ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ЧАСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ГАРМОНИЧНОМУ ВОСПИТАНИЮ И УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Романенко Лидия Алексеевна
муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №47» г. Саратов, Саратовская область, Lidi_61@mail.ru
Аннотация: В настоящее время перед школой стоит важная задача – воспитать поколение, которое будет способно защитить окружающую среду от разрушения и загрязнения. Эту задачу должно выполнить экологическое воспитание. В полной мере это относится к общеобразовательным школам, чьи потенциальные возможности в реализации целей экологического воспитания создают благоприятные условия для более глубокого раскрытия ценностно – мотивационной и волевой сфер личности и гармонизации ее отношений с окружающей средой. В работе представлена практическая деятельность учителя в школе, направленная на воспитание экологической культуры подрастающего поколения.
Ключевые слова: экология; воспитание; практическая деятельность обучающихся.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология – и как следствие этого появилась экологическая культура.
В связи с глобальным экологическим кризисом важно выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны, особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
На сегодняшний день одной из целей и результатов современного образования является формирование экологической культуры молодого поколения.
Экологическая культура включает в себя способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. В данной работе представлены формы работ, которые максимально направлены на формирование и приобретение навыков (грамотностей).
Экология – популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например, растения – с воздухом, водой, животными и человеком; животные – с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, человеком. Экология изучает и то, как люди, связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют на нее). Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью.
Саратовская область – уникальный по природным особенностям регион Европейской России. Она характеризуется широким многообразием флоры и фауны. Но интенсивное использование природных ресурсов, характерное для экономически развитых субъектов РФ, к сожалению, приводит к исчезновению животных и растений, загрязнению окружающей среды, сокращению биоразнообразия, вследствие чего природные экосистемы теряют возможность нормально функционировать. В этой связи важно сохранить для будущих поколений ценные территории и отдельные объекты. Необходимо создание такой структуры жизнедеятельности современного человека, при которой не возникало бы острого конфликта между природными и техногенными средами.
Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с детства, развивать и закреплять в школе. Но любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы. Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды. Обучающимся необходимо получать знания переходящие в качество и норму жизни. Они должны осознавать необходимость сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы, экологические акции, разработку и реализацию экологических проектов). Возникает вопрос: готовы ли сегодня ребята школьного возраста принять участие в реализации социально-экологических задач современного общества?
Хочется начать со слов ученика:
- Мы учимся теперь уже в 4 «А» классе Лицея № 47 г. Саратова. А три года назад в школе мы были новичками и освоиться в этой новой для нас жизни нам помогала наш классный руководитель – Романенко Лидия Алексеевна. Именно она рассказала нам о благотворительных акциях, социально-значимых экологических проектах, в которых участвовала со своими учениками уже много лет. Нам тоже захотелось быть неравнодушными жителями своего города, своей малой родины. В нашем городе много лет существовал благотворительный Фонд «Благодать». Он был создан для реализации следующих целей:
• содействие гумманизации и интеллектуализации общества на основе совершенствования воспитания и образования, возрождение и развитие национальной культуры народов России;
• поддержка и реализация программ и мероприятий в сфере профилактики и охраны здоровья, физкультуры и спорта, охраны окружающей среды.
Ежегодно с 20 сентября по 31 октября БФ «Благодать» проводил благотворительную акцию «Спасем дерево» по сбору макулатуры среди школ-участниц Программы «Краски жизни» при поддержке комитета по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов».
Нам с классом тоже очень захотелось поучаствовать в этой благотворительной акции, и мы принялись за дело.
Мы рассказали об этом родителям, своим бабушкам, дедушкам и попросили помочь нам собрать как можно больше макулатуры. И работа закипела. Мы собирали бумагу везде, где только можно: просили у соседей, у своих родных, наши родители разобрали залежи ненужных книг и упаковок газет в гараже, хранящихся там на всякий случай, кто-то договорился на работе забрать ненужную, использованную бумагу. Немного, но все-таки что-то нам дали в магазинах и аптеках, куда мы ходили просить ненужные коробки и упаковку с родителями. Кто-то приносил макулатуру и сдавал в школе, кто-то с родителями ездил сдавать ее на приемный пункт самостоятельно.
Но сколько мы собрали, мы не знали до самого момента подведения итогов акции.
И оказалось, что мы собрали 3700 кг! Больше всех участников, а это классы из 28 школ нашего города – участников акции! И это только в первом классе. Во втором классе мы тоже стали победителями – 2400 кг. В 3 классе мы заняли первое место по школе – 1890 кг. Тем самым мы спасли 133 дерева от вырубки.
