ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — НОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
Оценка 4.7

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — НОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

Оценка 4.7
Занимательные материалы +3
pdf
технология +1
Взрослым
04.04.2020
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — НОВЫЙ УРОВЕНЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
Пример применения смысловой педагогики с использованием метафор
5_Статья_Атаманова Журнал 04-16.pdf

Экологическое          до школы

Образование:        в школе

вне школы

№4(69)            Издается с 1999 г. Выходит один раз в квартал

2016                     НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Редакционный совет:

Грачев В.А.,        член-корр. РАН                          Президент неправительственного экологического

                                                                               фонда им. В.И. Вернадского

Захаров В. М.,    член-корр. РАН                           Директор Института устойчивого развития

            и здоровья среды Института биологии развития        им. Н.К. Кольцова РАН

Кезина Л.П.,       академик РАО

Пикунов С.В.                                                         Руководитель Природнадзора Югры

Кузнецов А.А.,   академик РАО

Кульбачевский А.О.         Руководитель Департамента природопользования             и охраны окружающей среды города Москвы

Низиенко Е.Л.                                                     Первый вице-президент издательства «Просвещение»

Рыжаков М.В.,    академик РАО

Саямов Ю.Н.  Профессор, зав. каф. ЮНЕСКО по изучению гло        бальных проблем, МГУ им. М.В. Ломоносова

Редакционная коллегия:

Захлебный А.Н. Главный редактор

Алексеев С.В., Бабакова Т.А., Вагнер И.В., Глазачев С.Н., Дагбаева Н.Ж.,

Дзятковская Е.Н. (зам. гл. редактора), Ермаков Д.С., Кавтарадзе Д.Н.,

Колесова Е.В., Мамедов Н.М., Марфенин Н.Н. Моргун Д.В., Суравегина И.Т., Урсу-Архипова А.П., Шахурина И.И., Ясвин В.А.

Точка зрения авторов может не совпадать с мнением редакции

Почтовый адрес редакции: 117588, Москва, а/я 52. Тел./факс (495) 426-1679, E-mail: [email protected]

Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, свидетельство № 017895

Учредители: Российская академия образования, Центр «Образование и экология»

Этот номер журнала выпущен при финансовой поддержке Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского.

            2       

Содержание

Дзятковская Е.Н.

Методологические основания проектирования для устойчивого развития 3 Мамедов Н.М.

Уроки экологии 9

Брагина Е.Л.

Формирование экологической грамотности в контексте образования для устойчивого

развития 15

Лобастова М.П.

Нравственный императив Рэя Брэдбери 20

Кибекина А.В.

Путешествуя по странам мира, уважаем их «Дорожную культуру»! 23 Пекшина Н.А.

Ценности онтологической прозы как основа образования для устойчивого развития  26 Чикалина Л.Г.

Предпрофильное и профильное образование по экологическому туризму 29 Хотунцев Ю.Л.

Формирование экологической культуры человека в процессе непрерывного

экологического образования 34

Атаманова Г.И.

Образование для экологического развития – новый уровень для подготовки будущих

учителей в ВУЗе (из опыта работы) 38

Учителю на заметку 43

На первой странице обложки: Осенний этюд

Проект издания:

Захлебный АН

Макет издания:

Косарева АВ

Художник:

Дзятковская ЕН

Подписано в печать 20122016 г Печать офсетная

Формат 60х90/8 Успечл 6

Тираж 1000 Заказ № 2000

Отпечатано в типографии ООО «Галлея-Принт» г Москва

Экологическое образование

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ — НОВЫЙ

УРОВЕНЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ

Г.И. Атаманова, доцент кафедры педагогики Кызылского пед. института 

Тувинского гос. университета


Стратегия образования для устойчивого развития, принятая ЕЭК ООН, подчеркивает ведущую роль образования в достижении устойчивого будущего (ОУР). Образование является незаменимым фактором для изменения подходов людей к оценке и решению стоящих перед ними глобальных проблем, формирования ценностей, навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием. Согласно цели 4-й из 17 целей устойчивого развития (2015), необходимо «обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе с помощью обучения по вопросам устойчивого развития, пропаганды устойчивого образа жизни, прав человека, гендерного равенства, поощрения культуры мира и ненасилия, воспитания граждан мира и признания культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие». В более чем ста ВУЗах страны вопросы устойчивого развития становятся неотъемлемым элементом учебных программ подготовки будущих учителей [4]. Мы считаем, что речь прежде всего идет о новом уровне познания студентами педагогических специальностей сущности профессии «Учитель» в 21 веке.

