ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ»
Оценка 4.9

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ»

Оценка 4.9
Научные работы +3
pdf
воспитание +1
Взрослым
04.04.2020
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ»
В статье обосновывается актуальность изучения вопросов устойчивого развития, которые должны быть неотъемлемым элементом изучаемых дисциплин в вузе и включаться в учебные программы университета. В качестве примера такого включения предложен вариант введения экологического образования для студентов университета педагогического профиля с учетом национальных особенностей через смысловую педагогику, язык метафор, «зеленых аксиом». Иллюстрацией «зеленых аксиом» выступает шуточная притча об учителе, которая выполняет функцию смысловой интеграции учебного материала.
5_Статья_Атаманова Сб конф-2017-06-16-Антоненко, Карицкий (.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. Н. Косыгина (ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

 

 

 

 

 

Международная научно-практическая конференция

 

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ 

НАУКИ И ПРАКТИКИ

 

 

16 июня 2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК СТАТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2017

 

УДК 159.9+316.6

П278

 

 

Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научнопрактической конференции. РГУ им. А. Н. Косыгина, 16 июня 2017 г. / под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. – М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017. – 777 с.

 

 

 

 

В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология.

 

 

 

 

Ответственные редакторы: В.С. Белгородский, О.В. Кащеев, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкий.

 

 

Редакционный совет: Ч. Абрамсон (США), О.А. Артемьева (Иркутск), Е.В. Бакшутова (Самара), Д.Н. Береснев (Москва), А.Ф. Бондаренко (Украина), В.В. Зотов (Москва), М. Ивано (Япония), А. Ишикава (Япония), И.В. Калинин (Москва), Н.В. Калинина (Москва), Л. Кеверески (Македония), А.А. Костригин (Москва), О.М. Краснорядцева (Томск), В.А. Мазилов (Ярославль), В.Г. Морогин (Абакан), М.Д. Няголова (Болгария), В.Ф. Петренко (Москва), А.Е. Попел (Москва), С.П. Сенющенков (Краснодар), Н.Ю. Стоюхина (Н. Новгород), И.А. Сусоколова (Германия), В.В. Тимохин (Москва), Е. Тодорович (Сербия), П.Т. Тюрин (Латвия), А.А. Федоров (Новосибирск), М. Чабаркапа (Сербия), Н.С. Шадрин (Казахстан), В.А. Янчук (Беларусь).

 

 

Редактирование англоязычных текстов и перевод на английский: А.А. Костригин.

 

 

 

 

 

 

 

 

ISBN 978-5-87055-540-9                      © Российский     государственный     университет       им.

А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2017.

© Коллектив авторов, 2017.

© Обложка, дизайн: Н. А. Николаева, 2017.

 

 

MINISTRY OF EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Federal State Budget Educational Institution for Higher Professional Education

 

KOSYGIN RUSSIAN STATE UNIVERSITY  (TECHNOLOGY. DESIGN. ART)

 

 

 

 

 

International Scientific-Practical Conference

 

 

PROSPECTS OF PSYCHOLOGICAL SCIENCE  AND PRACTICE

 

 

June 16, 2017

 

 

 

 

 

 

 

PROCEEDINGS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Moscow – 2017

UDC 159.9+316.6

P278

 

 

Prospects of Psychological Science and Practice: Proceedings of International Scientific-Practical Conference. Kosygin Russian State University, June 16, 2017 / ed. V.S. Belgorodsky,

O.V. Kashcheev, I.V. Antonenko, I.N. Karitsky. – M.: FSBEI HE “Kosygin Russian State University”, 2017. – 777 p.

 

 

 

 

The proceedings include articles of conference participants: faculty and scientific staff of Russian and foreign universities and research institutions. The articles reflect a wide range of basic research directions in the field of modern psychology on the following areas: philosophical methodology of psychology, history of psychology, social psychology, psychology of art, design, fashion, creativity, developmental, educational, practical and applied psychology.

