Экологический проект в старшей группе "Огород на окне"
Оценка 5

Экологический проект в старшей группе "Огород на окне"

Оценка 5
docx
09.02.2020
Экологический проект в старшей группе "Огород на окне"
огород на окне.docx

- РФ –

Московская область

Администрация Дмитровского городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «Жемчужинка»


 141800, г.Дмитров, мкр.Аверьянова д.13, тел. 8(222)3-08-01

 

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

по познавательному, речевому и

художественно-эстетическому развитию

в старшей группе №9

МДОУ №2 «Жемчужинка»

«ОГОРОД НА ОКНЕ»

 

 

Руководители проекта:

Плотникова Сталина Викторовна

 

Участники проекта:

Дети подготовительной группы №9

 

 

Дмитров, 2019 г.

 

Актуальность: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения большое значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.

Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Тип проекта: исследовательский - познавательный.

Сроки реализации проекта: февраль-апрель.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.

Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

Задачи:

- формировать интерес к познавательной деятельности;

- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва) ;

- уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение;

- учить детей приемам посева семян;

- формировать умение выращивать рассаду из семян;

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.

1 этап. Подготовительный

•Создание проблемной ситуации: внесение семян томатов и огурцов.

•Презентация «Необходимые условия для роста растений»

•Беседа с детьми «Можно ли вырастить овощи на окне»

II этап. Организационный

•Беседа с детьми о создании огорода на окне.

•Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на окне»»

•Беседа с детьми «Что такое огород и что на нем растет».

III этап. Этап реализации

•НОД «Посев семян помидоров для выращивания рассады»

•Совместный уход за растениями в огороде на окне (полив, рыхление, опрыскивание).

•Практическая деятельность: посадка лука на зелень.

•Наблюдение за ростом лука и всходами семян.

•Чтение детям: Е. Алябьева «Овощи?», Т. Шорыгина «Три горошины»[1], А. Максакова «Посадили огород», Г. Козырина «А у нас в саду порядок», О. Емельянова «Что растет в огороде», В. Корнин «Что растет на нашей грядке», Т. Шорыгина «Не сажайте огород возле дорог, Ю. Тувим «Овощи», В. Пальчинскайте «Гороховый домик», А. Кочергина «Что растет у Натки на зеленой грядке?», В. Кудрявцева «Тяпы-ляпы», русская народная сказка «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пях», Дж. Родари «Чиполлино», Р. Е. Дерикот «Фасолинки».

•Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде.

•Оформление дневника наблюдений за ростом растений.

•Хороводная игра «Кабачок», хоровод «Огородная-хороводная».

•Художественное творчество: лепка из соленого теста «Натюрморт из овощей».

•Пальчиковая гимнастика «Капуста».

•Экспериментальная деятельность «Нужен ли корешкам воздух?».

•Практическая деятельность: посадка семян огурцов.

•Художественное творчество: рисование «Загадки с грядки».

•Дидактическая игра «В саду ли в огороде».

•Пальчиковая игра «Растение».

•Подвижная игра «Баба сеяла горох».

•Подбор стихотворений и загадок об овощах.

•Дидактическая игра «Найди по описанию».

•Труд «Высадка рассады помидоров в горшки».

•Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе».

•Опыт «На свету и в темноте».

•Дидактическая игра «Вершки и корешки».

•Игра-эстафета «Посади картошку».

•Наблюдение первыми цветами огурцов.

•Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

•Настольная игра лото «Что где растет?».

•Сбор первого урожая огурцов.

•Игра-эстафета «Сварим суп из овощей».

•Составление рассказов из личного опыта «Что растет на нашей    даче?».

•Фотографирование фаз роста растений, деятельности детей.

•Дидактическая игра «Угадай на вкус».

•Сюжетно-ролевые игры «Семья».

«Супермаркет»«Овощная база».

IV этап. Итоговый

•Подготовка к презентации проекта «Огород на окне»

•Создание фотоальбома «Огород на окне».

