МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
п. Лучегорск Пожарского района
Приморского края
Экологический проект
«Живая планета»
Проект выполнил:
Ученик11классаДемчук Виталий
Руководитель:
Кальченко Галина Владимировна
Владивосток 2003
ВВЕДЕНИЕ
«Человек неразумен, умом обладает окружающая его среда» - афоризм, принадлежащий древнегреческому мыслителю Гераклиту. Чтобы приобщиться к этому источнику мудрости, необходимо, прежде всего, овладеть языком Природы. Каким образом? В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо, старый алхимик говорит своему ученику, что есть только один путь постижения – действовать!
Научить наших учеников действовать – самая важная задача, которую необходимо решить.
Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечить возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде. Следовательно, экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передают те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной и социоприродной средой.
Данная модель позволяет создать такие условия, в которых ученик успешно овладевает видами деятельности, дающими широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, где он – активный творец этих отношений, а не только их созерцатель. Предлагаемый творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников – она только намечается и далее развивается в соответствие с требованиями к форме и жанру конечного результата. Данный проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течении двух часов.
При организации работы над проектом были использованы разнообразные виды деятельности: эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами; коммуникативная – общение, являющееся условием познания, условием выработки человеком системы ценностей. Условием труда.
Формирование экологической культуры школьников в настоящее время рассматривается в качестве одной из актуальных педагогических проблем. Повышению эффективности этого процесса способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств экологического воспитания. Так, в последнее время все чаще стали использоваться игры экологического содержания.
Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский. Д.Б. Эльконин и другие. Игра – не развлечение и забава, а одно из серьезных средств педагогического воздействия на детей. Ушинский отмечал. Что в игре формируются все стороны души человека: его ум, его сердце, его воля.
Роль игры в
экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению
знаний ребенка о природе, формированию нравственных представлений; развивает у
детей способность предсказывать следствие по причине; создает опыт упражнения в
нравственном поведении; формирует у ребят потребность положительного
воздействия на природу.
Содержание проекта:
Оборудование:
1) Конфеты – 8 штук
2) Трехлитровая банка с водой
3) Тарелка
4) Стакан
5) Чайная ложка
6) Краски, гуашь
7) Кисти
8) Бумага
9) Ножницы
10) Клей
11) Свеча
12) Разноцветные квадратики
13) Ватман
Объяснение:
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Проект — это большая работа, состоит из нескольких частей. Воплощать в жизнь наш проект будем поэтапно. Цель проекта – заключается в том, что работа будет общая, коллективная и создавать живую планету мы будем вместе.
Существует четыре стихии, которые царят на Земле:
1) Огонь
2) Воздух
3) Земля
4) Вода
Приложение 1.
Рисуется большой круг – Земля и делится на четыре сектора. Назовите эти стихии? (Дети называют их, а педагог в каждом секторе записывает название стихии).
Огонь мы будем рассматривать как созидательную стихию, поэтому он выступит в роли Солнца.
Четыре стихии:
1) Солнце – дает нам энергию, тепло, свет
2) Воздух – необходим для дыхания
3) Вода – необходима для протекания жизненно важных процессов
4) Земля – место обитания живых организмов
Первый этап:
Стихия огонь (Солнце)
Игра «Пищевая цепочка»
Действующие лица:
1) Солнце – 1 человек
2) Трава – 4 человека
3) Мыши – 2 человека
4) Лиса – 1 человек
Реквизит:
1) Тарелка
2) 8 конфет
Пищевая цепочка – это последовательность передачи энергии от одного организма к другому.
Ход игры:
Солнце берет в руки тарелку с конфетами и передает «ЭНЕРГИЮ» траве (по две конфеты каждой травинке). Одну конфету каждая травинка съедает – эта «ЭНЕРГИЯ» расходуется на поддержание жизненных процессов травинки, вторую передает мышкам, таким образом, каждая мышка получает по две конфеты. Часть «ЭНЕРГИИ» мышка расходует на себя, а часть отдает лисе, у лисы оказывается две конфеты. Часть «ЭНЕРГИИ» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто может ее взять.
Вопросы по игре:
Кто получил энергию непосредственно от Солнца?
Кто получил энергию от травы?
Кто получил энергию от мышей?
Что произойдет с пищевой цепочкой, если не будет одного из компонентов?
Монотипия на тему «Моё солнце».
Приложение 2.
Второй этап:
Стихия воздух
- Кто из вас видел воздух?