Вместе с тем, универсальной модели введения в учебный процесс образования для устойчивого развития нет [5]. ОУР может реализовываться разными способами, в зависимости от конкретных культурных, социальных, экологических, экономических условий. В этой ситуации нам представляется плодотворной идея выхода профессиональной подготовки учителей разных регионов страны на единое семантическое поле, обеспечивающее смысловое единство действий и взаимное профессиональное и поликультурное обогащение разных вузов. В основе обеспечения такого единства лежит адаптация международных социальных и политических идей ОУР к российской педагогической реальности; определение его национальных приоритетов в соответствии с задачами «Основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» [6]. Средством продвижения к решению этой сложной проблемы могло бы стать использование в обучении студентов еще мало известного педагогам инструмента смыслопорождающей педагогики – концептуальных метафор ключевых идей, в виде разработанных Е.Н.

Дзятковской «зеленых аксиом» [2].

С помощью метафоричной формы «зеленые аксиомы» создают смысловые (по В.В. Рубцову – «умные») образы закономерностей и принципов действий для гармонизации отношений общества и природы. С помощью языка метафор идеи УР предстают в виде узнаваемых образцов поведения, адаптированных к личному опыту (индивидуальному и коллективному), национальному менталитету, национальным системам образования, решаемым сообществом специфическим приоритетным задачам устойчивого развития [3]. Ведь на принятие идей устойчивого развития влияют архетипически укорененные в сознании человека представления об отношении к природе, присвоенные национальные ценности и традиции. «Зеленые аксиомы» в этом случае выступают средством диалога культур по общим для всех жителей планеты вопросам выживания и устойчивого развития. Это очень важно для студентов Кы-


зылского педагогического института Тувинского государственного университета. Так как основной язык, на котором мыслят и говорят студенты – тувинский, а обосновывать, аргументировать, убеждать они должны на русском. Поэтому важно не просто выучить определение, а задуматься, понять, осмыслить, интерпретировать в разных знаковых системах – то есть, научиться мыслить по-другому.

Представим два примера с использованием «зеленых аксиом» при изучении дисциплины «Педагогика» (студенты первого курса, бакалавриат, направление «Психология» и «Начальное образование»). Считаем, что и психологи, и учителя начальных классов, как никто другой, в первую очередь должен быть знакомы с экологическим образованием и образованием для устойчивого развития.

В основе представленных занятий – приемы смысловой педагогики как средство установления связи между социокультурными значениями идей УР и их личностной значимостью, основа для организации осмысленной деятельности для УР. С самых первых занятий студентам были ненавязчиво введены основные понятия образования для устойчивого развития. Формулировка требований, которым должны удовлетворять смысловые единицы экологического образования для устойчивого развития, подвела студентов к пониманию метафоры «зеленые аксиомы», которые опираются на достижения современного естествознания и социально-гуманитарных наук в познании законов сосуществования социального и природного, преломляют их через призму новой этики, продиктованной самой природой.

Пример. 1.

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность.

Тема: Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе.

Занятие построено в виде блиц-игры с элементами дискуссии, мозгового штурма.

1.        Дискуссия об особенностях профессии «Учитель». Студенты отмечают, что главное отличие этой профессии от других такого же типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом создания условий для ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

2.        Просмотр видео урока «Путешествие в страну экологических отношений» (4 класс). Учителя начальной школы Берникова Галина Александровна, зам. директора нач. школы, учитель начальных классов; Черняева Анна Александровна (205-я школа г. Москвы, научный руководитель Е.Н. Дзятковская) [1].

