Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка рисовать»

  • docx
  • 27.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Консультации с родителями,воспитателями.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

Тема: «Как научить ребенка рисовать»

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                                                   2016 год

 

 

Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

Польза рисования
       Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
       От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
       В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

        Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
       И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
       Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Как научить ребенка рисовать?
       Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
- Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
- Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
- Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
- Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
- Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
- Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
- Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.                                             Пусть творчество доставит радость вам 
                                                                                                    и вашим детям!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                               

 

                                      2017 год

 

 

 

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.

Рисунок, который появляется на листке бумаги, под рукой юного творца отображает его природное стремление выражать «себя» и свой внутренний мир во внешнем мире. Понаблюдайте за тем, насколько ваш рисующий ребенок увлечен тем, что делает. Он уходит всем своим существом в то, что делает. Он в этот момент сконцентрирован на все 100% на самом процессе. Его детская творческая энергия направлена на лист бумаги. И он не замечает несовершенств, которые  нам взрослым очевидны. Мы смотрим на рисунок ребенка критически, а сам ребенок – нет. Он радуется самому творению, он и лист бумаги – одно целое. Ребенок еще не разделен со своим творениями, он живет тем, что делает. Попробуйте позвать ребенка к столу в тот момент, когда он творит, и вы поймете, чем ребенок отличается от взрослого. Ребенок играет в игру, и он весь в этой игре. Он увлечен, и вырвать его из-за какой-то мелочи (например, обедать) бывает нелегко. При этом ребенку нет нужды в совершенных игрушках, или совершенных красках, карандашах. Он творит из всего, что у него есть под руками. Вы наблюдали за тем, как ребенок рисует по песку? Вы же знаете, что ребенку важно рисовать, и при этом сгодятся и обои в вашей спальне! Он творит! Он выражает свое творческое начало, и ему неважно на определенном этапе, кто оценит его труд! Потом, если критиков будет много его творчеству, он закроется, он наработает тысячу комплексов, с которыми пойдет во взрослую жизнь. Но до того как взрослые критики, успеют насадить в его чистое сознание «как правильно» и «как неправильно», он, творя, летает на крыльях радостного удовольствия самим процессом. И очень важно взрослым не мешать ребенку. Важно помочь раскрыться ему еще больше, еще эмоциональнее выражать себя на листке бумаги. Потому что, если ребенок освоит в детском возрасте, вкус творчества и концентрации на том, что он делает, вкус к сосредоточению, то и во взрослой жизни он будет парить на крыльях самого процесса  творения своей жизни. Ребенок творит свой мир на бумаге, и через игры. Взрослый творит свой мир через взрослые игры и «взрослые» рисования на холсте реальности своими мыслями и эмоциями.

Помогите ребенку расти! Как? Не мешаете ему творить свой мир. Его внутренняя система руководства подсказывает ему как ему жить. Ваша задача, как взрослого, помочь ему раскрыться, словно бутон раскрывается в цветок. Внутри бутона уже есть сам цветок, только бутон еще не раскрыл потенциал красоты цветка. Так и ваш ребенок, он как бутон в себе содержит весь потенциала Человека с большой буквы. И, если ему не мешать своими взрослыми «ограничениями» и страхами, он достигнет наивысшего потенциала в своей жизни. Рисунок помогает ему осваивать такие процессы, как сосредоточение и концентрация на реальности жизни, которые так не хватает взрослому человеку.

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: «не похоже», «криво», «так не бывает» — вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: «Мне страшно», а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него, ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов — замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных — это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.

Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, — это вполне естественное проявление тревожности.

Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий — грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное — обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных общих этапов. Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях разных культур, в своих рисунках обязательно проходят стадии «марания», «головоногов» и т.п. Рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством.

В этой связи возникает ряд вопросов. Во-первых, почему и зачем дети рисуют? Во-вторых, почему на определенном этапе изобразительная деятельность переживает бурный расцвет, а затем интерес к рисованию (также в определенном возрасте) внезапно угасает? В-третьих, чем обусловлено существование этого ограниченного во времени периода детского рисования и наличие внутри него сменяющих друг друга этапов?

