Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
Наманганский государственный университет
Кафедра педагогики и психологии
Д.Э.Мирзабдуллаева старший преподаватель кафедры педагогики и психологии НамГУ
НАРАБОТКИ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ
Наманган 2018
|
1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
1) Цель занятия: Значение, история психологии в системе подготовке бакалавров. Формирование знаний о механизмах психики
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой штурм», интерактивные методы обучения 3) Ресурсы занятия: Наглядные пособия.Лекционный материал
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
П. План занятия:
1.Понятие о психологии
2.Развитие психологии как науки
3.Задачи психики и рефлекторная природа
4.Научно-природное обоснование психики
5.Важные свойства человеческой психики
Ш. Основные понятия по теме.
Психология, психика, рефлекс, сознание, психическое состояние, психологический процесс, психологическое свойство. Бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психологи,
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
IV.Проблемные вопросы
1.Какое место занимает психология в ряде наук изучающих человека?
2.В чем отражались недостатки первичных взглядов о психологии человека?
3.Какое место имеет предмет психологии в будущей вашей деятельности?
4.Некоторые действия животных кажутся очень умными. Можно ли на основе этого утверждать, что у них есть сознание?
V. Тест по теме.
1. Что изучает предмет психологии?
а) психология наука о душе
б)психология наука о сознании
в) психология наука о поведении
г) психология наука о психологических фактах, их закономерностях и механизмах.
2.Какое из ниже приведенных мыслей выражает, что психика идеалистическое понятие?
а. психическая деятельность производная мозга
б. психика не связана с внешней средой
в. Психическая деятельность отражение объективного происшествия
г. Психика связана с внешней средой, если меняется среда изменяется и психика.
3. Кто известный автор произведения «Рефлексы головного мозга?»
а) Декарт, б) Джон Локк, в) Сеченов, г)
И.Павлов.
4. Кто внес вклад в психологию со своим произведением «О душе»?
а. Фалес. б.Платон. в.Архимед.
г.Аристотель
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод о том, что психология наука изучающая человека её предмет и задачи занимают важное место при подготовке бакалавров .
2. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных навыков о методах психологии.
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой
штурм»,интерактивные методы обучения
3) Необходимые средства занятия: Наглядное пособие – таблица о направлениях и методах П. План занятия:
1. Основные и вспомогательные методы
2. Наблюдение 3. Беседа 4. Эксперимент.
5. Интервью.
6. Анкетирование
7. Тесты Ш. Основные понятия по теме.
Метод-принцип, детерминизм, интраспекция тест, беседа, эксперимент, наблюдение, моделирование IV.Проблемные вопросы
1. Как по Вашему, какая наука должна занимать первое место по степени своей значимости для психологии ?
2.По чему вы считаете, что необходимо соблюдать известные принципы при изучении поведения человека? V. Тест по теме.
1. Кто изобрел метод социометрии?
а) Д.Морено, б)Петровский, в)Сеченов, г)Айзенк..
2.Какое направление психологии изучает психологические основы формирования умственных действий, дидактики, собственных методик и программированного обучения? а. психология воспитания
б. возрастная психология
в. Психология образования
г. Психология труда
3. К какому из методов психологии относится основывание при изучении писемь, дневников, классного журнала и характеристик при изучении личности ученика?»
а) наблюдение, б) беседа в) биография, г) эксперимент.
4. Какой из методов психологии определяет общий уровень знаний личности по предметам?
а. метод анкеты. б.метод теста. в.наблюдение. г.интервью
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод о том, что психология наука имеющая важное место среди самостоятельных наук и имеющая значение в народном хозяйстве, принципах, направлениях и научноисследовательских методов .
3. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных представлений о психике и сознании человека.
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой штурм»,общая дискуссия, ДМГ
3) Необходимые средства занятия: Лекционные материалы. Наглядное пособие – таблица
П. План занятия:
1.Ступени развития психики
2.Типы движений.
