ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Проектирование рабочей программы предмета, курса краеведения по выбору в общественно-активной начальной школе»
Оценка 5

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Проектирование рабочей программы предмета, курса краеведения по выбору в общественно-активной начальной школе»

Оценка 5
Образовательные программы +1
pdf
Междисциплинарный 6
Взрослым
13.08.2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ   «Проектирование рабочей программы предмета, курса краеведения по выбору  в общественно-активной начальной школе»
Образовательная программа предназначена для творческих проектных групп педагогов или индивидуальных подвижников в числе которых могут быть: учителя начальных классов, воспитатели групп продленного дня, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, которые готовы создавать дидактические средства, учебно-методические комплекты для реализации образовательных программ на основе локального краеведения – краеведения села, города, района. Особенность работы по программе длительное сопровождение участников в сетевом сообществе, освоение работы в системе Moodle. Возможность размещать созданные учебные средства для работы с учащимися на интерактивном учебном портале Центра проектных решений общественно-активных школ и продолжать с ними работать уже со своими учащимися и родителями. Для организации коллективного или индивидуального обучения – направить заявку на адрес: [email protected]Программа повышения квалификации на 24 часа. Выдается СЕРТИФИКАТ
ЗНАНИО_ПРОГРАММА1.pdf

Автономная некоммерческая организация

«Центр проектных решений общественно-активных школ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 

 «Проектирование рабочей программы предмета, курса краеведения по выбору  в общественно-активной начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул, 2018

          

УДК 374

ББК 74.02

 

Рецензенты:

 

Т. Ф. Калужина, директор МБОУ Тюменцевская СОШ Тюменцевского района; Е. Т. Шершнева, директор МБОУ СОШ №48 им.Козина Н.Д. г.Барнаул;

 

Автор-составитель: Митина А.А.

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации   «Проектирование рабочей программы предмета, курса краеведения по выбору в общественно-активной начальной школе»/ авт.-сост. А. А. Митина - Барнаул: Автономная некоммерческая организация «Центр проектных решений общественно-активных школ», 2018.- 23 с.

 

 

Образовательная программа предназначена для творческих проектных групп педагогов или индивидуальных подвижников, которые готовы создавать дидактические средства, учебно-методические комплекты для реализации образовательных программ на основе локального краеведения – краеведения села, города, района – именно этот круг является доступным пониманию и образному мышлению младших школьников. Особенность работы по программе длительное сопровождение участников в сетевом сообществе, освоение работы в системе Moodle. Возможность размещать созданные учебные средства для работы с учащимися на интерактивном учебном портале Центра проектных решений общественно-активных школ и продолжать с ними работать уже со своими учащимися и родителями. Для организации коллективного или индивидуального обучения – направить заявку на адрес: [email protected]

Программа может быть интересна учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.

УДК 374

ББК 74.02

 

©Митина А.А., 

 

©АНО ЦПР ОАШ, 2018

             

Оглавление

Пояснительная записка.................................................................................. 4

Достижение планируемых результатов обучения.......................................... 6

Профессиональный стандарт (ПС), на основе которого разрабатывалась ......

программа...................................................................................................... 7

Учебный план модуля.................................................................................... 8

Учебно-тематический план модуля................................................................ 9

Содержание программы............................................................................... 11

Задания для организации учебной работы в рамках заочной предкурсовой ..

сессии........................................................................................................... 14

Задания для организации учебной работы в рамках очной сессии.............. 14

Задания для организации учебной работы в рамках заочной посткурсовой ...

сессии........................................................................................................... 15

Тезаурус....................................................................................................... 16

Список основной литературы...................................................................... 22

Список дополнительной литературы........................................................... 23

 

 

             

Пояснительная записка

В пункте 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 5 января 1996 года провозглашена компетенция образовательного учреждения в разработке и утверждении образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин, в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Ст. 7 Закона РФ «Об образовании» от 5 января 1996 года закрепляет два компонента образовательного стандарта: федеральный и национально-региональный. В соответствии со стандартом второго поколения «Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования» конкретизирует: «Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Время, отводимое на вариативную часть внутри предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки, может быть использовано для увеличения часов на изучение отдельных предметов инвариантной части, на организацию курсов, в которых заинтересованы ученик, родитель, учитель, образовательное учреждение, субъект РФ»[1, с. 6–7]. ФГОС НОШ(2008) включает в образовательный план учащегося часы внеурочной деятельности, которые, безусловно, реализуются в условиях ресурсов местного сообщества, а следовательно, на основе краеведения. 