В последнее время дети участвуют в акции «Дети Ангела», в которой тоже идет сбор макулатуры и вырученные деньги передаются в этот фонд для помощи детям-инвалидам. И это не только моральная, психологическая помощь, но и то, что своим участием помогаем сохранить деревья на нашей планете.
Водорослям и пластику – крышка.
Другим социально- значимым проектом, в котором мы приняли активное участие, стал проект «Водорослям крышка». Принимая участие в этой акции, мы внесли вклад в очищение и оздоровление реки Волга. Был объявлен сбор пластиковых крышек от различных бутылок: молочных продуктов, соков, кваса, растительного масла и т.д., которые позднее были отправлены на вторичную переработку. На вырученные средства были закуплены и выпущены в Волгу мальки растительноядных видов рыб. Только за 2 года учёбы ребята класса собрали больше 3000 крышек. И из СМИ мы узнали, что в прошлом году году приобретено и выпущено в Волгу 15.000 мальков, а уже в этом году 23000.А ещё из СМИ мы узнали, что этот экопроект стал победителем «Зелёной премии», заняв второе место в номинации «Общественные и волонтёрские проекты». Ведь это здорово!
Батарейки могут быть переработаны!
Администрацией нашего города второй год проводится акция по сбору и утилизации использованных батареек. Наш класс опять не остался в стороне.
Мы участники районных, городских, областных проектов и конференций.
Любить и охранять свою малую родину нам помогает участие в ежегодных районных конференциях и проектах: «Не за тридевять земель», «Экологическими тропами», Областной конкурс «Через искусство к зеленой планете», городской конкурс по спортивному ориентированию и краеведению. А еще мы трижды стали призерами Всероссийского конкурса – фестиваля экологических, проектно-исследовательских, творческих работ обучающихся, а также эковолонтерских практик, проводимых «ТЭКО – Старт» г. Москва.
Это только часть мероприятий, в которых мы принимаем участие. И конечно, названия говорят сами за себя. А в содержание включены и изучение интересных представителей флоры и фауны и их охрана, и рассказы о выдающихся людях, живущих в нашем крае, чья жизнь была посвящена изучению природных сообществ края и их охране, и конкурсы плакатов, поделок из отходов.
Эко-урок.
Несколько лет подряд со своими учениками мы были участниками ежегодного Всероссийского экологического урока, организованного Министерством просвещения Российской Федерации. Цель урока: экологическое просвещение школьников, формирование экологического поведения, повышение экологической грамотности.
Основная тема урока в прошлом году – «Животный мир моего края». Она переплеталась с экологическими проблемами животного мира. Ребята готовились к нему совместно с родителями. В своих выступлениях они смогли найти и рассказать своим одноклассникам о самых невероятных способностях животных, рисовали рисунки, отгадывали загадки, составили памятку о бережном отношении к животным.
В рамках этого же Экологического урока мы стали участниками олимпиады по экологии. 27 ребят нашего класса стали призерами и победителями. В этом году выбрана была тема «Птицы за окном». На этот урок ребята приготовили информацию о птицах, проживающих рядом. Самое интересное о птицах звучало на уроке. Работала рубрика «Невероятно – но факт». Вместе с родителями был организован и проведен проект «Кормушка». ». В последние годы нас – жителей г. Саратова волнует проблема загрязнения и обмеления реки Волги. К вашему вниманию предлагаем творческий проект нашего класса, раскрывающий данную проблему.
В заключение я хочу особо подчеркнуть, для чего мы участвуем в этих мероприятиях. «Не слава и признание нам нужны. Нас учат, и мы это понимаем, что мы – юные защитники природы! Если не мы, то кто!?» И мы подумали, может быть, наш опыт поможет кому-нибудь, кто хочет, но пока не знает, что можно сделать для сохранения первозданной природы родного края
Каждый раз я пытаюсь ребятам доказать, что природа – обязательное условие для жизни на Земле. Знания, которые получает ребенок в процессе экологического воспитания и обучения, формируют ответственное отношение ко всем объектам окружающей среды.
Я считаю, я уверена, что воспитание экологической культуры реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную практическую деятельность и индивидуальную работу с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Мир вокруг нас – от морей и озер до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин деревьев, от крупных зверей до микроскопических организмов – объединен многочисленными связями. Некоторые из них очевидны, другие незаметны, но от этого не менее важны. Понимая природу, мы можем сохранить ее для потомков, которые будут радоваться чистым озерам, густым лесам, цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.
Библиография
1. Саратовский госуниверситет им. Н.Г.Чернышевского, Саратов, 2007 г., 300 стр., УДК: 502.171 (470.44),Особо охраняемые природные территории Саратовской области. Макаров В.З.
2.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. - 1997. - № 3.
3. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения //Начальная школа. - 1995.- № 6.
4. Гордеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся //Начальная школа. - 2004- № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.