Формы взаимодействия с семьёй:

- круглый стол «Участвуем в проекте «Огород на окне»»

- оформление огорода (закупка земли, приобретение семян);

- участие в наблюдении;

Продукты проекта: дневник наблюдений, картотека загадок, фотоальбом «Огород на окне», презентация проекта «Огород на окне».

Результативность: дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

 

 

 

Приложение

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Можно ли вырастить овощи на подоконнике»

Цель:

  • расширять представления детей о саде и огороде;
  • обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  • привлечь к работе как можно больше детей.

Задачи: 

Образовательные:

Осуществлять выращивание овощей на окне, рассада цветочных культур;

закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений;

Рассказать детям о каждой выращенной культуре, об особенностях выращивания;

Заполнять дневник наблюдений за огородом;

Проследить рост растений от семени до ростка;

Понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.

Воспитательные:

Воспитывать желание добиваться результата;

Участвовать в общем деле, развивать трудовые умения.

Прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;

Работа над словарем:

Развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов;

Оборудование и материалы:

Рассада посаженных культур: петрушка, укроп

Цветы: бархатцы, лук.

Инвентарь: лейка, лопаточка для рыхления, тряпочка.

Дидактический материал: картинки с изображением овощей и цветов, дневник наблюдений «сад-огород и т. д.

1. Предварительная работа:

В группе для детей на подоконнике был создан мини сад-огород. Изготовлены таблицы – указатели с названиями растений и с датой их посадки. В специально подготовленный ящик с грунтом были высажены семена культур, дата и цель посадки были зафиксированы в дневник наблюдений. Так же были подобраны: художественная литература, стихи, поговорки, загадки об овощах, цветах, иллюстрации и картинки (демонстрационный материал). Проведена консультация с родителями на тему: «Участвуем в проекте «Сад – огород», оказание посильной помощи родителей в создании проекта «Сад-огород», был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

2. Практическая работа. Вводная часть

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

В. : Правильно, весна! Какие признаки весны мы с Вами можем отметить?

Д. : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые проталины, первые цветы.

В. : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?

Д. : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!

В. : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.

Огород, огород

Что за чудо! Вот так класс!

На подоконнике у нас,

Мини-огород живет,

Растет, и урожай дает!

Основная часть.

Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные культуры: петрушка, укроп, перец, бархатцы, . Ребята замечают, что ростки саженцев направленны к свету!

В. : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?

Д. : Земля, вода, воздух, свет, тепло.

В. : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности. Поиграем в игру «Наша ладошка».

Дети показывают свою ладонь, поочередно указывая на пальцах руки:

Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?

Д. : Вода.

В. : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. (Показывает на указательный палец, дети повторяют действие.) Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.

Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.

Д. : Без воздуха.

В. : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод (Дети показывают на средний палец). А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.

Д. : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.

В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?

Д. : Тепло. Земля должна быть прогрета.

(Дети указывают на безымянный палец)

В. : Да, ребята, тепло представляет собой

основной фактор жизни растений.

Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.

Что мы можем увидеть?

Д. : Ростки повернуты в сторону окна.

В. : Почему?

Д. : Растение тянется к свету, к солнцу.

В. : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца. (Показывает на мизинец). Посмотрите наша ладонь и пальцы – единое целое, как и наше растение неразрывно связанно и зависит от всех перечисленных факторов и условий: земли, воздуха, света, тепла, воды.
(Показывают друг другу ладошки)
-Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем стихотворение про наш огород.

Петрушка.
Сказала бабушка:
-Пора, петрушку высевать… Ура!
Вот всем на удивленье
Задам я представленье!
И будут у Петрушки
Такие же веснушки, колпак,
Вихор из пакли,
Как в кукольном спектакле:
Но через месяц или два
Взошла обычная ботва.
Где же колпак, веснушки
У этого… Петрушки?

Укроп.
Укроп - полезное растение,
И в этом нет у нас сомненья,

Овощи и фрукты –
Результат трудов.
Красный и зеленый,
Желтый, как лимон,
Вовремя взращенный.
В. : Кроме овощей и зелени у нас есть рассада
цветочных культур. Послушайте стихотворения.
Бархатцы.

