Стратегии развития тувы в модели устойчивого развития: проблемы, задачи, перспективы
Оценка 5

Стратегии развития тувы в модели устойчивого развития: проблемы, задачи, перспективы

Оценка 5
Исследовательские работы +3
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.04.2020
Стратегии развития тувы в модели устойчивого развития: проблемы, задачи, перспективы
Целью данной статьи является анализ стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года в модели устойчивого развития, предложенной Правительством Республики. В статье описаны проблемы республики, которые существуют в настоящее время, задачи, которые ставит Правительство Республики Тыва и перспективы социально-экономического развития Тувы в рамках этой модели. Описание дается на основе документов, принятых в Российской Федерации и в Правительстве Республики Тыва, по социально-экономическому развитию России на период до 2030 года, документов с учетом интересов будущих поколений. В качестве другой стратегии предлагается Альтернативная стратегия автора Салчака В.Б. Для более детального понимания предложенных стратегий дается сравнительный анализ социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, представленного Правительством и Альтернативной Стратегией, через описание одинаковых показателей в каждой из стратегий. В качестве перспективы предлагается вектор развития, который основывается на исторических и этнических особенностях народа Тувы и заключается в выборе традиционных форм хозяйственной деятельности тувинцев и указывает направление для смены приоритетов развития Республики в пользу развития села. Так как носителями власти является многонациональный народ Республики, говорится в статье, то ему и решать будущее своей Родины, Республики, Места, где живет этот народ, как сохранять природное и культурное наследие для потомков. А властям необходимо обеспечить гласное, всеобщее обсуждение всех возможных путей развития.
5_Салчак В.Б., Атаманова Г.И. (2018) Стратегии развития Тувы.pdf

стратегии развития тувы в модели устойчивого развития: проблемы, задачи, перспективы

Салчак В.Б. 1, Атаманова Г.И. 2

1 Региональное отделение общественного экологического движения «ЗА ТУВУ», Кызыл, Россия 2 Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

АННОТАЦИЯ:


Целью данной статьи является анализ стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года в модели устойчивого развития, предложенной Правительством Республики. В статье описаны проблемы республики, которые существуют в настоящее время, задачи, которые ставит Правительство Республики Тыва и перспективы социально-экономического развития Тувы в рамках этой модели. Описание дается на основе документов, принятых в Российской Федерации и в Правительстве Республики Тыва, по социально-экономическому развитию России на период до 2030 года, документов с учетом интересов будущих поколений. В качестве другой стратегии предлагается Альтернативная стратегия автора Салчака В.Б. Для более детального понимания предложенных стратегий дается сравнительный анализ социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, представленного Правительством и Альтернативной Стратегией, через описание одинаковых показателей в каждой из стратегий. В качестве перспективы предлагается вектор развития, который основывается на исторических и этнических особенностях народа Тувы и заключается в выборе традиционных форм хозяйственной деятельности тувинцев и указывает направление для смены приоритетов развития Республики в пользу развития села. Так как носителями власти является многонациональный народ Республики, говорится в статье, то ему и решать будущее своей Родины, Республики, Места, где живет этот народ, как сохранять природное и культурное наследие для потомков. А властям необходимо обеспечить гласное, всеобщее обсуждение всех возможных путей развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стратегия, правительственная модель, альтернативная модель, устойчивое развитие, проблемы, экология, экологическая безопасность.

strategy of development of Tuva in the model of sustainable development: problems, challenges, prospects

Salchak V.B. 1, Atamanova G.I. 2

1 The regional office of the public ecological movement “FOR TUVA», Russia 2 Tuvan State University, Russia

введение

К

ардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке, культуре и технике, изменения в экономической

сфере привели к необходимости рассмотрения основных задач развития Российской Федерации через переход к модели устойчивого развития.