3.Взаимосвязь психики и условий жизни
4.Различия между сознанием человека и психикой животных.
Ш. Основные понятия по теме.
Инстинкт, сознание, психика, интеллект, навыки, перцепция
IV.Проблемные вопросы
1. Что такое –Тропизм? –тенденция живого организма к различным воздействиям? 2. Тропизмы бывают ?:
- фототропизм .Тенденция живого организма двигаться под воздействием света
- термотропизм .Тенденция живого организма двигаться под воздействием тепла ;
- хемотропизм .Тенденция двигаться под воздействием физикохимической среды
- топотропизм .Тенденция двигаться под воздействием механического действия
Важнейшие особенности «деятельности » животных и человека |
||||
«Деятельность» животных |
Деятельность человека |
|||
Инстинктивно – биологическая |
Направляется познавательной деятельностью, потребностью в общении. |
|||
Не существует общества Нет совместной деятельности |
Каждое действие приобретает смысл, Занимает место в совместной деятельности . |
|||
Руководствуется наглядными впечатлениями |
Абстрагирует ,устанавливает причинную зависимость . |
|||
Наследственно закреплённая программа поведения . |
Передача опыта через социальные средства (язык и др. средства знаков) |
|||
Зачатки орудийной деятельности , не создают никаких новых операций . |
Изготовление орудий труда . |
|||
О с н о в н ы е э т а п ы |
О с н о в н ы е э т а п ы |
|||
III Отражение межпредметных связей |
III Интеллектуальное - Сложные формы поведение. меж предметные связи,перенос навыков . |
|||
II . Предметное восприятие. |
II. Навыки - Формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных . |
|||
I. Элементарная чувствительность. |
I. Инстинкты - Врождённые формы реагирования на определённые условия среды . |
|||
III.7.Основные этапы развития психики в животном мире . |
III.8.Развитие филогенезе .
|
форм |
поведения |
в |
V. Тест по теме.
1. Кто изобрел метод социометрии?
а) Д.Морено, б)Петровский, в)Сеченов, г)Айзенк..
2.Какое направление психологии изучает психологические основы формирования умственных действий, дидактики, собственных методик и программированного обучения? а. психология воспитания
б. возрастная психология
в. Психология образования
г. Психология труда
3. К какому из методов психологии относится основывание при изучении писемь, дневников, классного журнала и характеристик при изучении личности ученика?»
а) наблюдение, б) беседа в) биография, г) эксперимент.
4. Какой из методов психологии определяет общий уровень знаний личности по предметам?
а. метод анкеты. б.метод теста. в.наблюдение. г.интервью
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод о том, что психология наука имеющая важное место среди самостоятельных наук и имеющая значение в народном хозяйстве, принципах, направлениях и научноисследовательских методов .
4.ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ.
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных навыков о деятельности и мотивации
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой
штурм», активные методы обучения
3) Необходимые средства занятия: Наглядное пособие – тексты лекций П. План занятия:
1.Понятие о деятельности.
2. Мотив.
3. Структура деятельности.
4. Труд, учение и игра как основные виды человеческой деятельности
Ш. Основные понятия по теме.
Деятельность, игра ,мотив общение, труд, учение ,цель IV.Проблемные вопросы
1 Что такое деятельность человека?
2 Какую структуру имеет деятельность человека?
3 Назовите основные виды деятельности человека?
4.Для чего люди намечают свою цель? 5. Задача это….
V. Тест по теме.
1. Что такое деятельность человека?
а) цель, б) вид активности человека, в) самосовершенствование, г)самореализация,
2.Какие бывают виды деятельности?
а.) игровая, б)трудовая, в)учебная, г)спортивная, д.) а,б,в, 3. Что аткое мотив?
а)влечение б) побуждение в)общение г)труд
4.Источники активности личности:
a) потребности; б) неосознанные мотивы; в) интересы; г) страх.
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы. VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод .
5. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ОБЩЕНИЕ.
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных навыков по общению психлогических особенностей межличностного общения.
