Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

  • Лекции
  • Работа с родителями
  • Семинары
  • pdf
  • 22.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.pdf

 

 

 

 

 

Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    План

Введение

Глава 1. Факторы и причины возникновения конфликтов между родителями и детьми

Глава 2. Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей

Глава 3. Профилактика конфликтов, пути их разрешения

Заключение

Список литературы

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   В настоящее время общество стало более конфликтным, поэтому значительно возрос интерес к данному вопросу.

    Способность создавать конструктивные взаимоотношения с окружающими и результативно решать спорные вопросы является существенным показателем развития личности.

    Актуальность данной темы обозначена тем, что свойственные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях принимаются формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей реальности, его введения в широкую систему социальных отношений, а также осознания себя и своего места в ней.

     Конфликты между родителями и детьми, как конфликт "отцов и детей" одни из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми. Ведь даже в благополучных семьях наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями. Даже в счастливых семьях конфликтные взаимоотношения с родителями встречаются в 30% случаев (И. Горьковая). Особенно значимым с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный.

     Конфликты меж детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. Почему зарождаются конфликты между детьми и родителями? Чтобы ответить на данный весьма острый вопрос нужно познать саму природу конфликта и понять, как его урегулировать.

      Цель : раскрыть тему конфликтов и их причин во взаимоотношении родителей и детей.

      Объектом исследования выступают конфликты и их причины.

      Предметом исследования выступают взаимоотношения между родителями и детьми.

      Задачи:

1.Выяснить что такое конфликт и его причины.

2.  Выделить основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей.

3.  Рассмотреть и обозначить основные способы профилактики конфликтов, пути их разрешения

 

 

 

 

 

Глава 1. Факторы и причины возникновения конфликтов между родителями и детьми

 

    Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Выделяют следующие психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1.                  Тип внутрисемейных отношений. Обозначают гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничного типа отношений свойственно равноправие всех участников семейного единения, сотрудничество и взаимопомощь, гибкость отметок, а также поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, поощрение развития индивидуальности, формирование семейного «Мы». В таком типе семьи взрослые общаются с ребенком как с товарищем, корректно направляя его поведение, хвалят и поощряют его, высказывают вместе с тем и советы, допускаются дискуссии по вопросам своих велений и не обозначают свое руководящее положение. Для такого типа семьи характерно демократическое воспитание детей. Все это дает психотерапевтический эффект осмысления, одобрения и принятия личности.

    В дисгармоничной семье отмечается конфликтное взаимодействие супругов, напряженность, отчуждение, невозможность найти терпимые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции супруга в расчет не принимаются, в отношениях сохраняется дистанция. Подобное влечет невротические реакции членов семьи, возникновение чувства устойчивого беспокойства у детей.

2.                  Деструктивность семейного воспитания. Различают следующие черты деструктивных типов воспитания:

  расхождения членов семьи по вопросам воспитания;

  непоследовательность противоречивость, неадекватность;

  чрезмерная опека и запреты во многих областях жизни детей;

  увеличенные требования к детям, нередкое применение угроз и даже осуждений.

    3. Возрастной кризис является переходным периодом между этапами детского развития. Дети часто становятся непослушными, капризничают, раздражаются. Они нередко вступают в конфликты с окружающими, в особенности с родителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

  кризис ―трех лет‖ (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

  кризис 6—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

  кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

  подростковый кризис 15—17 лет 

4. Личностный фактор. Родители и дети могут обладать чертами, которые будут неблагоприятно сказываться на их взаимоотношениях. Они могут быть холодны, консервативны и чрезмерно рациональны, безразличны друг к другу или же слишком требовательны, ригидны, недостаточно нежны, тревожны и депрессивны. Ко всему прочему картину могут усугублять вредные привычки.

    Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей. Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).     Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть показаны как результат ошибок как родителей так и детей.

    Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

  родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

  скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

  скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

  поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

  поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

  родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

    Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

  реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

  реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

  реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

   Причины конфликтов родителей и подростков    Поведение подростков в конфликте обусловлено:

      кризисом переходного возраста;

      стремлением к самостоятельности и самоопределению;

      требованием большей независимости во всем;

      привычкой к конфликту, воспитанной поведением взрослых в семье;

      бравированием подростка своими правами перед сверстниками и пользующимися авторитетом для него людьми.

