«Суицид как феномен психологического кризиса у детей и подростков»
Оценка 4.7

«Суицид как феномен психологического кризиса у детей и подростков»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
психологическая работа +1
Взрослым
02.10.2018
«Суицид как феномен психологического кризиса у детей и подростков»
Данная исследовательская работа по профилактике и коррекции суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях. В работе описаны понятие психологического кризиса и суицида: понятие психологического кризиса, суицида, детский суицид и причины суицида среди подростков. Содержание антисуицидальной профилактической работы: уровни профилактической работы, психологическое обследование.
Суицид как феномен..pdf

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Суицид как феномен психологического кризиса у детей и подростков»

 

Исследовательская работа по курсу повышения

квалификации «Профилактика и коррекция суицидального поведения детей и подростков в образовательном учреждении»

 

 

Выполнила:

Евдокимова Инна Валерьевна

Педагог – психолог

НРМОБУ «Каркатеевская СОШ» Форма обучения – дистанционная Научный руководитель:

Старший преподаватель ЧУДПО

СИПППиСР

Кубарева Татьяна Александровна

 

 

                                                                                       Каркатеевы 2018 г.                                       

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СУИЦИДА ..... 5

1.1. Понятие психологического кризиса ............................................................................... 5

1.2. Понятие суицида ....................................................................................................................... 8

1.3. Детский суицид. Причины суицида среди подростков ...................................... 13

ГЛАВА              II.              СОДЕРЖАНИЕ             АНТИСУИЦИДАЛЬНОЙ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ .................................................................... 18

2.1. Уровни профилактической работы ............................................................................... 18

2.2.  Психодиагностическое обследование .......................................................................... 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .................................................................................................. 38 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .................................................................................................. 41 Введение

«Я не хочу жить». 

Так начинается знакомство с человеком, 

который не видит выхода из трудной жизненной ситуации… Проблема самоубийств в настоящее время является актуальной, как среди взрослых, так и среди детей.

По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом в ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство.

Цель исследования – исследование психологического кризиса у детей и подростков как феномен суицида.

Предмет исследования – влияние психологического кризиса у детей и подростков на суицид.

Объект исследования – психологический кризис.

Задачи исследования: 

1.                 Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                 Изучить особенности психологического кризиса у детей и подростков.

3.                 Изучить причины суицида у детей и подростков.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1.                 Анализ психолого – педагогической литературы.

2.                 Статистический анализ данных.

3.                 Психодиагностические методы.

Структура исследования: итоговая аттестационная работа включает в себя: введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список использованной литературы, приложения. 

          

Глава I. Понятие психологического кризиса и суицида

 

1.1. Понятие психологического кризиса

 

Для профилактики самоубийств необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия для адекватного эмоционального отреагирования и интеллектуальной переработки психотравмирующего события.

Что же такое психологический кризис? В литературе чаще всего встречается два взгляда на данное явление. Одни авторы говорят о психологических кризисах как ключевых этапах психического развития человека в онтогенезе, на которых основывается периодизация (данную точку зрения представляют идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксона). Другие склонны рассматривать проблематику кризиса в контексте тех или иных психотравмирующих событий, которые вызывают социально-психологическую дезадаптацию и сопровождаются переживанием острых эмоциональных состояний. 

Аспекты психологического кризиса: 

1.                 Кризис ограничен во времени – он так или иначе приводит к какомулибо решению или исходу и обычно продолжается не более 6 недель.

2.                 Во время кризиса человек вынужден, или склонен отказаться от привычного образа действий, мыслей, и предрасположен к усвоению новых установок.

3.                 Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая, будучи сфокусированной и направленной, может способствовать его разрешению.

4.                 Следует исходить из того, что некоторые адаптационные возможности есть у каждого. Плохо или хорошо, но ранее они как-то справлялись со своими проблемами.

5.                 Причиной кризиса является психотравмирующее событие, которое субъективно воспринимается как утрата (в самом широком ее смысле, например, потеря близкого человека, здоровья, изменение социального статуса или привычного окружения и т.д.).

6.                 Наступление кризиса показывает, что прежние модели поведения оказались неадекватными в изменившихся обстоятельствах.

7.                 Основными аффективными компонентами кризисного состояния являются тревога, тоска, обида. В ряде случаев отмечаются апатия, ощущение бессилия, стремление к покою и уединению.

8.                 Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей (ощущение дефицита информации).