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Что означают рисунки детей

 

Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой.

Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста.

Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг,

Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности.

Дерево:

  • Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие.
  • Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое.
  • Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно.

Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви.

Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение.

Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны.

Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям.

Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия.

 

Обратите ваше внимание на следующее:

  • Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа.
  • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге.
  • Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы.
  • Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.
  • Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу.
  • Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий.

Пластилиновая живопись

  • Творческие занятия по пластилиновой живописи с ребенком – чудесная возможность для вас побыть вместе. Попробуйте найти время для совместного творчества, и это время не окажется потраченным напрасно.
  • Старайтесь, чтобы занятия проходили в атмосфере доброжелательности и взаимопонимания.    
  • Ободряйте, хвалите ребенка (естественно, не переходя на лесть), поощряйте его к дальнейшим успехам.
  • Никогда не подвергайте резкой критике результаты трудов ребенка, даже если они далеки от совершенства: ведь ребенок действительно старался! Чуть позже тактично укажите на промахи и предложите попробовать сделать лучше.
  • Позаботьтесь о рабочем месте. Оно должно быть хорошо освещенным, соответствовать росту ребенка.
  • Приобретите ребенку фартук и нарукавники для работы.
  • Выделите специальное место для хранения изоматериалов: бумаги, картона, пластилина, стек, красок, карандашей, пастели и т.д., чтобы ребенок знал, где и что находится.
  • Не выбрасывайте (по возможности) результаты труда вашего юного творца. Стоит завести специальную папку-книжку для плоских поделок и отвести полочку для объемных. Детские работы можно оформить в рамочки и повесить как картины на стену или подвесить на прочных нитках (леске) к потолку, карнизам.
  • Повесьте яркие картины над кроватью ребенка — пусть художник видит их, просыпаясь утром, они создадут ему положительный заряд и хорошее настроение на предстоящий день.

ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Рисуем пальчиковыми красками»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                     

 

 

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                               

 

                                         2018 год

 Приобщать ребенка к миру прекрасного нужно с рождения, сначала это классическая музыка или колыбельные песни мамы, а полугода уже можно знакомить малыша с живописью. Для этого существуют специальные пальчиковые краски для маленьких художников, они не токсичны, легко смываются, а главное, малышам очень нравится рисовать.

Сейчас в магазинах можно найти разнообразные пальчиковые краски разных фирм и разных цветов, которые подойдут даже для самых маленьких деток. Рисование пальчиками способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, воображения, люс ко всему, ребенок уже получает представление о том, какие бывают цвета и как их можно смешивать. Конечно же, цель не стоит в том, чтобы научить рисовать малыша с младенчества, вовсе нет, первое, что делает ребенок, это самовыражается и испытывает новые для него ощущения.

Стоит ли бояться давать такие краски совсем юному художнику? Бояться не нужно, равно как и позволять малышу постоянно брать краски в рот.

Пальчиковые краски являются безопасными для ребенка, имеют горький вкус, для того, чтобы отбить желание пробовать их вновь. Также, ими можно рисовать на столе, на стекле и даже на теле, они прекрасно отмываются, еще пишут, что и отстирываются идеально, я не соглашусь, все наши вещи остались в разводах от красок.

Самый главный плюс пальчиковых красок, это то, что ребенок получает такой большой всплеск радости и эмоций, ведь все маленькие детки  поросюшки, им очень нравиться повозиться с ними, разукрасить себя и не быть за это наруганным. А что может быть лучшим для мамы, чем радость ее ребенка.

Пальчиковые краски можно сделать самим в домашних условиях. Это совсем не сложно.

Для красок понадобятся:

0,5 кг муки;
5 ст. л. соли;
2 ст. л. растительного масла;
Воды на глаз, так чтобы масса была консистенции сметаны.

Все это перемешать миксером или блендером, полученную массу разлить по баночкам, и добавить в них пищевой краситель, можно из пасхальных наборов, и перемешать. Все, краски готовы, рисуйте со своими маленькими художниками!

Можно сделать объемные краски. Вам понадобятся:

1 столовая ложка самоподъемной муки
несколько маленьких капель пищевого красителя
1 столовая ложка соли
немного воды, чтобы добиться однородной массы.

В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готвую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек.

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                               

 

                                      2018год

 

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В детстве могут и любят рисовать все дети. Но, как ни странно, не каждый родитель может подсказать своему малышу, как это лучше сделать.

Я предлагаю Вам и Вашему ребенку познакомиться с некоторыми секретами рисования и поможет нам, конечно же, СКАЗКА.

Предложите Вашему малышу порисовать, и создайте для него игровую ситуацию. Например, пусть он попадет в сказочную страну сказок Рисованию, где после знакомства с ее героями ему предстоит сделать удивительные открытия, и постепенно, шаг за шагом учиться рисовать.

А учителями для маленького художника станут королевские министры – синяя, красная, желтая краски, кисточки и цветные карандаши.

Взрослым тоже найдется работа: нужно и текст почитать, и  помочь ребенку справиться с заданием, и пережить вместе с ним все приключения в этой волшебной стране.

По законам страны Рисовании каждый шаг ребенка на пути к успеху должен заслуживать награды. Нарисуйте сами или купите в газетном киоске маленькие кружки-наклейки различных цветов. После каждого правильно выполненного  ребенком задания наклеивайте на палитру  сказочный орден-награду. А когда все задания будут выполнены ордена наклеены, палитра превратится в самую главную награду для Вашего ребенка – ОРДЕН МАСТЕРСТВА.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. В королевстве красок Вас встретят королевские министры – синяя, красная и желтая краски. Попробуйте смешать их по очереди друг с другом! КАКИЕ ЦВЕТА У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ? За правильные ответы вручите художнику орден!

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. Познакомьте малыша с Черным королем и Белой королевой. Подумайте, почему все в королевстве называют своего короля грозным и суровым, а королеву – доброй и нежной. Попробуйте сыграть в любимую игру королевы, смешивая все краски по очереди с белой краской, и спросите у ребенка, какие цвета у него получились, а за правильные ответы снова вручите орден.

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. Посмотрите на Черного короля, он всегда чем-то недоволен и видит все в черном «цвете». Даже яркие краски он старается испачкать черным. Проверьте, какие цвета получаются от его пакостей.

ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. Устройте соревнование кисточек. Понаблюдайте, как они прыгают, бегают, плавают по листу бумаги, рисуя листья на деревьях и цветы. Каждая старается показать королю и королеве свое мастерство Может ли кисточка маленького художника победить? За победу снова вручите орден.

ЗАДАНИЕ ПЯТОЕ. Расскажите ребенку, что сама королева красок тоже очень любит рисовать. Рисунки у нее получаются нежные и мягкие, а все потому, что рисует она на влажном листе бумаги «по-сырому». Попробуйте и Вы.

Творите, фантазируйте и дарите своим детям радость творчества!

Творческие игры на развитие воображения у дошкольников по изобразительной деятельности

1. На что похожи наши ладошки

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям опустить ладонь в  краску  или  обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 2. Три краски.

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

 3. Превращение пятнышек краски (техника рисования -  монотипия).

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску  или несколько цветов красок на середину листа или на  половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

 4. Волшебная ниточка.

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Неоконченный рисунок.

Цель: развитие творческого воображения.

Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Волшебники.

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. О чем рассказала музыка.

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

8. Волшебная мозаика.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

9. Поможем художнику.

Цель: развивать умения детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

10. Волшебные картинки.

Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации  на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе  схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе  так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски.

Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает  только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)

11. Чудесные превращения.

Цель: развивать умения детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

12. Чудесный  лес.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении ситуации на основе   их схематического   изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах   расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

13. Перевертыши.

Цель: развивать воображение, создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

14. Сказочное животное (растение).

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

15. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

16. Рисуем вместе.

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на 4 «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы.

На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

17. Волшебное дерево.

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи.

Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

18. Восковая скульптура.

Группа делиться на две команды. Одна команда – это «глина», другая - «скульпторы». По команде скульпторы начинают из глины лепить. До окончания игры каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил "скульптор".

19. Живая картина.

Из группы детей выбирается водящий. Остальные дети создают сюжет по своему усмотрению. Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает  картинку.

20. Комбинирование.

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

21. Упражнение «Точки».

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Используя все точки каждый раз не обязательно.

22. Кляксография

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

23. Кругольники

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

Предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос,  зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко,  сказочная птица и т. д.).  Дать установку ребенку -изображение не повторяется.

24. Превращение клякс (техника раздувания капель  краски с помощью коктельной трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

25. На что похож круг.

Цель: развитие креативности

Ребенку дается лист бумаги с изображением  контура  кругов (от 3 до 10) в зависимости от  возраста ребенка. Нужно дорисовать круги, не повторяя изображения. Чем разнообразнее изображения, тем выше уровень креативности.

26. Дорисуй половинку фигуры.

Цель: развитие воображения.

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованной  половинкой какой-либо геометрической фигурой. Нужно угадать, какая геометрическая фигура спряталась в рисунке,  дорисовать вторую половинку фигуры. Посмотреть на фигуру, подумать, на что похожа целая геометрическая фигура, дорисовать,  чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Для дорисовки предложить детям разнообразный изобразительный материал: краски, карандаши, мелки восковые, маркеры, фломастеры.

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Рисуем вместе»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                     

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

 

                                               

 

                                                           2019 год

          

 

 

  Рисование – это обязательный этап в развитии каждого человека. Все мы в детстве рисовали: кто-то в альбомах, кто-то мелом на асфальте, кто-то на обоях или линолеуме. Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки и др.) – это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром, по рисункам можно определить состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Большую роль творческая деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности. Как же научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует много приемов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получите от таких занятий не только удовольствие, но и много пользы.

Итак, учимся рисовать необычные рисунки обычными предметами!

Вы можете рисовать на палочках для мороженного

Вы можете рисовать на палочках для мороженного

Рисование на макаронных изделиях

Рисование на макаронных изделиях

Любимое занятие детей – рисование мыльными пузырями

Любимое занятие детей – рисование мыльными пузырями

 

Капли дождя нарисуем клеем пва и повесим вертикально рисунок сушиться, когда клей высохнетКапли дождя нарисуем клеем пва и повесим вертикально рисунок сушиться,  когда клей высохнет, на бумаге останутся прозрачные капельки ,  похожие на дождик .

Рисование пробкой (штампы)

 

 

Штампы фруктами и овощами

Рисование пальчиками  РИСОВАНИЕ  ЛАДОШКАМИ  РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ ПЕЧАТЬ ПАРАЛОНОМ   ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК (малый) ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК БОЛЬШОЙ

 

Рисование пальчиками

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ ТЫЧКОМ

ПЕЧАТЬ ПАРАЛОНОМ

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК (малый)

ПОРОЛОНОВЫЙ ТЫЧОК БОЛЬШОЙ

Листья растений (деревьев, цветов)

 

СПИЧЕЧНЫЙ КОРОБОК   ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ    МЯТАЯ БУМАГА

ПРОБКИ, ВИЛКА ПЛАСТИКОВАЯ ТРУБОЧКА Пластиковая бутылка Наша задача - помочь детям открыть дверь  в самый удивительный мир – волшебный мир детского творчества!    Дерзайте , фантазируйте!   Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством Нетрадиционных техник рисования»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                                            2016 год

 «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического  восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые приводят к успеху воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.  Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник  рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного  изображения, выразить в рисунке чувства

и эмоции, дают

ребенку свободу и вселяют  уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения  предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Для развития творчества и систематизации знаний детей дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными приемами и техниками воспитатель должен  поставить задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

 2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

 5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

 Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и нагляднообразного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник,у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).  При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

ü личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

ü  коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

ü  игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

ü педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

 2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в

           воспитательный процесс.

