Тьюторское сопровождение первокурсников как средство адаптации в ВУЗе: из опыта работы на занятиях по психологии
Оценка 4.9

Тьюторское сопровождение первокурсников как средство адаптации в ВУЗе: из опыта работы на занятиях по психологии

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
pdf
Междисциплинарный 4
Взрослым
04.04.2020
Тьюторское сопровождение первокурсников  как средство адаптации в ВУЗе: из опыта работы на занятиях по психологии
Статья представляет собой описание направлений программы тьюторского сопровождения первокурсников на занятиях по психологии.
4_Атаманова Г. И_Тьютерское сопровождение.pdf

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЫ МЕДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

КОНФЕРЕНЦИИ

НАУКА 2013: ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ 

25 января 2014, Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

                                                                       2014                                              

УДК 001(082)

ББК 72я43

Н 34

Научный редактор кандидат педагогических наук

Е. А. Омельченко

 

 

Н 34 Наука 2013: итоги, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 25 января 2014). – М.: Грифон, 2014. – 164 с.

В сборнике представлены статьи, отражающие исследования ведущими и начинающими учеными актуальных проблем таких наук, как педагогика, психология, экономика, культурология, филология, фармацевтика, описаны результаты научных разработок в области естественных наук.

Издание предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, исследователей в области гуманитарных, естественных и точных наук.

 

ISBN 978-5-98862-144-7

 

 

 

 

© Центр содействия развитию научных исследований, 2014

 

 

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ ...................................................... 5

Атаманова Г. И. Тьюторское сопровождение первокурсников как средство адаптации в ВУЗе: из опыта работы на занятиях по

психологии ........................................................................................ 5

Бабанина Е. П. Проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в условиях реформирования школьного образования .................................................................................... 10

Зверкова А. Ю. Организационно-педагогические условия реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации ......... 18

Иващенко И. И. Влияние экологического фактора на концептуальную типологию дизайна ........................................... 27

Калюжин П. В., Сироткина Т. Ю. Особенности эмоционального благополучия детей дошкольного возраста: современные теоретические основания ....................................... 31

Коротенко Т. Н. Модель организации методического,

информационного сопровождения ФГОС ООО ......................... 50

Котова Т. Н. Формирование аудитивных навыков у студентов колледжа на основе использования аутентичных текстов на уроках английского языка .......................................... 57

Омельченко Е. А. Культура самовыражения педагогов доу: качественное описание особенностей самоорганизуемой деятельности ................................................................................... 62

Омельченко Е. А. Гносеологический компонент культуры

самовыражения личности .............................................................. 75

Филиппов Р. В. Модель реализации программы воспитания и

социализации для учащихся 5-х классов ..................................... 85

Щинова Н. А. Сохранение духовного, нравственного здоровья школьников в вечерней школе ...................................................... 94

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ФИЛОЛОГИЯ .......................................... 99

Глущук-Олея А. И. Сущность феномена отрицания в

современном испанском языке ..................................................... 99 Закирова А. Б. Особенности социальной работы в

поликультурном обществе .......................................................... 104

Ковалев С. А. Смысл названия повести О. Ермакова

«Вариации» ................................................................................... 108

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ........................................................ 114

Ахмадиев Г. М. Разработка научных основ оценки, прогнозирования и повышения жизнеспособности человека, животных и птиц .......................................................................... 114

Горячкина Е. Г., Данильцев И. А., Федосеева Г. М.