   Поведение родителей в конфликте обусловлено:

      нежеланием признавать, что ребенок стал взрослым;

      боязнью выпустить ребенка из гнезда, неверием в его силы;

      проецированием поведения ребенка на себя в его возрасте;

      борьбой за собственную власть и авторитетность;

      отсутствием понимания между взрослыми в воспитании ребенка; неподтверждением родительских ожиданий.

    Причины конфликтов между родителями и детьми - подростками:

"Непонимание, разные взгляды на жизнь". Данная причина следующее происхождение: 

1)  социокультурное, т.е. в качестве отражения конфликта поколений, "отцов и детей"; 

2)  социально-психологич ское, т.е. в качестве отражения половозрастных особенностей людей); 

3)  социально-ролевое, т.е. в качестве отражения представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей.

В подростковые годы совершается открытие личного внутреннего мира, т.е. своего "Я". Подростка принимаются волновать вопросы нравственных норм, смысла жизни, ценностей. Переживания эти частенько глубоко спрятаны и могут быть непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не знают, взрослые так или иначе решили их и больше уже не замечают. И таким образом подросток становится одиноким в своих исканиях.

    Взрослые часто случается, не готовы к интимно-личностному, равному общению с подростками. Дети для них остаются детьми, и переместить их на позицию взрослых родители не спешат.

   Особенностью возрастного периода является то, что подростку порой легче обнаружить душу сверстнику или даже чужому человеку, чем своим родителям. Поэтому крайне важны такт и выдержка родителей для сохранения доверительных отношений. Если родители смогут терпеливо и сочувственно относиться к трудностям подростка, то конфликты сглаживаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Основные проблемы во взаимоотношениях детей и родителей

   Какова же природа возникновения конфликта между детьми и родителями? Одним из психологических факторов разгорания конфликта во взаимодействии детей и взрослых как было уже указано в первой главе являются деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы, личностный фактор.

   Вследствие этого, даже в счастливых семьях создается явная проблема в общении с ребенком. Притом проблема возрастает в связи с непониманием родителями построения общения с ребенком - с взрослым ребенком общение необходимо выстраивать по-иному принципу, чем с малышом. Нередко взрослые затрудняются понять, что следует запретить, а что нужно разрешить. Все это неминуемо может привести к возникновению сложнейшей ситуации.

    Обусловлено окружающей атмосферы в семьях, их дифференцируют на такие группы:

1.                  Семья, в которой дети и родители общаются легко, непринужденно. Меж ними весьма тесные, дружелюбные отношения. Такой микроклимат благоприятен для всей семьи, потому как родители могут влиять на стороны жизни ребенка, о которых в иных семьях лишь догадываются.

2.                  Семья, в которой преобладает благополучная обстановка. За развитием ребенка наблюдают, проявляют интерес к его жизни, делают попытки в какой-то мере повлиять на нее. В такой семье конфликт если и разгорается, то он всегда открытый и тотчас разрешается. Ребенок ничего не скрывает от своих родителей, он им доверяет в полной мере.

3.                  Наибольшая группа. Семья, в которой полно внимания уделяется учебе ребенка, его укладу жизни, однако этим все исчерпывается. Дети имеют все потребное для жизни - ни в чем не нуждаются. Ребенок в семье такого типа имеет собственную комнату, однако в полной мере ощутить себя хозяином в ней он не может - запрещается передвигать предметы мебели, разводить беспорядок. Взрослые пренебрежительно относятся к увлечениям ребенка, что приводит к возникновению меж ними существенной преграды. Из уст таких родителей часто слышится, что живут они не хуже, чем другие. Однозначно, конфликт меж ребенком и родителями здесь имеет место быть.

4.                  Семья, в которой ведется слежка за ребенком, так как у родителей отсутствует доверие к нему, зачастую они прибегают к рукоприкладству. Непонимание и неприятие в такой семье, как нечто естественное. Конфликт в некоторых ситуациях бывает скрытым, однако имеет свойство пробиваться извне.

5.                  Семья с критическим микроклиматом, которой свойственны патологические отношения меж ребенком и взрослыми. Обстановка нервная, недружелюбная, асоциальная, нередко родители выпивают в такой семье. Такая семья разрушительно воздействует на ребенка - она являет собой саму суть большинства преступлений, совершенных подростками.

   Из вышеизложенного следует, что в большинстве своем становлению установок ребенка способствует микроклимат, преобладающий в семье. Когда подростком ощущается родительская любовь, внимание, без излишней навязчивости, тогда и критичный период его взросления будет протекать легко, без падений. И, напротив, в случае ощущения подростком одиночества, сиротливости, то проявляются такие качества - эгоизм, агрессивность, бездушность в отношении к другим людям.

    Рассмотрим типы, возникающих меж подростком и взрослыми, конфликтов:

1.                  Неустойчивое восприятие родителей. В большинстве своем следствием возникновения конфликта меж детьми и взрослыми, есть неустойчивое восприятие взрослых. Подросток еще не определился со своим положением в семье, обществе - еще не повзрослел, однако уже и не ребенок. В подростковом возрасте у детей имеется множество изъянов: непоседливость, невнимательность, равнодушие, вспыльчивость. Его внешность соответствует данным отличиям. В целом, подросток несимпатичен. И все же, изредка, стремится вести себя взрослым - требует к себе уважительного отношения, порицает, осуждает. Однако, в иной ситуации он вновь ребенок, который любит разбрасывать свои вещи, проявляет забывчивость, рассеянность.

    Вследствие чего сильные стороны приуменьшаются и обозначаются недостатки. И чаще это происходит, когда в семье растет младший ребенок, который кроток и аккуратен.   Родителям следует постараться собственные хаотичные чувства осознать, заглушать свои гнев, раздражительность, неудовлетворенность. Справедливо оценивать достоинства, недостатки подростка. Уровнять механизм прав и обязательств.

2.                  Родительская диктатура. Разновидность данного конфликта многообразна, однако в целом определение таково: диктаторские семейные отношения - это модель контроля, в ходе которого кто-либо подавляет другого. Вместе с тем, естественно, подавляются достоинство, самоуважение, независимость. Взрослый бесцеремонно проникает в подростковую зону комфорта, в его душу.

   Несомненно, взрослые могут и обязаны проявлять требовательность к детям, однако, следует руководствоваться этически признанными решениями. Психологи считают, что предъявляемые требования родителей обязаны совмещаться с уважительным и доверительным отношением к ним, иначе предъявляемые требования превращаются в деспотизм, жесткое давление.

   При решении данного конфликта необходимо ввести определенные правила взаимодействия, несомненно, соблюдающиеся:

  в комнату другого члена семьи входить только со стуком в дверь,

  к личному имуществу не прикасаться,

  в телефонную беседу не вслушиваться.

   Следует давать возможность подростку право самому выбирать одежду, друзей, музыку.     Родителям нужно объяснять, если они ощущают, если они огорчены, проявить искренность, однако не следует вспоминать прошлые ошибки, необходимо говорить о насущных проблемах. И естественно, ни при каких обстоятельствах нельзя давить, применять рукоприкладство, унижать.

3.                 Мирный микроклимат в семье - скрытая форма конфликта. Конфликт детей и родителей также возникает в семьях, в которых ребенку разрешено все. Взрослые не касаются его проблем, старательно отгораживаются от жизнедеятельности ребенка. Несомненно, описанная ситуация также способствует разгоранию конфликта. Родители, шагая в ногу со временем, хотят таковым отношением воспитать в детях стремление к независимости и самостоятельности. В итоге, в случае возникновения в семье проблемы, ребенок не участвует в ее решении. Это следствие игнорирования родителями проблем ребенка, его переживаний.   Необходимо изменить форму общения. Организовать механизм запретов, а также самим принимать участие в жизнедеятельности ребенка. Вследствие этого, необходимо помочь ему принять участие в жизни близких людей. Лучшим решением было бы создание семейного собрания, где члены семьи могли бы решить множество своих вопросов, и общих.