9.                 Для восприятия психотравмирующей ситуации человеком, находящимся в кризисе, характерны следующие черты:

                а) произвольность    выводов    –    их    формирование    в    отсутствие

достаточных фактических данных;

б) избирательная абстракция – процесс, концептуализирующий целостное восприятие на основе какого-либо одного элемента, вырванного из контекста, и игнорирующий другие признаки;

в) сверхгенерализация – формирование обобщенного вывода на основе

единичного случая;

г) «максимизация – минимизация» – приписывание ситуации или ее

аспектам неадекватно преувеличенного или преуменьшенного значения.

10.            Негативный исход развития кризисного состояния может привести к суицидальному поведению.

Таким образом, психологический кризис является одним из проявлений социально-психологической дезадаптации личности в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта.

Кризисное состояние характеризуется интенсивными отрицательными эмоциями: чувством неопределенности, беспокойством, тревогой, переживанием собственной несостоятельности, беспомощности, одиночества, безнадежности, пессимистической оценкой собственной личности, актуальной ситуации и будущего, выраженными затруднениями в планировании дальнейших действий.

С точки зрения психофизиологии в кризисном состоянии происходят изменения в познавательных процессах, мышлении, наблюдается уменьшение объема внимания, снижение усвоения информации. Отмечаются и соматовегетативные расстройства: человек прерывисто дышит, вздыхает; ощущает физическую слабость, разбитость, истощение; у него расстроены сон, аппетит и другие функции.

Тревога и напряженность, вызванные кризисной ситуацией, приводят к снижению адекватности и глубины понимания других людей. Человек, в таком состоянии преувеличивает экстренность критической ситуации, ему представляется, что для принятия решения у него меньше времени, чем на самом деле. У таких людей также имеют место нарушения личностной идентификации: они не уверены в том, что смогут перенести отрицательные эмоции.

Подавляющее большинство потенциальных самоубийц являются людьми с психиатрической точки зрения практически здоровыми (в том числе с акцентуациями характера). Это не случайно. Данные Всесоюзного суицидологического центра свидетельствуют, что в общей массе лиц с аутоагрессивными намерениями свыше 70% приходится именно на эту категорию.

Правильное поведение с потенциальными самоубийцами требует специфических знаний о характере и содержании суицидального поведения, об особенностях психологического состояния человека, стоящего перед вопросом о возможности продолжать жить. 

 

1.2. Понятие суицида

 

Суицид (самоубийство) – это намеренное прекращение своей жизни.

Суицид – самоубийство (лат. – «себя убивать») – это намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, как, например, отчуждение, смерть близких и т.д.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицидальные действия включают в себя суицидальную попытку и завершенный суицид.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальная попытка – это целенаправленная попытка лишить себя жизни, но не закончившаяся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или другие цели.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом.

Непосредственный повод попытки самоубийства длится от нескольких минут до нескольких часов (острый пресуицид), редко дней, перед совершением поступка. Важно знать этот повод, а по возможности и поводы предшествующих попыток самоубийства, чтобы найти доступ к более скрытым проблемам пациента. Возможен и хронический пресуицид, когда период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации исчисляется месяцами.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Психологический смысл суицида - чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей-неволей он оказывается.

Суицид – это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Эмоциональный комплекс, лежащий в основе суицидального поведения:

              Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

              Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать

жизнь, все зависит не от тебя);

              Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

              Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Ее признаки:

              снижение внимания или способности к ясному мышлению;

              потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

              вялость, хроническая усталость, замедленный темп движений и речи;

              снижение эффективности или продуктивности в работе, в учебе, в быту;

              чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

              изменение привычного режима сна (бессонница или повышенная сонливость);

              пессимистичное отношение к будущему, негативное восприятие прошлого;

              неспособность к адекватным реакциям на похвалы и награды;

              чувство горькой печали, переходящей в плач;

              изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса;

              повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

              снижение полового влечения. 

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления. 

К внутренним формам суицидального поведения относятся:

              антивитальные представления, т.е. размышления об отсутствии ценности жизни; 

              пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни, типа «хорошо бы умереть»); 

              суицидальные замыслы, т.е. разработка плана самоубийства, продумывание его деталей; 

              суицидальные намерения, т.е. принятие решения о самоубийстве. 

К внешним формам суицидального поведения относятся:

              суицидальные высказывания; 

              суицидальные попытки, не закончившиеся смертью; 

              завершенный суицид.

Установлено, что суицидальное поведение, как бы быстро оно не развивалось, всегда имеет определенную фазность. 

Самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Первая фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека по разрешению конфликта. Но по мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Человек при этом остро ощущает невыносимость своего существования. На этой фазе еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Если же выход из кризиса не найден, происходит углубление дезадаптации и начинается собственно суицидальная фаза: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа ухода из жизни. На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны. Здесь уже необходимо вмешательство психиатров. Вторая фаза, связанная с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Итак, люди совершают суицид преимущественно в следующих случаях: когда не видно решения или изменения проблемной, конфликтной ситуации; когда попытки справиться с проблемами завершились неудачно; когда резко обостряется чувство безнадежности.