Ярким солнечным букетом

Предо мною бархатцы.

Расцветают ранним летом

Я смеюсь от радости!

Пусть просты, зато нарядны.

Пышным кустиком горят.

Запах горький, но приятный,

И лучистый добрый взгляд.

Физкультминутка:

Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)

Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)

Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)

Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)

Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.) 

В.: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем чеснок. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем зубчик чеснока донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.

(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)

В.: Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук

(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к посадке. Все контейнеры после посадки  размещают в ящичек.)

В.: Ребята, как вы думаете, завтра мы уже сможем пооробовать лучокНет, надо подождать некоторое время, пока лук прорастет – даст зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать.  Ребята, давайте еще раз повторим как нужно ухаживать за луком.

Д.: ответы детей.

В.: Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.

 

 

 

Опыт «На свету и в темноте».

Цель:определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающая:  Продолжать учить детей участвовать в экспериментах, делать выводы.

Развивающая: развивать способности к логическому мышлению, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к природе.

Организация образовательной деятельности:

Подгруппа детей-5 человек.

Место проведения – групповая комната.

Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей, игрушка-крот.

Предварительная работа: беседы о пользе лука, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, проращивание лука.

Ход:

Раздается стук .  Из под стола воспитатель достаёт игрушку-крота Тишку. Дети здороваются.

Вос-ль: Здравствуй зверёк. Кто ты такой и как к нам попал?

Т: Здравствуйте, ребята. Я крот Тишка. Живу под землёй. Куда это я попал?

Вос-ль:  Тишка ты попал к детям в детский сад.

Т: Как у вас здесь красиво. А что это у вас такое зеленое растёт?

Д: Лук.

Вос-ль: Мы с ребятами вырашиваем лук, для того чтобы его кушать и не болеть. В нём очень много витаминов.

Т: Но ваш лук совсем не похож на тот лук, который растет в домике. В темноте. У вас очень красивый зелёный, а у меня совсем светлый.

В-ль: Ребята и Тишка хотите узнать почему у нас зелёный лук, а у Тишки светлый?

Д: Да.

Вос-ль: Сейчас мы с вами часть нашего лука спрячем под колпак, представим что он растет в домике у Тишке где всегда темно.Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. И будем с вами наблюдать за тем, что будет происходить с луком в темном домике. А тебя Тишка  мы будем ждать каждый день в гости. И отмечать все изменения, которые происходят с луком.

Вос-ль: - Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? 

Вос-ль: Для чего мы посадили луковицы?

Вос-ль? Чего в зеленом луке очень много? (витаминов)

Вос-ль:Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).

Вос-ль: - Кто сегодня был у нас в гостях? Где он живёт?

Каждый день дети наблюдают за изменением лука (лук с каждым днём становится светлее). Дети в конце экспериментирования делают вывод: для роста лука и чтобы он был зеленым, а не светлым нужен свет.

Изменения цвета лука  дети фиксируют на фланелеграфе в виде модели.


 

РФ – Московская область Администрация

РФ – Московская область Администрация

Актуальность : Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира

Актуальность : Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи

Художественное творчество : лепка из соленого теста «Натюрморт из овощей»

Художественное творчество : лепка из соленого теста «Натюрморт из овощей»

Приложение Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Можно ли вырастить овощи на подоконнике»

Приложение Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Можно ли вырастить овощи на подоконнике»

Сад-огород», был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду»

Сад-огород», был проведен опрос родителей на тему: «Экологическое воспитание детей в детском саду»

В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?

В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?

Расцветают ранним летом Я смеюсь от радости!

Расцветают ранним летом Я смеюсь от радости!

Опыт «На свету и в темноте» .

Опыт «На свету и в темноте» .

Каждый день дети наблюдают за изменением лука (лук с каждым днём становится светлее)

Каждый день дети наблюдают за изменением лука (лук с каждым днём становится светлее)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020