Технологическая карта урока окружающий мир по теме
«Дыхание и кровообращение».
Окружающий мир, 3 класс, программа «Школа России», учебник Окружающий мир А.А.Плешаков М: Просвещение.
Урок с использованием электронных ресурсов, в системе деятельностного метода обучения, по теме «Дыхание и кровообращение».
Пожидаева Евгения Геннадьевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №15 г. Новосибирск
Образовательная цель: создать условия для ознакомления детей с функциями дыхательной и кровеносной систем.
Деятельностная цель: способствовать формированию знаний об органах дыхания и кровообращения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися, способствовать пониманию значимости безопасного, здорового образа жизни, уметь определять личностный смысл учения и проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, сформировать умение оценивать свои достижения в усвоении учебного материала урока, уметь осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.
· Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. научить операциям сравнения и синтеза на примере дыхательной и кровеносной систем, ставить предметные цели и задачи урока.
· Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся с функциями дыхательной и кровеносной систем, актуализировать и расширить знания учащихся о значении органах дыхания и кровообращения для человека.
По форме организации: урок комбинированный, формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, ПК, проектор, презентация в Pover Point, тонометр.
На уроке использованы следующие методы обучения:
1. по виду информации:
· словесные (разъяснение, беседа с учащимися);
· наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
· практические (работа с приборами, с учебниками, с доской, со схемами)
· интерактивные
2. по виду учебной деятельности:
· проблемно – поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем);
· практический метод
Этапы урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Содержание урока
|
Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Проверяют свою готовность к уроку.
|
Организует психологический настрой учащихся на учебную деятельность.
|
(Слайд 1) Уважаемые гости мы вместе со своими учениками рады вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира.
Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2. Повторение домашнего задания. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; актуализировать необходимые полученные ранее знания. |
Ученики отвечают на вопросы, выполняют задание карточки самопроверки. Взаимопроверка, работа консультантов. Выступают со своими памятками. |
Организует актуализацию знаний, направляет деятельность обучающихся. |
-(Слайд 2) О чём говорили на прошлом уроке? (о правильном питании человека) - Какая система в организме человека обеспечивает переваривание и измельчение пищи? (пищеварительная система). - И мы пришли с вами к выводу, что для жизни человека каждый день необходимо … (правильно питаться). -Некоторым из вас было задано индивидуальное домашнее задание: подготовить памятку о правильном питании. (Выступают: Поляков Марк, Алфёрова Эльвира). -(Слайд 3) Установите соответствующую последовательность цифр на схеме согласно расположению органов пищеварительной системы. 1. ротовая полость 2.печень 3. пищевод 4. толстая кишка 5. тонкая кишка 6. желудок - Прошу обменятся карточками с соседом по парте, берём в руки красный карандаш для проверки. Есть желающие выйти к доске на проверку. (один ребенок выходит к макету). |
Личностные: самопроверка и самоконтроль.
Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. общение и взаимодействие друг с другом. Познавательные: актуализация полученных ранее знаний по теме.
|
3.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.
4. Работа по группам. Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию, сделать выводы.
5. Дыхательная гимнастика. Цель: познакомить ребят с дыхательными упражнениями. Которые они могут применять дома. Динамическая пауза.
|
Ученики отвечают на вопросы, анализируют материал, делают выводы, определяют тему и цели урока.
Ребята работают по учебнику
Выполняют упражнения.
|
Организует актуализацию знаний. Организует уточнение темы и цели урока.
Учитель организует и направляет работу класса.
Организует проведение гимнастики.
