ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Оценка 4.6

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
естествознание
20.04.2022
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  И ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Организация урока по методике критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от традиционных уроков, учащиеся становятся главными действующими лицами урока. Обучающийся, приученный к репродуктивной деятельности, не умеет и не хочет принимать самостоятельные решения, он привыкает жить «чужим умом». В связи с этим возникает необходимость применения таких педагогических технологий, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельности в приобретении знаний, способствовали поддержанию интереса к изучаемому материалу на протяжении всего процесса обучения. На мой взгляд, на уроках естествознания важно формировать исследовательские навыки с применением элементов технологии критического мышления, то это приведет к совершенствованию практических умений и навыков; позволит эффективно организовать самостоятельную работу; повысит интерес к дисциплине; активизирует познавательную деятельность обучающихся; будет способствовать наиболее глубокому и эффективному и усвоению учебной дисциплины.
эк восп статья профтехобр.docx

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  И ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Лескова Татьяна Владимировна, преподаватель экологии и биологии

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский промышленно-экономический техникум», город Хабаровск

 

Для того, чтобы прививать учащимся экологическую культуру, формировать экологическую систему знаний, умений и мышления, необходимо, чтобы уроки проводились достаточно компетентными, увлечёнными и неравнодушными педагогами. Работая руководителем методического объединения учителей экологии, биологии и химии, я была инициатором проведения летних семинаров-практикумов для учителей района. Поделюсь опытом.

Целью одного из семинаров было исследование видового разнообразия флоры и экологического состояния природы близ сёл Шивки и Савватеево Нерчинского района Забайкальского края.

Задачи:

·         Изучить многообразие местной флоры, в том числе растений: краснокнижники и растения-реликты.

·         Найти растения, находящие на грани вымирания в вершине Борщёвочного хребта.

·         Познакомиться с растениями – эндемиками близ сел Савватеево и Пешково.

·         Исследовать карьер «Савватеевские копи».

Планируемый результат:

·         Сделать фотовыставку из редких растений и растений-реликтов.

·         Определить незнакомые растения. Сделать фотографии.

·         Собрать минералы для школьной коллекции.

·         Подготовить творческий отчет на районную педагогическую конференцию.

 В первый день наш маршрут пролегал от с. Калинино к Шивкинским столбам. Экскурсию возглавлял кандидат педагогических наук, автор научных работ по краеведению Забайкалья учитель географии Филинов А.В. Шивкинские (или Стариковы) столбы – это одно из самых живописных уголков Нерчинского района, памятник природы местного значения. Изумительные, редкие по красоте и строению, покрытые лесом, каменные утесы вполне могли бы стать популярным туристическим маршрутом. Расположены они совсем рядом с небольшим селом Шивки, на правом берегу реки Шилка недалеко от г. Нерчинска на высоте 860м над уровнем моря. Столбы особо почитали и местные забайкальские кочевники, как тунгусы, так и буряты. Почти на пике хребта, чуть ниже этих столбов, из каменной россыпи бьёт источник хрустально-холодной воды.

Путь был опасным и трудным, так как впереди находились препятствия в виде огромных россыпей камней метаморфического происхождения, образовавшихся в ледниковый период 340 млн. лет тому назад в мезозойскую эру. Преодолев утомительный, рискованный путь, мы оказались на самой высокой точке Борщёвочного хребта. Перед нами раскрылся красивый пейзаж: долина реки Шилки как на ладони, а под ногами на обрывах скал – редкие растения: барбарис сибирский, лук алтайский, можжевельник раскидистый. Участникам экспедиции удалось запечатлеть реликты, пережившие ледниковый период.

Второй день семинара проходил под руководством заслуженного учителя географии Скороделовой Н.Я. из села Савватеево. Она проводила нас по лесной тропе в так называемое «Берендеево царство», где обитают их величество венерины башмачки, купальница Ледебура и лилия даурская, занесённые в Красную книгу Забайкалья.

Неописуемая картина открылась перед нами в долине села Пешково: популяция эндемиков: красиво цветущих пионов (марьин корень) в виде бело-розового сплошного ковра и молочая Палласа (мужик-корень). Об этом чудо-растении сложено немало мифов и легенд. Корнем молочая лечили со времен Чингиз-хана. Мужик-корень был не просто лекарством для народов Забайкалья, который выручал при самых сложных хворях, но и оберегом. Его ежегодно с особым почтением собирают старожилы Байкала. Проще сказать, какие болезни не лечит этот корень, чем перечислять его лечебные эффекты. В основном настойка корня помогает возвратить мужскую силу, лечит простатит, повышает иммунитет и также успешно используется при лечении онкологии. Об этом чудо-растении сложено немало мифов и легенд

Следующим объектом изучения были Савватеевские копи. Огромный интерес у участников экспедиции вызвала лекция об истории освоения самоцветов в царские времена. Расположены они в 4 км к юго-западу от села Савватеево. Здесь встречаются следующие камни-самоцветы: из группы берилла – аквамарин, воробьевит; разновидности турмалина – шерл, рубеллит, вердилит; из группы граната – альмадин и спессартин. В «гнездах» с турмалином многочисленна литиевая слюда – лепидолит, встречается морион, топаз.

На Савватеевских копях сосредоточены всемирно известные скопления ювелирных и поделочных камней. Это место связано с именами известных ученых – академиков В.И. Вернадского и А.Е. Ферсмана. Объект имеет научно-познавательную ценность. В 1991 году копи объявлены памятником природы.

Мы прошлись по выработанной жиле. Самые смелые побывали в штольне, которую исследовал и описал в своих трудах А.Е Ферсман. Нам посчастливилось для школьной коллекции найти маленький «карандашик» – розовый турмалин, прячущийся в кварце.

На следующий год мы проводили семинар в окрестностях села Зюльзя. Исследовали растения реликты и редких животных этого края, а также посетили места стоянок древнего человека, место древнего моря и Мамонтову яму. На песчаных плитах древнего моря обнаружили отпечатки древних водорослей, водных беспозвоночных. Во время проливных дождей местными жителями были найдены мощные бивни и гигантские кости древних мамонтов, которые хранятся в школе и музеях г. Нерчинска и Читы.

Поразили своей уникальностью озера, расположенные недалеко от села Зюльзя. Журавли-красавки, утки-огари, не боясь человека, улетали и вновь возвращались. Необычное насекомоядное растение, пузырчатка, свободно плавает в воде и особыми ловчими пузырьками улавливает мелких животных. Ряска, самое мелкое растение из цветковых, действительно помещается на ногте большого пальца. А сколько личинок стрекоз, лягушек, моллюсков и пиявок мы обнаружили на озерах!

В конце практикума собирали круглый стол, подводили итоги и делали выводы. Какую пользу дала летняя практика моим коллегам? Радость общения с единомышленниками, обновление багажа знаний, солидный наглядный материал для кружковой работы и отличный настрой на новый учебный год. Отрадно было наблюдать за молодыми коллегами, как искрились глаза от всего увиденного в природе, услышанного из уст опытных коллег.

Находясь в лесу, мы встречали места остановок людей на ночлег: кострище, аккуратно обложенное камнями, таганок (вешай котелок и вари себе ужин), сложенные колья для установки палатки. И везде идеальная чистота! Местные жители любят свою малую родину и бережно заботятся о ней.


 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И

Забайкалья, который выручал при самых сложных хворях, но и оберегом

Забайкалья, который выручал при самых сложных хворях, но и оберегом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022