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой
штурм», активные методы обучения
3) Необходимые средства занятия Тексты лекций. П. План занятия:
1.Понятие об общении.
2.Три взаимосвязанных стороны общения
3. Коммуникативная компетентность.
4. Структура речевого общения.
5. Факторы влияющие на формирование коммуникативных умений.
Ш. Основные понятия по теме. общение. Интерактив, коммуникация, перцепция, внутренняя речь, монологическая речь, диалогическая речь,барьеры коммуникаций
IV.Проблемные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «общение».
2. Какова структура общения?
3. Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?
4. Какие Вы знаете средства общения?
5. Каково место взаимодействия в структуре общения?
6. Какие способы взаимодействия осуществляются в межличностном общении?
7. Раскройте содержание понятия «социальная перцепция».
8. Каковы механизмы взаимопонимания в процессе общения? V. Тест по теме.
1. Перцептивная сторона общения состоит:
а) в обмене информацией между людьми;
б) в организации взаимодействия между людьми;
в) в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания;
г) в культурном взаимодействии между членами социума;
д) в давлении, которое оказывает группа на каждого ее члена.
2. Невербальная коммуникация включает в себя:
а) кинетику;
б) паралингвистику;
в) речевые звуковые явления;
г) характерные специфические звуки, возникающие при общении;
д) модуляции высоты голоса;
е) проксемику;
ж) визуальное общение.
3. В проблематике общения идентификацией принято считать:
а) «приписывание» индивидом своих мыслей, чувств и эмоций его партнеру по общению;
б) осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению;
в) мысленный «перенос» индивидом себя на место партнера, в аналогичную ситуацию;
г) мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
4. Формальным общением называют:
а) «контакт масок»;
б) примитивное общение;
в) деловое общение;
г) светское общение;
д) манипулятивное общение.
5. Деловые переговоры предполагают наличие:
а) полного согласия по всем вопросам деятельности;
б) несовпадающие интересы сторон-участников;
в) конфронтацию точек зрения участников;
г) противоположные интересы сторон-участников.
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы. VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод .
6. ТЕМА ЗАНЯТИЯ : ЛИЧНОСТЬ.
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных навыков по воспитанию поведенческому управлению, процессов самосознания, убеждения и мировоззрения психологических свойств личности человека. 2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой
штурм», активные методы обучения
3) Необходимые средства занятия: Наглядное пособие – таблица «Свойства личности: осознанные и неосознанные мотивы» П. План занятия:
1.Понятие о личности.
2.Активность личности человека.
3.Направленность личности.
4. Самооценка и самосознание личности. 5. Факторы влияющие на формирование личности.
Ш. Основные понятия по теме.
Личность, индивид, индивидуальность, активность, потребности, мотив, мотивация, убеждение, направленность, мировоззрение, самосознание, самооценка, идеал.
Свойства личности (S.Rubinshteyn)
IV.Проблемные вопросы
1 Дайте комментарии понятиям личность и совершенный человек.
2. Охарактеризуйте различия между биологическим и социальными свойствами в?
3. Какое свойство характеризует убеждение и мировоззрение личности?
4.Как влияет самосознание на самооценку личности? V. Тест по теме.
1. К чему приводят рассогласование между реальным и идеальным?
а) конфликты, б) удача успех, в) самосовершенствование, г)самореализация,
2.Какие бывают виды самооценки?
а.) завышенная, б)заниженная, в)адекватная, г)объективная, д.) субъективная,
3. Кем было введено понятие «бессознательное» в психологии?
а)В.Вундт б) З.Фрейд в)И.Кант г)И.Павлов 4.Источники активности личности:
a) потребности; б) неосознанные мотивы; в) интересы; г) страх.
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы. VIII. Итоговый вывод. Сделать вывод .
7.ТЕМА ЗАНЯТИЯ : ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ.
1) Цель занятия: Дать общее представление о группе и коллективе .