Через всё занятие проходит ключевая идея образования для устойчивого развития: соединения в мышлении, мировоззрении и деятельности современного человека трёх сторон: экономической, социальной и экологической. Ведущую роль в гармонизации отношений человека с природой, людьми и миром экономики (вещей) играет культура. Основой такой гармонизации выступают принципы партнерства (готовности к совместным действиям в общих интересах и работе в команде); справедливости (признание права на качество жизни для всех людей на планете, включая будущие поколения); сохранения природной среды; природного и культурного наследия. Научиться мыслить одновременно в трех измерениях – задача не простая, и решаться она должна поэтапно. Первый этап – разделение в сознании ребенка отношений с окружающим его миром на отношения с людьми, природой и миром вещей. Второй этап – выделение критериев оценки таких отношений. Третий – сопоставление этих отношений, выявление их взаимосвязи между собой и с характеристиками личности человека. Четвертый этап: путь от отношений – к мотивации и смысловой установке деятельности.

Метафорами трёх групп отношений человека с окружающим миром выступают три железнодорожные станции: «человек-человек», «человек-природа», «человек-вещи». Иносказательный образ взаимосвязи отношений человека с природой, людьми и миром вещей – «железнодорожный узел». Метафора нравственного выбора – «зеленый рюкзак», в который дети отбирают только те отношения, которые хотят взять с собой, чтобы построить свой «Экомир».

Перед просмотром видео урока студенты получили задание: отследить управляющие и преобразующие направления деятельности учителя. Выделить то, что узнали новое, что заинтересовало, иначе говоря, что «зацепило»?

Студенты развернули дискуссию, обосновали свой выбор, назвали психолого-педагогическую составляющую данного видео урока, но самое главное – выразили свое отношение к занятию, что они узнали нового об экологическом образовании. Они увидели, как учитель в смысловой педагогике управляет учениками, как преобразует их мышление учащихся от простого к сложному: от житейских примеров – к глобальным проблемам человечества. Были выделены задачи учителя и результаты: предметные, метапредметные, личностные. Студенты увидели, как в видеоуроке проявились особенности профессиональной деятельности учителя, сделали очень много тонких наблюдений. Как результат, студенты стали более открытыми в своих высказываниях, они не только познакомились с отношением детей к окружающему миру, но увидели пример деятельности учителя. Большое спасибо за такой урок. Его показ очень поучителен в разных аспектах, особенно для студентов педагогических специальностей.

В заключение занятия студенты, как и учащиеся показанного видео-урока, получили домашнее задание:

           Какие отношения Вы бы перенесли из школьной жизни в студенческую жизнь для будущей профессии, а какие отношения Вы бы оставили в прошлом?

           Какие отношения Вы бы хотели развить в будущем для становления Вас как высококлассного специалиста?

Пример 2.

Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность.

Тема: Требования к личности учителя и его профессиональной компетентности.

Знать:

           требования Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности учителя;

           определение профессиональной компетентности учителя и ее компоненты;

           сущностные характеристики понятий «педагогические способности», «педагогическое мастерство».

Способом достижения этих требований выступил язык метафор, освоение которого является частью профессиональной компетенции педагогов разных специальностей, а средством – метафоры, которые помогали совместно с педагогом решить учебную задачу – вывести принципы действий учителя для воплощения в жизнь идей устойчивого развития. Образование для устойчивого развития – это не только учебный материал, это и живое общение, организация деятельности обучающихся, проживание вмести с ними разных ситуаций – учебных, учебно-проектных, социально-проектных.

Для лучшего понимания вопроса о личности учителя и его профессиональной компетенции были использованы пословицы и поговорки. Иносказание позволяет объяснить студентам и довести до уровня понимания, осмысления и интерпретации вопрос об особенностях учительской профессии. Каждая пословица или поговорка рассматривалась в контексте: предмет, свойства, отношения.

Предмет мысли – Что это? Какое оно? В каком отношении?

Вот некоторые поговорки, которые были использованы на занятиях со студентами.

Чтоб других учить, надо свой разум наточить.

По ученику и об учителе судят.

Учи других и сам научишься.

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Дерево и учитель познается по плоду.

Учитель в школе, что посев в поле.

Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг (казахская пословица).

Полезной для мотивации к профессии оказалась притча о мудром учителе и его ученике.

Учитель и ученик

           Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

           Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, – то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

           И это всё? – недоумённо спросил ученик.