4.                 Конфликт сверхзаботы. Конфликт сверхзаботы наблюдается в семье, сильно опекающей своего ребенка. С первых дней родители переполнены беспокойством о здоровье своего ребенка, правильном питании, его безопасности на прогулке. Несомненно, родительская забота — это замечательно, однако, она может способствовать развитию ребенка безвольного, несамостоятельного.

   Родителям необходимо изменить форму своего поведения, только тогда можно будет надеяться на разрешение конфликта. Несомненно, не стоит отказываться от контроля - без него немыслимо воспитание ребенка, однако сверхзаботу нужно минимально снизить. Следует любить детей таких, какие они есть. Необходимо помогать, но не решать все их трудности, поощрять общение с ровесниками.

5.                 Конфликт авторитетности родителей. В такой семье воспитание проходит старательно, усердно, родители стремятся вырастить чудо-ребенка. Заостряют внимание на каждой ошибке, применяют наказание в виде неуважения. В ходе воспитательных бесед ребенок не может отстоять свою точку зрения. Взрослые не замечают достижений ребенка, совсем скупы на похвалу за достойное поведение. Что способствует возникновению таких конфликтов:

- Ощущение ребенком неуверенности в себе, его поглощает горечь и злоба, однако он осознает свое бессилие - мысли о безнадежности, бессмысленности своего существования. - Жизнь - война. Силы взрослых и детей де-факто равны: на цинизм - цинизмом, на насмешку - насмешкой. В случае если у родителей горе, беда, ребенок также ответит им безжалостностью.

   Родителям необходимо изменить отношение к своим детям. Быть более терпимыми к их ошибкам. Помочь ребенку вновь доверять себе, уважать себя. Развивать в нем качества, свойственные его темпераменту. Ни в коей мере не унижать, а оказывать поддержку. Оставить эти бесконечные споры, перестать играть в «молчанку», проявлять холодность в отношениях.

   А самое главное - необходимо убедить ребенка в своей бесконечной любви к нему. Нужно помнить - ему тоже трудно, как и взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профилактика конфликтов, пути их разрешения

   При урегулировании конфликта применяют неконструктивные и конструктивные методы. Неконструктивные методы являют собой победу лишь одной стороны.

1.                  Победа взрослого. В сложившейся ситуации родители, не осознавая даже этого, преломляют детскую волю, что оставляет негативный отпечаток на его дельнейшем жизненном пути.

   Взрослые таким поведением не являются хорошим примером для ребенка, формируя в нем эгоистические черты. При достижении своей цели, ребенок не будет принимать во внимание интересы других людей. Ведь на детей легко повлиять и направить их на путь по линии поведения взрослого. Потому, когда ребенок становится старше, он совершает те же ошибки, и тогда разгорается наиболее опасный конфликт меж детьми и родителями.

   Еще одна версия инцидента - взрослые в мягкой форме, однако настойчиво обязывают исполнения предъявляемых требований. В итоге ребенок придет к пониманию того, что интересы его, родителями не ставятся во внимание - он будет вынужден в любом случае поступать так, как велят взрослые.

    В конечном итоге, при таком продолжительном воздействии на ребенка, он может вырасти излишне агрессивным, и напротив, инертным во всех сферах жизни.

2.                  Победа ребенка. В данной сложившейся конфликтной ситуации родители стремятся любыми способами избегать накала страстей, или в полной мере отдают себя в жертву, чтобы их ребенок был счастлив. Следовательно, из детей вырастают безмерно избалованные капризные эгоисты.

    В семейном микроклимате данное поведение ребенка не проявляется так остро, однако при взаимодействии в социуме, у него создаются серьезные трудности.

   Также, родители, в свою очередь, очень страдают от собственной слабохарактерности и безволия. В большинстве случаев, они остаются беспомощными, одиноким стариками.

    Конструктивный метод являет собой победу обеих сторон.

   Возникновение конфликтных ситуаций между детьми и родителями неминуемо. Тем не менее, данный метод способствует разрешению сложившегося конфликта - выигрывают оба оппонента. Он состоит из нескольких этапов:

-Следует прояснить первопричину конфликта, его суть.

-Обсудить варианты разрешения конфликта.

-Подобрать приемлемый метод выхода из конфликтной ситуации.