2) Основные методы применяемые на занятии общая дискуссия, беседа, объяснение «Мозговой штурм», индивидуальная работа, 3) Необходимые средства занятия: Наглядные пособия
П. План занятия:
1. Малая группа
2) Первичная группа.
3) Реальные и условные, официальные и неофициальные группы.
4) Референтная:
5)Коллектив
6) отношения и взаимоотношения в коллективе Ш. Основные понятия по теме.
Малая группа,первичная группа,реальные и условные, официальные и неофициальные группы,референтная,коллектив, отношения и взаимоотношения в коллективе
IV.Проблемные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «эмпатия».
2. Что такое «социометрический статус»?
3. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
4. Чем характеризуется референтная группа?
5. Конформизм – это хорошо или плохо? Это естественное или искусственное?
6. Какие типы конфликтов Вам известны?
7. Каковы пути преодоления конфликтов V. Тест по теме.
деловых переговоров придерживаются следующих принципов:
а) совершение уступок для развития отношений;
б) дружелюбие;
в) «победить любой ценой»;
г) вынуждение оппонента совершать уступки;
д) доверие партнерам;
е) недоверие партнеру;
ж) угроз и принуждения.
7. Малая группа характеризуется:
а) высокой степенью конфликтности;
б) сплоченностью;
в) наличием ярко выраженной иерархической структуры;
г) психологической близостью ее членов;
д) относительной разобщенностью.
8. Фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов называется:
а) референтной группой;
б) условной группой;
в) реальной группой;
г) экспериментальной группой.
9. Группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества называется:
а) общественной организацией;
б) добровольным обществом;
в) коллективом;
г) обществом с ограниченной ответственностью.
10. Кооперация - это:
а) объединение, в котором налажены содержательные контакты;
б) группа людей, объединенных одной идеей;
в) взаимодействие индивидов в социуме;
г) акционерное общество.
11. На отношение к личности со стороны членов референтной группы решающее влияние оказывает:
а) поведение личности;
б) социальный статус личности;
в) внешность;
г) интеллект;
д) признание эталонных норм и ценностей группы.
12. Изменение мнений, установок, поведения индивида под влиянием окружающих называется:
а) аттракцией;
б) нонконформизмом;
в) интеракцией;
г) конформизмом.
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Индивидуально подготовить дополнительную информацию о познавательных процессах и сделать выводы.
11 .ТЕМА ЗАНЯТИЯ : ПАМЯТЬ.
1) Цель занятия: Дать общее представление о процессах и типах высшей мыслительной деятельности-памяти. Формирование знаний и научных навыков по развитию памяти.
2) Основные методы применяемые на занятии общая дискуссия, беседа, объяснение «Мозговой штурм», индивидуальная работа, 3) Необходимые средства занятия: Наглядные пособия
П. План занятия: 1.Понятие о памяти 2) Теории памяти.
3) Виды памяти: a)по активности; b) по цели; v) по срокам.
4) Процессы памяти:
a) запоминание и забывание;
б) сохранение и забывание;
в)воспроизведение и его виды. 5)Процессы памяти:
6) Пути развития памяти.
Ш. Основные понятия по теме.
Ассоциация, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, типы памяти, логическая память, эмоциональная память, память движения, образная память, реминиценсия.
IV.Проблемные вопросы
1. Можно ли представить всецело человека без его памяти?
2. Какие существуют общности и различия между памятью человека и компьютера?
3. Иногда мы пытаемся забыть некоторые неприятные события но не всегда с этим справляемся. Почему?
4. Какие факторы влияют на забывание и что практически нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала?
5. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
V. Тест по теме.
1.Основное условие запоминания?
a) повторение; b) воспитание; v) образование; g) деятельность.
2. Который из нижеприведенных вариантов считается сильным типом памяти?
*a) быстрое запоминание и медленное забывание;
б) медленное запоминание и медленное забывание;
в) быстрое запоминание и быстрое забывание;
g) медленное запоминание и быстрое забывание.