В зависимости от типов суицидальных попыток суицидальное поведение может быть истинным, демонстративно-шантажным и аффективным.

Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место, время, чтобы никто не смог помешать).

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению. 

Демонстративно-шантажное поведение проявляется в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц для того, чтобы изменить ситуацию в благоприятную для «суицидента» сторону, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает меры предосторожности, которые, увы, не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода. Проявляется в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. 

Аффективно-суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях, и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. 

Суицид – это предмет табу, которым отмечена не только жертва, но и оставшиеся в живых. Конечно, любая смерть от естественных причин связана с определенными эмоциональными переживаниями: одиночеством, неверием в случившееся, сердечной болью и душевными мучениями. В случае суицида эти эмоции достигают невероятной силы и становятся невыносимыми. Люди с суицидальными намерениями часто находятся в состоянии чрезвычайного психического напряжения, которое они не в силах разрешить сами. Если они лишают себя жизни, то те, кто остаются в живых, испытывают не только боль от разлуки, но сильные чувства вины, стыда, гнева и самообвинения. Акт саморазрушения ставит перед ними очевидные вопросы: «Почему?», «Что я мог сделать, чтобы предотвратить это?». Каждый из оставшихся в живых, находясь во власти тревоги и горя, спрашивает: «Как я могу предстать теперь перед моими друзьями?», «Что они обо мне подумают?». Смерть – это грабитель. И все же смерть от суицида приводит к наибольшим трудностям тех, кто остается в живых. Как говорил знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких».

Мифы и реалии о суициде (приложение 1)

Символический смысл в способе суицида 

(И. Пурич-Пейкович, Д.Дуньич) Прыжок из окна, с террасы, с моста – полет.

Утопление – очищение, возвращение в блаженство материнского чрева, ассоциации с мифическими содержаниями.

Повешение – наиболее драматическое переживание первого вдоха, первая борьба между жизнью и смертью, ее аналогом является истерический ком в горле.

Самосожжение – мистическая тайна и могущество огня, полное исчезновение, наказание тех, кто остается жить.

Выстрел в голову – манифестация героической морали и почетной смерти.

 

1.3. Детский суицид. Причины суицида среди подростков

 

Как уже говорилось, по статистике самоубийство больше совершают мужчины, чем женщины. Отмечены случаи, когда перед уходом из жизни родители лишают жизни своих детей.

Статистические данные показывают высокий процент смертности среди выпускников детских домов и интернатов – примерно 10% из них кончают жизнь самоубийством. Это связано с жизненными трудностями, неподготовленностью к миру вне стен детского дома и интерната. Отсутствием жизненного опыта в решении проблем, поддержки близких, чувством одиночества и т.д.

Дети – суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в       75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

Причинами суицида среди школьников могут являться школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками, переезд на новое место жительства, конфликтные отношения с родителями. Высокие требования родителей к своему ребенку, которые он не может выполнить, могут привести к суицидальным попыткам. Хотя эти попытки могут носить демонстративный характер. Ребенок старается свести счеты с жизнью тогда, когда он предполагает, что ему смогут сохранить жизнь. Он совершает самоубийство, когда должны прийти взрослые, чтобы те могли его спасти. Совершение суицида на глазах окружающих и т.д.

К другим причинам самоубийства среди подростков может подтолкнуть:

-         нежелательная беременность;

-         изнасилование;

-         унижение и позор со стороны одноклассников;

-         нетрадиционная ориентация: гомосексуализм. Подростки обоего пола. Подростки сильно переживают, когда от них отворачиваются сверстники и родители;

-         психические заболевания, среди которых можно отметить: депрессию, шизофрению, анорексию.

-         отдельным пунктом Г.В.Старшенбаум выделил дисморфофобию или дисморфоманию в подростковом и юношеском возрасте (сильная неудовлетворенность своей внешностью). Дисморфофобия проявляется в виде глубокой озабоченности мнимыми или незначительными недостатками своей внешности или запахами тела, якобы отталкивающих окружающих. Больные чаще всего переживают из-за своих морщин, пятен и волос на коже, величины носа, ширины бедер, размера ступни и т.д. По данным американских исследователей 30% людей с такими расстройствами само-изолировались от внешнего мира, 17% предприняли попытки самоубийтва.