 

 

 

 

Executive Editors: V.S. Belgorodsky, O.V. Kashcheev, I.V. Antonenko, I.N. Karitsky.

 

 

Editorial Board: Ch. Abramson (USA), O.A. Artemyeva (Irkutsk), E.V. Bakshutova (Samara), D.N. Beresnev (Moscow), A.F. Bondarenko (Ukraine), V.V. Zotov (Moscow), M. Iwano (Japan),

A.  Isikawa (Japan), I.V. Kalinin (Moscow), N.V. Kalinina (Moscow), L. Kevereski (Macedonia),

A.A. Kostrigin (Moscow), O.M. Krasnoryadtseva (Tomsk), V.A. Mazilov (Yaroslavl), V.G. Morogin (Abakan), M.D. Nyagolova (Bulgaria), V.F. Petrenko (Moscow), A.E. Popel (Moscow), N.Yu. Stoyukhina (N. Novgorod), V.V. Timokhin (Moscow), E. Todorovic (Serbia), P.T. Tyurin (Latvia), A.A. Fedorov (Novosibirsk), M. Cabarkapa (Serbia), N.S. Shadrin (Kazakhstan), V.A. Yanchuk (Belarus).

 

 

English Text Editing and English Translation: A.A. Kostrigin.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ISBN 978-5-87055-540-9                      © Kosygin Russian State University (Technology. Design.

Art), 2017.

© Collective of Authors, 2017.

© Cover, Design: N. A. Nikolaeva, 2017.

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

СЕКЦИЯ «МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

Антоненко И.В. Предмет социальной психологиии……………………………………..            13

Бендюков М.А. К вопросу о методологическом беспорядке в психологии……………            19

Беспалов Б.И. Предметы изучения и понятия о них в культурно-деятельностной

               психологии…………………………………………………………………………....          23

Богданчиков С.А. О научных направлениях в советской психологии 1920-1930-х

               годов…………………………………………………………………………………..          26

Богданчиков С.А. Понятие «деятельность» в советской психологии 1920-1930-х

               годов (к истории вопроса)……………………………………………………….......          31

Богданчиков С.А. Академик И.П.Павлов о психологии и психологах (по материалам

               «павловских сред», 1929-1936)……………………………………………………...          35

Бондаренко А.Ф., Федько С.Л. Социокультурные и психотехнические вопросы

               консультирования……………………………………………………………………          38

Васильев И.А. Тенденции развития представлений о мышлении в психологии……….           42

Гарбер И.Е. Позитивная психология: история двойного отрицания и их последствий...          47

Джуришич-Боянович М. К вопросу об интегративном подходе к исследованиям в

              области психологии организационных изменений и развития…………………….         52

Карицкий И.Н. Деятельность и практика…………………………………………………           56

Карицкий И.Н. Базовая структура психологической практики………………………….           62

Костригин А.А. К истории дореволюционной российской психологии: умозри-

               тельное и интроспективное направления…………………………………...............         67

Костригин А.А. Психолого-педагогическая и педологическая школа В.В.Зень-

ковского в Праге (на примере рефератов студентов Русского педагогического

               института им. Коменского)…………………………………………………………..         71

Курбатова М.В., Артемьева О.А. К истории сравнительных исследований мышления

               животных и человека в советской психологии……………………………………..         75

Мазилов В.А. Методологическая свобода и будущее психологии………………………          78

Мазилов В.А. Проблема предмета и будущее психологии………………………………           82

Маланов С.В. Альтернативные основания разработки общей теории психических

               явлений………………………………………………………………………………..          87

Мединцев В.А. Основные системологические идеи Г.А.Балла в психологии и

               человековедении……………………………………………………………………..          91

Непопалов В.Н., Сопов В.Ф. Основы методологического исследования спорта и

               спортивной деятельности……………………………………………………………          94

Няголова М.Д. Методологические особенности определения предмета психологии в

               «Основах      психологии»      С.Л.Рубинштейна      и      «Общей      психологии»