          4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,     полученное  ребенком от окружающей действительности.

Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца. Если дети с успехом справляются с выполнением работ в несложных нетрадиционных техниках рисования, можно приступать к изучению сложных техник и приемов. Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека, мольберты. Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

ü планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

ü подборе оборудования и материалов;

ü применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

ü  разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. В работе нужно использовать такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Методы работы: наглядный, словесный, практический.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему.                                    Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от  применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

ü от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

ü от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

ü от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

ü от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

ü  от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

ü  от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Методы нетрадиционных техник рисования:

1. « Монотипия». Технология рисования: Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.   

2.  «Печатание листьями». Технология рисования: Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

3. «Рисование нитками». Технология рисования: Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

 4. «Печатание бумагой» Технология рисования: Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

5. «Рисование мыльной пеной» Технология рисования: Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

6. «Рисование методом наката» Технология рисования: Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя  краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

7. «Рисование ребром картона» Технология рисования: Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провестипо листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

8. «Рисование с помощью соли» Технология рисования: Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

9. «Рисование методом напыления (набрызг)» Технология рисования: На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсудвижением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

10. «Рисование кляксами» Технология рисования: Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

11. «Клеевая техника(витражи)» Технология рисования: Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

12. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами» Техника рисования: Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

13. «Рисование по кругу» Техника рисования: В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

14. Рисование вдвоем Техника рисования: Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

15. «Мятый рисунок» Техника рисования: На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

16. «Рисование клейстером» Технология рисования: Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

17. «Рисование по стеклу» Техника рисования: Гуашь смешать с клеем ПВА в    соотношении 1: 2. На бумаге простымкарандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

18. «Рисование методом тычка(поролоновый тычок)» Техника рисования: На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

19. «Печатание спичечным коробком» Техника рисования: Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.

20. «Оттиск поролоном» Техника рисования: Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. 21. «Пуантилизм»(ватная палочка или тонким концом кисти) Техника рисования: Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующегоцвета, а не заполнять его сразу весь.

22. «Граттаж» Техника рисования: На плотную бумагу(картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

23. "Восковые карандаши + акварель" Техника рисования: На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

24. Рисование свечой (проступающий рисунок)

Техника рисования: На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.

25. Рисование жесткой кистью(щетина) Техника рисования: Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны( опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти . Получается эффект " пушистой шерстки".

26. Рисование по сырому Техника рисования: Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

27. Расчесывание краски Техника рисования: Нанести с помощью кисти гуашевые пятна( можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.

28. Рисование углем Техника рисования: Рисунок выполняется тонким концом угля или всей повехностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.

29. Печать винной и пенопластовой пробкой Техника рисования: Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

30. Рисование цветными и белыми мелками Техника рисования: Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок(чтобы не рассыпался).                                                                                      

На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои  способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.                   Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями нужно выпускать праздничные газеты, устраивать различные конкурсы,  тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей,  является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние. Таким образом, на основе работы в рисовании нетрадиционными техниками и приемами,  воспитатель должен развить у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести   опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения. Содержание рисунков должны стать интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат,  улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети должны  обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги, начать чувствовать  себя маленькими художниками. Успехов в овладении нетрадиционными техниками и приемами в рисовании! О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках:

 1. Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки». 3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

 6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях поизобразительной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                                                          2017 год

 

Сегодня я познакомлю вас с техникой пластилинографии. Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать.

Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Понятие пластилинография имеет два смысловых корня:

-пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

-графия - создавать, изображать

В пластилинографии используются следующие материалы:

Пластилин разных цветов.