Основные мотивы суицидального поведения у подростков:

                     суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

                     переживание обиды, одиночества, непонимания;

                     любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;       

                     чувство мести, злобы, протеста;

                     подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

                     страх наказания;

                     избежание трудных ситуаций;

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Мотивом самоубийства у подростков чаще всего является протест, желание отомстить за нелюбовь и призыв к помощи.

Поводом суицида могут послужить:

                     развод родителей;

                     болезнь или смерть близких; 

                     одиночество в семье;

                     оскорбление другими членами семьи.

                1.      Конфликты, связанные с состоянием здоровья:

                     психические   заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);

                     соматические заболевания; 

                     онкологические заболевания;

                     инфекционные заболевания;

                     уродство (как правило, приобретенное).

2. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента:

      боязнь уголовной ответственности;

      опасение другого наказания или позора.

3. Конфликты, возникающие в учебных заведениях.

Способы сведения счетов с жизнью по убыванию

                     выбрасывание с окна или балкона;

                     вскрытие вен;

                     употребление психотропных веществ;

                     отравление лекарственными препаратами;

                     огнестрельное ранение;

                     утопление, спрыгивание с высокого моста;

                     отравление газом и др.

Все эти способы не всегда приводят к завершению суицида. Известны случаи, когда люди спрыгивали с 10-11 этажа и оставались живыми, но инвалидами на всю жизнь с множеством переломов и в инвалидной коляс-ке.

Кроме того, существует еще и скрытые формы суицида.

                     сознательный отказ от еды;

                     пренебрежение здоровьем;

                     экстремальные виды спорта;

                     профессии, связанные с риском для жизни: опасный бизнес, добровольные поездки в «горячие точки»;

                     быстрая езда на автомобиле (автосуицид);

                     употребление наркотиков и алкоголя, как саморазрушающее поведение.

 Характерные черты личности суицидента

К индивидуальным психологическим особенностям потенциальных самоубийц можно отнести следующие качества:

                     ранимость;

                     инфантильность;

                     застенчивость; робость;

                     импульсивность; впечатлительность;

                     склонность к самоанализу; склонность к сомнениям;

                     неустойчивость эмоциональной сферы; неустойчивость настроения;

                     неуверенность в себе;

                     зависимость от окружающих;

                     склонность к депрессивным расстройствам;

                     неадекватная самооценка;

                     неспособность     адекватно   перерабатывать   конфликты в межличностной сфере. 

          

Глава II. Содержание антисуицидальной профилактической работы

 

3.1. Уровни профилактической работы

 

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. 

Мероприятия. Диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.). На данном этапе мероприятий, посвящённых тематике самоубийств, нет. Все проводимые на этом этапе мероприятия направлены на содействие адаптации ребёнка и взрослого в учреждении. 

Задачи педагога-психолога на этапе общей профилактики:

                    Изучение особенностей психолого-педагогического статуса и адаптации каждого учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

                    Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтёров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др., составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

                    Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

                    Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

                    Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска (имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска) с целью предупреждения самоубийств. 

Мероприятия

1.       Диагностика суицидального поведения Задачи педагога-психолога на данном этапе:

                    На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. 

                    Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.

                    Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.

                    Участвовать в работе консилиума.

                    Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

                    Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; отреагирования эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, развитие фрустрационной толерантности. 

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

                    Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копингстратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

                    Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

                    Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребёнка и что с ним делать).

3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация Задачи педагога-психолога на данном этапе:

                    Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

                    Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

                    Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид — это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства  Задачи педагога-психолога на данном этапе:

                    Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.

                    Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства. 

Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства. Осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства.

Мероприятия

                1.      Оценка риска самоубийства 

Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определённых планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). В рамках каждой из степеней риска существуют определённые стратегии и действия.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Первоочерёдные (начальные) задачи психолога при незначительном риске:

1.                 Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

2.                 Проработать суицидальные чувства.

3.                 Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

4.                 Направить к психотерапевту (психиатру).

5.                 Постараться встретиться через определённое время и наладить постоянный контакт.

Задачи психолога при наличии риска средней степени 1. Предложить подростку эмоциональную поддержку.

2.     Проработать суицидальные чувства.

3.     Укрепить желание жить (через амбивалентные чувства).

4.     Обсудить альтернативы самоубийства.

5.     Заключить контракт.

6.     Направить к психотерапевту (психиатру) как можно скорее.

7.     Связаться с семьёй, друзьями.

Задачи психолога при наличии высокого риска 

1.                 Постоянно оставаться с подростком, не оставляя его ни на минуту.

2.                 При необходимости удалить орудия самоубийства.

3.                 Заключить контракт.

4.                 Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

5.                 Информировать семью. 

                    Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

                    Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей – индивидуальные консультации. В случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить родителям (телефон, адрес, условия оказания помощи). 