Биологически  активные  вещества  Geranium  eriostemon 

Fischer ............................................................................................ 123

         Олжаева      Р.      Р.,      Олжаева      Г.      Р.      Глутатионовая

антиоксидантная система при ртутной интоксикации ............. 127

ФАРМАЦЕВТИКА ......................................................................... 133

Геллер Л. Н., Горячкина Е. Г., Борсиева Е. Х. Оценка фармацевтической помощи при энцефалопатиях различного генеза на амбулаторном уровне .................................................. 133

Геллер Л. Н., Горячкина Е. Г., Соболева В. В. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств, применяемых при

артериальной гипертензии .......................................................... 138

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ .............................................................. 145

Лебедев П. В., Игнатьев Д. А., Егоров М. Е. Технологические особенности процесса торцового шлифования ситаллов инструментом с виброгасителем ................................................ 145

Лебедев П. В., Игнатьев Д. А., Боряев А. А. Особенности процесса шлифования сборными кругами с силовыми электромагнитными элементами ................................................ 149

ЭКОНОМИКА ................................................................................ 153

Димитрюк А. А. Методики и технологиии повышения трудового потенциала промышленного предприятия (на

примере электроэнергетической отрасли) ................................. 153

РАБОТЫ НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ .................... 160

Абросимова Е. В. Прекрасное чудовище, или что кроется под

маской монстра ............................................................................. 160

 

 

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

 

Атаманова Г. И.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ 

 

Галина Ивановна Атаманова

Кызылский педагогический институт

Тувинского государственного университета, доцент кафедры педагогики, г. Кызыл,

Республика Тыва

 

Статья представляет собой описание направлений программы тьюторского сопровождения первокурсников на занятиях по психологии. 

Ключевые слова: тьютор, наставник, адаптация, учебновоспитательный процесс, занятия по психологии.

 

Динамичное развитие страны диктует новые высокие требования к современному выпускнику образовательных учреждений, который должен быть творческой, конкурентоспособной и адаптивной личностью. Реализуемый в настоящее время индивидуальный подход к личности в системе образования нуждается в поисках оптимальных путей социализации человека в изменяющихся условиях поликультурной действительности.

Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-

воспитательного процесса, способные раскрывать внутренние потенциальные возможности студентов. Современная система образования нашего государства направлена не только на становление всесторонне развитой и гармоничной личности, сколько на формирование поколения с бесконфликтной идентификацией, сохраняющей взаимосвязь с родным языком и культурой, способной интегрироваться в многокультурное пространство. Следовательно, особую актуальность приобретает организация и внедрение психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в условиях многокультурного обучения в высшем учебном заведении. Особое место при этом необходимо обратить на разработку и внедрение тьюторского сопровождения первокурсников, позволяющего решать в инновационном режиме задачи, поставленные образовательным заведением. 

Потребность введения тьюторского сопровождения на занятиях по психологии была вызвана несколькими

обстоятельствами. 

1.       Студенты, обучающиеся в Тувинском государственном университете, состоят, в основном, из молодежи, прибывшей из сельских районов Тувы. Поэтому, приехав в столицу Республики г. Кызыл, молодые люди мало ориентируются в этом пространстве. Активное изучение образовательного, бытового, социального и др. пространств помогут студенту быстрее влиться в коллектив.

2.       Многие студенты, поступившие на педагогические специальности из мало обеспеченных семей, находящиеся под опекой или сироты. Поэтому изучение социального статуса этих студентов ускорит процесс их адаптации в социуме, студенческой среде.

3.       Часть студентов почти не говорит по-русски, а обучение им предстоит получать на русском языке. Поэтому изучение психических и психологических особенностей студентов поможет педагогам, куратору, администрации быстрее адаптировать их к студенческой действительности.

4.       На педагогические специальности, в основном поступают без прохождения по конкурсу, т. к. его нет. Поэтому часто абитуриенты не склонны к педагогической деятельности. Следовательно, необходимо помочь им в осознании важности, профессии, помочь открыть разные стороны выбранной специальности. Это может уменьшить отсев на первом курсе после первого разочарования в обучении. 

Причины можно продолжать перечислять, но главное, что в ВУЗе нет освобожденного тьютора, наставника, кроме куратора и заместителя декана по воспитательной работе. Поэтому часто адаптация сводится к некоторым мероприятиям, которые заканчиваются после посвящения в первокурсники.

В высшем учебном заведении происходит встреча обучающегося с новой социально-психологической средой, с которой ему предстоит взаимодействовать по разным поводам все годы обучения. Одновременно приобретается социальный статус студента, для которого необходимо вырабатывать и осваивать новые формы и нормы поведения. Недостаточность адаптивных мер может привести к отклонению в психическом здоровье социализирующей личности в новом для него социальном институте. Поэтому на помощь студенту должно прийти психолого-педагогическое сопровождение под руководством опытного психолога-педагога в целях наиболее успешного его приспособления к университетской жизни.

Имеющийся опыт свидетельствует об узкой направленности и небольшой эффективности принимаемых на практике мер, ориентированных на разрешение отмеченных выше противоречий. Они осуществляются, как показал эксперимент в образовательном заведении стихийно, в основном, на этапе адаптации первокурсников в начале учебного года и не используют потенциал предмета психологии. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначенной проблематики обусловили выбор темы исследования, указанной в названии данной статьи. Статья представляет собой краткую характеристику программы, которая была реализована совместно со студентами 1 курса филологического факультета Тувинского государственного университета в экспериментальном режиме на занятиях по психологии. Все формы, методы, мероприятия студенты формировали на основе своего интереса к ним, но при направлении опытного педагога. Все тренинги, исследования пространства, личности и т. д. были разработаны студентами и представлены как мини-исследование одного из вопросов этого сопровождения на заключительном занятии. Поэтому работа имеет все составляющие научного исследования. 

Научная значимость заключается в разработке модели, технологии и алгоритма, которые позволили объединить два взаимосвязанных между собой процесса: изучение психологии и уменьшение адаптационного периода первокурсников на занятиях по психологии. Обеспечение высокого учебновоспитательного эффекта было достигнуто за счет интегративного подхода, позволившего соединить воедино учебный и воспитательный процесс при изучении предмета. Такое объединение позволило всесторонне оценить результаты адаптации студентов с точки зрения ее оптимальности, результативности, возможностей эффективно развивать и привлекать творческий потенциал первокурсников в процессе изучения предмета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные научные и технологические основы в виде модели, алгоритма и технологии тьюторского сопровождения первокурсников прошли экспериментальную апробацию, обеспечили заметное совершенствование этой деятельности и могут быть использованы в психолого-педагогической практике. Их внедрение возможно во всех образовательных заведениях (ВУЗ, ССУЗ) и явится качественно новым, ключевым направлением использования процесса адаптации студента к образовательному процессу при определении безопасной образовательной среды через предмет. Все это может способствовать достижению высоких уровней эффективности выполнения образовательных задач. 

Основное содержание работы (или ее этапы)

Внедрение новых стандартов в процесс обучения студентов требует структурирования изучаемого материала. Разбивка на отдельные модули дает возможность преподавателю варьировать тематику лекционных и практических занятий. Это дает педагогу возможность спланировать изучение материала по психологии и ввести тьюторское сопровождение студентов в режим практических и лекционных занятий. Реализация программы проходила по четырем направлениям и в несколько этапов.

Направления реализации программы:

- изучение пространства: образовательное, бытовое, социальное, личностное;

- изучение социального статуса студента при составлении паспорта группы для выявления сильных и слабых сторон каждого студента и группы;

- изучение психологических особенностей каждого студента для выявления противоречий и «ломки» привычных стереотипов, изучения себя; 

- изучение профориентационных предпочтений, с помощью компьютерного тестирования для выявления потенциала и ведущей направленности в выбранной профессии. 

Этапы (сентябрь 2012 – январь 2013):

1. Подготовительный: знакомство студентов с правилами организации, стимулирования и контроля всех мероприятий для выбора траектории движения в изучении психологии. 

2. Реализация всех запланированных мероприятий: консультации, сбор материала, подготовка и проведение тренингов, деловых, ролевых игр, дискуссий и т. д. в рамках исследования каждого студента или микро-группы студентов по выбранной теме. 