               С.С.Казанджиева……………………………………………………………………..        100

Петренко В.Ф. Смыслы существования…………………………………………………..          104

Пископпель А.А. Феноменология нравственной жизни в аксиологии Н.Гартмана……         108

5

СЕКЦИЯ «ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Андриевская И.В., Кригер Е.Э. Особенности зоны ближайшего развития младших

               школьников с разной учебной успеваемостью……………………………………..       529

Арсентьева Е.С., Кузьмина А.С. Проблема детско-родительских отношений в

               дошкольном детстве………………………………………………………………….       534

Атаманова Г.И. Экологическое образование студентов университета педагогического

              профиля с применением «зеленых аксиом»………………………………………...       536

Бурыкина М.Ю., Доронцова О.А. Исследование содержания структурных компо-

               нентов автономии подростков……………………………………………………….       540

Васина Ю.М., Кокорева О.И. Развитие наглядно-образного мышления у детей

               старшего дошкольного возраста в развивающих компьютерных играх………….       544

Глотова П.М., Литягина Е.В. Исследование внутренней картины болезни и

               внутренней картины здоровья у детей дошкольного возраста…………………….       547

Емельяненкова А.В. Метод когнитивного картирования в контексте теории поколений….. 551

Кайтукова З.Х. Профессиональный компонент творческого потенциала студента

               педагогического вуза………………………………………………………………...        554

Калинина Н.В. Мода в социализации современной молодежи: тенденции и риски……        558

Карицкий И.Н. Психологические игрушки……………………………………………….         561

Кашапов М.М., Низовцева Т.Р. Специфика трансформации социальной иден-

               тичности иностранных студентов медицинского вуза…………………………….        566

Кеверески Л., Старк Ж. Различия в компонентах эмоциональной компетентности

               учителей………………………………………………………………………………        569

Коваленко В.М., Кочетков И.Г. Креативность как личностное качество подростка…...        575

Коваленок Т.П. Особенности представлений о профессиях в выборке студентов-

               психологов……………………………………………………………………………        578

Кокорева О.И., Васина Ю.М. Развитие зрительной памяти у детей старшего

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в развивающих

               компьютерных играх…………………………………………………………………        584

Костригин А.А. Психологический портрет идеального дошкольника-выпускника (по

               материалам изучения представлений заведующих ДОУ)………………………….       588

Ледовская Т.В.      Особенности    психологической    структуры    самоотношения    у

              учащихся подросткового и юношеского возраста………………………………….       591

Лю Ш. Взаимосвязь уровня субъективного контроля и мотивации учебной

               деятельности иностранных студентов………………………………………………       595

Мантикова А.В., Астраханцева Д.О. Возрастные особенности копинг-стратегий

               инкассаторов и сотрудников службы безопасности банка………………………...       598

Мореева Е.В. Воспитание подростков в труде как психолого-педагогическая

               проблема……………………………………………………………………………...        601

Мороз Т.С., Кокорева О.И. Исследование особенностей образа «Я» у юношей и

               девушек……………………………………………………………………………….        606

Мотков О.И. Развитие нашего «Я»………………………………………………………..          608

Нижегородцева Н.В. Особенности копинг-поведения в старшем подростковом

               возрасте……………………………………………………………………………….        613

10


судить о том, что, воспитывая девочек, родительницы имеют некую зависимость от внешних объектов, от других людей, например, и тем самым испытывают собственную несамостоятельность, в большей степени, чем родительницы, воспитывающие мальчиков.

Таким образом, анализ данного исследования позволяет сделать выводы о том, что для родителей дочерей свойственно применение таких стратегий, как чрезмерность требований, обязанностей и запретов. Родители дочерей также склонны к вербализации. В ходе семейной жизни, родители девочек стараются подавить агрессивные импульсы, которые могут у них появляться в процессе реализации семейных функций. В то время, как родителям мальчиков характерны неустойчивость стиля воспитания и расширение родительских чувств. Кроме того, родители сыновей склонны проектировать и переносить на ребенка собственные нежелательные качества.

