Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 115»
Конспект по теме:
Формирование экологической культуры у
детей 3-4 лет через использованием дидактических игр
Подготовила:
Маслинова Т.В.
Дзержинск, 2022 г.
Цель: Формирование экологической культуры у детей 3-4 лет через использованием дидактических игр.
Актуальность: в последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Задачи:
- формирование экологических знаний;
- формирование основ экологической культуры;
- воспитании любви к природе;
- развитие правильного отношения к объектам и явлениям природы;
- формирование основ экологического мышления;
- развитие желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- развитие эмоциональной сферы дошкольников через общение с природой.
Экологическое воспитание в ФГОС ДО: Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования с января 2014 года определяет
работу детских садов как образовательных организаций первой ступени общего
образования, в том числе и по экологическому воспитанию.
Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная
на развитие у дошкольников экологической культуры. Цель экологического
воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое
строится на базе экологического сознания.
Игра как средство
экологического воспитания: «Особое место и значение в системе экологического
образования дошкольников занимают дидактические игры». Серебрякова Т.А.
« Игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего
психического развития». Эльконин Д.Б.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического
воспитания являются дидактические игры .
Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
В ходе дидактических игр у ребенка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата, проявляется активность ребенка.
Роль игры в воспитании: сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Над проблемой использования дидактической игры как средство развития дошкольников работали: Леонтьев Алексей Николаевич, Эльконин Даниил Борисович, Венгер Леонид Абрамович, Дьяченко Ольга Михайловна, Николаева Светлана Николаевна и другие.
Классификация
экологических дидактических игр: По характеру используемого материала
дидактические игры условно делятся на:
- Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой,
различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети
учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся с их
свойствами.
- Игры с природным материалом – наиболее эффективен при ознакомлении
детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом,
которые максимально приближают детей к природе.
-
Настольно-печатные игры –
направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию
знаний, развитие памяти (лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и
т.д.).
- Словесные игры – развивают внимание, сообразительность, быстроту
реакции, связную речь. Построены на словах и действиях играющих, дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы,
выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию.
Презентация
результатов: д/и на липучке: «Ферма», Собери семейку»; «Кто, что любит?», «Где
моя мама?», «Кто, где живѐт?», «Кто живет в лесу?», «Скотный двор», «Сварим
суп/компот», «Помоги ежику собрать урожай», «Найди детенышей» , «Времена года»,
«Насекомые», «Найди тень», «Один –много, большие – маленькие» , «Что растет в
саду
и огороде?»
Список литературы:
1. От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации. Для работы с детьми 3-4 лет. Под ред./ Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. Мозаика – Синтез, 2018 г.
2. С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».
3. .М.В. Лучич «Детям о природе».
4. Соломенникова о.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. Мозаика – Синтез, 2016.
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. - М. Мозаика – Синтез, 2016.
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. – М.: М. Мозаика – Синтез, 2015.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. – М.: М. Мозаика – Синтез, 2016.
8. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: М. Мозаика – Синтез, 2019
9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: младшая группа . - М.: М. Мозаика – Синтез, 2016.
10. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие у дошкольников: младшая группа. - М.: М. Мозаика – Синтез, 2017.
11. https://infourok.ru/igra-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskih-predstavlenij-u-detej-3-4-let-4967534.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.