Экологическое воспитание дошкольников с ОНР через знакомство с природой родного края

  • docx
  • 14.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическое воспитание дошкольников с ОНР.docx

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

 

 

Буц Ирина Николаевна,

воспитатель

 

Основной задачей при воспитании и образовании любого ребенка является его подготовка к жизни в современном обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми. Достижение этой цели – это серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов.

Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется: дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Поэтому проблема воспитания и обучения таких детей является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике.

Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Так, отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение с другими детьми и взрослыми и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни со взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с ОНР развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников.

Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы экологического образования детей с ОНР является создание эколого-развивающей среды. Это, прежде всего, уголок живой природы в групповом помещении, правильная организация и оборудование которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения за объектами живой и неживой природы, экспериментированию с природными материалами.

К «зеленому окружению» относится и территория детского сада: детские площадки, зеленые насаждения, цветочные клумбы, грядки с лекарственными растениями, экологическая тропинка, обустроенные мест деля кормления птиц.

Особая роль в экологическом воспитании детей на прогулке отводится «Экологической тропе». Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Экологическая тропинка имеет отдельные экологические остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку: «Березки», «Елочки», «Альпийская горка», «Лекарственные травы Урала», «Водоем», «Птичья столовая», «Огород», Цветочные часы», «Сад ароматов».

«Березки» и «Елочки» позволяют детям самостоятельно проводить сравнение хвойных и листопадных деревьев, наблюдать за ними в разные сезоны года. «Альпийская горка» — одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые радуют своим цветением с ранней весны до поздней осени. Предпочтение отдается вечнозеленым растениям, которые украшают горку в любое время года- Все растения красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми. А расположенный рядом сухой ручей привлекает внимание детей разнообразием выстилающих его камней и гальки. «Цветочные часы» - еще одна удивительная остановка нашей экологической тропы. Циферблат часов создан из цветущих растений, распускающихся и закрывающих свои цветы в определенные временные периоды. В «Саду ароматов» собраны душистые и пряные растения.

Во время прогулок по Экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Они учатся рассказывать о своих впечатлениях, узнают и запоминают новые слова и выражения.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены и систематизированы.

Экологические занятия в группе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное значение не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. Занятия проходят в виде рассказов воспитателя, бесед, наблюдений, практической деятельности в уголке живой природы. Во время занятий проводятся с детьми физкультминутки экологического содержания. На протяжении учебного года проводится ежедневный уход за обитателями уголка живой природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы обитателям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.

Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы, экскурсии, деловые прогулки дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц. дети изучают природу родного края непосредственно, на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования.

Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с ОНР является осознание того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы сохранить природу. Но человек должен заботиться и о себе, о своем здоровье, других людях. Здоровье – одна из главных ценностей жизни. Задача педагога, родителей состоит в том, чтобы научить детей заботиться о своем здоровье.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности родителей. Немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. Находясь в лесу, на берегу водоема, дети с родителями собирают разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, желуди, ракушки, камешки и др.), который в дальнейшим используют при изготовлении поделок. Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, дает   реальное воплощение мысли, фантазии. Изготовление поделок не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Традиционно в нашем детском саду организуются выставки – конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей (Осенняя фантазия; Зимний букет; Птичья столовая и др.).

Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Реализация системы экологического воспитания дошкольников обеспечивает всестороннее развитие детей. У них совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия. У них развивается речь. А забот о животных развивает трудолюбие, любовь и заботу о ближних. Повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только (УГ содержания экологического воспитания в ДОУ, но и от реальной жизненной обстановки. Важно при работе с дошкольниками не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям.