I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Экологический проект на тему «Огород на окне» во второй младшей
группе
I. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию
вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать
целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру
растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных
учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,
создание условий для познавательного развития детей через проектно –
исследовательскую деятельность и организацию художественнопродуктивной
творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной,
заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению
культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный февральапрель 2017г.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в
последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
II. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не
подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка,
если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое
живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход
или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь
растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать
здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и
ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно
исследовательского, социальноличностного, эстетического развития ребенка.Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают
практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической
деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за
растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это,
прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение
поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А
это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема
состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной
степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о
необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно
исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить
детскую любознательность, привить первые навыки активности и
самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково
исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием
растений можно осуществлять в зимневесенний период, выращивая в
помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя
для этого огород на окне.
III. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей,
создание условий для познавательного развития детей через проектно –
исследовательскую деятельность и организацию художественнопродуктивной
творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности,
экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и
родителями.
IV. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме
проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытноэкспериментальная деятельность:
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян фасоли, овса, лука, чеснока
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• « Посадка лука»
• « Знакомство сфруктами»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые
можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
• Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Оформление альбома
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека
дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группеВоспитатель: занимается подбором нужного материала, организует
образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает
творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и
привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды
группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за
прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками,
организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие
непредвиденные обстоятельства.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (февраль)
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки,
стихотворения)
4.Разработка комплексно тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (февраль, март, )
1. Рассматривание семян ( ЛУКА, ФАСОЛИ, ЧЕСНОКА) посадка семян и
лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественнотворческую деятельность.
3) Заключительный (МАРТ)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на оконе».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно
вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, ФАСОЛЬ,
ЧЕСНОК другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям.
Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из
жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их
роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.Практической деятельностью является непосредственное участие детей в
ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями
– это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за
выполнение поручения, за полученный результат, обязательность,
целеустремленность.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать
слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое
отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать
индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к
исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и
творчески осваивать новые способы исследований для более точного
результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих
возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления
детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для
роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте
выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились
наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно
взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники
проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от
полученных результатов.
VIII. Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы.
2.