-Содержательно обсудить поэтапные действия для разрешения конфликта.

-Выполнить все.

    Для начала нужно понять суть возникновения конфликта, подробно прояснить проблему ребенка: в чем он нуждается, каковы трудности, желания. Необходимо непременно выслушать его. Наладить отношения с ребенком легче, если родителей будут интересовать его проблемы, станут проявлять явный интерес к нему. В ответ - ребенок услышит их.

   Затем родители начинают рассматривать пути решения проблемы, искать выход из сложившейся ситуации. Обязательно нужно дать высказаться ребенку и вместе разобрать каждый вариант, а затем все взвесить и отобрать более приемлемый. Добиться этого можно лишь при участии в обсуждении и родителей и детей.

   Далее нужно подробно обсудить выбранный вариант. В случае принятия обоюдного решения, что ребенок стал достаточно самостоятельным - сам встает в школу, завтракает, одевается, тогда следует обучить его таким элементарным действиям, как подогрев завтрака, завод будильника, пунктуальности.

  И заключительной составляющей является проконтролировать, как план выполняется. Например, вывесить перечень обязанностей, дел, на видное место.

    Конфликты, суть возникновения которых очень многообразна, имели место быть и будут всегда. Однако, большей сложности и внимательности в решении требуют конфликты взрослых детей и родителей.

   Склоняясь к последнему варианту разрешения конфликта, ребенку будет легче перенести создавшуюся ситуацию. Так как данный метод основан на взаимопомощи и совместном решении проблемы.

   Следовательно, профилактика конфликтов детей и родителей должна быть направлена:

1.  На совершенствование педагогичной образованности родителей, которая позволяет учесть психологические особенности возраста ребенка, его переживания.

2.  Объединение семьи на основе коллективности. Единые планы на будущее, общепринятый круг обязанностей, традиции взаимовыручки, совместные хобби являют собой основу вскрытия и устранения проявляющихся конфликтов.

3.  Сопровождение вербальных просьб, притязаний, обстоятельствами в ходе воспитания.

4.  Проявление интереса к внутренней природе ребенка, его привязанностям, тревогам.

    Многие психологи считают, что применение конструктивных методов решения конфликтов маленьких детей и родителей могут способствовать такие решения:

-  неизменно помнить, что каждый ребенок индивидуален;

-  принимать во внимание, что в новой ситуации необходимо принимать свежие решения;

-  стремиться к пониманию потребностей малыша;

-  учесть, что для улучшения ситуации необходим некий промежуток времени;

-  к разногласиям относиться, как к показателю естественного развития;

-  проявлять неизменное отношение к ребенку;

-  в большинстве случаев рекомендовать рассмотрение вопроса из ряда вариантов;

-  поощрять различные вариации продуктивного поведения;

-  вместе находить выход из ситуации посредством ее изменения;

-  снизить количество запретов, увеличить количество дозволенного;

-  наказания использовать редко, руководствуясь их целесообразностью и объективностью;

-  дать понять, что каждый проступок неизбежно приведет к негативному последствию;

-  разумно объяснить ребенку о негативных последствиях;

-  увеличить количество нравственных вознаграждений;

-  руководствоваться позитивным образцом поведения других семей; - учесть, что малыш быстро переключается с одного на другое.

   Во время разгорания конфликта с взрослыми детьми существуют такие виды разрешений:

1.                 Размеренная беседа в знакомой атмосфере. На семейном сборе необходимо дать высказаться, категорически не рекомендуется перебивать подростка, переходить на крик. Кроме того, не следует забрасывать вопросами ребенка во время изложения его точки зрения. Подобная беседа неизменно будет иметь конструктивный исход.

2.                 Перечень правил. Все участники конфликта делят круг обязанностей меж собой, принцип поведения в семье. Все позиции обговариваются сообща.

3.                 Признание неправоты. Взрослые не любят этого, однако именно это действие поможет повзрослевшему ребенку отозваться на призыв родителей.