Давайте проведем эксперимент. Вот стакан, как вы думаете, есть ли в нем что-нибудь? Сейчас проверим! Я переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в банку с водой, стакан держу очень ровно. Попадает ли вода в стакан? Почему?
Вывод:
В стакане находится воздух, поэтому вода не попадает в него.
Я опускаю стакан снова в банку, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?
Вывод:
Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Рисунок «ОБЛАКО» с помощью свечи (воздух примем за воображаемое облако).
Приложение 3.
Третий этап:
Вода
- Для чего нам нужна вода?
Загадки:
1) Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А прошли искать их днем
Ищем, ищем не найдем. (РОСА)
2) Сырое сукно тянется в окно. (ПАР)
3) На дворе горой, а в избе водой. (СНЕГ)
В каком виде встречается вода на Земле?
Эксперимент:
Представим, что вся вода на Земле находится в этой трехлитровой банке. Одна чайная ложка от всей этой воды – вся пресная вода, а капля из этой чайной ложки – это вся вода, которую мы употребляем.
Нарисовать каплю воды, и на ней написать любое слово, связанное с водой.
Приложение 4.
Четвертый этап:
Стихия Земля
Игра «Дерево»
Сейчас мы все вместе построим одно большое дерево. Один человек становится на стул – это сердцевина, основа дерева.
Два человека садятся на стулья около «СЕРДЦЕВИНЫ» - это корни, они поглощают из почвы питательные вещества. Пять – шесть человек становятся вокруг «СЕРДЦЕВИНЫ» и «КОРНЕЙ», берутся за руки – это проводящая древесина. Семь – восемь человек становятся вокруг предыдущих воображаемых слоев, и поднимают руки вверх – это луб, проводит органические вещества. Остальные участники становятся в круг, берутся за плечи друг друга – это кора, она защищает все предыдущие слои дерева. По команде «Дерево живи!», все выполняют свои действия (Корни причмокивают, проводящая древесина издает звук «У», луб гудят). Рисунок «Кора дерева» в технике мятой бумаги.
Приложение 5.
Пятый этап (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Все выполненные рисунки, учащиеся размещают по секторам на планете.
Мы выполнили
экологический проект и создали свою воображаемую планету с чистым воздухом,
водой, землей и светящимся солнцем. Живые организмы теперь могут существовать!
Ожидаемые результаты
После того как учащиеся ознакомились с сущностью экологических проблем – нерешенных задач, стоящих перед человечеством, осознали необходимость изменения отношения населения к окружающей среде и образующим ее компонентам, у них возникает желание узнать, возможно, ли решение названых проблем.
Участие в проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника. Развитие важного экологического поведения, умений (Решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении цели, планировать результаты своих действий).
Ранее общение детей с природой вырабатывает и воспитывает в из сознании правильные взгляды на нее.
Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к окружающей среде.
Появление желания детей принимать активное участие в наблюдении за окружающей природой.
Главное в данном проекте – радость ребенка от участия в создании общей планеты.
Рисунки детей должны быть такими же разнообразными и содержательными, как и впечатления и знания об окружающем мире.
Дети, включаясь в практическую деятельность, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Заключение
Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятными и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие
человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне
улучшить положение, понадобиться целенаправленные и продуманные действия.
Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет
возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном
состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических
факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда,
наносимого природе человеком.
Список Литературы
1) Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников».
2) Журнал «Биология в школе №6» 2002 год.
3) Журнал «Биология в школе №7» 2002 год.
4) Суравегина
И.Т.; Сенкевич В.М. «Как учить экологию?» 1995год.
Бюджет проекта
1. Конфеты – 8 штук |
10 рублей |
2. Трехлитровая банка – 1 штука |
20 рублей |
3. Тарелка – 1 штука |
15 рублей |
4. Стакан – 1 штука |
7 рублей |
5. Чайная ложка – 1 штука |
5 рублей |
6. Альбом для рисования – 2 штуки |
40 рублей
|
7. Краски (гуашь) – 3 штуки |
148 рублей |
8. Кисти – 25 штук |
75 рублей |
9. Ножницы – 25 штук |
250 рублей |
10. Свеча – 3 штуки |
21 рубль |
11. Клей – 25 штук |
200 рублей |
12. Ватман – 2 листа |
14 рублей |
Итого: |
795 рублей |
Приложение
Приложение 1. Приложение 2.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.