Таким образом, возникает необходимость в научно-методическом, учебнометодическом, организационно-нормативном оформлении поля возможностей учебных курсов краеведческой направленности, процедур педагогического взаимодействия на уровне образовательного учреждения. Для образовательной среды общественно-активной школы характерно что «в методическом обеспечении имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого результата, позволяющих провести диагностику уровня процесса». Для учителя – практика даже в условиях существования единых требований существовала проблема соотнесения идеальных проектов и реально возможных результатов педагогического процесса. При проектировании содержания краеведения педагоги сталкиваются с проблемами: как собрать информационный материал, относящийся к пространству «малая Родина», как педагогически целесообразно его обработать и ввести в целостный педагогический процесс. Какова ведущая деятельность на курсах краеведения в соответствии с возрастными и личностными особенностями обучающихся и особенностями образовательной программы школы, что такое «согласование» гражданского заказа и какова роль родителей и местного сообщества в процессе обучения.

Модуль «Проектирование рабочей программы предмета, учебного курса краеведения по выбору обучающихся и их родителей  в общественно-активной начальной школе» содержательно целостно охватывает технологию создания учебного курса на основе краеведческого материала в условиях образовательной среды, характеризуемой как «общественно-активная школа». Освоение содержания модуля позволяет решить профессиональную педагогическую проблему – создание и экспертиза рабочей программы курса по выбору учащихся и их родителей  по краеведению в рамках образовательной программы учреждения.

Целевой группой данного модуля являются учителя начальных классов, проектирующие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности в образовательной среде ОАШ.

Организационные формы работы по программе данного модуля ориентированы на практические занятия, дискуссии, круглые столы, проектирование, кейс-метод, элементы социально-психологического тренинга, консультации. В ходе освоения содержания модуля обучающиеся  смогут подвергнуть свой опыт в области проектирования курса учебного краеведения рефлексии с позиции: педагога-проектировщика, руководителя ОУ ОАШ, родителя, разделяющего ценности ОАШ.

Изучение модуля организуется в очно-заочной форме по схеме: самостоятельная работа с кейсом, установочная серия занятий, самостоятельная проектная работа обучающихся, консультационная поддержка, итоговая серия занятий.

Заочная сессии проводится в два этапа: до и после очной. На заочную предкурсовую сессию выносятся темы, связанные с определением функций и места краеведческого содержания в образовательной программе начальной школы, построением модели включения краеведческого содержания в содержание предмета или модели учебного курса краеведения. 

Послекурсовая заочная сессия предусматривает апробацию созданных проектов рабочих программ в образовательном учреждении, проверку и внесение корректировок в тексты составленных проектов.

Очная сессия предполагает проектирование деятельности по определению содержания краеведения в начальной школе, подбор интерактивных способов работы с учащимися и их родителями, подбор и адаптацию диагностических средств выявления результативности включения краеведческого содержания в образовательную программу начальной школы.

Основной объем программы представлен 24 учебными часами.

Ключевые понятия модуля: краеведение, образовательная среда общественно-активная школа, модель проектирования краеведения в целостном педагогическом процессе, рабочая программа учебного курса, ФГОС, базисный образовательный (учебный) план: инвариантная и вариативная часть, социальная компетентность, проектирование, исследовательско-поисковая деятельность, проектная деятельность.

Формы контроля 

Контроль продвижения обучающихся в освоении содержания модуля производится по выполнению ими текущих и итоговых заданий (в соответствии с согласованными в ходе проектирования критериями экспертизы), по результатам рефлексивной самодиагностики, входного и выходного анкетирования. 

По итогам обучения обучающиеся представляют кейс, который включает:

модель краеведения, которая предполагается к реализации в ОУ, где работает обучающийся;

текст рабочей программы курса «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология» или текст рабочей программы курса по выбору обучающихся и их родителей краеведческого содержания;

эссе по теме «Что изменилось в моей профессиональной деятельности в результате изучения модуля».

Содержание модуля носит открытый характер и допускает (при сохранении единства и целостности) оперативное внесение структурных и содержательных изменений внутри каждого раздела и тем в установленном порядке.