За последние годы государством были сделаны серьезные шаги по разработке инновационной модели социально-экономического развития страны в связи с необходимостью обеспечения его экологической безопасности [3] (Dzyatkovskaya, 2014b). Экологическая безопасность – одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения (Экологическая доктрина РФ, 2002). Экологическая безопасность – создание таких условий существования, которые бы обеспечивали защищенность социально-значимых интересов граждан, общества и государства, а также природной среды, ресурсов, биосферы от любых экологически неблагоприятных воздействий, создающих угрозу здоровью людей, устойчивому развитию и функционированию экосистем и выживанию человечества [1] (Dzyatkovskaya, 2013).

На заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений Президент Российской

ABSTRACT:

The purpose of this article is to analyze the strategy of socio-economic development of the Republic of Tuva until 2030 in the model of sustainable development proposed by the Government of the Republic. The article describes the current problems of the Republic, the tasks set by the government of the Republic of Tuva and the prospects of socio-economic development of Tuva in the framework of this model. The description is given on the basis of the documents adopted in the Russian Federation and in the government of the Republic of Tuva on social and economic development of Russia for the period up to 2030, documents taking into account the interests of future generations. As an alternative strategy of the author Salchak, the author offers a comparative analysis of the socio–economic development of the Republic of Tuva, presented by the Government and the Alternative Strategy through the description of the same indicators in each of the strategies. As a perspective, the author proposes a vector of development, which is based on the historical and ethnic features of the people of Tuva and is the choice of traditional forms of economic activity of Tuvans and indicates the direction for changing the priorities of the development of the Republic in favor of rural development. Since the bearers of power is the multinational people of the Republic, the article says, it is up to them to decide the future of their homeland, the Republic, the Place where this people lives, how to preserve the natural and cultural heritage for posterity. And the authorities need to ensure a transparent, universal discussion of all possible ways of development.

KEYwORDS: strategy, governmental model, alternative model, sustainable development, problems, ecology, environmental safety

JEl Classification: Q56, Q57, Q58                                               received: 11.10.2018 / published: 31.10.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Salchak V.B. ([email protected]) CITATION:

Salchak V.B., Atamanova G.I. (2018) Strategii razvitiya Tuvy v modeli ustoychivogo razvitiya: problemy, zadachi, perspektivy [Strategy of development of Tuva in the model of sustainable development: problems, challenges, prospects]. Kreativnaya ekonomika. 12. (10). – 1639-1648. doi: 10.18334/ce.12.10.39520

Федерации В.В. Путин отметил, что основными задачами развития РФ в ближайшее время является поэтапный переход России к модели устойчивого развития в экономическом аспекте, но с упором на решение экологических проблем [4]. 

Понятие устойчивого развития относится к взаимоотношению природы и общества; противоречиям природного и социального; между растущими потребностями человека, с одной стороны, и природными, экономическими, социокультурными возможностями среды их удовлетворения, с другой.

Согласно докладу Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР, «Наше общее будущее», 1987), устойчивое развитие - это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Это определение включает два ключевых понятия: понятие потребностей и понятие возможностей их удовлетворения, которые зависят от культурного развития общества, уровня науки и технологий, общественных отношений, ресурсов окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности. Но это определение не отвечает на вопрос о путях достижения устойчивого развития (УР) и предусматривает многообразие моделей УР [2] (Dzyatkovskaya, 2014a), в том числе и модель устойчивого развития в экономическом аспекте, но с упором на решение экологических проблем, о котором говорил В.В. Путин в своем выступлении.

Поэтому возникает необходимость обеспечения экологической безопасности этой модели в экономическом аспекте, но с упором на решение экологических проблем и охрану окружающей среды.

«Ещё в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов и продолжает испытывать природу на прочность. Это отражается и на самих людях» [4]. Это имеет прямое отношение Республике Тыва и ее жителям.

