Экологический урок "Лес- наше богатство"
Оценка 4.6

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
01.06.2017
Экологический урок "Лес- наше богатство"
Работа по экологическому воспитанию, тема экологического интегрированного урока «Лес – наше богатство», 4 класс. Актуальность • Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету; • Систематизируются знания учащихся в области охраны природы; • Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка; • Формируются гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности Яркие впечатления держатся в памяти всю жизнь и это становится правилом поведения человека.
Экологический урок Лес- наше богатство.docx
Экологический  урок             «Лес – наше богатство»          Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску  тайны – эти качества могут стать союзниками учителя в организации  учебно – воспитательного процесса,   хорошо помогают решать задачи экологического воспитания, возможность вести большую поисковую  работу по сбору интересного материала о зверях, растениях, решения и создания кроссвордов.        Возможность активного использования межпредметных связей (окружающий мир ­ музыка,  окружающий мир – изо, окружающий мир –  русский язык, окружающий мир – технология, окружающий  мир – литературное чтение).        Опыт подсказывает, что на младшего школьника нельзя обрушивать запреты, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознаны,  прочувствованы, а многие и открыты детьми, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из  правил перешли бы, в простую и единственную привычку.         Как же развивалось экологическое мышление  в течение первых трёх лет обучения.          В 1­2 классах учащиеся познавали многообразие предметов и явлений окружающего мира, учились  воспринимать его красоту, понимать важность её сохранения, осознавать себя частью природы. Отношение к окружающему миру формировалось по следующим позициям: любуюсь, восхищаюсь, радуюсь, люблю,  буду беречь.            В 3­ем классе учились наблюдать изменения в окружающем мире, в жизни человека, выявлять  причины и следствия  этих изменений, находить связи между живой и неживой  природой, между прошлым и настоящим. При этом развивались умения наблюдать, экспериментировать. Отношение к окружающему  миру формировалось  в направлениях: удивляюсь, хочу проникнуть в тайны, огорчаюсь, могу помочь,  восхищаюсь мудростью природы, горжусь героическим и культурным наследием своих предков.           В 4­ом классе отслеживали взаимосвязи живых организмов в природных сообществах и природных  зонах. Прогнозировали негативные последствия деятельности человека и проектировали взаимодействия с  природой, которые не будут нарушать природного равновесия, размышляли о том, как всё мудро устроено  в природе. Задавались таким вопросом: как соотнести достижения технического прогресса, потребности  человека и возможности природы выдерживать антропогенную нагрузку. Как жить в гармонии с природой,  чтобы сохранить жизнь на планете Земля.        Вашему вниманию представляю  работу по экологическому воспитанию, тема экологического  интегрированного урока «Лес – наше богатство», 4 класс.  Яркие впечатления держатся в памяти всю жизнь и это становится правилом поведения человека, я очень  надеюсь на это.                                                         Актуальность  Разнообразный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет  активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету;  Систематизируются  знания учащихся в области охраны природы;  Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы  ребёнка;  Формируются гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности                                               Содержание 1. Тема: «Лес – наше богатство»; 2. Цели:       дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за  окружающий  человека мир природы; показать детям, что человек – работник в царстве природы; учить детей выполнять  законы природы; показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для  здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру; чувство осознания  своего единства с  окружающим миром; развивать у детей навыки общения со сверстниками, взрослыми, природой, с  ориентацией на ненасильственную модель поведения; развивать активность, воображение и творческие способности учащихся. 3. Задачи:  Расширение экологических представлений младших школьников.  Углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда  основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным  возможностям.  Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного  курса, практической деятельности  учащихся по изучению и охране окружающей  среды.  Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих  знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.  Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать  знания по определённой теме, организовывать поисковые экспедиции, команды.  Передавать свои накопленные знания сверстникам, выступать с докладами,  рефератами.   Обучать разгадывать и составлять кроссворды.                                                                       