           Нет, – ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

           Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а, во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

           То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Разбор данной притчи дает положительный эффект не только в ответах на вопросы о деятельности учителя, о его профессиональных качествах, о терпении, о мудрости, но и о том, как можно оценивать ситуацию и не быть втянутым в негативные последствия. То есть, как уметь справляться со стрессами, которые у учителя возникают постоянно.

На занятии использовали также слова неизвестного автора, которые появились в социальных сетях ко дню учителя и которые можно было бы использовать как «педагогическую аксиому».

«Хотите в жизни перемен? Идите работать в школу!

Там перемены через каждые 45 минут. И работа самая лучшая. Учителя даже каждый день об этом на доске пишут: «Классная работа!»…».

Можно просто посмеяться над этим, а можно разобрать, какие перемены ждут учителя каждый день? Что понимается под словами «работа самая лучшая»? Какая работа для Вас самая лучшая? Как Вы можете сделать работу наилучшей? Что для этого потребуется от Вас? И т.д. И все это – тоже образование для устойчивого развития.

Таким образом, метафоры в педагогике выполняют функцию и смысловой интеграции учебного материала разных учебных предметов; и придания личностного смысла в выборе своей будущей профессии; и раскрытия новых требований к личности учителя и его компетентности; и осмысления принципов работы педагога 21-го века.

С помощью метафорических образов, на примере «зеленых аксиом», студенты:

-                  открывают новые значения и смыслы учебного материала изучаемого предмета (фактов, сведений, теорий, оценок, отношений, действий, деятельности, поведения);

-                  соотносят их с аналогичными значениями и смыслами учебного материала других предметов; содержательно обобщают их, устраняя повторы и дублирование материала;

-                  систематизируют знания и умения разных учебных предметов на основе смыслов

УР в надпредметную, экологическую картину мира.

В условиях ВУЗа, где студенты мыслят и говорят в основном на родном языке (тувинском), такие занятия – заявка на новый уровень подготовки будущих учителей в ВУЗе – как субъектов диалога культур в глобальном мире.

В конце занятий все студенты ответили «ДА» на заданные вопросы:

Было интересно? Было трудно? Узнал новое? Расскажу другим?

Ответ «ДА» на вопрос: «Было трудно?» говорит о том, что это ново, это требует усилий души, личностного подключения, раздумий, переживаний. Подобно зоне ближайшего развития Л.С. Выготского – зоне подтягивания психического развития вслед за обучением, когда субъект сначала может решить задачу лишь с помощью педагога, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач [1].

Литература:

1.         Берникова Г. А., Черняева А. А. Образование для устойчивого развития во внеурочной деятельности: разработки занятий / Под ред. Е.Н. Дзятковской, Л.В. Трубицыной. М.: ИД Академии им. Н.Е. Жуковского, 2014. – 88 с. (С. 39-43).

2.         Дзятковская Е. Н. «Зеленые аксиомы» как основы принципов действий для устойчивого развития //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2014.– №2.

3.         Дзятковская Е. Н. Что такое общеинституциональный подход к ОУР //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2015. – №2.

4.         Ермаков Д.С. Научно-методиче-ское обеспечение экологического образования для устойчивого развития [электронный ресурс] URL: http://lib.convdocs.org/ docs/index-191988.html (дата обращения 29.10.2016).

5.         Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе. Педагогика. – 2010. № 9. – С. 38-44.

6.         Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) [электронный ресурс]: Система ГАРАНТ: URL http://base.garant. ru/70169264/#ixzz4ONqWJvbS (дата обращения 26.10.2016).

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

МЕТАФОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО 

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО 

РАЗВИТИЯ

В 2016 году произошло знаковое событие в развитии теории общего экологического образования. Вышла монография В.В. Пустоваловой «Метафора в педагогике» (издательство «Образование и экология», 2016). Книга посвящена проблеме раскрытия возможностей использования когнитивных метафор в школьной практике. Эта тема особенно актуальна при разработке новой линии содержания образования, отражающей глобальные социальные вызовы к нему – образования для устойчивого развития.