 

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2001.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Наука, 2000.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2007.

Росс А. Наши дети – наши проблемы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.  Столин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. №4. С.104-116. 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ»

 

Г. И. Атаманова Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

 

В статье обосновывается актуальность изучения вопросов устойчивого развития, которые должны быть неотъемлемым элементом изучаемых дисциплин в вузе и включаться в учебные программы университета. В качестве примера такого включения предложен вариант введения экологического образования для студентов университета педагогического профиля с учетом национальных особенностей через смысловую педагогику, язык метафор, «зеленых аксиом». Иллюстрацией «зеленых аксиом» выступает шуточная притча об учителе, которая выполняет функцию смысловой интеграции учебного материала. 

Ключевые слова. экология, образование, устойчивое развитие, будущие учителя, зеленые аксиомы.

 

ECOLOGICAL EDUCATION OF PEDAGOGICAL PROFILE STUDENTS  WITH USE OF «GREEN AXIOMS»

 

G. I. Atamanova Tuvan State University, Kyzyl, Russia

 

The article substantiates the urgency of studying the issues of sustainable development, which should be an integral element of the disciplines at university and included in university curricula. As an example, it is proposed the option of introducing ecological education for pedagogical profile university students, taking into account national features through semantic pedagogics, language metaphors, "green axioms". Illustration of "green axioms" is a comic parable about the teacher, which performs the function of semantic integration of educational material.

Keywords: ecology, education, sustainable development, future teachers, green axioms.

 

В связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности страны на уровне государства был утвержден ряд документов. В частности, в основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года были сформулированы ряд задач, которые способствуют стратегической цели государственной политики в области экологического развития и направлены на формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания. Для решения задач, направленных на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, предлагается использовать инновационные ресурсосберегающие, экологически безопасные и эффективные технологии на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций (основы гос. Политики). Университет может быть этой единой технологической платформой для учителей, студентов, школьников и воспитанников.

Современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. А так как студенты педагогического профиля это будущие учителя, которые будут решать эти сложнейшие проблемы уже в ближайшие годы, то именно для них изучение вопросов, связанных с экологическим образованием актуальны. Педагог, как никто другой, в первую очередь должен быть знаком с экологическим образованием, с образованием устойчивого развития. Так как именно образование для устойчивого развития это картина проектирования будущего, которое начинается сегодня. 

Образование для устойчивого развития (Education for sustainable development), или ОУР (ESD) – международный вектор развития национальных систем образования (Дзятковская, 2016). Стратегия образования для устойчивого развития, принятая ООН, подчеркивает ведущую роль образования в достижении устойчивого будущего. Образование является незаменимым фактором для изменения подходов людей, с тем, чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы, для формирования ценностей, навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием. В связи с этим, вопросы устойчивого развития должны быть неотъемлемым элементом всех дисциплин и включаться во все учебные программы (Ермаков, 2011), в том числе и в университете.

Однако, при введении вопросов экологического образования для студентов университета нужно помнить, что, всякая самобытная национальная культура налагает на человека определенную, характерную печать. Не учитывать глубинные, архетипические, особенности мышления и поведения нельзя, как нельзя и игнорировать специфику их проявления в 21 веке – в условиях перехода страны на рыночную экономику, связанных с этим переходом социальными процессами, включением страны в мировые глобальные изменения (Дзятковская, 2015). Так как в Туве преобладает население тувинской национальности, то для студентов университета в Республике Тыва, необходимо учитывать самобытную национальную культуру. Язык, на котором студенты мыслят, говорят – тувинский, а обосновывать, аргументировать на занятиях они должны на русском языке, поэтому не выучить определение, а понять, про что написано или сказано заставляет задуматься и мыслить по-другому. 

В связи с этим, одним из способов достижения поставленных целей в ФГОС ВПО может выступать язык метафор, освоение которого является частью профессиональной компетенции педагогов разных специальностей, а средством – метафоры, которые могут помочь преподавателю решить учебную задачу (Атаманова, 2016). 