ОБ АВТОРАх:

Салчак Валерий Балай-оолович, пенсионер, известный в Республике экономист, общественный деятель, Ветеран труда, Заслуженный работник Республики Тыва, автор Альтернативной стратегии развития Тувы, председатель Регионального отделения общественного экологического движения «ЗА ТУВУ» ([email protected])

Атаманова Галина Ивановна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Салчак В.Б., Атаманова Г.И. Стратегии развития Тувы в модели устойчивого развития: проблемы, задачи, перспективы // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 10. – С. 1639-1648. doi: 10.18334/ce.12.10.39520

Проблемы

Возникла реальная угроза республике, природе и народу, проживающему на этой территории. При таком природопользовании, как сегодня,  наши будущие поколения могут остаться без прав на распоряжение по своему усмотрению тем, чем должен владеть по праву. Сегодня все это делается с молчаливого согласия тех же граждан, которые проживают на этой территории и просто боятся заявить о своей позиции по разным причинам.

Главной целью развития любого региона является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей. А достижение цели зависит от правильно выбранного пути, от направлений и ориентиров движения.

Чтобы определить правильность выбранного пути от направлений и ориентиров, Совет регионального общественного экологического движения (СРОЭД) «ЗА ТУВУ», который возглавляет один из авторов статьи, провел анализ Правительственной стратегии социально-экономического развития Тувы и выдвинул свою, Альтернативную стратегию. Некоторые данные проведенного анализа были опубликованы в местной газете, в частности в них говорится, что за последние 10 лет экономическая политика, проводимая Правительством Республики Тыва, не решила ни одну из острых социальных и экономических проблем, а в некоторых случаях даже увеличила их, проводя политику, основанную на распродаже природного богатства Тувы.

По сравнению с 2007 г. (согласно данным официальной статистики) в 2017 г. численность бедного населения в Республике возросла с 109 до 132 тыс. человек (42% от общей численности населения). Поступающие от добывающих предприятий отчисления по налогам и сборам не решили проблему дотационности бюджета, их доля составляет менее 2-х процентов в общих доходах консолидированного бюджета Республики. Сегодня по реальным располагаемым денежным доходам населения Тува находится на уровне 2008 г. За последние 10 лет сократилась среднегодовая численность занятых в экономике с 106,9 до 98,7 тыс. человек. Наибольшее снижение допущено в сельском хозяйстве, строительстве и здравоохранении. Как следствие, нищета и бедность основной части населения привели к росту преступности, алкоголизма и наркомании. Тува находится в лидерах по убийствам, по летальным отравлениям алкоголем и по смертям на транспорте [6].

Несмотря на богатый природно-ресурсный потенциал Республики, по уровню жизни населения Тува отстает от других субъектов Российской Федерации со значительно менее скромными ресурсами. По уровню доходов на душу населения Республика Тыва занимает 83 место среди субъектов Российской Федерации, а среди регионов Сибирского Федерального округа – последнее место [7].

Многие наши граждане недостаточно четко понимают о сути проводимой действующей ныне властью экономической политики. Основой экономической политики нашего Верховного Хурала РТ и Правительства РТ является, если выразиться казенным языком, крупномасштабное освоение месторождений полезных ископаемых с последующим их вывозом за пределы республики по намечаемой строительством железной дороге. На простом языке это означает: продать как можно больше природных ресурсов и богатства республики  иностранным и отечественным компаниям и за счет этого снизить дотации  бюджета республики.

Однако стратегической целью государственной политики в области экологического развития РФ является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности [5].

Но Правительство РТ в разработанной Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 г. предусматривает продолжение дальнейшей распродажи месторождений золота и металлов. А именно, новая Стратегия развития социально-экономического развития республики до 2030 г. предусматривает вовлечь в оборот еще новые  месторождения полезных ископаемых. В частности месторождения золота (Деспенское золоторудное месторождение в Тес-Хемском кожууне, Ургайлыгское золоторудное месторождение, которое расположено на   территории 3-х кожуунов – Тандынском, Чеди-Хольском и Тес-Хемском, Кара-Хемское россыпное золото в Барун-Хемчикском кожууне), месторождения цветных металлов – Солчурское свинцово-цинковое месторождение в  Овюрском кожууне, КызыкЧадрское золото-медно-молибденового месторождение в Пий-Хемском кожууне, Кара-сугское месторождение редкоземельных металлов в Чаа-Хольском кожууне и Агардагское месторождение хрома на юго-востоке республики.

