.
Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Тип проекта: исследовательский - познавательный.
Сроки реализации проекта: февраль-апрель.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности;
- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва) ;
- уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение;
- учить детей приемам посева семян;
- формировать умение выращивать рассаду из семян;
- воспитывать желание ухаживать за растениями;
- формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.
1 этап. Подготовительный
•Создание проблемной ситуации: внесение семян томатов и огурцов.
•Презентация «Необходимые условия для роста растений»
•Беседа с детьми «Можно ли вырастить овощи на окне»
II этап. Организационный
•Беседа с детьми о создании огорода на окне.
•Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на окне»»
•Беседа с детьми «Что такое огород и что на нем растет».
III этап. Этап реализации
•НОД «Посев семян помидоров для выращивания рассады»
•Совместный уход за растениями в огороде на окне (полив, рыхление, опрыскивание).
•Практическая деятельность: посадка лука на зелень.
•Наблюдение за ростом лука и всходами семян.
•Чтение детям: Е. Алябьева «Овощи?», Т. Шорыгина «Три горошины»[1], А. Максакова «Посадили огород», Г. Козырина «А у нас в саду порядок», О. Емельянова «Что растет в огороде», В. Корнин «Что растет на нашей грядке», Т. Шорыгина «Не сажайте огород возле дорог!», Ю. Тувим «Овощи», В. Пальчинскайте «Гороховый домик», А. Кочергина «Что растет у Натки на зеленой грядке?», В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы», русская народная сказка «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пях», Дж. Родари «Чиполлино», Р. Е. Дерикот «Фасолинки».
•Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде?».
•Оформление дневника наблюдений за ростом растений.
•Хороводная игра «Кабачок», хоровод «Огородная-хороводная».
•Художественное творчество: лепка из соленого теста «Натюрморт из овощей».
•Пальчиковая гимнастика «Капуста».
•Экспериментальная деятельность «Нужен ли корешкам воздух?».
•Практическая деятельность: посадка семян огурцов.
•Художественное творчество: рисование «Загадки с грядки».
•Дидактическая игра «В саду ли в огороде».
•Пальчиковая игра «Растение».
•Подвижная игра «Баба сеяла горох».
•Подбор стихотворений и загадок об овощах.
•Дидактическая игра «Найди по описанию».
•Труд «Высадка рассады помидоров в горшки».
•Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе».
•Опыт «На свету и в темноте».
•Дидактическая игра «Вершки и корешки».
•Игра-эстафета «Посади картошку».
•Наблюдение первыми цветами огурцов.
•Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
•Настольная игра лото «Что где растет?».
•Сбор первого урожая огурцов.
•Игра-эстафета «Сварим суп из овощей».
•Составление рассказов из личного опыта «Что растет на нашей даче?».
•Фотографирование фаз роста растений, деятельности детей.
•Дидактическая игра «Угадай на вкус».
•Сюжетно-ролевые игры «Семья».
•«Супермаркет», «Овощная база».
IV этап. Итоговый
•Подготовка к презентации проекта «Огород на окне»
•Создание фотоальбома «Огород на окне».
Формы взаимодействия с семьёй:
- круглый стол «Участвуем в проекте «Огород на окне»»
- оформление огорода (закупка земли, приобретение семян);
- участие в наблюдении;
Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, фотоальбом «Огород на окне», презентация проекта «Огород на окне».
Результативность: дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Приложение
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Можно ли вырастить овощи на подоконнике»
Цель:
Задачи:
Образовательные:
Осуществлять выращивание овощей на окне, рассада цветочных культур;
закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений;
Рассказать детям о каждой выращенной культуре, об особенностях выращивания;
Заполнять дневник наблюдений за огородом;
Проследить рост растений от семени до ростка;
Понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.
Воспитательные:
Воспитывать желание добиваться результата;
Участвовать в общем деле, развивать трудовые умения.
Прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;
Работа над словарем:
Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов;
Оборудование и материалы:
Рассада посаженных культур: петрушка, укроп
Цветы: бархатцы, лук.
Инвентарь: лейка, лопаточка для рыхления, тряпочка.
Дидактический материал: картинки с изображением овощей и цветов, дневник наблюдений «сад-огород и т. д.
1. Предварительная работа:
В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Изготовлены таблицы – указатели с названиями растений и с датой их посадки. В специально подготовленный ящик с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы в дневник наблюдений. Так же были подобраны: художественная литература, стихи, поговорки, загадки об овощах, цветах, иллюстрации и картинки (демонстрационный материал). Проведена консультация с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Сад – огород», оказание посильной помощи родителей в создании проекта «Сад-огород», был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
2. Практическая работа. Вводная часть
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
В. : Правильно, весна! Какие признаки весны мы с Вами можем отметить?
Д. : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые проталины, первые цветы.
В. : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?
Д. : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!
В. : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.