   Практически каждому знаком конфликт «Отцов и детей» – конфликт поколений. Однако, существует возможность его миновать. Необходимо просто придерживаться следующих рекомендаций:

-  любить ребенка со всеми его недостатками, не нужно принуждать его жить вашими амбициями;

-  решительно возбраняется переходить на крик в беседе с подростком;

-  недопустимо попрекать его собственными успехами;

-  в наказании ребенка необходимо проявлять осторожность, не принимать суровые меры;

-  проявлять интерес к жизнедеятельности подростка необходимо тактично;

-  проявление любви, сентиментальности должно быть дозированным, осторожным;

-  следует неизменно хвалить его и подчеркивать его положительные особенности;

-  в случае необходимой помощи, подростка следует попросить, но не принуждать.

    И самое важное - человек есть личность неповторимая, у каждого свое будущее, своя жизнь, необходимо помнить об этом. Так к какому же образцу семьи стоит стремиться?  Наилучший образец семьи, где все ее члены - партнеры. Несомненно, данный способ взаимодействия детей и родителей является самым приемлемым, а не сверхзабота, диктатура, симбиоз.

    Как к нему прийти? В случае желания родителей, чтобы их ребенок пошел на сближение с ними, то не следует ограждать его от радостей и невзгод взрослых, нужно сделать его соучастником их треволнений. При этом, следует доступно и открыто все объяснить ребенку, не стоит его запугивать, нагнетать обстановку, а лучше поделиться своими ожиданиями.

    Необходимо все сделать общим: и веселье, и печаль, и восторг. Сплоченность, единые цели, надежды, планы - это скрепляет семейство, делает его крепче. Подросток должен быть полноправным участником в советах, в принимаемых решениях. И гораздо легче будет принять решение, если при обсуждении поведения подростка вознаграждения и запреты будут обсуждаться совместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Заключение

   В полемике противоречий победителей нет – всех победит время. Конфликт родителей и детей остаѐтся бессменным, естественным. Континуум, общество непрерывно развивается, и потому следующее поколение неизменно вступает в противоборство с родителями.

   Конфликт являет собой средство личностного развития, развития межличностных отношений. Противоречия неизбежны, однако, следует извлечь выгоду даже из конфликтов, умело разрешая их.

   Конфликты в семье разрешатся, если взрослые признают свои ошибки. Родителям необходимо переосмыслить методы воспитания своих детей. Не стоит отстраняться от детей, оставаться диктатором, подвергать их сверхзаботе.

    Необходимо для начала решить вопрос - чья это проблема. Зачастую, родители считают трудности ребенка — это их трудности, что очень вредно для него. Ребенок лишается самостоятельности, однако он может сам разрешить создавшиеся трудности. В случае если проблема относится к ребѐнку, то родителям лучше со вниманием отнестись к изложенному ребенком, найти и предложить подходящее решение, предоставить ему возможность познать все последствия собственной самостоятельности. Если родители станут чаще проявлять стремление к сотрудничеству, то в дальнейшем ребѐнок будет вести себя именно таким образом.

   Наилучшим воспитанием является партнерство. Нужно быть открытыми с детьми, переживать с ними их успехи и неудачи, делиться печалями. Лишь тогда конфликты с детьми канут в лету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Литература

1.      Возрастная психология: Феноменология развития, Детство, Отрочество / В. С. Мухина, - 4-е издание, М.: Academia, 1999. – 166 - 167 с 

2.      Конфликтные отношения между родителями и детьми/ Е.Ю. Инина-Понуровская / Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.) / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – 31 c.

3.      Общаться с ребенком как? / Ю.Б. Гиппенрайтер, М.: Астрель, 2008 – 5 с.

4.      Отцы и дети. Социологические исследования / В. А. Сысенко, 1986. №2. – 100 с.

5.      Подростковая психиатрия/ А. Е. Личко,  - изд. 2-е, доп. и перераб., Л.: Медицина, 1985 – 21 с.

6.      Родители и дети, семейные отношения// В.Т. Лисовский / Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование). - СПб. Наука, 2003.с. 300-305 с.

7.      Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик / Под ред. В.А.

Сластенина. - 3-еизд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 50 – 54 с.

8.      Скрытое управление человеком/ Серия: Психология манипулирования/ В. П. Шейнов, - АСТ, Харвест, 2006. -  280 с. / ISBN: 5-17-013673-5, 985-13-1822-1, 985-13-3410-3.