Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей группе

  • Документация
  • docx
  • 22.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

I. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители. Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений. Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Иконка файла материала Экологический проект на тему.docx
Экологический  проект   на  тему  «Огород  на  окне»  во  второй  младшей группе    I. Аннотация проекта  Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители. Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию  вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать  целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру  растений. Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных  учреждений, родители. Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,  создание условий для познавательного развития детей через проектно –  исследовательскую деятельность и организацию художественно­продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Выполнение проекта: Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,  заключительный. Основные мероприятия проекта: • Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений. • Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению  особенностей выращивания огородных и декоративных культур. • Презентация проекта «Огород на окне». Продолжительность проекта: краткосрочный февраль­апрель 2017г. Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в  последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур. II. Обоснование социальной значимости проекта Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не  подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход  или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь  растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».  Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и  ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно­ исследовательского, социально­личностного, эстетического развития ребенка.Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают  практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за  растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это,  прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение  поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А  это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема  состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной  степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о  необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно­ исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить  детскую любознательность, привить первые навыки активности и  самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково­ исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием  растений можно осуществлять в зимне­весенний период, выращивая в  помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя  для этого огород на окне. III. Цели проекта Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,  создание условий для познавательного развития детей через проектно –  исследовательскую деятельность и организацию художественно­продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Задачи проекта: • Формировать у детей знания о росте и потребности растений; • Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,  экспериментированию; • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; • Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и  родителями. IV. Методология проекта Основные этапы и направления реализации цели проекта: Подготовительный этап Деятельность педагога: • Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). • Составление плана работы над проектом. • Сбор материала необходимого для реализации проекта. • Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,  связанных с огородом и овощами). • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.• Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей: • Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме  проекта. Взаимодействие с семьей. • Сбор необходимого материала для создания огорода. • Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Практическая работа Деятельность педагога: • Беседа с детьми познавательного характера. • Организация предметно – развивающей среды по теме. • Подготовка информации для родительских уголков. Деятельность детей: • Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю. • Уход за растениями ­ полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов. • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях. • Игровая, двигательная деятельность. • Участие в практической деятельности. • Лепка овощей из пластилина. • Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Совместная деятельность взрослых и детей: • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы. • Различные виды изобразительной деятельности по тематике. • Просмотр фильмов о растениях. • Сбор коллекций семян. • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах. • Труд в огороде. Подведение итогов Деятельность педагога: • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). • Презентация проекта. • Представление опыта. Деятельность детей: • Участие в итоговой беседе о проделанной работе. • Участие в презентации проекта «Огород на окне» Распространение опыта: • Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой. • Оформление альбомов, фотовыставок для родителей. Мероприятия по реализации проекта 1. Беседы: • «Что такое огород и что на нём растёт», • «Что такое «Огород на окне»,• «Какие растения можно вырастить на подоконнике», • «Семена».  2. Опытно­экспериментальная деятельность: • «Рост и развитие растений», • «Вода и росток», • «Солнце и росток», • «Проращивание семян». 3. Практическая деятельность: • Отбор и посев семян фасоли, овса, лука, чеснока • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами. 4. Экологические занятия по темам:  • « Посадка лука» • « Знакомство сфруктами»  • «Мир овощей». 5. Игровая деятельность: • Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые  можно вырастить на подоконнике. • Рассматривание различных семян. • Сюжетно ­ ролевая игра «Овощной магазин». 6. Художественно ­ творческая деятельность детей. • Раскрашивание картинок. • Рисование «Лук от всех недуг». • Аппликация «Помидоры в банке». • Лепка «Овощи большие и маленькие». 7. Речевое развитие. • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла». • Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде». • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.  8. Оформление альбома      «Наш лук от всех недуг». 9. Консультация для родителей  «Помощь ребенка на огороде». Ресурсное обеспечение. 1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций. 2. Экологический уголок. 3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека  дидактических игр и т.д. 4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д. Предполагаемое распределение ролей в проектной группеВоспитатель: занимается подбором нужного материала, организует  образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает  творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и  привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды  группы и знаний дошкольников. Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за  прорастанием огородных культур. Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками,  организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе. Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие  непредвиденные обстоятельства. V. Рабочий план реализации проекта Этапы реализации проекта 1) Подготовительный (февраль) 1.Определение цели и задач проекта. 2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,  стихотворения) 4.Разработка комплексно ­ тематического плана работы 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»   2) Основной (февраль, март,  ) 1. Рассматривание семян ( ЛУКА, ФАСОЛИ, ЧЕСНОКА) посадка семян и  лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению  особенностей выращивания культурных насаждений: • подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; • оформление огорода на окне; • Наблюдение за растениями. 3.Отражение результата через художественно­творческую деятельность.   3) Заключительный  (МАРТ) 1.Анализ полученных результатов. 2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3.Презентация проекта «Огород на оконе». VI. Ожидаемые результаты Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно  вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук,  ФАСОЛЬ,   ЧЕСНОК другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям.  Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их  роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.Практической деятельностью является непосредственное участие детей в  ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями  – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за  выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,  целеустремленность. VII. Перспективы дальнейшего развития проекта Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать  слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое  отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать  индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к  исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и  творчески осваивать новые способы исследований для более точного  результата. В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих  возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления  детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для  роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте  выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились  наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно  взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники  проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от  полученных результатов. VIII. Библиографический список: 1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005. 2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006. 3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006. 5. Интернет ресурсы. 2.