При более подробном знакомстве с Правительственной Стратегией социальноэкономического развития Республики Тыва на период до 2030 г. [7] можно заключить, что она глубоко не проработана, нет убедительных обоснований ее экономической, экологической и социальной эффективности и целесообразности. Она не учитывает исторические и этнические особенности народа Тувы, традиционные формы хозяйственной деятельности тувинцев, существующие в течение многих столетий. Кроме того, она не защищает исконную среду обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, тувинцев-тоджинцев. задачи

Однако существует стратегия для сохранения культурного и природного наследия, которая выдвигает новые задачи для ее реализации. Это, конечно же, необходимость изменения курса экономического развития и остановка разрастающихся негативных тенденций в экономике, социальной и духовной жизни населения Республики. Иначе через 20-25 лет ТУВА может оказаться без природных минеральных ресурсов, с разрушенной и поруганной природой и деградировавшим населением.

Таблица сравнение стратегий:  Правительственной и альтернативной

основные

вопросы ха-

рактеристики

стратегии экономического развития рт

стратегия развития республики тыва

(предлагаемая Правительством рт)

альтернативная стратегия развития республики тыва

(Предлагаемая салчаком в.Б.)

Основная суть Стратегии

Главные проблемы это: дотационность бюджета, транспортная изолированность и низкий уровень освоения природных ресурсов.

Приоритетным направлением ЭР РТ является обеспечение многократного роста добычи полезных ископаемых каменного угля, цветных, редких и редкоземельных металлов, полиметаллов.

Главные проблемы: нарастающий уровень бедности населения и высокая безработица. Приоритетное направление ЭР РТ – сохранение этнокультурного наследия, бережного природопользования для будущих поколений через: прекращение расширения перечня месторождений, вовлекаемых в хозяйственный оборот;

проведение общественной экологической и экономической экспертизы проектов.

Основные механизмы реализации

Стратегии

 

Освоение уже проданных  на аукционах месторождений полезных ископаемых в 2007-2017 годах:

Улуг-Хемский угольный бассейн (все основные разведанные и

прогнозные запасы каменного угля),

Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд, Тарданское золоторудное месторождение,

Ак-Сугское медно-порфировое месторождение,

Месторождения россыпного золота.

Предусматривается продажа до 2030 г.  новых месторождений золота и цветных,  редкоземельных металлов: в Тес-Хемском, Тандынском, Чеди-Хольском, Барун-Хемчикском, Овюрском, Пий-Хемском и в Чаа-Хольском кожуунах Республики.

Разработка лесосырьевых баз: в Тоджинском, Каа-Хемском, Пий-Хемском и Тес-Хемском кожуунах, с расчетной лесосекой в объеме 2,3 млн куб. метров в год.

Сберечь месторождения, которые находятся в стадии освоения: Кызыл-Таштыгское,  Ак-Сугское и др.

Прекратить разработку лесосырьевых баз, особенно где берет начало река Енисей. Уже сегодня возникла реальная угроза разрушения природы, уничтожения реки Енисей, что приближает нас к экологической катастрофе. Развивать село не отдельными  проектами типа «Корова – кормилица», «Кыштаг для молодой семьи», «Одно село – один продукт» и т.д., а разрабатывать государственную комплексную экономическую политику возрождения села, которое и является главной целью Альтернативной стратегии Республики Тыва.

Развивать производство продукции сельского хозяйства для обеспечения возрождения агропромышленного комплекса республики. Открывать предприятия по переработке шерсти, кожевенного сырья, мяса и молока и др.

Разработать механизм решения жилищной проблемы за счет государственной поддержки развития индивидуального жилищного строительства, что повлечет развитие смежных отраслей, таких как стройиндустрия, лесопереработка и транспорт и др.