Обучение студентов использованию «зеленых аксиом» и принципов действий для ОУР позволят раскрыть новые значения и смыслы учебного материала изучаемого предмета (фактов, сведений, теорий, оценок, отношений, действий, деятельности, поведения). Методы же смысловой педагогики позволят ему осмысленно изучать материал, содержательно обобщать и соотносить с материалом других предметов. Это позволит систематизировать знания и умения разных учебных предметов на основе смыслов УР в надпредметную экологическую картину мира. Средством таких межпредметных переносов может выступать метафоричная, «распредмеченная» форма зеленых аксиом. 

«Зеленые аксиомы» выполняют функцию смысловой интеграции учебного материала разных учебных предметов и придают ему личностный смысл с точки зрения принципов безопасной жизнедеятельности в 21 веке. Поэтому их применение при использовании методов смысловой педагогики для студентов, говорящих и мыслящих на своем родном (тувинском) языке, является как мостик к пониманию смысла и переход от житейского понимания к глобальному. 

Примером реализации «зеленых аксиом» на занятиях для студентов педагогического профиля может быть разбор вопросов о педагогической профессии при изучении различных дисциплин в университете. Для того, чтобы понять как можно использовать смысловую педагогику, достаточно рассмотреть один из таких примеров, но без акцента на изучаемую дисциплину, а с акцентом на вопрос, связанный с педагогической профессией.

Ни для кого нет секрета, что на педагогический профиль поступают далеко не те абитуриенты, которые всю жизнь мечтали об этой профессии, а те, кто не смог поступить на другое направление. Поэтому студентов необходимо довести до уровня понимания о профессии учитель уже на первых занятиях, чтобы каждый осознал важность, нужность и востребованность в современных условиях этого направления, даже если он поступил случайно. Плохое владение русским языком затрудняет понимание материала в обычном его изложении. Поэтому в таких случаях очень хорошо помогают методы смысловой педагогики, в частности это могут быть пословицы и поговорки о профессии учитель, это могут быть цитаты великих людей, это могут быть крылатые фразы, которые они заранее готовят для обсуждения вопроса, предлагаемого на практических занятиях. Так же на занятиях можно разобрать притчу, которая раскрывает смысл изучаемого вопроса. Иносказание позволяет объяснить студентам и довести до осознания особенности учительской профессии. Каждая пословица или поговорка рассматривается в контексте: предмет, свойства, отношения. 

Важно отметить, что к такому восприятию студентов необходимо подготовить. То есть на первых занятиях преподавателю необходимо ненавязчиво знакомить их с основными определениями, понятиями ОУР. Когда студенты будут понимать смысл задаваемых вопросов, соотносить их с образами поведения, национальными ценностями и т.д., тогда можно переходить на более высокий уровень – понимания и осмысления изучаемого материала. По мнению Е.Н. Дзятковской (2015), никакое обучение идеям устойчивого развития не будет эффективным, если они будут конфликтовать с архетипически укоренными в сознании человека с присвоенными им образцами поведения, национальными ценностями и традициями.

Таким образом, образование для устойчивого развития и использование «зеленых аксиом» при изучении вопросов о профессии «Учитель», может быть новым уровнем познания, лучшего смыслового понимания с использованием метафорического языка.

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность.

Одна из тем: Профессионально-личностное становление и развитие педагога 

Студент должен знать: сущностные характеристики понятий «становление», «развитие», «профессионально–личностное самообразование»; определение и этапы непрерывного педагогического образования.

Преподаватель ставит для себя учебную задачу, чтобы с помощью притчи в процессе дискуссии о профессионально-личностном становлении и развитии педагога, довести до понимания изучаемый вопрос с наиболее эффективным результатом. Не вдаваясь в подробности оценки эффективности результата, далее будет представлен пример такого взаимодействия педагога и студента на занятиях по педагогике на первом курсе в ТувГУ, педагогического профиля. А чтобы не отвлекать внимание от основной темы статьи, цель, задачи, какие знания, умения, навыки, компетенции должны быть отработаны на базовом уровне по квалификации бакалавриат, опускаются. 