|
Ребята посмотрите на доску. Перед вами карточки нервной системы, пищеварительной системы и органы. Давайте верно, составим группу пищеварительной системы и нервной системы. (Выходят 2 человека из класса). Остались ли у нас лишние карточки? (Ответы детей.) В течении урока мы с вами узнаем к каким системам относятся данные органы. - (Слайд 4) Ребята давайте отгадаем загадку. (воздух) - Упражнение «Егорка». Ребята, а сейчас мы проведём наше любимое упражнение. Повторяем за мной: «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки». Берём вдох и на выдохе считаем : «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…..». - Что вы почувствовали? (необходимость вдохнуть) - Обычные люди могут не дышать 1-2 мин, ловцы за жемчугом могут не дышать - 5 минут, а спортсмены до 10 минут. - А для чего нужен воздух? (Предположения ребят). - Откуда кислород поступает в организм человека? (Из воздуха). - (Слайд 5) Из чего состоит воздух? (Азот, кислород, углекислый газ…) - Какой из этих газов нам необходим для дыхания? (кислород) - Всем органам нашего организма необходим кислород, который мы поглощаем из воздуха. - Значит, человеку необходимо не только питаться, но и …? (дышать) Без пищи человек проживет несколько недель, без воды несколько дней, без воздуха – всего несколько минут. - Значит тема сегодняшнего урока? (учащиеся называют тему урока) - Да. Первая часть урока будет посвящена системе органов дыхания. - Что бы вы хотели узнать о системе органов дыхания? (Дети формулируют вопросы). - Сформулируйте цель урока (ответы учащихся).
Продолжаем работу на уроке по учебнику. (Слайд 6) Открываем учебник на странице 144. Прочитайте текст «О дыхании». (Дети читают по цепочке) (Слайд 7) Давайте подведём итог из прочитанного нами текста. Дыхательная система состоит: носовая полость, трахея, бронхи, лёгкие. Все эти органы образуют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. (Слайд 8) Давайте рассмотрим внимательно на слайде строение трахеи и бронхов. Трахея и бронхи представляют собой трубки . Трахея делится на два главных бронха . Правый бронх короче и толще, а левый длиннее и тоньше. А каждый из главных бронхов делится на более мелкие бронхи. (Слайд 9) Лёгкие состоят из множества мелких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда воздух заполняет пузырьки, кровь берёт из воздуха частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа . Кровь несёт кислород к каждому органу.
(Динамическая пауза) Дыхательные упражнения Выполнять лучше до завтрака или после ужина. Упражнение 4. «Чистый носик». МП – сидя на стуле. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт. |
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из материала учебника, составлять выступление по теме, извлекать информацию из доклада одноклассника.
|
6. Проблемный вопрос. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию.
|
Ученики отвечают на вопрос, анализируют ситуацию, делают выводы. |
Организует, корректирует, направляет работу учащихся. |
- (Слайд 10) После дыхательной гимнастики я хочу задать вопрос: «Одинаковое ли количество кислорода помещается в ваших легких? Как вы думаете? От чего зависит количество кислорода в легких?» (Фронтальная беседа по данным вопросам.) - Давайте проведем эксперимент и проверим ваши предположения. (Прошу выйти 4 человек к доске. Учитель раздаёт шарики. Дети делают 1 выдох в шарик и сравнивают размер получившегося шарика. Подтверждают или опровергают свой вывод). Прошу желающего подойти к доске и выделить в группу отдельную органы дыхания. (Один из детей выходит к доске) Посмотрите у нас остались ещё одна система органов, значит мы с вами на уроке откроем для себя ещё что то новое. |
Познавательные: логический анализ ситуации на основе имеющихся знаний, с целью сделать вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, уметь извлекать важную информацию для формулировки вывода. |
7. Определение темы 2 части урока. Постановка цели урока.
Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.
|
Ученики отвечают на вопросы, анализируют материал, делают выводы, определяют тему и цели урока.
|
Организует актуализацию знаний, загадывает загадку, ставит перед учениками проблему. Организует уточнение темы и цели 2 части урока.
|
- (Слайд 11) Попробуйте угадать, о чём это я? (Бежит она очень быстро: меньше, чем за минуту, успевает обежать всё тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. О чём это?) (Слайд 12) (О крови) (Слайд 13) Открываем учебник с 145. Читаем текст «О движении крови». (Дети читают текст). - Частью какой системы является кровь? (кровеносной системы) (Слайд 14) Делаем вывод .Сердце и кровеносные сосуды- органы кровообращения. Они образуют кровеносную систему. (Слайд 15) Кровеносная система обеспечивает движение крови . Кровь движется по кровеносным сосудам и проникает во все органы . Кровь приносит питательные вещества и кислород ко всем органам, а уносит от них углекислый газ. |
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.
|
8.Продолжение первичного усвоения новых знаний. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию.