Пластиковые дощечки для выполнения работ.

- Стеки.

- Картон (однотонный и цветной, желательно плотный).

- Бросовый материал (фантики от конфет, бумага разной фактуры, семечки, зернышки и т. д.).

Цели и задачи данного направления.

- знакомство с новым способом изображения- пластилинография

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке

развитие мелкой моторики рук, глазомера, координации движения рук

- снятие мышечного напряжения

развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца

воспитывать усидчивость, аккуратность

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги

развивать воображение, фантазию, эмоции, пространственное мышление

- ознакомление с окружающим миром.

С помощью основных приемов лепки: отщипывание, сплющивание, скатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, раскатывание, разрезание, заострение и соединение деталей, нанизывание- дети создают лепные картины на горизонтальной поверхности. Кроме пластилина, возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование бисером, семенами растений, природным материалом.

Работа по пластилинографии строится по трем основным этапам:

- подготовительный;

- основной;

-итоговый.

Пластилинография превращает лепку в увлекательное занятие и позволяет в силу своей специфичности больше внимания уделять тренировке силы пальцев, тренировке мелкой моторики рук. Рука становится более послушной, более подготовленной для успешного обучения письму в будущем, в школе.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитиемречи ребёнка и его мышления.

Занятия по пластилинографии составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. На занятии по пластилинографии решаются практические, воспитательно–образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, навыки, умения, познают мир, расширяют свои возможности.

Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми.

Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Используются стихотворения, потешки, загадки. Занятие длится 15 -20 мин. В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.

Занятия пластилинографией увлекательны, но требуют большой сосредоточенности и определённого напряжения, поэтому в структуру занятий всегда вплетены физ минутки, динамические разминки, пальчиковая гимнастика, а также музыкальное сопровождение. В результате чего дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослыми и сверстниками.

С детьми старшего дошкольного возраста кроме индивидуальных работ можно создавать целые композиции. Например: картины, мультфильмы, сказки и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №77

тел. 63-36-68                                         141591 М.о., Солнечногорский район, д. Новая

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Художественное творчество как закрепляющий этап познавательных способностей»

 

 

 

 

 

 

                                                                                    

                                                                                      Подготовила:

                                                                                          Ермилова Н.Б.

                                                        

 

                                                    2019 год

 

 

   «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон-чайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем боль-ше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

 

В.А. Сухомлинский

 

    Ведущими целями обновленной программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

      В своей работе я выбираю следующее направление. Через рисование и лепку закрепляю развитие познавательных  способностей наших детей, т. к. считаю, что изодеятельность является важным средством эстетическо-нравственного воспитания. Оно дает возможность в рисунке, аппликации, лепке выразить представления об окружающим мире, понимание его и отношение к нему. Ребенок может самостоятельно нарисовать рисунок, слепить фигурку или предмет, вырезать и склеить любую композицию. Эти занятия не только создают положительный эмоциональный настрой, но и способствуют   развитию   творчества,    формируют   образные представления. Дают возможность самостоятельно принимать решения, используя полученные знания из других видов обучения. Также через изодеятельность развиваем моторику рук, что так необходимо детям.

     Наблюдаем, познаем, отражаем, опираясь на собственное мнение.  Взаимосвязь  всех видов деятельности.

   Из чего возникают наши работы? Из того, что нас окружает, чему мы учимся. Все рисунки, поделки из пластилина отражают в себе опыт обучения, наблюдения за определенный период времени. Система обучения идет следующим образом: идет определенное накопление знаний детей из занятий, очень частых наблюдений, игровых моментов, опытов, из заданий данных родителями, небольших показов приемов и техники. От малого к большому. Много идет ненавязчивой работы в самостоятельной деятельности детей. Мы даем не просто знания, а умение видеть малейшие переходы в окружающем их мире. Дети, опираясь на свой опыт и мнение, принимают решения. Так, например: дождь может быть грибным при ярком солнышке, а может пронестись ливнем в темноте. И как раз это умение видеть мир и перенести увиденное на лист бумаги или воплотить в пластилине, невозможно без взаимосвязи всех видов деятельности.