Реальность сегодняшнего дня – общество потребления и серьезная угроза экологической катастрофы. Требуется переориентация общества на иной тип экономики, считающийся с законами природы. Такая переориентация возможна при условии кардинальной перестройки сознания, психологии всех слоев общества. Ключевая роль в переходе общества к устойчивому развитию отводится культуре, образованию. Становятся особо востребованными педагогические средства, сориентированные на переход образования от передачи знаний к его общекультурным функциям, порождению у учащихся ценностно-смысловых установок деятельности в интересах устойчивого развития цивилизации. Нужна максимально короткая дорога от знания к со-знанию и даже подсознанию. Образованию уготована особая миссия в предотвращении экологического кризиса. Сведения об экологическом императиве (запретах в деятельности человека, накладываемых самой Природой) могут остаться для человека просто информацией, не побуждающей к действию. Один из путей к функциональным знаниям – использование педагогических возможностей языка метафор. Согласно образному выражению М.А. Ахметова и Э.А. Мусеновой, «...метафора – это «пуля со смещенным центром», она застревает в сознании на годы, определяет структуру и стиль мышления, является руководством к действию».

В информационном мире, обладающем совершенно непрогнозируемыми и быстроменяющимися связями, педагоги сталкиваются с проблемой «понимаемости», доступности для усвоения динамичного потока большого объема информации, которая то дробится, как мозаика, то складывается (перекладывается) в совершенно разные картины мира. От этого зависит готовность человека социализировать в глобальном мире. Характеристики метафорического мышления позволяют преодолевать смысловые разрывы учебных материалов и клиповый характер сознания, выстраивать раздробленные знания в смысловые контенты.

Особая роль метафор – в образовании для устойчивого развития, опирающемся на сложные категории теории систем, теоретической экологии, кибернетики и требующем глобального пространственно-временного мышления.

Обращение к метафорам фольклора в сочетании с современными научными знаниями – путь формирования ценностей и смысловых установок научно обоснованного и архетипически подкрепленного поведения личности.

В условиях глобализации расширяются границы экологически ориентированной деятельности человека до масштаба Планеты. Возникает необходимость в диалоге на уровне глобального мира, и здесь тоже язык метафор становится незаменим.

Целям исследования служил анализ и обобщение огромного массива данных, накопившихся о метафорах в разных областях знания (педагогика, лингвокультурология, когнитивная лингвистика и др.). Исследованы возможности использования языка метафор в педагогике применительно к содержанию экологического образования в интересах устойчивого развития.

В работе поставлена и рассмотрена проблема концептуализации содержания общего экологического образования в интересах устойчивого развития на основе использования и развития у школьников метафорического мышления. Рассмотрены ключевые понятия метафорических моделей обучения – метафора, метафорическое мышление, восприятие и понимание метафоры. Приведены разные подходы к классификации метафор в педагогике. Дана подробная характеристика двум аспектам использования метафоры в педагогическом дискурсе – с точки зрения ее когнитивной семантики и прагматики.

Предложены варианты метафорических моделей обучения. Дана характеристика методической системы общего экологического образования в интересах устойчивого развития, опирающаяся на использовании когнитивных метафор.

Книга будет полезна и для научных работников и для учителей-практиков.

Книгу можно заказать по адресу: [email protected]

В БЛОКНОТ УЧИТЕЛЮ

Энергоэффективность в России

Рост производительности энергии – условие развития человеческой цивилизации

Эффективность использования энергии в экономике в целом можно измерять разными показателями: энергоемкость ВВП – затраты энергии на производство единицы ВВП; производительность энергии – производство ВВП на единицу потребленной энергии; индекс энергоэффективности – специально рассчитываемый сложный индекс, отражающий динамику энергоемкости только за счет технологического изменения повышения эффективности в различных секторах и изолирующий вклад структурных сдвигов.

Наиболее широко используется показатель энергоемкости ВВП, а наиболее адекватным является показатель производительности энергии, который аналогичен показателю производительности труда. Он повышается при снижении расхода энергии на производство конкретной энергетической услуги. Например, на единицу светопотока компактная люминесцентная лампа потребляет в 4-6 раз меньше электроэнергии, чем лампа накаливания, а на единицу тепловой энергии русская печь потребляет в 3-4 раза меньше топлива, чем камин.