Огород, огород
Что за чудо! Вот так класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает!
Основная часть.
Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные культуры: петрушка, укроп, перец, бархатцы, . Ребята замечают, что ростки саженцев направленны к свету!
В. : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?
Д. : Земля, вода, воздух, свет, тепло.
В. : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности. Поиграем в игру «Наша ладошка».
Дети показывают свою ладонь, поочередно указывая на пальцах руки:
Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?
Д. : Вода.
В. : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. (Показывает на указательный палец, дети повторяют действие.) Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.
Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.
Д. : Без воздуха.
В. : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод (Дети показывают на средний палец). А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.
Д. : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.
В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?
Д. : Тепло. Земля должна быть прогрета.
(Дети указывают на безымянный палец)
В. : Да, ребята, тепло представляет собой
основной фактор жизни растений.
Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.
Что мы можем увидеть?
Д. : Ростки повернуты в сторону окна.
В. : Почему?
Д. : Растение тянется к свету, к солнцу.
В. : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши
растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца. (Показывает на мизинец).
Посмотрите наша ладонь и пальцы – единое целое, как и наше растение неразрывно
связанно и зависит от всех перечисленных факторов и условий: земли, воздуха,
света, тепла, воды.
(Показывают друг другу ладошки)
-Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение про наш
огород.
Петрушка.
Сказала бабушка:
-Пора, петрушку высевать… Ура!
Вот всем на удивленье
Задам я представленье!
И будут у Петрушки
Такие же веснушки, колпак,
Вихор из пакли,
Как в кукольном спектакле:
Но через месяц или два
Взошла обычная ботва.
Где же колпак, веснушки
У этого… Петрушки?
Укроп.
Укроп - полезное растение,
И в этом нет у нас сомненья,
Овощи и фрукты –
Результат трудов.
Красный и зеленый,
Желтый, как лимон,
Вовремя взращенный.
В. : Кроме овощей и зелени у нас есть рассада
цветочных культур. Послушайте стихотворения.
Бархатцы.
Ярким солнечным букетом
Предо мною бархатцы.
Расцветают ранним летом
Я смеюсь от радости!
Пусть просты, зато нарядны.
Пышным кустиком горят.
Запах горький, но приятный,
И лучистый добрый взгляд.
Физкультминутка:
Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
В.: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем чеснок. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем зубчик чеснока донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.
(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)
В.: Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук
(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к посадке. Все контейнеры после посадки размещают в ящичек.)
В.: Ребята, как вы думаете, завтра мы уже сможем пооробовать лучок? Нет, надо подождать некоторое время, пока лук прорастет – даст зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать. Ребята, давайте еще раз повторим как нужно ухаживать за луком.
Д.: ответы детей.
В.: Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.
Опыт «На свету и в темноте».
Цель:определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающая: Продолжать учить детей участвовать в экспериментах, делать выводы.
Развивающая: развивать способности к логическому мышлению, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к природе.
Организация образовательной деятельности:
Подгруппа детей-5 человек.
Место проведения – групповая комната.
Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей, игрушка-крот.
Предварительная работа: беседы о пользе лука, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, проращивание лука.
Ход:
Раздается стук . Из под стола воспитатель достаёт игрушку-крота Тишку. Дети здороваются.
Вос-ль: Здравствуй зверёк. Кто ты такой и как к нам попал?
Т: Здравствуйте, ребята. Я крот Тишка. Живу под землёй. Куда это я попал?
Вос-ль: Тишка ты попал к детям в детский сад.
Т: Как у вас здесь красиво. А что это у вас такое зеленое растёт?
Д: Лук.
Вос-ль: Мы с ребятами вырашиваем лук, для того чтобы его кушать и не болеть. В нём очень много витаминов.
Т: Но ваш лук совсем не похож на тот лук, который растет в домике. В темноте. У вас очень красивый зелёный, а у меня совсем светлый.
В-ль: Ребята и Тишка хотите узнать почему у нас зелёный лук, а у Тишки светлый?
Д: Да.
Вос-ль: Сейчас мы с вами часть нашего лука спрячем под колпак, представим что он растет в домике у Тишке где всегда темно.Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. И будем с вами наблюдать за тем, что будет происходить с луком в темном домике. А тебя Тишка мы будем ждать каждый день в гости. И отмечать все изменения, которые происходят с луком.
Вос-ль: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Вос-ль: Для чего мы посадили луковицы?
Вос-ль? Чего в зеленом луке очень много? (витаминов)
Вос-ль:Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).
Вос-ль: - Кто сегодня был у нас в гостях? Где он живёт?
Каждый день дети наблюдают за изменением лука (лук с каждым днём становится светлее). Дети в конце экспериментирования делают вывод: для роста лука и чтобы он был зеленым, а не светлым нужен свет.
Изменения цвета лука дети фиксируют на фланелеграфе в виде модели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.