|
Ученики отвечают на вопрос, анализируют ситуацию, делают выводы. |
Организует, корректирует, направляет работу учащихся. |
- Как вы думает, какую роль, играет кровь при дыхании? (ответы учащихся). - Сопоставим свои предположения с учебником (ученик читает). - Вывод: человеку необходимо дышать, при работе дыхательной системы большую роль играет движение крови в организме. - Что движет кровь по организму? (Слайд 16) (Сердце). - У каждого человека сердце сокращается, т.е. бьется. При сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в минуту. Размер сердца человека примерна соответствует размеру кулака. Наглядно работу сердца можно пронаблюдать сжимая и разжимая кулак. Сердце как насос качает кровь. |
Познавательные: логический анализ ситуации на основе имеющихся знаний, с целью сделать вывод. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, уметь извлекать важную информацию для формулировки вывода.
|
9. Практическое применение знаний.
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
|
Выполняют практическую работу. |
Организует выполнение практической работы. |
-(Слайд 17) А вы знаете число ударов в минуту вашего сердца? А как можно узнать? - Сегодня мы с вами выполним практическую работу «Учимся измерять пульс» Определите цель практической работы: научиться измерять пульс. - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.146 Положите пальцы правой руки, так как показано на рисунке. Прощупайте пульс и сосчитайте количество ударов в минуту. Открываем рабочую тетрадь на странице 83. - Запишите данные в таблицу. (Дети записывают). - А может ли меняться частота пульса? От чего это зависит? (Предположения детей).
- Мы с вами узнали количество ударов сердечных сокращений в состоянии покоя, давайте посмотрим, что же изменилось после физической нагрузки.
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
9. Продолжение выполнения практической работы.
Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
|
Выполняют практическую работу. |
Организует выполнение практической работы. |
- Теперь возьмете руку своего соседа и сосчитаете количество сердечных сокращений и занесите данные в таблицу. - Обратите внимание на данные, которые у вас получились, что мы наблюдаем? -Какой вывод можем сделать? Вывод: при увеличении физической нагрузки пульс человека учащается. В наше время люди придумали много различных приборов и способов для измерения числа ударов сердечных сокращений ( современные тонометры, компьютерная диагностика). - Я снова прошу подойти к доске одно человека из класса, чтобы составить группу кровеносная система. (Один человек выходит из класса и составляет группу). |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание
|
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует запись домашней работы. |
- Назовите тему сегодняшнего урока? Какие цели мы перед собой поставили? Достигли мы цели урока? - Как вы оцените работу на уроке своих одноклассников? А свою? Домашнее задание: (Слайд 18) Рабочая тетрадь с 82 задания №1,2. Проведём рефлексию. У каждого из вас на парте лежат листочки. Пожалуйста, подпишите свою фамилию и имя. (Дети подписывают). У вас пронумерованы листики от 1 до 10. Вас ожидают 10 утверждений, если вы согласны с утверждением то ставите «+», а если не согласны с утверждением ставим напротив цифры «-». 1. Сердце беспечивает движение крови в организме? (да) 2. Органы дыхания объединяются в пищеварительную систему? (нет) 3. Лёгкие в дыхательную систему. (да) 4. Благодаря крови частицы питательных веществ разносятся по всему телу. (да) 5. Желудок относится к пищеварительной системе.(да) 6. При дыхании человек поглощает углекислый газ, выделяет кислород. (нет) 7. Бронхи состоят из маленьких пузырьков. (да) 8. Кровь приносит к органам питательные вещества. (да) 9. Кровеносная система переносит внутри организма различные вещества. (да) 10. Стенки сердца состоят из сосудов. (нет) (Дети выполняют). Прошу обменятся листочками с соседом по парте. Я буду зачитывать верные ответы. (Дети проводят самопроверку). Если в работе нет ошибок ставим 5, если в работе 1-2 ошибки-4, если 3-4 ошибки -3. (Выставляют оценки). У вас на парте светофор. Если вам было всё понятно на уроке- вы показываете зелёный цвет, если вам не понятно и было сложно- вы показываете красный свет. (Рефлексия. Дети показывают карточки.) Урок сегодня был удачный, |
Регулятивные УУД: учащиеся научатся оценивать правильность выполнения действия. Личностные УУД: учащиеся научатся проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.