«Экологическое воспитание детей»
Оценка 4.8

«Экологическое воспитание детей»

Оценка 4.8
doc
09.04.2020
«Экологическое воспитание детей»
экологическое воспитание детей.doc

«Экологическое воспитание детей»

 Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое и нравственное воспитание дошкольников в детском саду. Под нравственным воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Все это экологическое воспитание. Оно должно быть направлено на обучение детей понимать для себя все, что происходит вокруг. Оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе; уметь видеть красоту окружающего мира (ландшафта, отдельного цветка, капли росы, маленького паучка)

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры – результат нравственного воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Для повышения эффективности экологического воспитания детей используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов – дидактические игры по экологии.

Знания о природе, полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно - оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

Виды дидактических игр:

1.Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды.

2.Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами, например: овощи: морковь и репа, которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети, наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки, а затем использовали их в игре. Игра «Полезные - неполезные» Карточки с изображением продуктов.

На один стол разложить то, что полезно, на другой - что не полезно. Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу.

3.Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия«что было бы, если бы исчезла вода?».

Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку;

маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор - что бы ты сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично. «Что было бы, если исчезли…. леса Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: Что было бы, если из леса исчезли…насекомые? - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?»

4.Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, умению мыслить логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В игре проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели.                        Игры могут быть разными«Что бывает желтое?»«Что бывает круглое?»«Что бывает зимой?»….

5.Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Проводя игру-беседу с детьми «Что такое природа», дети высказывают свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о ней (например, это деревья, животные, солнце, природа это всё, что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект природой. Интересная игра «Закончи предложение»«Белка осенью запасает корма, потому что.»,

«Птицы могут летать, потому что»«Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что».                                                            Хороши игры-противопоставления«Лимон желтый, а огурец.»«Ромашка белая, а василек.»«Весной листья на деревьях растут, а осенью.»«Летом бывает дождь, а зимой.».

Итак, экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Цель: Формирование экологической культуры у детей и взрослых, умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2. Развитие способностей детей к познанию мира природы посредством дидактических игр.

3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.


Экологическое воспитание детей»

Экологическое воспитание детей»

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно - оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно - оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи

Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?» , «Что бывает круглое?» , «Что бывает зимой?» …

Игры могут быть разными : «Что бывает желтое?» , «Что бывает круглое?» , «Что бывает зимой?» …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020