Зачитывается притча, напоминается, что нужно обратить внимание в этой притче на предмет, свойства, отношения. Занятие строится в виде блиц-игры с элементами дискуссии, мозгового штурма. Методы смысловой педагогики, в ходе дискуссии, позволяют актуализировать потенциально-личностные качества и свойства обучаемых. При осмысленном обучении личностное развитие, развитие на уровне жизненных ценностей, процессе становления и развития смысловых образований личности происходит через механизм смыслообразования. Студент не формально произносит фразы про профессионально-личностное становление и развитие педагога, а осознает свой уровень, свое развитие, свои ценности по отношению к профессии учитель. Даже могут привести свои примеры из школьной жизни о своих учителях. Что при изучении этого же вопроса другим, традиционным способом, обычным для студентов: вопрос-ответ, добиться невозможно. Это связано опять, с пониманием речи. Если преподаватель работает в режиме вопрос-ответ, то ответы студенты готовят формально, зачитывают, бывает даже, не понимая смысла. Если разбирать эти же вопросы, с использованием метафор, притч, поговорок и т.д., то изучение предмета выходит на уровень понимания, осмысления, мотивации к изучению. Что, непременно, является положительным моментом и для изучения других тем, включающих эти вопросы.

Притчи об учителе и учениках заставляют задуматься на философские темы и учат добру.

Много таких сказаний можно встретить в описаниях жизней христианских подвижников. 

Шуточная притча об Учителе. Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети». И сказала вторая фея: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания дарить свое сердце детям». И сказала третья фея: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках». Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: «Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!»

Выделение задачного компонента в содержании притчи связано с необходимостью формирования у студента социальной и профессиональной позиции, в частности эмоционально-оценочное отношение к профессии учитель. Такая организация занятия позволяет развивать мышление, исключает формальный подход к подготовке. Нельзя найти готовых ответов на вопросы, которые будут заданы преподавателем в момент дискуссии, можно лишь смоделировать, если выбрать притчу (по теме занятия) и предложить для обсуждения в группе. Еще один важный момент такого изучения материала – развитие разговорной речи студентов на русском языке, что исключается при формальной подготовке к занятиям. Несмотря на то, что думать они продолжают на тувинском языке, но объяснять свое понимание, свое отношение, свою позицию по изучаемому вопросу приходится уже на русском языке, а это уже более высокий уровень обучения. 

Таким образом, изучение материла с использованием «зеленых аксиом», мотивирует студента на поиск материала для занятий, на подготовку к занятиям не в стандартной форме. Что тоже способствует более глубокому пониманию содержания изучаемых вопросов и осмыслению того, что будет в процессе обсуждения. А дискуссия после разбора цитаты, поговорок или притчи приводит к осмысленному пониманию последовательности взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде, причем с осознанным выбором профессии. В таких занятиях важно не то, что студенты участвовали в дискуссии, обосновывали свой выбор, а то, что они могут выразить свое отношение к профессии учитель, к его деятельности, к оценке себя в этой профессии.

Вокруг каждой «зеленой аксиомы» выстраивается система понятий, способов действий, ценностей из разных предметных областей и учебных предметов. Они выступают инструментом раскрытия научных, экономических, социальных, гуманитарных, эстетических аспектов учебного материала, обеспечивают сочетание культурного и личного опыта. Тем самым, «зеленые аксиомы» могут рассматриваться как системообразующие структуры организации содержания экологического компонента учебных предметов – структуры, которые формируют смысловую установку на деятельность для УР (Дзятковская, 2014).

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать занятие в логике учебной деятельности: ситуация – проблема – задача – результат. А помочь в этом будущему учителю, настоящему студенту могут «зеленые аксиомы». 