 

Достижение планируемых результатов обучения

 

п/п

 

Планируемые результаты обучения

 

 

Содержание, обеспечивающее достижение

планируемых

результатов обучения

(указывается соответствующий пункт из

содержания программы)    

 

Знать и понимать

 

1.  

Сущность и назначение краеведческих курсов вариативного школьного компонента в содержании образовательной программы школы, модель его реализации в общественноактивной школе; 

1,2,3

2.  

Ключевые признаки социальной компетентности школьника на начальной ступени обучения;

1,2,3

3.  

Нормативно-правовые основы проектирования содержания курса по выбору родителей и учащихся

1,2,3

4.  

Способы интеграции краеведческого содержания в рабочие программы «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Технологии»;

1,2,3

5.  

Сущность и назначение общественной экспертизы проекта и результатов учебного краеведения

1,2,3

 

Уметь

 

1.  

Моделировать учебный курс на основе организации исследовательско-поисковой и проектной деятельности обучающихся;  

1,2,3

 

Конструировать        средства         организации проектной деятельности и экспертизы содержания курса на основе краеведческого материала

1,2,3

 

Проектировать средства организации учебного процесса на основе созданной модели

1,2,3

 

Владеть

 

1.  

Создать рабочую программу предмета, учебного курса, и учебно-методического обеспечения на основе краеведческого содержания на учебном портале Центра проектных решений общественно-активных школ

 

1,2,3

Профессиональный стандарт (ПС), на основе которого разрабатывалась

программа 

Трудовая функция

Наименование

Код

Уровень

(подуровень) квалификации

Код стандарта 01.005 Специалист в области воспитания Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2017 г. N 45406 http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.005.pdf

3.1.1.

Проектирование программ формирования у учащихся социальной компетентности, социокультурного опыта

А/01.6

6

Код стандарта 01.001. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)  

Зарегистрировано     в          Минюсте        России            06        декабря          2013    г.             N         30550 http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf  

В

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

ТД. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в

начальной школе

B/02.6

 

Код стандарта 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Зарегистрировано в Минюсте России 24 сентября 2015 г. N 38994 http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf  

А. 3.1.

Преподавание                               по

дополнительным общеобразовательным программам

А

6

 

Учебный план модуля

«Проектирование рабочей программы предмета,

учебного курса краеведения по выбору обучающихся и их родителей в общественно-активной начальной школе»

Цель модуля: создать возможность для проектирования содержания краеведения в общественно-активной начальной школе. Задачи модуля:

овладеть способами моделирования краеведения на основе организации исследовательско - поисковой и проектной деятельности обучающихся;

овладеть способами конструирования средств организации проектной деятельности обучающихся и экспертизы содержания краеведения на соотвествие целевым ориентирам образовательной среды общественноактивная школа;

овладеть         средствами          проектирования   средств       организации педагогического процесса на основе созданной модели.

Категория слушателей: учителя начальных классов

Объем учебных часов: 24 часа 

 

Наименование 

 

В том числе

Форма

n|n

разделов модуля

Всего, час.

лекции

практ. заняти я

самост.  работа

контроля

1.

Ценностно-смысловой контекст включения краеведения в образовательную программу начальной школы, реализующей модель ОАШ

5

1

1

3

Контрольное задание: составить модель курса  учебного краеведения, которая

предполагает ся к

реализации в ОУ, где работает

обучающийс

я

2.

Проектирование рабочей программы предмета с включением краеведения. Проектирование краеведения как курса по выбору родителей и обучающихся

12

2

2

8

Контрольное задание: составить текст рабочей программы учебного краеведения

3.

Рефлексивноаналитическое осмысление учебнопрофессиональной деятельности в рамках модуля

2

 

 

2

Контрольное задание: эссе по теме «Что изменилось в моей профессиона льной деятельности в результате изучения модуля» 

 

Итого:

24

3

4

17

 

 

Учебно-тематический план модуля 

«Проектирование рабочей программы предмета,

учебного курса краеведения по выбору обучающихся и их родителей в общественно-активной начальной школе»

Цель модуля: создать возможность для проектирования содержания краеведения в общественно-активной начальной школе.

Задачи модуля:

овладеть способами моделирования краеведения на основе организации исследовательско - поисковой и проектной деятельности обучающихся;

овладеть способами конструирования средств организации проектной деятельности обучающихся и экспертизы содержания краеведения на соотвествие целевым ориентирам образовательной среды общественноактивная школа;

овладеть         средствами          проектирования   средств       организации педагогического процесса на основе созданной модели.