2.                 Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. 

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

3.                 Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. 

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

              Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

              Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

              Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидента и его социального окружения.

В первую очередь адресатом этого профилактического уровня становятся дети или подростки, совершившие попытку суицида. Важно серьёзно относиться к подобным действиям, так как при условии сохранения источника боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток может предпринять вторую попытку «бегства» от проблемы.

Наиболее опасным периодом считаются 1- 3-я недели после первой попытки. По мнению Д.С.Исаева и К.В.Шерстнева, существуют три главных компонента ближайшего постсуицида:

-                     актуальность конфликта;

-                     степень фиксированности суицидальных тенденций; - отношение к совершённой попытке.

Типы постсуицидальных состояний

(Д.С. Исаев и К.В. Шерстнев)

1.                 Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

2.                 Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счёт влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно лёгкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно-шантажного характера.

3.                 Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдёт – возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

4.                 Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причём характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жёсткий контроль.

Таким образом, по-прежнему основной мишенью работы остаётся причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребёнка или подростка к страшному решению. Поэтому, кроме психолого-педагогического сопровождения суицидента и его окружения, необходимо возвращение к источнику проблемного поля и выработка стратегий разрешения кризисной ситуации.

Мероприятия

1.  Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

                    Определение типа постсуицидального состояния у подростка.

                    На     основании результата разработка шагов         социально-

психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).

                    Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба – педагоги, родители, врач, специалисты районных служб и др.).

                    Индивидуальная коррекционная работа с подростком.

                    Организация групповой работы и включающие в неё подростка с целью восстановления навыков адаптации (коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).

                    Организация консультаций для включённых в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).

                    Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

                    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).

2.  Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем 

Основная задача профилактики суицида среди детей и подростков – это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

При проведении психокоррекционной работы с детьми и подростками необходимо:

1.                 Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации. Нужно помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовала себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому с окружающих они имели отношение?». Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что её усугубляет. Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если он (она) все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», – или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя». 

2.                 Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса; оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.;

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для подростка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость, достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких – либо альтернатив? Не появился ли луч надежды? 

3.                 Социально - психологический тренинг проблем разрешающего поведения; проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии (способности к сопереживанию); с овладением навыками практического применения активной стратегии в решении проблем; психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, уровня самоконтроля, замена «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков (начать работу можно с классного часа «Смысл жизни»).

Ресурсы (средства решения проблем) – это те сильные стороны человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

                     инстинкт самосохранения;

                     интеллект;

                     социальный опыт;

                     коммуникативный потенциал; •      позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

                     поддержка семьи и друзей;

                     стабильная работа;

                     приверженность религии;

                     устойчивое материальное положение;

                     медицинская помощь;

                     индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.

Как следует использовать имеющиеся ресурсы?

                     вначале получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы (при остром риске рассказать о том, что вы обязаны сделать это по закону);

                     даже если разрешение не будет получено, попытаться найти когонибудь, кто сможет быть рядом с ребёнком, проявит к нему внимание;

                     поговорить с людьми, источниками поддержки, уточняя их возможности помощи и не вызывая чувства вины (в случае, если они вовлечены в кризисную ситуацию). Учесть потребность этих людей в психологической помощи;

                     рассказать подростку об имеющихся ресурсах и о том, кто и чем может ему помочь, уточнив при этом, в чём нуждается более всего;

                     привлечь из группы поддержки к осуществлению шагов, которые планируется предпринять.

Все действия, которые будут планироваться с людьми из группы поддержки, включаются в индивидуальный план сопровождения с определением   сроков реализации          и       возможностью    мониторинга эффективности.

Дети и подростки, подверженные суицидальному риску, нуждаются в реабилитации (формировании) адаптивных социальных навыков и умений преодолевать стресс. Прежде всего, страдает саморегуляция, коммуникативная компетентность, фрустрационная толерантность. Ребят необходимо включать в коррекционные группы по данной тематике.

 

2.2. Психодиагностическое обследование

 

Одна из наших — выявление учащихся с суицидальными мыслями, суицидальным поведением, имеющими попытки самоубийства. Эта работа включает несколько этапов:  

1.                 Проведение скрининг-диагностики классными руководителями. 

В качестве методов для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать Методику «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) и Прогностическую таблицу риска суицида детей и подростков А.Н. Волкова

Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования учащихся и обработки полученных результатов.

2.                 Обсуждение с классными руководителями (а также социальным педагогом) результатов скрининг-диагностики каждого ребенка. Формирование списка детей, входящих в группу суицидального риска. Обычно этот список не превышает 5–7 человек, в каких-то классах детей со склонностью к суицидальному поведению может вовсе не быть.  