Реализовывать стратегию при коллективном обсуждении экономической, социальной и экологической стороны, чтобы избежать негативных последствий реализации правительственной Стратегии.

Окончание табл.

1

2

3

Последствия реализации Стратегии

Вовлечение в хозяйственный оборот все новых месторождений в таких огромных масштабах приведет к экологической катастрофе и уничтожению растительного и животного мира, а в конечном итоге – угрозе существования самого человека на этой территории.

Будут окончательно разрушены традиционные виды хозяйственной деятельности населения республики, это приведет к окончательному развалу сельского хозяйства, росту нищеты  и бедности, к дальнейшей социальной и духовной деградации населения.

Реализация Альтернативной стратегии Тувы обеспечит возрождение села, прекратит отток населения, решит проблему продовольственного обеспечения населения Республики, восстановит обрабатывающую промышленность на базе переработки шерсти, кожевенного сырья, мяса и молока.

Получит развитие строительство и промышленность строительных материалов и стройиндустрия за счет резкого роста объемов жилищного строительства.

Будут созданы дополнительные рабочие места, что решит проблемы бедности населения.

Источник: составлено авторами на основе анализа стратегий

Написанная альтернативная Стратегия развития Тувы является очередной попыткой авторов обратить внимание населения Республики на ресурс времени, который тает на глазах, чтобы остановить действия руководства Республики Тыва и показать, что их стратегия несет разрушительный характер нашей природе и культурному наследию народа. Это попытка показать всем, что существуют другие, более рациональные и реальные пути развития Республики.

Республике нужна другая Стратегия развития, которая может решить главные социальные проблемы – нищету и бедность населения за счет духовного и экономического возрождения народа. Одним из вариантов для решения проблем в Республике является Альтернативная стратегия социально-экономического развития Тувы до 2030 г., которую разработал Салчак В.Б. Она предусматривает в качестве приоритетного направления экономического развития Тувы возрождение села, развитие агропромышленного комплекса и решение жилищной проблемы.

Альтернативная стратегия это не просто слова, положенные на бумагу, это страдания от того, как разрушается природное и культурное наследие. Это проблемы, которые нарастают как снежный ком и в ближайшее время приобретут статус «экологической катастрофы». Поэтому возникает необходимость предотвратить экологическую катастрофу и рассказать о проблемах в Республике Тыва. Сегодня уже кричать нужно, чтобы услышали о проблемах, увидели разницу в стратегиях и почувствовали, какая Стратегия будет созидательная для Тувы, а какая разрушительная.

В таблице представлены две стратегии: Правительственная и Альтернативная, через одни и те же показатели, которые составлены авторами на основе изученных документов.

Альтернативная стратегия, разработанная Салчаком В.Б., это не просто стратегия, это крик души, это боль за республику, за народ, проживающий в ней, где пока еще есть нетронутые уголки природы. Народ, проживающий на территории республики, может потерять все, в том числе свою идентичность, свой этнос, свои исконно полученные от предков земли, да и саму жизнь. Правительственная стратегия – это очередной документ, который нужно будет воплотить в жизнь.

выводы и перспективы

Перспективы экономического развития Тувы, с акцентом на экологические проблемы в модели устойчивого развития, будут зависеть от правильно определенных целей и направлений экономического развития республики, учета исторических и этнических особенностей народа Тувы, сохранения его традиционных форм хозяйственной деятельности, существующих в течение многих столетий. Эти особенности обязывают нас сменить приоритеты развития Республики в пользу развития села, сохранения этнокультурного наследия тувинского народа, бережного природопользования в аспекте новой модели – модели устойчивого развития.

Возникает необходимость пересмотра, корректировки правительственной Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 г. Особое внимание нужно обратить на смену приоритетов в экономическом развитии Республики с учетом соблюдения интересов нынешнего и будущих поколений, реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия проживания,  сохранения этнокультурного наследия тувинского народа для будущих поколений.