Россия вырвалась в мировые лидеры по темпам снижения энергоемкости ВВП, но все еще остается одной из самых энергоемких стран. Энергоемкость ВВП России в 2000–2008 гг. снижалась почти на 5% в год, что существенно быстрее, чем во многих странах мира. Однако, несмотря на быстрое снижение энергоемкости ВВП России в последние годы, она все еще была в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах.  В дореволюционной России эффективность использования энергии была в 3,5 раза выше, чем в Германии, в 3 раза выше, чем во Франции и Японии, в 4,4 раза вы- ше, чем в Великобритании и США, и в 3,5 раза выше среднемировой.

Сохранение высокой энергоемкости российской экономики несет с собой очень высокие риски. Оно ведет к:

            снижению энергетической безопасности России и торможению экономического роста;

            осложнению выполнения Россией геополитической роли гаранта надежных поставок энергоносителей на внешние рынки

(рисунок 5.2);

            осложнению реализации национальных проектов;

            сохранению низкой конкурентоспособности российской промышленности;

            ускорению инфляции;

            росту нагрузки коммунальных платежей на городские, региональные и федеральный бюджеты и снижению финансовой стабильности;

            затруднению борьбы с бедностью;

            снижению экологической безопасности страны.

Путь к будущему благосостоянию России лежит только по траектории снижающейся энергоемкости. Поэтому отношение федерального правительства к повышению энергоэффективности стало кардинально меняться. Был принят новый федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и система нормативноправовых актов, позволяющих реализовать его положения.

 

Россия может снизить потребление энергии на 45%

Оценка технического потенциала повышения энергоэффективности в России показала, что он составляет не менее 45% от уровня потребления энергии в 2005 г. Повышение профессиональной компетенции специалистов и мотивов энергосбережения делает ресурс повышения энергоэффективности возобновляемым. Так только повышение эффективности использования тепловой энергии и сокращение ее потерь в сетях может дать экономию 53% от уровня потребления тепла в 2005 г. Эта цифра показывает масштаб затрат, которые, в конечном итоге, несет все население нашей страны, где энергонерасточительное потребление не получает приоритетного внимания в работе школы по воспитанию и социализации подрастающего поколения.

Капитальные вложения, необходимые для полной реализации технического потенциала повышения энергоэффективности, составляют 324-357 млрд долл., а капитальные вложения, необходимые для развития ТЭК, оцениваются в сумму более 1 трлн долл. Однако во многих случаях повышение энергоэффективности вовсе не требует астрономических затрат. Как показывает опыт ряда стран, высокий результат энергоэффективного потребления приносит хорошо продуманная и системно организованная работа по программам воспитания и социализации подрастающего поколения. Формирование культуры нерасточительного энерго-ресурсо потребления – одна из ключевых задач современного общего экологического образования в интересах устойчивого развития.  Но это не значит, что эта крупнейшая государственная проблема может решаться силами педагогов-волонтеров в порядке общественной инициативы.  Необходима разработка  целевой комплексной  государственной программы действий в этой области.


                                  ИНФОРМАЦИЯ     

Статьи наших авторов в №№ I–IV/2016 г.

Атаманова Г.И.

Образование для экологического развития — новый уровень для подготовки будущих

учителей в ВУЗе (из опыта работы) 40/IV

Баранова И.Ю., Крылова Т.Д.

Зарубежный опыт формирования экологической культуры в условиях

глобализации 29/I

Брагина Е.Л.

Формирование экологической грамотности в контексте образования для устойчивого

развития 15/IV

Волкова Г.Б.

Дети о биологическом разнообразии 31/II

Вязов Е.В.

Учимся решать глобальные проблемы 34/I

Дагбаева Н.Ж., Актамов И.

Круг педагогов ОУР расширяется 43/I

Даниленко Т.В

Экология общения в многонациональных классах 37/I

Дзятковская Е.Н.

Педагогичнское наследие НН Моисеева – для ОУР 3/II

Дзятковская Е.Н.

Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Включайтесь в сетевое общество 14/III Дзятковская Е.Н.

Методологические основания проектирования для устойчивого развития 3/IV Ермаков Д.С., Славинский Д.А., Черникова С.А.

«Экологический след» – индикатор устойчивого развития 29/III

Захаров В.М.

