"Экологическое развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр"
Оценка 4.9

"Экологическое развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр"

Оценка 4.9
docx
16.06.2023
"Экологическое развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр"
конспект.docx

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 115»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект по теме:

Формирование экологической культуры у

детей 3-4 лет через использованием дидактических игр

 

 

 

 

Подготовила:
Маслинова Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дзержинск, 2022 г.

 

Цель: Формирование экологической культуры у детей 3-4 лет через использованием дидактических игр.

Актуальность: в последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Задачи:

- формирование экологических знаний;

-  формирование основ экологической культуры;

- воспитании любви к природе;

 - развитие правильного отношения к объектам и явлениям природы;

- формирование основ экологического мышления;

- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды      деятельности;

- развитие эмоциональной сферы дошкольников через общение с природой.

 

Экологическое воспитание в ФГОС ДО: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования с января 2014 года определяет работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего образования, в том числе и по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Игра как средство экологического воспитания:  «Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры». Серебрякова Т.А.
 « Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития». Эльконин Д.Б. 
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры .

Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

В ходе дидактических игр у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата, проявляется активность ребенка.

Роль игры в воспитании: сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Над проблемой использования дидактической игры как средство развития дошкольников работали:  Леонтьев Алексей Николаевич, Эльконин Даниил Борисович, Венгер Леонид Абрамович, Дьяченко Ольга Михайловна,  Николаева Светлана Николаевна и другие.

Классификация экологических дидактических игр: По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на:
- Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся с их свойствами.
- Игры с природным материалом – наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе.

 - Настольно-печатные игры – направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний, развитие памяти (лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.).
- Словесные игры – развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию.

   Презентация результатов: д/и на липучке:  «Ферма», Собери семейку»; «Кто, что любит?», «Где моя мама?», «Кто, где живѐт?», «Кто живет в лесу?», «Скотный двор», «Сварим суп/компот», «Помоги ежику собрать урожай», «Найди детенышей» , «Времена года», «Насекомые», «Найди тень»,  «Один –много, большие – маленькие» , «Что растет в саду
 и огороде?»

Список литературы:

1.      От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации. Для работы с детьми 3-4 лет. Под ред./ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Мозаика – Синтез, 2018 г.

2.      С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».

3.      .М.В. Лучич «Детям о природе».

4.      Соломенникова о.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. Мозаика – Синтез, 2016.

5.      Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М. Мозаика – Синтез, 2016.

6.      Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. – М.: М. Мозаика – Синтез, 2015.

7.      Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: М. Мозаика – Синтез, 2016.

8.      Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: М. Мозаика – Синтез, 2019

9.      Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: младшая группа . - М.: М. Мозаика – Синтез, 2016.

10.  Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие у дошкольников: младшая группа. - М.: М. Мозаика – Синтез, 2017.

11.  https://infourok.ru/igra-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskih-predstavlenij-u-detej-3-4-let-4967534.html

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 115»

Цель: Формирование экологической культуры у детей 3-4 лет через использованием дидактических игр

Цель: Формирование экологической культуры у детей 3-4 лет через использованием дидактических игр

Игры с природным материалом – наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к…

Игры с природным материалом – наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2023