 

Литература

Атаманова Г.И. Образование для устойчивого развития – новый уровень для подготовки будущий учителей в вузе // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. №4.

Дзятковская Е.Н. «Зеленые аксиомы» как основа принципов действия для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2014. № 2.

Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития. Культурные концепты. Зеленые аксиомы. Трансдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015а.

Дзятковская Е.Н. Что такое общеинституциональный подход к ОУР // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2015б. №2.

Дзятковская Е.Н. Методологические основания проектирования образования для устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2016. №4. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С. 38-44.

Ермаков Д.С. Научно-методическое обеспечение экологического образования для устойчивого развития. URL: http://lib.convdocs.org/docs/index-191988.html 

Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.).

Шуточная притча об учителе. URL: https://rmomatematik.jimdo.com/о-нас/притчи-обучителях/шуточная-притча-об-учителе/

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ  АВТОНОМИИ ПОДРОСТКОВ

 

М. Ю. Бурыкина, О. А. Доронцова Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского, Брянск, Россия

 

Статья посвящена проблеме изучения содержания структурных компонентов автономии подростков. В настоящее время автономия это важнейшая характеристика личности, позволяющая ей жить в соответствии со своим внутренним психологическим здоровьем. Подростковый возраст является сензитивным для развития автономии. В предлагаемой работе описаны компоненты автономии подростков: когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивно-смысловой. Установлены показатели компонентов автономии подростков. 

Ключевые слова: автономия, структура автономии подростков, когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, рефлексивно-смысловой компонент.

 

STUDY OF CONTENT OF TEENAGER’S AUTONOMY STRUCTURAL COMPONENTS M. Yu. Burykina, O. A. Dorontsova Ivan Petrovsky Bryansk State University, Bryansk, Russia

 

 

The article is devoted to a problem of studying of the content of teenager’s autonomy structural components. Nowadays, autonomy is an important characteristic of personality that allows her to live in accordance with their internal psychological health. The teenage age is sensitive for auton-

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Москва – 2017 УДК 159.9+316

Москва – 2017 УДК 159.9+316

ISBN 978-5-87055-540-9 ©

ISBN 978-5-87055-540-9 ©

Moscow – 2017 UDC 159.9+316.6

Moscow – 2017 UDC 159.9+316.6

ISBN 978-5-87055-540-9 ©

ISBN 978-5-87055-540-9 ©

Мазилов В.А. Методологическая свобода и будущее психологии……………………… 78

Мазилов В.А. Методологическая свобода и будущее психологии……………………… 78

Карицкий И.Н. Психологические игрушки………………………………………………

Карицкий И.Н. Психологические игрушки………………………………………………

Таким образом, анализ данного исследования позволяет сделать выводы о том, что для родителей дочерей свойственно применение таких стратегий, как чрезмерность требований, обязанностей и запретов

Таким образом, анализ данного исследования позволяет сделать выводы о том, что для родителей дочерей свойственно применение таких стратегий, как чрезмерность требований, обязанностей и запретов

Keywords: ecology, education, sustainable development, future teachers, green axioms

Keywords: ecology, education, sustainable development, future teachers, green axioms

Обучение студентов использованию «зеленых аксиом» и принципов действий для

Обучение студентов использованию «зеленых аксиом» и принципов действий для

Преподаватель ставит для себя учебную задачу, чтобы с помощью притчи в процессе дискуссии о профессионально-личностном становлении и развитии педагога, довести до понимания изучаемый вопрос с…

Преподаватель ставит для себя учебную задачу, чтобы с помощью притчи в процессе дискуссии о профессионально-личностном становлении и развитии педагога, довести до понимания изучаемый вопрос с…

А дискуссия после разбора цитаты, поговорок или притчи приводит к осмысленному пониманию последовательности взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации…

А дискуссия после разбора цитаты, поговорок или притчи приводит к осмысленному пониманию последовательности взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации…

М. Ю. Бурыкина, О. А. Доронцова

М. Ю. Бурыкина, О. А. Доронцова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020