Категория слушателей: учителя начальных классов

Объем учебных часов: 24 часа  

n|n

Наименование  разделов и  тем модуля

Всего, час.

В том числе

Форма контроля

лекции

практ. занятия

само ст.  рабо та

1

Ценностно-смысловой контекст включения краеведения в образовательную программу начальной школы, реализующей модель ОАШ

5

1

1

3

Контрольное задание: составить модель краеведения, которая предполагается к реализации в ОУ, где

работает обучающийся

1.1

Место и функции краеведения в целостном педагогическом процессе, в образовательной программе начальной школы, реализующей модель ОАШ. Модели краеведения

2

 

 

2

Контрольное задание: предоставить место краеведения в образовательно й программе

школы 

 

1.2

Особенности краеведения в ОАШ

3

1

1

1

Рефлексивный анализ: «В чем особенность модели краеведения в классе (школе), где я работаю»

2

Проектирование рабочей программы предмета с

включением

17

 

2

15

Контрольное задание:

составить текст

 

краеведения. Проектирование краеведения как курса по выбору родителей и обучающихся 

 

 

 

 

 

рабочей программы предмета или курса по выбору родителей и обучающихся

2.1

Проектирование целей краеведения в ОАШ, как ожидаемых результатов реализации социального проекта.

2

 

2

 

 

Контрольное задание:

фрагмент (на выбор) средства организации проектной деятельности

2.2

Проектирование методических и дидактических средств организации деятельности обучающихся 

5

 

2

 

3

Контрольное задание:

фрагмент (на выбор) средства организации проектной деятельности

2.3

Проектирование системы диагностики развития учащегося средствами краеведения

5

 

2

 

3

Контрольное задание:

фрагмент (на выбор) средства организации проектной деятельности

2.4

Сущность общественной экспертизы проекта краеведения и способы её организации

5

 

1

 

4

Контрольное задание: составить текст рабочей программы 

3

Рефлексивноаналитическое осмысление учебнопрофессиональной деятельности в рамках модуля

2

 

 

 

2

Контрольное задание: эссе по теме «Что изменилось в моей профессиональ

ной деятельности в результате изучения модуля» 

 

Итого:

24

2

 

4

18

 

Содержание программы

 

 

Предметно – тематическое  содержание

Процессуальное (деятельностное)  содержание

 

РАЗДЕЛ 1. «Ценностно-смысловой контекст включения краеведения в образовательную программу начальной школы, реализующей модель ОАШ» 

1.1.

 

Место и функции краеведения в целостном педагогическом процессе, в образовательной программе начальной школы, реализующей модель ОАШ. Модели краеведения  Базисный учебный (образовательный) план: сущность, назначение.

Вариативная и инвариантная части. Место краеведения в целостном педагогическом процессе, в образовательной программе ОУ. Проекция целей стандарта  и национальной образовательной инициативы на содержание краеведения. Самоопределение на проект.

Изучение текстов источников (СДприложение)

Формулировка целевых ориентиров, функций краеведческих курсов; социальных, учебных проектов; компетенций, формируемых на содержании краеведческого материала 

Определение уровня своей компетентности в проектировании содержания краеведческой работы; разработка личных образовательных целей изучения модуля.

1.2.

Особенности краеведения в ОАШ. Концептуально методическая основа проектирования краеведения в ОАШ, модели краеведения в исторической перспективе ( Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т. Шацкий, краеведение 60-80-х гг. ХХ века, педагогика сотрудничества, исследовательское обучение, метод проектов, социальная компетентность как один из важнейших целевых ориентиров краеведения в начальной школе)

Предъявление индивидуальных целей освоения учебного модуля,

согласование групповых целей и определение способов

продвижения группы. 

Предъявление позиции по вопросу места и роли краеведения в

образовательной программе ОУ,

разработка критериев экспертизы

подходов, проведение экспертной оценки. Моделирование краеведения  в ОАШ. Составить модель краеведения, которая предполагается к реализации в ОУ, где работает обучающийся;

 

РАЗДЕЛ 2. «Проектирование рабочей программы предмета с включением краеведения. Проектирование краеведения как курса по выбору

родителей и обучающихся»

2.1

 

Проектирование целей краеведения в ОАШ, как ожидаемых результатов реализации социального проекта. 