Чтобы изобразить рисунок, необходимы математические знания:

- это временные представления (время суток, время года),

- пространственные представления (умение определять далеко - близко, верх, низ, право лево, центр),

-отношение целого и части (деления на 2,4 и более частей),

- связи и зависимости между предметами по величине, расположению в пространстве, количеству и др.

   Также важны знания об окружающем мире. Дети познают мир природы, незаметные явления, удивительные наблюдения, которые происходят у нас на глазах, и в тоже время мы их так часто не замечаем. Знания о животном и растительном мирах, природные явления. Знакомство с трудом взрослых и различными предметами. Умение ценить труд и разбираться в свойствах различных материалов. Все это также необходимо в рисунке (оценка качества бумаги, красок). Различные свойства свечей, восковых мелков, карандашей. В лепке это свойства глины, пластилина, подручного материала.

    Об эстетическом воспитании сказано и так немало, а вот нравственное воспитание тоже идет через рисование и лепку. Уметь оценить чужую работу, выделить лучшее, не смеяться над неудачей, помочь, поделиться знаниями, сделать работу. Все это учит ребенка умению жить и общаться среди людей.

  Напомним и о физическом воспитании. Очень важны и хорошая осанка, и сильные пальцы. Надо уметь при изображении животного - представить позу, движение. Можно самому прочувствовать прыжок животного. 

   Из вышеизложенного следует, что существует взаимосвязь всех видов деятельности.

     Роль воспитателя в работе с детьми.

    Очень часто детей делят на две категории. Талантливые и обыкновенные. Ребенку в детстве втолковывается понятие « тебе этого не дано». Есть дети, которые просто овладевают работой с красками и кистями, пластилином. Учатся заполнять весь лист бумаги, избегать прозрачности рисунка или соблюдать пропорции, подбирать цвета. Вылепливать фигурку из пластилина, доводя работу до конца. Дети учатся справляться с заданием. У них есть необходимые навыки и умение для воплощения своих фантазий. Да, воспитатель обучает, дает детям знания, учит замечать, наблюдать, подсказывает, но не заставляет идти всех одной дорогой. Воспитатель дает детям возможность самим решить, как выполнить свою работу, но в тоже время направляет работу в нужное русло. Тактично подсказывает, расспрашивает, помогает ребенку увидеть работу в целом, иногда предупреждает ошибку. И всегда доброжелательно обсуждает удачи и неудачи ребенка. Можно похвалить и выделить работу не самую удачную, но выполненную с терпением и трудолюбием. Поощрять более слабых и спрашивать с более сильных. Воспитатель обязан дать огромный эмоциональный настрой на задание. Только при таком подходе получаются работы очень интересные. Выбор методов и приемов огромен, но главное индивидуальный подход, уважение к ребенку как к личности.

    Работа с родителями.

 Работа с родителями дается тяжелее, чем с детьми. Испробовав всевозможные анкеты, собрания, беседы, уголки для родителей, мы остановились на маленьких частных беседах. Начинаем всегда с успехов ребенка, рассказываем, чего мы добились. Это всегда приятно для уха и глаза, показывает удачный момент в работе, т.к. взрослые часто не замечают хорошего. Судят с позиции постороннего. « Что ты тут наляпал?». А для ребенка это обидный вопрос. Вот здесь всегда приходит на помощь воспитатель. Объясняет и открывает глаза на то, чего взрослый даже не заметил. Воспитатель обращает внимание родителей на невозможность категоричной оценки работы ребенка, необходимость «активного слушания ребенка». Такие беседы дают неплохие результаты, и родители получают о ребенке более полную информацию. Все, что мы не могли дать или показать в детском саду ложилось на плечи родителей. Здесь преследовались две цели:

а) Добавить необходимые прогулки, наблюдения, беседы, познания вне территории детского сада. Это прогулки по поселку, посещение музеев, выставок в выходные дни, выезд за поселок, в город.