3. Какой вид запоминания имеет важную роль в учебном процессе ?
a) краткосрочное; б) долгосрочное; в) механическое; г) непроизвольное.
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Индивидуально подготовить дополнительную информацию о познавательных процессах и сделать выводы.
13. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: МЫШЛЕНИЕ
1) Цель занятия: Формирование знаний и научных навыков о высшей познавательной деятельности – Мышление и условия самостоятельного мышления
2) Основные методы применяемые на занятиях: беседа, объяснение
«Мозговой
штурм», интерактивные методы обучения
3) Необходимые средства занятия: Наглядные пособия П. План занятия:
1.Понятие о мышлении
2. Процессы мышления
3.Формы мышления
4. Виды мышления
5. Мышление и решение задач
6.Индивидуальные различия в мышлении
Ш. Основные понятия по теме.
Абстракция, анализ, синтез, сопоставление, обобщение, понятие, решение, вывод, интуиция, проблемная ситуация. IV.Проблемные вопросы
1.Для чего мыслит человек?.
2.Могут ли мыслить животные?
3. Сходства и различия между внутренней речью и мышлением?
4. Какие существуют пути решения проблемы? V. Тест по теме.
1. Дети дошкольного возраста ломают игрушки на части. К какому процессу мышления относится данный процесс?
а) сопоставление, б)обобщение в)анализ, г)синтез..
2.Какой процесс мышления отражают следующие понятия:высота, ширина, белизна, объемность? а. абстракция
б. анализ
в. синтез
г. конкретизация
3.»В Узбекистане не выращивают хлопок» к какому решению это относится?
А) единственное решение б)ошибочное решение(отрицание)
в) общее решение с) (жузий хукм)
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Индивидуально подготовить дополнительную информацию о познавательных процессах и сделать выводы.
14. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ТЕМПЕРАМЕНТ
1) Цель занятия: Дать общее впечатление студентам о темпераменте и характере как об индивидуально-психологических свойствах личности.
Формирование необходимых навыков по диагностике этих свойств.
2) Основные методы применяемые на занятиях:
Общая дискуссия, беседа, объяснение ,«Мозговой штурм», индивидуальная работа.
3) Необходимые средства занятия: Наглядное пособие о свойствах типов темперамента “методика Айзенка”. П. План занятия:
1) Понятие о темпераменте;
2) Типы высшей нервной деятельности и темперамент;
3) Свойства темперамента;
4) Типы темперамента;
5) Воспитание темперамента;
Ш. Основные понятия по теме.
Интроверция, меланхолик, тип высшей нервной деятельности, сангвиник, темперамент,флегматик,холерик, сензитивность, реактивность, ригидность, экстраверсия.
IV.Проблемные вопросы
1) Люди различно реагируют на одинаковые ситуации и происшествия.
С каким свойством личности это связано?
2) Какие свойства присущие темпераменту бывают врождёнными?
3) На основании каких свойств личности можно определить тип темперамента?
4) Бывает ли хороший или плохой тип темперамента?
5) Как по Вашему возможно изменить тип темперамента?
V. Тест по теме.
1.Кто впервые применил и обосновал термин «темперамент»?
a) Гален; б) Аристотель; в) Павлов; *г)Гиппократ.
2.Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего рёагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно. О каком типе темперамента здесь идет речь? a) сангвиник; б) *флегматик в) холерик; г) меланхолик.
3.Какой тип темперамента должен преобладать у летчиков-испытателей?
*a) сангвиник; б) флегматик в) холерик; г) меланхолик
4 . Нервная система которого выделяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствии чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно?
a) сангвиник; б) флегматик *в) холерик; г) меланхолик
VI. Оценка знаний студентов. Оценка знаний на основе составлений конспектов с использованием литературы и ответов на вопросы и теста на занятии.
VII. Домашнее задание. Подготовка к следующему семинару, составление конспектов с использованием литературы.
VIII. Итоговый вывод. Индивидуально подготовить дополнительную информацию о познавательных процессах и сделать выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.