 

Краеведение как социальный проект. Организация участия в проектировании заинтересованной педагогической общественности,

Командное взаимодействие участников педагогического процесса в ходе проектирования содержания краеведения.  Корректировка диаграммы хода деятельности творческой группы по разработке и реализации проекта краеведения.

 

 

Предметно – тематическое  содержание

Процессуальное (деятельностное)  содержание

 

родителей, учащихся, представителей местного социума

Практикум по разработке целей краеведения как социального проекта

2.2

Проектирование методических и дидактических средств организации деятельности обучающихся

-                     разработка модели дидактического или методического средства; - представление модели в группе; - подбор средств, организующих реализацию модели в педагогическом проекте;

-                     подготовка текста тематического планирования;

-                     подготовка текста заданий по линиям развития учащихся средствами краеведения;

-                     составление макета текста рабочей программы;

-                     подготовка пояснительной записки к рабочей программе

2.3

 

Проектирование системы диагностики развития учащегося средствами краеведения

-                     подбор  показателей  и индикаторов результативности краеведческого курса; 

-                     изучение диагностических методик; - разработка текста проверочной работы;

-                     апробирование текста проверочной работы на занятиях в реальной практике

2.4

 

Сущность общественной экспертизы проекта краеведения и способы её

организации 

Организация общественной  экспертизы результативности включения краеведческого материала в содержание образовательной программы школы 

Разработка регламента участия общественности в экспертизе модели включения краеведения в образовательную программу школы. Обсуждение текста на платформе ВИКИ.

Составление плана работы по привлечению общественности к экспертизе результативности включения краеведения в образовательную программу школы. Адаптация анкеты  по изучению результативности включения краеведения в образовательную программу школы. Проведение анкетирования родителей и учащихся. Анализ анкет

 

Предметно – тематическое  содержание

Процессуальное (деятельностное)  содержание

3

Рефлексивно-аналитическое осмысление учебно-

профессиональной деятельности в рамках модуля

-                     подбор интерактивных методик организации взаимодействия в детско-взрослых коллективах; - рефлексия работы над содержанием модуля и способах работы с содержанием;

-                     подготовка эссе на тему: «Что изменилось в моей профессиональной деятельности в результате изучения модуля»

Задания для организации учебной работы в рамках заочной

предкурсовой сессии

 

1.                 Изучите материалы на страничке курса портала АНО ЦПР ОАШ и зафиксируйте свое понимание концептуальных оснований включения краеведческого содержания в образовательную программу начальной школы. Составьте модель включения краеведческого содержания в образовательную программу вашей школы. В чем Вы видите особенность краеведения в ОАШ? Зафиксируйте своё понимание в виде перечня.

2.                 Проанализируйте примерную образовательную программу начального общего образования (www.standart.edu.ru), разработанную как методическое сопровождение федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Какие дополнительные требования, на Ваш взгляд, предъявляет новый образовательный стандарт к структуре и содержанию рабочей программы по предмету, рабочей программе по выбору обучающихся и их родителей? Результаты работы представьте в виде перечня структурных разделов рабочей программы. В работе над каким разделом, какие затруднения Вы испытываете, сформулируйте их в виде вопросов.

3.                 Отправьте задания заочной сессии на электронный адрес [email protected] или в среде курса на учебном портале ЦПР ОАШ

 

Задания для организации учебной работы в рамках очной сессии

1.                 Обсудите в группе, в чём заключается специфика краеведения в сельской и городской ОАШ. Выделите три сущностные характеристики модели краеведения в начальной ОАШ.

2.                 Обсудите в блоге вопросы: «Будет ли иметь особенности процесс проектирования рабочей программы на основе краеведения в общественно-активной школе? Если да, то чем, на Ваш взгляд, будет отличаться это проектирование?».

3.                 Сформулируйте собственные профессиональные задачи, которые Вы хотели бы решить в рамках курсов по  проектированию рабочей программы предмета или курса по выбору на основе краеведческого материала. Оформите их в документе совместного редактирования на платформе Google.

4.                 Разработайте структуру тематического плана по предмету, или курсу краеведения. Обсудите её в группе, какие раздела должны быть там обязательно, если это ОАШ?

5.                 Сформулируйте не менее трех критериев оценки качества рабочей программы предмета или курса по выбору в общественно-активной школе.