3.                 Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей) учащихся, входящих в группу суицидального риска.

Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся (приложение 2). Подобного рода работа проводится с детьми до 14 лет только с письменного разрешения родителей, с детьми 15 лет и старше — с их собственного согласия. 

Поэтому одна из основных задач педагога-психолога на этом этапе — в доступной и понятной для ребенка и его родителей форме объяснить цель данной работы, для чего она проводится, какие методы будут применяться в работе с ребенком и т. п. Но главное — сделать акцент на том, что вся работа будет проводиться только на благо и в интересах ребенка с целью помочь ему в возникших трудностях и предупредить появление новых возможных проблем. 

4.                 Индивидуальные консультации для учащихся, входящих в группу суицидального риска. На данном этапе педагог-психолог выясняет причины неблагополучного эмоционального состояния ребенка, наличие у него проблем, а также нуждается ли он в помощи взрослых и конкретно в психологической помощи.

5.                 Разработка схем углубленной диагностики детей, входящих в группу суицидального риска. 

6.                 Углубленная диагностика детей, входящих в группу суицидального риска. Обработка и интерпретация результатов исследования каждого ребенка. Разработка рекомендаций. Со всеми учащимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска. С учащимися выделенной группы суицидального риска педагогом-психологом проводится диагностика, направленная на определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения. Рассмотрим, какой диагностический инструментарий можно использовать для выявления учащихся «группы суицидального риска». 

Методическое обеспечение диагностического этапа работы:

Психологическая диагностика учащихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи. 

Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:

1.                 Цветовой тест М. Люшера. (Цветовые асоциации. Методика Л.А.Ясюковой 1-4 класс). Позволяет определить психоэмоциональное состояние, установки по отношению к школе, обстановку дома, эмоциональный фон, настроение.

2.                 Тест рисунка дерева Коха. (3-5 класс) Самопортрет, в котором целостно отражается отношение к себе, характер взаимоотношений ребенка с окружающими, а также его проблемы. 

3.                 Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга.  Детский вариант методики предназначен для детей 4–14 (7-14) лет. Позволяет выявлять уровень социальной адаптации; причины неадекватного поведения учащихся по отношению к сверстникам и преподавателям (конфликтность, агрессивность, изоляция); эмоциональные стереотипы реагирования в стрессовых ситуациях.

4.                 Методика Рене Жиля. Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

5.                 Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям. 

6.                 Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным. 

7.                 Характерологический опросник К. Леонгарда. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, когда каждый испытуемый имеет перед собой текст опросника и бланк ответов. Достаточно известны исследования суицидального поведения у лиц с выявленными акцентуациями характера. Наиболее склонными к суицидальному поведению считаются лица с тревожно- мнительными, эмоционально- ригидными (застревающими), возбудимыми и импульсивными чертами характера, которые выявляются по 5,8,2 шкалам опросника соответственно. По статистике 40% страдающих таким расстройством личности как психопатии, становятся суицидентами. Наибольший риск у лиц возбудимого (эмоционально-неустойчивого) типа, с диссоциальными расстройствами личности. 

8.                 Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет). 

9.                 Опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой. Экспрессдиагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно, индивидуальное и групповое тестирование.

10.            Опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования. 

Полученные данные обрабатываются, возможно, обозначится круг лиц, которым необходима профессиональная помощь психиатра, психотерапевта. 

Для данной категории детей составляются соответствующие заключения, которые выдаются на руки родителям или законным представителям. Затем родители или опекуны принимают решение о необходимости обращения за помощью к названным выше специалистам. Обращение к специалистам ПНД для оказания квалифицированной помощи НЕОБХОДИМО, так как работа с депрессивными расстройствами, суицидальными мыслями и поведением, не входит в компетенцию педагога – психолога образовательного учреждения.

При работе с подростками имеет место составление нескольких заключений:

1)                Для внутреннего пользования (закрытая информация, которая может быть использована при общении с психологами, врачом- психиатром): с подробным изложением полученных, зафиксированных на момент проведения обследования, данных, психологического диагноза;

2)                Для педагогов: доступная информация, где акцент сделан на описание форм педагогической коррекции выявленных особенностей, указанием положительных качеств, на которые необходимо опираться при проведении образовательного и воспитательного процесса;

3)                Для родителей: подробная информация с описанием рекомендации по общению с данным подростком, воспитательных воздействий, необходимых в данный момент испытуемому;

4)                Для подростков: дозированная информация, в которой даются рекомендации по решению выявленных проблем в ходе индивидуальной консультации.

В соответствии с должностными инструкциями педагога-психолога образовательного учреждения необходимо выполнение принципа соблюдения конфиденциальности, полученной специалистом информации.

