Экологический урок: "Наш дом".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы. Задачи: развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитать сознательное и бережное отношение к природе. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые. Формы организации: совместная, групповая, ролевая игра.е.Учитель: - Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? - В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт? - Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но конец столетия, а тем более тысячелетия — время подводить итоги, анализировать достижения, промахи, ошибки. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Иконка файла материала ekologicheskiy_urok.docx
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК: "НАШ ДОМ". Цели урока:  формирование ценностного отношения к окружающему миру путем воздействия на  перцептивно­эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода  к изучению и охране природы.   Задачи:  развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитать сознательное и  бережное отношение к природе. Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично­поисковые. Формы организации: совместная, групповая, ролевая игра. Средства обучения:  презентация. альбомные листы, карандаши, фломастеры. Форма работы: внеурочная. Ход мероприятия Учитель:   ­ Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? ­ В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт? ­   Удивительное   время!   И,   наверное,   можем   считать   себя   везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но конец столетия,   а   тем   более   тысячелетия   —   время   подводить   итоги,   анализировать достижения, промахи, ошибки. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии. ­ Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому,  что   она  нам   даёт.   Выживет   ли   человек,  если   лишится   самого   дорогого   и необходимого   на   Земле?   Экологический   кризис   коснулся   всех   стран   и  народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету. Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы. (Слайд 2)  (Звучит фонограмма «Голоса птиц».) ­   Слышите?   Прислушайтесь.   Куда   мы   с   вами   попали?   Как   легко   и   свободно дышится в лесу. ­ Слышите запахи? Чтец.(Слайд 3) Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря! Здравствуйте, птицы ­ соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери ­ волки, зайцы, лисицы, медведи! ­ Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные   и   растения,   которых   мы   уже   никогда   больше   не   увидим,   т.   к.   люди уничтожили их. Чтец. Есть просто храм. Есть храм науки. А есть ещё природы храм ­С лесами, тянущими руки  Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время года, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь! Учитель.  Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». (Слайд 4) Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по­своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя. (Высказывания детей.) И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства. ­ И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки. ­ А что бы ответил врач, ребята?  (Высказывание детей.) ­ А лесничий закончил бы стихами: Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, где бродят Барсук и лиса. Лист, на который ложится роса, Свежесть лесную, И влагу, и тень ­  Вот что сажаем  В сегодняшний день. Ребята, а что страшнее всего для леса? (Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)(Слайды: 5, 6, 7, 8) ­ Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность ­ вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего­ чего, а уж лесов на белом свете видимо­ невидимо, никто их не сеял, не сажал ­ сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет. Но будет ли? Чтец. Мы порой безбожно Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе, Словно самую малость  Нам на этой планете  Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё сгубим, А гордимся природой  И отечество любим.Учитель: ­ Иногда слышишь: «Человек ­ царь природы». Согласны ли вы с этим утверждением? (Высказывания детей.) Исполнение песни «Раненая птица»:(Слайд 9) Раненая птица В руки не давалась, Раненая птица Птицей оставалась... Этот сон давнишний До сих пор мне снится: На траве кровавой Вздрагивает птица. Припев: Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц ­ не небо, А море без рыб ­ не море, И земля без зверей ­ не земля! Не земля! Не земля! Люди­исполины, Люди­великаны, Есть у вас винтовки, Сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, Сила есть навечно ­ И должно быть сердце, Сердце человечье! Припев. Люди, человеки, Страны и народы! Мы теперь навечно Должники природы. Надо с этим долгом Как­то расплатиться, Пусть расправит крылья Раненая птица! Припев: Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят.Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц ­ не небо, А море без рыб ­ не море, И земля без зверей ­ не земля! Не земля! Не земля! ­Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы ­ без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста  листвы? Всё это  щедро дарит людям мать­природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе. ­ К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать. Предлагаю провести суд. Судья. ­  В чём причина образования озоновых дыр? Выступление, обвинителя «Воздух». (Слайд 10) ­За   год   в   атмосферу   только   углекислого   газа   выбрасывается   5   млрд.   тонн.   В результате   истончается   озоновый   слой,   появляются   озоновые   дыры.   Постоянная озоновая дыра ­ над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся ­ над Арктикой, Европой. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лу­ чи, от которых у людей возникают раковые заболевания. (Слайды 11, 12, 13, 14) Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта? Судья. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище? (Высказывания детей.) ­Очистительные   сооружения;   предприятия   замкнутого производства;   двигатели   на   газе,   на   солнечных   батарейках;   электростанции, использующие источники энергии ­ солнечную энергию, ветер, приливно­отливные волны и т.; д. Выступления обвинителя «Вода». ­Ребята,   почему   медики   все   чаще   запрещают   нам   купаться   в   речках,   отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах: (Высказывания детей.) Обвинитель: (Слайды: 15, 16, 17, 18)­Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы запол­ нить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы ­ Сене, Дунае, Рейне, Волге ­ нельзя купаться. (Слайд 19) Озеро Байкал, который содержит   1/3   мировых   запасов   пресной   воды,   в   результате   работы   целлюлозно­ бумажного   комбината   ныне   потеряло   способность   самоочищаться.   уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма ­ в 2 раза. Обвинитель: А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых. Учитель: Предлагаю вам решить экологические задач. Каждой группе я даю задачу. (Решение   экологических   задач.  Готовые   решения   представляют   ребята.   посадка   зелени;Делают свои выводы). Ученик.  Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьёзным и грозным он был ­  Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его не известно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисунку найду. Узнаю, где водится, как он живёт, Зачем ему крылья, и что он жуёт. И будут страницы, как травы шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. И всем расскажу про жука моего, Как славно, что я не обидел его.   В   состоянии, Заключение судьи.  ­ Итак, выслушав обвинителей, мы установили, что 2500 видов высших растений планеты   на   грани   уничтожения.   приближающемся   к катастрофическому,   находятся   Москва,   Санкт­Петербург,   Среднее   Поволжье, промышленная   зона   Урала.   Загрязнены   Чёрное   море,   Азовское   море,   вода   в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация. Люди виновны  в   нарушении   многих   статей   Конституции.  Конечно,  мы   не  можем   всех людей   взять   под   стражу   и   наложить   на   них   штрафы.   Человечество   само   себя наказывает. Поэтому выносим решение ­ пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий  могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями. Учитель : ­  Сейчас     я   прошу   вас   поработать   группах   и   на   листочках   нарисовать     знаки, которые       отразят     то,   что     реально   в   ваших   силах   сделать   для   изменения сложившейся  ситуации. Как нам жить дальше в согласии  с природой? На работу вам 5­7 минут .По окончании работы каждая группа ознакомит  со  своим решением весь класс. В классе  по итогам  мы оформим выставку. Ученик.  Я люблю тебя, большое время, Но прошу ­ прислушайся ко мне: Не убей последнего тюленя,  Пусть гуляет в тёмной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что­то, От чего щемит в моей груди! Итог урока. Дополнительный материал(экологические задачи). 1.   Одно   дерево   в   сутки   выделяет   столько   кислорода,   сколько   потребуется   для дыхания   трёх   человек   в   течение   этого   же   времени.   Какое   количество   деревьев могут   удовлетворить   потребность   в   кислороде   в   течение   суток   всех   учащихся вашего класса? 2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, обёртки, газету,   пакеты,  сколько  лет  потребуется  для  того,   чтобы  весь   бумажный  мусор разложился? 3. Зелёные  насаждения с 1  га земли за 1  час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день — 12 часов?