6.                 Разработайте регламент участия общественности в экспертизе учебной программы на основе краеведческого содержания.

7.                 Составьте план работы по привлечению общественности к экспертизе результативности включения краеведения в образовательную программу школы.   

Задания для организации учебной работы в рамках заочной

посткурсовой сессии

1.                  Доработайте текст рабочей программы предмета или курса по выбору.

2.                  Пользуясь разработанными на курсах критериями, организуйте экспертизу качества рабочей программы. Результаты внутренней экспертизы оформите в виде экспертного заключения, выставьте его на страничке сообщества на фейсбуке.

3.                  Напишите эссе на тему «Что изменилось в моей профессиональной деятельности в результате изучения модуля?»

4.                  Отправьте задания заочной сессии на электронный адрес [email protected] или в курсе на учебном портале АНО ЦПР ОАШ 

 

Тезаурус

Базисный учебный план – утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312, на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004). Основа для разработки учебных планов образовательных учреждений. Обеспечивает безусловное выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года №44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02». Определяет перечень учебных  предметов базового (инвариантного) компонента, обязательных для изучения на данной ступени обучения, по которым проводится итоговая аттестация выпускников или оценка их образовательных достижений по итогам учебного года; дает рекомендации по распределению учебного времени между отдельными образовательными областями, распределение учебного  времени между базовым (инвариантным) и школьным (вариативным) компонентами, максимальный объем аудиторной и домашней учебной нагрузки обучающихся. 

Базисный учебный (образовательный) план – Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. 

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса и в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  состоит из двух частей: инвариантной части, вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. 

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национальнозначимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. 

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений является нормативно-правовой основой для разработки учебного плана общеобразовательного учреждения. В учебном плане общеобразовательного учреждения должны быть отражены основные показатели базисного учебного (образовательного) плана: все учебные предметы, недельное распределение часов по  предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка, а также должен быть подробно расписан раздел «Внеурочная деятельность» по направлениям, определенным основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа учебного курса –  «программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

                требований    к    результатам    освоения    основной    образовательной

программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)    пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)    общую характеристику учебного предмета, курса;

3)    описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)    описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)    личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)    содержание учебного предмета, курса;

7)    тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)    описание материально-технического обеспечения образовательного процесса» (ФГОС).

Модель – образ (в том числе условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) или прообраз (образец) какого - либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» (Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Главный редактор А. М. Прохоров. Изд. 3-е, том 21, Проба-Ременсы. – М. : Советская энциклопедия, 1974. – 640 с.)

Проектирование – процесс разработки целей и конструктивных схем их достижения отдельными педагогами или коллективами учителей в условиях вариативности образования, выбора воспитательных программ на основе личностного принятия и освоения идей, концепций, ценностных установок (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Под деятельностью педагогического проектирования понимается «ряд последовательно идущих друг за другом этапов: моделирование, проектирование, конструирование», дидактическое проектирование – это проектирование процесса обучения (Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов [Текст] /

В. С. Безрукова – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.)

Образовательная программа (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) – определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

2.     Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3.     К основным общеобразовательным относятся программы:

1)   дошкольного образования;

2)   начального общего образования;

3)   основного общего образования;

4)   среднего (полного) общего образования.

6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Образовательная программа (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года) - Статья 12 Образовательные программы

1.           Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2.           2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3.           3. К основным образовательным программам относятся:

1)  основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2)  основные профессиональные образовательные программы:

 а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

 б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентурыстажировки;

3)  основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4.           К дополнительным образовательным программам относятся:

1)  дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2)  дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5.           Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Краеведение – многоуровневая и многоцелевая деятельность различных субъектов по комплексному изучению, описанию и развитию микромира определенной пространственно-временной общности. 