б) Крепче объединить ребенка и родителей. Отвлечь ребенка, а заодно и родителей от телевизора и компьютера. Вместе познавать окружающий мир. Сейчас родители не сопротивляются нашим заданиям, а советуются, куда еще сводить ребенка. Часто устраиваются конкурсы на лучшую поделку. Дети вместе с родителями выполняют их. Огромное удовольствие от совместной работы получали всей семьей.

 

  Совместная деятельность воспитателя  с детьми. 

а) Наблюдения на улице.

 Большой опыт наблюдений накапливается во время прогулок. Здесь определение характера погоды, закрепление знаний о времени года. Рассматривание и попытки описать цвет, оттенки, настроение, небо. Наблюдение за световым днем и переходам красок от яркого дневного солнца, освещающего все вокруг, к вечерним сумеркам, а потом и наступлением темноты. Рассматривание деревьев во все сезоны года: сверху вниз, ветви и листву, в спокойную и ветреную погоду. Наблюдение дождя грибного или  холодного, осеннего проливного. Очень интересно рассматривать в разное время суток дома, находить сходство и отличие в цвете, построении, высоте. Так же рассматривается весь окружающий нас мир: люди, птицы, животные, транспорт, и т.д.

б) Использование художественного слова.

 В свободное время мы знакомим детей с литературой для расширения кругозора. Это стихи А.Пушкина, А.Блока, И. Бунина, Н. Некрасова, Б. Пастернака и т.д. Читали братьев Гримм, Ш. Перро, Б. Житкова, Г.Х. Андерсена, И. Шмелева, В. Драгунского и др. Знакомились с Библейскими сюжетами. Дети очень охотно слушают и всегда обсуждают то, что им  прочитали.

в) Дидактические и развивающие игры.

   В группе подобрано большое количество игр разного вида. Эти игры сыграли большую роль. Так же в каждом уголке группы находятся игры и игрушки, несущие в себе дидактические и развивающие цели.

 

  Самостоятельная деятельность детей.

 Дети очень любят самостоятельно заниматься в ИЗО - уголке. Из различных видов изодеятельности предпочтение отдается рисованию. Я не настаиваю на работе детей в уголке. В свободное время ребята сами решают, чем им заняться. Как правило, постоянными посетителями уголка являются те, кому очень нравится рисование, независимо от умения и навыков. Кроме материала для творчества и игр, у нас есть альбомы и открытки с репродукциями картин, на несколько видов живописи: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровая живопись, скульптуры малых форм.

   Источник самостоятельного творчества - это впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому - работы детей.

 

    Индивидуальная работа.

   Обязательно занимаемся с теми детьми, кто по болезни или другим причинам не присутствовал в детском саду; с детьми, кто не успел закончить работу, или вовсе работа не получилась. Не принуждая ребенка, предлагаем помочь. На слова: «Не могу, не получается» отвечаем, - «Давай попробуем, не бойся...». Если ребенок соглашается, показываем различные технические приемы, спрашиваем, как бы он хотел нарисовать. Когда ребенок заканчивает работу, всегда радуемся его маленькой победе. Если ребенок замыкается, а вначале были и такие случаи, то предлагаем дома самому сделать ту или иную работу. Домашняя обстановка создает психологический комфорт, ребенок спокойно работает. Правда, таких случаев немного. Даются рекомендации на выходные дни. Обязательно готовим подарки к праздникам.

    Исходя из вышеизложенного можно с полным основанием сказать - рисование и лепка являются закрепляющим этапом в развитие способностей у детей дошкольного возраста. Через рисование и ленку идет закрепление учебных процессов, отражение окружающего мира и выражение своего отношения к этому миру. Так же ребенок получает эстетическое и нравственное воспитание, психологическую подготовку к окружающей его действительности и становлению личности.