Экологический интегрированный урок­ занятие в  4 классе «Лес – наше богатство»                                            Предшествующая работа: работа с книгами писателей­натуралистов: В. Бианки, И. Соколова­Микитова,  Г. Скребицкого нарисовать рисунок по книге о природе, которую ребёнок прочёл оформить выставку рисунков под названием «Открытый мир природы» оформить книжную выставку «Если посмотреть вокруг» с разделами:            «О животных», «Удивительный мир растений», «Птицы – наши друзья»  выставка составленных кроссвордов «Животные и растения леса», «Растения»                                                                Ход урока: Учитель: Тему сегодняшнего занятия я предлагаю вам угадать, заполнив кроссворд. (Растения леса) 1. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. (Берёза) 2. Белые овечки бегают по свечке. (Верба) 3. Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина) 4. Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (Лиственница)                        5.   Что же это за девица?                               Не швея, не мастерица.                               Ничего сама не шьёт,                                А в иголках круглый год! (Ель)                        6.    Надеты на его сучки 5 листьев вырезных.                                 Они красны и широки, совсем как у больших! (Клён) Учитель: Какое ключевое слово получилось? Да, сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как  не раз бывали у него в гостях, читали о нём, и он ещё далёкий для нас, так как нам ещё не раз предстоит встреча с прекрасным миром, полным сказок, чудес, красоты!                    Когда мы говорили о нашей Родине, мы не могли представить её без величественных лесов Сибири, без тенистых дубрав, без светлых берёзовых рощ нашего края.                                     В лесу всё прекрасно! Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспели в своих произведениях красоту леса, родной природы. О лесе писали А. Пушкин, И. Никитин, И. Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.Фет… Лес хорош в любое время года. Русский поэт И. С. Никитин писал:                      Шуми, шуми зелёный лес!                      Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над  головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твоё молчание немое И твой таинственный язык, Как что­то близкое родное. Ученик 1:    Лес, точно терем расписной,                      Лиловый, золотой, багряный                      Весёлой, пёстрою стеной                      Стоит  над светлою поляной                       Берёзы жёлтою резьбой                      Блестят в лазури голубой,                      Как вышки,  ёлочки темнеют,                      А  между клёнами синеют       То там, то здесь в листве сквозной       Просветы  неба, что оконца       Лес пахнет дубом и сосной.       За лето высох он от солнца,       И очень тихою вдовой,       Вступает в пёстрый терем свой.      Ученик 2:    На пажитях немых люблю в мороз скрипучий                           При свете солнечного снега блеск колючий.     Леса под шапками иль в инее седом,     Да речку звонкую под тёмно – синим льдом.      Ученик 3:   Смотрю, как роща зеленеет,                          Палящим солнцем облита,                          И в ней какою негой веет От каждой ветки и листа.     Ученик 4:  Чем жарче день, тем сладостней в бору                        Дышать сухим смолистым ароматом.                        И весело мне было поутру                        Бродить по этим солнечным палатам.      Учитель: Но не одной красотой славится лес. Лес задерживает влагу, останавливает палевые бури и суховеи, помогая человеку выращивать хороший урожай.     Ученик 5:  Над морем солнечной пшеницы,                        Как часовые вдоль границы,                        В тумане высятся леса.                        Они стеной стоят на страже. Учитель: А как легко дышится в лесу! Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.                                  Лес – это ещё и дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина   –   главный   дар   леса.   Она   используется   для   строительства   жилищ,   в   судостроении,   для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть,   резину,   краски,   лаки,   киноплёнку,   лекарства   всего   около   20000   разнообразных   изделий   и продуктов.   Деревья   выделяют   в   воздух   особые   летучие   вещества,   убивающие   многие   болезнетворные микробы,   поэтому   лес   является   наиболее   здоровым   местом   отдыха   для   людей   и   способствует   их долголетию. А знаете ли вы что: Ученик 1: Дуб растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с 9­летнего возраста начинает расти очень быстро, по 30­40 см. Первые жёлуди даёт только в 20 – 70 лет. Ученик 2: А берёза растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты 5­этажного дома. Особенно хорошо она растёт на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево берёзы высасывает из земли до 41 ведра воды. Берёза – дерево пионер. Она вырастает на  вырубленных местах, на выгоревших местах. Ученик 3: Цветки липы дают первоклассный мёд, причём с одного дерева с хорошо развитой кроной пчёлы собирают столько же мёда, как с одного гектара гречихи.                    Ученик 4: Среди дикорастущих растений есть много съедобных. При хорошем знании дикорастущих растений в лесу можно сварить обед из трёх блюд: на 1­е приготовить суп из щавеля, лебеды, листьев осота, сурепки, молодых листьев сныти, молодых стеблей крапивы. На 2­е – солянку из корней лопуха и крапивы; корни лопуха можно также испечь в горячей золе. На 3­е приготовить можно лимонад из листьев кислицы. Обед будет вкусным и питательным. В лесу можно найти и лекарственные растения.                  