 

 

Формы существования краеведения и их отличительные особенности

Формы (виды) существования

государственное

общественное

школьное

Академическо

е (научное)

Координа торызаказчики

Орган исполнительной власти территории – региона (5-8 уровня по О.Ю. Стреловой)

Личный интерес, заказ

государственных структур, гранты

Органы управления образованием всей вертикали,

администрация школы, родители, органы местного

самоуправления

Личный

интерес,

заказ государственн ых                 структур, гранты

Исполнит ели                 –

обществе нные структур ы

НИИ регионов, музеи, архивы,

библиотеки, метеостанции, экологические службы

Клубы, общественные организации, библиотеки, народные  музеи, семья

Школа,                центры

доп.образования,

ВУЗы, ССУЗы, ПТУ, школьные            музеи, школьные общественные организации, школьные библиотеки, семья

Академически

е                ВУЗы,

научные школы, лаборатории

Исполнит ели                 – индивиду альные субъекты

Служащие, штатные

работники, краеведы

Краеведы, местное население, туристы, члены семьи

 

Учитель-ученик, Преподавательстудент, руководительобучающийся, члены семьи

Ученыеисследователи, краеведыпрофессионал ы

Ведущее направление деятельности

-Конструирование региональной идентичности, -управление жизнедеятельностью региона 

Пропаганда достижений территории, общины

Обучение, самоопределение, гражданская, национальная, религиозная, культурная идентичность

Открытие            и создание источников

Объекты

Область,             край,

республика, страна

Область, край, республика, страна, место, процессы, субъекты

Семья, род, школа, улица, село-город,

район, край

Место, процессы, субъекты деятельности

Формы (виды) существования

государственное

общественное

школьное

Академическо

е (научное)

 

 

деятельности определенной территории

 

определенной территории

Итоговый продукт

Развитие региона

Личностная позиция, самореализация

Личностное развитие, личностная         позиция, самореализация

Теории, кадры, источники,

Личностное развитие, личностная позиция,

самореализаци

я

Форма представления

целей                 и

результатов

Планы развития

Проекты (хозяйственные, культурные, социальные..), события

Учебные              планы,

программы

Планы, исследования (статьи, отчеты, диссертации)

Близкие термины, синонимы

Регионоведение, страноведение

Мироведение, родиноведение

Мироведение, родиноведение, устная история, региональный (национальнорегиональный) компонент

Краеведение, локалистика, устная история

Школьное краеведение в образовательной среде общественно-активная школа – это часть образовательной программы школы, которая ориентирована на изучение, описание и развитие микромира «малая Родина» силами участников образовательного взаимодействия в рамках учебного (образовательного) плана учреждения на основе рабочих программ, карт индивидуальной деятельности с целью личностного развития учащегося и решения значимых для школьника и местного сообщества проблем пространства «малая Родина».

Государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1.     структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного

процесса;

2.     условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3. результатам освоения основных образовательных программ.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами, поставленными и решаемыми школьным сообществом. Проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь (В. В. Рубцов, И. М. Улановская).

Общественно-активная школа – демократически ориентированная образовательная среда, в которой участники стремятся реализовать согласованные цели при проектировании образовательного взаимодействия. Ведущими технологиями реализации модели ОАШ становятся: метод проектов, обучение в сотрудничестве, продуктивное обучение, интерактивные технологии. Основные направления развития ОАШ – демократизация, партнерство, добровольчество. Продуктный результат взаимодействия проявляется в появлении субъектности, развитии социальной компетентности, адекватной самооценке, низкой тревожности, исследовательском стиле мышления, широте познавательного интереса обучающихся.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально – значимой продуктивной деятельности. Образовательные компетенции относятся к тем видам деятельности, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно – деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.

(А. В. Хуторской).

Список основной литературы

1)    Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2009. – 12 с.

2)    Российская модель общественно-активной школы / Сост. Е. Ю. Фомина, И. В. Валюшицкая, Н. А. Максименко, Е. В. Насонова. – Красноярск: КРМОО Центр «Сотрудничество», 2004. – 176 с. 

3)    Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект.- М.: Просвещение, 2008.-21с. (Стандарты второго поколения)

4)    Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 10–16.

5)    Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации [Текст] / авт. сост. А. А. Митина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 159 с.

6)    Митина, А. А. Моё село – моё отечество: Учебно-методическое пособие для учителя 3-4 классов общеобразовательных школ Тюменцевского района Алтайского края [Текст] / А. А. Митина, Т. Ф. Калужина, Е. В. Рязанова, Е. П. Сычева – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. – 182 с.

Список дополнительной литературы

1)                Казанцева, Н. А. Общественно активные школы: опыт добровольческих инициатив [Текст] / Н. А. Казанцева. – Красноярск: Центр «Сотрудничество на местном уровне», 2002. – 176 с. 