Устойчивое развитие: экология сегодня 3/III

Захаров В.М., Бобылев С.Н.

Экология сегодня – это «зеленая» экономика10/I

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н.

Результаты и перспективы совершенствования образования в интересах устойчивого

развития в системе общего образования 14/I

Захлебный А.Н.

Летняя школа для педагогов по экологическому образованию 47/III Иванова Л.Д.

От любви к природе – к нравственным императивам 28/II

Каторгина Н.В.

Эколингвистические детские проекты 25/II

Кибекина А.В.

Путешествуя по странам мира, уважаем их «Дорожную культуру»! 23/IV Кульбачевский А.О.

Состояние окружающей среды в городе Москва в 2015 году и задачи

на 2016 год 41/II

Лобастова М.П.

Нравственный императив Рэя Бредбери 20/IV

Мамедов Н.М.

Экологическая концепция культуры: опыт обоснования 3/I

Мамедов Н.М.

Уроки экологии 9/IV

Марфенин Н.Н.

Что означает «Устойчивое развитие»? 9/III

Майстрова Л.Ф.

Танцевальные переменки как фактор снятия информационного стресса 

у младших школьников 25/III

Пичугина Г.В.

О реализации идей устойчивого развития в школьном технологическом

образовании 15/II

Пекшина Н.А.

Ценности онтологической прозы как основа образования для устойчивого

развития 26/IV

Петрова Н.Н.

Опыт реализации идеи устойчивого развития при изменении географической среды

в основной школе 21/I

Пустовалова В.В.

Образование в интересах устойчивого развития: Учим трансдисциплинарному

мышлению 40/III

Саямов Ю.Н.

Кафедры ЮНЕСКО и глобальная повестка дня по образованию в интересах

устойчивого развития 8/II

Сельцова Л.М.

Единство нравственных оснований мировых религий 17/I

Суханов А.А.

От исследоватьльской деятельности школьников – к НИР 18/III

Филинов А.В.

Формирование у подростков критического мышления 22/III

Хотунцев Ю.Л.

Формирование экологической культуры человека в процессе непрерывного экологического образования 34/IV

Чикалина Л.Г.

Предпрофильное и профильное образование по экологическому туризму 29/IV Щедрина А.Г.

Этология – наука о поведении и здоровый образ жизни 35/II

Экологическое до школы

Экологическое до школы

Учредители: Российская академия образования,

Учредители: Российская академия образования,

Экологическое образование ОБРАЗОВАНИЕ

Экологическое образование ОБРАЗОВАНИЕ

Зеленые аксиомы» в этом случае выступают средством диалога культур по общим для всех жителей планеты вопросам выживания и устойчивого развития

Зеленые аксиомы» в этом случае выступают средством диалога культур по общим для всех жителей планеты вопросам выживания и устойчивого развития

Тувинского государственного университета

Тувинского государственного университета

Научиться мыслить одновременно в трех измерениях – задача не простая, и решаться она должна поэтапно

Научиться мыслить одновременно в трех измерениях – задача не простая, и решаться она должна поэтапно

Способом достижения этих требований выступил язык метафор, освоение которого является частью профессиональной компетенции педагогов разных специальностей, а средством – метафоры, которые помогали совместно с педагогом…

Способом достижения этих требований выступил язык метафор, освоение которого является частью профессиональной компетенции педагогов разных специальностей, а средством – метафоры, которые помогали совместно с педагогом…

И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой

И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой

ВУЗе – как субъектов диалога культур в глобальном мире

ВУЗе – как субъектов диалога культур в глобальном мире

Нужна максимально короткая дорога от знания к со-знанию и даже подсознанию

Нужна максимально короткая дорога от знания к со-знанию и даже подсознанию

Книга будет полезна и для научных работников и для учителей-практиков

Книга будет полезна и для научных работников и для учителей-практиков

Россия может снизить потребление энергии на 45%

Россия может снизить потребление энергии на 45%

ИНФОРМАЦИЯ Статьи наших авторов в №№

ИНФОРМАЦИЯ Статьи наших авторов в №№

Путешествуя по странам мира, уважаем их «Дорожную культуру»! 23/IV

Путешествуя по странам мира, уважаем их «Дорожную культуру»! 23/IV
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020