3. Итоговое занятие. На этом этапе собирается вся документация (текстовый вариант в электронном виде, презентация и анонимный (по желанию с указанием ФИО) отзыв на весь процесс обучения по плану, который студенты получили на первом этапе занятий), подводится подсчет полученных баллов.

Результаты внедрения программы «Тьюторске сопровождение первокурсников, как средство адаптации в ВУЗе: из опыта работы на занятиях по психологии» продемонстрировала экзаменационная сессия: 90 % (всего – 68 чел.) студентов получили оценки автоматически, 10 % от общего числа студентов сдавали экзамен. Неудовлетворительно никто не получил. Другим доказательством эффективности внедрения программы в образовательный процесс на занятиях по психологии стали результаты обратной связи, где 93 % от общего числа студентов утверждают, что получили быструю адаптацию именно на занятиях по психологии. Лишь 7 % не отметили у себя никаких изменений. Можно предположить, что это городские студенты, т. к. 93 % иногородних студентов. Но более точные измерения может дать уже другое исследование. 

 

Бабанина Е. П. 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Елена Петровна Бабанина

МБОУ СОШ № 191, зам. директора по УВР, г. Новосибирск,

Россия

 

Автор статьи анализирует современное состояние использования компьютерных технологий. Приведены особенности применения информационных технологий на уроках, соответствующих ФГОС ООО. Раскрываются особенности применения технических средств обучения для исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с учебной информацией в процессе внедрения нового поколения стандартов.

Ключевые слова: ФГОС ООО, информационно-коммуникационные технологии, реформа школьного образования.

 

Глобальная реформа российского образования связана с научно-технической революцией и всесторонним проникновением в образовательный процесс информационнокоммуникационных технологий различного вида и типа.

Для оптимизации управления столь важным компонентом, необходимым для реализации ФГОС НОО и ООО, был разработан проект «Использование ИКТ-технологий в МБОУ СОШ № 191». Данный проект представляет собой комплекс мероприятий в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МБОУ СОШ № 191, г. Новосибирск.

МАТЕРИАЛЫ МЕДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

МАТЕРИАЛЫ МЕДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ

Москва 2014

Москва 2014

Центр содействия развитию научных исследований, 2014

Центр содействия развитию научных исследований, 2014

Филиппов Р. В. Модель реализации программы воспитания и социализации для учащихся 5-х классов

Филиппов Р. В. Модель реализации программы воспитания и социализации для учащихся 5-х классов

Геллер Л. Н., Горячкина Е. Г.,

Геллер Л. Н., Горячкина Е. Г.,

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Особое место при этом необходимо обратить на разработку и внедрение тьюторского сопровождения первокурсников, позволяющего решать в инновационном режиме задачи, поставленные образовательным заведением

Особое место при этом необходимо обратить на разработку и внедрение тьюторского сопровождения первокурсников, позволяющего решать в инновационном режиме задачи, поставленные образовательным заведением

Это может уменьшить отсев на первом курсе после первого разочарования в обучении

Это может уменьшить отсев на первом курсе после первого разочарования в обучении

Все формы, методы, мероприятия студенты формировали на основе своего интереса к ним, но при направлении опытного педагога

Все формы, методы, мероприятия студенты формировали на основе своего интереса к ним, но при направлении опытного педагога

Основное содержание работы (или ее этапы)

Основное содержание работы (или ее этапы)

ФИО) отзыв на весь процесс обучения по плану, который студенты получили на первом этапе занятий), подводится подсчет полученных баллов

ФИО) отзыв на весь процесс обучения по плану, который студенты получили на первом этапе занятий), подводится подсчет полученных баллов

Ключевые слова: ФГОС ООО, информационно-коммуникационные технологии, реформа школьного образования

Ключевые слова: ФГОС ООО, информационно-коммуникационные технологии, реформа школьного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020