Несмотря на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать суицид. Кроме того, личность человека, его психические состояния – это, во многом, тайна, загадка.

          

Заключение

 

Суицид – это кризисное состояние человека. Это может быть кризис собственной ценности, кризис развития, кризис одиночества, партнерский кризис и т.д. Содержанием кризиса выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти правильного выхода из сложившейся ситуации. В соответствии с современными воззрениями суицид (самоубийство) рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях, переживаемых ею микросоциальных конфликтов.

Причинами суицида среди школьников могут являться школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками, переезд на новое место жительства, конфликтные отношения с родителями. Высокие требования родителей к своему ребенку, которые он не может выполнить, могут привести к суицидальным попыткам. Хотя эти попытки могут носить демонстративный характер. Ребенок старается свести счеты с жизнью тогда, когда он предполагает, что ему смогут сохранить жизнь. Он совершает самоубийство, когда должны прийти взрослые, чтобы те могли его спасти. Совершение суицида на глазах окружающих и т.д.

Для профилактики самоубийств необходимо вовремя распознать развитие кризиса и создать условия для адекватного эмоционального отреагирования и интеллектуальной переработки психотравмирующего события.

Работа по профилактике суицида должна проводиться не только с детьми (подростками), но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.

          

Список использованной литературы

1.                 Мухина, С.В. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. / Сост. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 624 с.

2.                 Волкова, А. Н. Психолого-педагогическая поддержка детейсуицидентов/ А. Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. - 1998. - № 2. - С. 36-38.

3.                 Зотов, М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция / М. В. Зотов. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

4.                 Ильина, Е. А. Почему добровольно уходят из жизни подростки / Е.

А. Ильина // Воспитание школьников. - 1995. - № 4. - С. 30-33.

5.                 Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения: Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суцидология» / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. - Самара. - 2000. – С.78

6.                 Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг - М.: ТЦ «Сфера», при участии «ЮрайтМ», 2001. - 160 с.

7.                 Кучер, А. А. Выявление суицидального риска у детей /А. А. Кучер, В. Г. Костюкевич. // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы, 2001. - № 3. - С. 32-39.

8.                 Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.

Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

9.                 Словарь по социальной педагогике: учебн. пособие для студ. высш.

учебн. завед. / авт. сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.

10.            Письмо Минобразования РФ от 26.01.2000г № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». - Режим доступа: www.minobraz.ru  

11.            Письмо от 10.04.2005 № 05-02-05/1081 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков». - Режим доступа : www.minobraz.ru  

12.            Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003г № 03-51-102ин/22-03

«О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков». -

Режим доступа : www.minobraz.ru  

13.            Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.

14.            Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С.182-200

15.            Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1

 

 

                 

Приложение 1 Мифы и реалии суицида 

Близким, сталкивающимся с желаниями их родственника покончить с собой, важно уметь отделять некоторые ложные стереотипы, существующие в общественном сознании от научных фактов. Уместно привести некоторые типичные мнения о суицидах, чтобы соотнести их с реальным положением вещей.

1.                 Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их. – Ложное суждение. Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид.

2.                 Самоубийство случается без предупреждения.  – Ложное суждение. Исследования свидетельствуют о том, что суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях (по данным главного психиатра г. Уфы Ю.А. Анохина, спонтанно совершают самоубийства чаще подростки – прим. МС).

3.                 Склонность к самоубийству наследуется.  – Ложное суждение. Склонность к самоубийству не передается генетически.

4.                 Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. – Истинное суждение. Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с аналогичной частотой.

5.                 Все суицидальные личности страдают от психических расстройств. – Ложное суждение. Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния. Это совсем не значит, что они страдают психическими расстройствами.

6.                 Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид. – Ложное суждение.  Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на данную тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа – часто первый шаг в предупреждении самоубийства.

7.                 Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. – Истинное суждение. Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем.

8.                 Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание.  – Ложное суждение. Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.

9.                 Мужчины убивают себя чаще, чем женщины.  – Истинное суждение. Мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения.

10.            Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. – Ложное суждение. Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины.

11.            Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. – Истинное суждение. Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог самоубийце ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.

12.            Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового. – Ложное суждение. Не все суициды импульсивны. Большинство суицидентов предварительно обдумывает свои планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

13.            Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии. – Истинное суждение. Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием.

14.            Не существует значимой связи между наркоманий, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением. – Ложное суждение. Зависимость от алкоголя или наркотиков (токсических веществ) является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления.