2)                Корнетов, Г. Б. Феномен общественно-активной школы в контексте развития демократической педагогики [Текст] / Г. Б. Корнетов. – М.: Академия социального управления, 2009. – 264 с.

3)                Насонова, Е. В. Демократизация школы [Текст] / Е. В. Насонова – Красноярск: Центр «Сотрудничество на местном уровне», 2005. – 187 с.

4)                Общественно-активная школа: опыт построения социального партнерства [Текст] / Е. В. Болуж, И. В. Валюшицкая, Е. Ю. Фомина, Е. М. Шайхутдинов. – Красноярск: КРМОО Центр «Сотрудничество», 2005. – 108 с.

5)                Шацкий, С. Т. Изучение жизни и участие в ней [Текст] / С.Т. Шацкий // Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. А. И. Капрева,

Л. Н. Скаткина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М.: Просвещение, 1964. – Т.

2. – С. 155–305

Автономная некоммерческая организация «Центр проектных решений общественно-активных школ»

Автономная некоммерческая организация «Центр проектных решений общественно-активных школ»

Рецензенты: Т. Ф. Калужина, директор

Рецензенты: Т. Ф. Калужина, директор

Оглавление

Оглавление

Пояснительная записка В пункте 2 ст

Пояснительная записка В пункте 2 ст

Родина», как педагогически целесообразно его обработать и ввести в целостный педагогический процесс

Родина», как педагогически целесообразно его обработать и ввести в целостный педагогический процесс

Послекурсовая заочная сессия предусматривает апробацию созданных проектов рабочих программ в образовательном учреждении, проверку и внесение корректировок в тексты составленных проектов

Послекурсовая заочная сессия предусматривает апробацию созданных проектов рабочих программ в образовательном учреждении, проверку и внесение корректировок в тексты составленных проектов

Достижение планируемых результатов обучения № п/п

Достижение планируемых результатов обучения № п/п

Создать рабочую программу предмета, учебного курса, и учебно-методического обеспечения на основе краеведческого содержания на учебном портале

Создать рабочую программу предмета, учебного курса, и учебно-методического обеспечения на основе краеведческого содержания на учебном портале

Учебный план модуля «Проектирование рабочей программы предмета, учебного курса краеведения по выбору обучающихся и их родителей в общественно-активной начальной школе»

Учебный план модуля «Проектирование рабочей программы предмета, учебного курса краеведения по выбору обучающихся и их родителей в общественно-активной начальной школе»

Проектирование рабочей программы предмета с включением краеведения

Проектирование рабочей программы предмета с включением краеведения

Категория слушателей : учителя начальных классов

Категория слушателей : учителя начальных классов

Проектирование целей краеведения в

Проектирование целей краеведения в

РАЗДЕЛ 1. «Ценностно-смысловой контекст включения краеведения в образовательную программу начальной школы, реализующей модель

РАЗДЕЛ 1. «Ценностно-смысловой контекст включения краеведения в образовательную программу начальной школы, реализующей модель

Проектирование целей краеведения в

Проектирование целей краеведения в

Сущность общественной экспертизы проекта краеведения и способы её организации

Сущность общественной экспертизы проекта краеведения и способы её организации

Проанализируйте примерную образовательную программу начального общего образования ( www

Проанализируйте примерную образовательную программу начального общего образования ( www

Разработайте регламент участия общественности в экспертизе учебной программы на основе краеведческого содержания

Разработайте регламент участия общественности в экспертизе учебной программы на основе краеведческого содержания

Базисный учебный (образовательный) план –

Базисный учебный (образовательный) план –

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся

Модель – образ (в том числе условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т

Модель – образ (в том числе условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию

К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы…

К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы…

Координа торызаказчики Орган исполнительной власти территории – региона (5-8 уровня по

Координа торызаказчики Орган исполнительной власти территории – региона (5-8 уровня по

Близкие термины, синонимы

Близкие термины, синонимы

Продуктный результат взаимодействия проявляется в появлении субъектности, развитии социальной компетентности, адекватной самооценке, низкой тревожности, исследовательском стиле мышления, широте познавательного интереса обучающихся

Продуктный результат взаимодействия проявляется в появлении субъектности, развитии социальной компетентности, адекватной самооценке, низкой тревожности, исследовательском стиле мышления, широте познавательного интереса обучающихся

Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации [Текст] / авт

Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации [Текст] / авт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018