Учитель: Прежде, чем мы посмотрим с вами фильм «Друг ли ты лесу».                    Давайте обсудим такую проблему: С какими экологическими нарушениями можем встретиться в лесу?                   Как их  можно избежать?                                     Просмотр фильма «Друг ли ты лесу?»                                    Последующая беседа:  Какой   вред   наносит   человек   лесу?   (вырубает   лес,   отравляет   воздух,   рвёт   растения,   разводит костры, устраивает пожары)  Что стали делать люди, чтобы исправить свои ошибки? (изучать растения и животных, устраивать заповедники и заказники, редкие растения и животных занесли в Красную книгу и взяли их под охрану)  Чем вы сами можете помочь нашему природному дому? Учитель: Человеку лес – самый верный друг. Но зелёный лес – великан  нуждается в защите. Самый страшный враг леса – это пожар.  Пожар отклокотал и умер. И умер лес, отзеленел… Трагедию исчислил в сумме Один хозяйственный отдел. Медведь ушёл, удрали зайцы, Хватили горя комары, В жилищах птиц сварились яйца От неестественной жары, Стоял, как братская могила, Безрукий, безволосый лес, Что ни пихта – иссякала сила, И что не лист пепелища – крест! Я уходил от этой жути. С большой тревогой за людей, Не люди лес сожгли, не люди, Не человек… злодей, злодей.              Народная пословица гласит:  «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».             Запомните правила поведения в лесу и выполняйте их!  Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время.  Необходимо тщательно проверить перед уходом  места, где горел костёр, хорошо ли он потушен. Какие   ещё   вы   знаете   правила   поведения   в   лесу?   (не   разрушать   муравейники,   не   ловить   и   не уничтожать насекомых, нужно быть ко всему добрым)  Ребята, беречь лес можно и в школе – вовремя сдавая макулатуру.   60 кг макулатуры сберегает одно дерево, которое растёт 50­60 лет. В Конституции РФ выделена специальная статья, в которой говорится об охране природы.             Звучит песня А. Пахмутовой «Беловежская пуща» Учитель:   В  нашей   стране   созданы   заповедники   для   охраны   деревьев,   животных   и   птиц.   Воронежский заповедник, например, славится разведением бобров. Из заповедника бобров вывозят в другие районы страны для дальнейшего разведения.            А есть ли  заповедники в наших местах? Расскажите. Учитель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете лес и его обитателей.                                  Викторина  Кого называют доктором леса и почему?  Какая птица ныряет под воду?  Чем блеет бекас?  Полезен ли лесной муравей?  Какого жука называют по имени месяца года?   Назови гриб, название которого связано с названием лесного хищного зверя?                            Загадки – угадай­ки (Заполнение кроссворда № 2)  Нос долог, голос тонок, Все его боятся, все от него стонут.  (Комар)  Он щёлкает, рокочет, Свистит, журчит, стрекочет, Как ливень, он клокочет, Звенит, как колокольчик, Но на куплете пятом Внезапно даст раскатом, А то выводит трели Затейливой свирели, Он серенький на вид, но Пеньем знаменит.  (Соловей)  Днём спит, а ночью летает,      Прохожих пугает.  (Филин)  По веткам скачет, да не птица Рыжая, да не лиса (Белка)  Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней, Пышный хвост её краса,             Это рыжая ……. (Лиса)  Думал кошка. Крикнул: Брысь! Оказалось, это…(Рысь)                   Звучит песня А. Пахмутовой «Не убивайте птиц» Учитель: Птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней (звучат голоса птиц – пластинка или аудиозапись). Нередко в лесу можно найти в дуплах мёртвых птичек. Они погибают не от холода, а из­за отсутствия пищи! Вы, подкармливая птиц, в трудную пору, можете спасти их от голодной смерти. Ученик 2:  Покормите птиц зимой,                    Пусть  со всех концов                    К вам слетятся, как домой,                    Стайки на крыльцо,                     Сколько гибнет их ­  не счесть,                    Видеть тяжело.                    А ведь в нашем сердце есть  И для птиц тепло              Приучите птиц в мороз              К своему окну,              Чтоб без песен не пришлось              Нам встречать весну. Учитель: А ведь часто школьники в лесу ломают кусты, ветки деревьев. Бывает и гнёзда птичьи разоряют, муравьиные кучи, ловят и мучают ежей, ужей, летучих мышей, убивают лягушек. Что бы вы ещё добавили к этому списку? (не следует ловить  и нести в дом лесных зверушек и птиц, не оставлять после себя свалку целлофана, бумаги и консервных банок, не кричать и не шуметь в лесу)                   Знакомство с книгой Н. Сладкова «Лесная книга жалоб».                   Задания: прочитать данную книгу; нарисовать те предметы, которые вы хотели бы видеть вокруг себя в будущем; придумать о каком ­  нибудь насекомом сказку.                Заключение:             На какие вопросы для себя вы нашли ответы на этом занятии?            Литература: 1. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. М.: Педагогика, 1984. 2. Бианки В. Лесная газета. М., 1990. 3. Дмитриев Ю. Книга природы. М.,1996. 4. Молодов Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. М., 2000. 5. Сорокина А. И. Дидактические игры. М., 1982. 6. Тихомирова Е. М. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2005.  7. Экология в начальной школе. М., 2004.

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"

Экологический урок "Лес- наше богатство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017