Приложение 2

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении

Я, _____________________________согласен (согласна) на психолого- педагогическое сопровождение моего ребенка ___________________________________ Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

-                      психологическую диагностику;

-                      участие ребенка в развивающих занятиях;

-                      консультирование родителей (по желанию)

-                      при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;  Психолог обязуется:

-                      предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);

-                      не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях: Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.

Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях Вы будете информированы Родители (опекуны) имеют право:

отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов, указанных выше), предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы в свободной форме.

« __»  ______________________20_________г.        _____________(подпись)

 

 

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Каркатеевы 2018 г.

Каркатеевы 2018 г.

За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних

За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних

Предмет исследования – влияние психологического кризиса у детей и подростков на суицид

Предмет исследования – влияние психологического кризиса у детей и подростков на суицид

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева,

Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей (ощущение дефицита информации)

Основным когнитивным компонентом кризисного состояния является представление о невозможности разрешить кризис из-за отсутствия времени и возможностей (ощущение дефицита информации)

С точки зрения психофизиологии в кризисном состоянии происходят изменения в познавательных процессах, мышлении, наблюдается уменьшение объема внимания, снижение усвоения информации

С точки зрения психофизиологии в кризисном состоянии происходят изменения в познавательных процессах, мышлении, наблюдается уменьшение объема внимания, снижение усвоения информации

Понятие суицида Суицид (самоубийство) – это намеренное прекращение своей жизни

Понятие суицида Суицид (самоубийство) – это намеренное прекращение своей жизни

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними

Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); •

Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); •

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления

На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны

На этой фазе, как правило, усилия психолога по предотвращению самоубийства мало эффективны

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях, и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм…

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях, и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм…

Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких»

Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких»

Дети – суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с…

Дети – суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с…

Больные чаще всего переживают из-за своих морщин, пятен и волос на коже, величины носа, ширины бедер, размера ступни и т

Больные чаще всего переживают из-за своих морщин, пятен и волос на коже, величины носа, ширины бедер, размера ступни и т

Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента: • боязнь уголовной ответственности; • опасение другого наказания или позора

Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента: • боязнь уголовной ответственности; • опасение другого наказания или позора

Характерные черты личности суицидента

Характерные черты личности суицидента

На данном этапе мероприятий, посвящённых тематике самоубийств, нет

На данном этапе мероприятий, посвящённых тематике самоубийств, нет

Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска (имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска) с целью…

Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска (имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска) с целью…

Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копингстратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и…

Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копингстратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и…

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации

Цель - Предотвращение самоубийства

Цель - Предотвращение самоубийства

Заключить контракт. 3.

Заключить контракт. 3.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки

Наиболее опасным периодом считаются 1- 3-я недели после первой попытки

Наиболее опасным периодом считаются 1- 3-я недели после первой попытки

Таким образом, по-прежнему основной мишенью работы остаётся причина (кризисная ситуация, конфликт и др

Таким образом, по-прежнему основной мишенью работы остаётся причина (кризисная ситуация, конфликт и др

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для подростка

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для подростка

Как следует использовать имеющиеся ресурсы? • вначале получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы (при остром риске рассказать о том,…

Как следует использовать имеющиеся ресурсы? • вначале получить у подростка разрешение привлечь для его поддержки те или иные ресурсы (при остром риске рассказать о том,…

Дети и подростки, подверженные суицидальному риску, нуждаются в реабилитации (формировании) адаптивных социальных навыков и умений преодолевать стресс

Дети и подростки, подверженные суицидальному риску, нуждаются в реабилитации (формировании) адаптивных социальных навыков и умений преодолевать стресс

Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся (приложение 2)

Получение от родителей согласия на проведение психологической работы с учащимся (приложение 2)

Рассмотрим, какой диагностический инструментарий можно использовать для выявления учащихся «группы суицидального риска»

Рассмотрим, какой диагностический инструментарий можно использовать для выявления учащихся «группы суицидального риска»

Методика «Незаконченные предложения», вариант методики

Методика «Незаконченные предложения», вариант методики

Опросник суицидального риска Т

Опросник суицидального риска Т

Для педагогов: доступная информация, где акцент сделан на описание форм педагогической коррекции выявленных особенностей, указанием положительных качеств, на которые необходимо опираться при проведении образовательного и…

Для педагогов: доступная информация, где акцент сделан на описание форм педагогической коррекции выявленных особенностей, указанием положительных качеств, на которые необходимо опираться при проведении образовательного и…

Заключение Суицид – это кризисное состояние человека

Заключение Суицид – это кризисное состояние человека

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Л. В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002

Л. В. Мардахаев. - М.: Изд. центр «Академия», 2002

Приложение 1 Мифы и реалии суицида

Приложение 1 Мифы и реалии суицида

Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния

Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния

Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины

Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2018