Закончить хочется цитатами:

Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!  (Н.Н. Моисеев).

Бессмысленно делать то же самое и ждать других результатов (А. Эйнштейн).

ИСТОЧНИКИ:

1.  Дзятковская Е.Н. О понятийно-терминологическом аппарате экологического образования // Эко. – 2013. – № 1. – c. 10-18.

2.  Дзятковская Е.Н. Понятийно-терминологический аппарат по устойчивому развитию. В блокнот учителю // Эко. – 2014. – № 4.

3.  Дзятковская Е.Н. Социальные вызовы и задачи экологического образования // Астраханский вестник экологического образования. – 2014. – № 1(27). – c. 88-93.

4.  Заседание Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии

Российской Федерации в интересах будущих поколений». Кремль. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602 ( дата обращения:

01.09.2018 ).

5.  Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70169264/#ixzz3HtSe3tDA ( дата обращения: 22.09.2018 ).

6.  Открытое обращение Министру экономического развития РФ Орешкину М.С. Совет РОЭД «ЗА ТУВУ. [Электронный ресурс]. URL: http://risk-inform.ru/article_7571. html .

7.  Стратегия экономического развития Республики Тыва. Mert.tuva. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mert.tuva.ru/directions/socio-economic-development/ news/196.html ( дата обращения: 03.11.2017 ).

rEfErEnCEs:

Dzyatkovskaya E.N. (2013). O ponyatiyno-terminologicheskom apparate ekologicheskogo obrazovaniya [On the conceptual and terminological apparatus of environmental education]. Eco. (1). 10-18. (in Russian).

Dzyatkovskaya E.N. (2014). Ponyatiyno-terminologicheskiy apparat po ustoychivomu razvitiyu. V bloknot uchitelyu [Conceptual and terminological apparatus for sustainable development. Into the teacher’s notebook]. Eco. (4). (in Russian).

Dzyatkovskaya E.N. (2014). Sotsialnye vyzovy i zadachi ekologicheskogo obrazovaniya [Social challenges and goals of ecological education]. Astrakhanskiy vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. (1(27)). 88-93. (in Russian).


1648                                                                  Journal of CrEaTIVE EConomy  #10’2018 (October)

Салчак В.Б. 1 , Атаманова Г.И

Салчак В.Б. 1 , Атаманова Г.И

За последние годы государством были сделаны серьезные шаги по разработке инновационной модели социально-экономического развития страны в связи с необходимостью обеспечения его экологической безопасности [3] (Dzyatkovskaya,…

За последние годы государством были сделаны серьезные шаги по разработке инновационной модели социально-экономического развития страны в связи с необходимостью обеспечения его экологической безопасности [3] (Dzyatkovskaya,…

ABSTRACT: The purpose of this article is to analyze the strategy of socio-economic development of the

ABSTRACT: The purpose of this article is to analyze the strategy of socio-economic development of the

Но это определение не отвечает на вопрос о путях достижения устойчивого развития (УР) и предусматривает многообразие моделей

Но это определение не отвечает на вопрос о путях достижения устойчивого развития (УР) и предусматривает многообразие моделей

Главной целью развития любого региона является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей

Главной целью развития любого региона является обеспечение высокого качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей

Однако стратегической целью государственной политики в области экологического развития

Однако стратегической целью государственной политики в области экологического развития

Таблица сравнение стратегий:

Таблица сравнение стратегий:

Основные механизмы реализации

Основные механизмы реализации

Последствия реализации Стратегии

Последствия реализации Стратегии

Стратегия будет созидательная для

Стратегия будет созидательная для

Дзятковская Е.Н. Понятийно-терминологический аппарат по устойчивому развитию

Дзятковская Е.Н. Понятийно-терминологический аппарат по устойчивому развитию

Journal of CrEaTIVE EConomy #10’2018 (October)

Journal of CrEaTIVE EConomy #10’2018 (October)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020