Смекалина Юлия Анатольевна
Экологическое воспитание школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности при обучении химии
ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева
г. Саранск
Роль и значение экологического образования и воспитания в настоящее время является важнейшей образовательной задачей в связи с нарастанием экологических проблем в современном мире. В статье представлены возможности реализации экологического воспитания через организацию проектной деятельности на уроках химии. Рассказывается о роли экологического воспитания в образовании.
Сегодня современная школа направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типам поведения в окружающей среде.
Экологическое образование в школе имеет различные пути реализации: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнений, проблемное обучение. Оно призвано формировать знания об окружающей среде, раскрывать пути взаимодействия общества и природы, развивать изучение способов охраны природы.
Экологические вопросы и проблемы органично проникают во весь образовательный процесс, при этом переплетаясь со многими предметами начальной и средней школы. В том числе тесную связь экологический аспект имеет с таким предметом, как химия. Именно при изучении химии экологические проблемы и вопросы можно отражать практически на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности. Практически любая тема дает возможность рассмотреть вопросы экологии.
Экологизированная направленность курса химии дает возможность привлечь школьников к проектно-исследовательской деятельности, направленной на изучение состояния окружающей среды.
Проектно - исследовательская деятельность школьников является одним из эффективных методов при экологическом воспитании.
Проектная деятельность представляет собой особую форму организации учебной работы учащихся, которая способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Реализует следующие задачи:
¾ обучение целеполаганию, планированию и контролю;
¾ овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности) и простыми формами анализа данных;
¾ обучение методам творческого решения проектных задач.
Исследовательская работа учащихся по химии содействует формированию конкретного объема знаний о связях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», помогает определить и осознать место человека в природе, его непосредственную причастность к нарушению и дестабилизации среды обитания.
Именно такая организация учебной деятельности, при которой обучающиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся планировать поиск, и применять знания по экологии и химии на практике, помогает воспитанию экологической культуры учащихся.
Рассмотрим конкретный пример использования проектно-исследовательской деятельности при обучении химии.
В 10-11 классе на уроках химии можно приложить выполнить проект «Исследование качества воды». Цель данного проекта: ознакомиться с качеством водопроводной и фильтрованной воды и воды в близлежащем водоеме, научиться простыми физико-химическими методами определять качество воды. Сначала происходит обсуждение и формулировка цели проекта. Далее, исходя из цели, определяются задачи, а затем распределяются обязанности.
Учащиеся определяют источники необходимой теоретической информации, способы сбора и анализа информации по интересующему их вопросу, знакомятся с основными методами определения качества воды.
В процессе самого исследования происходит сбор необходимой информации, решение задач, это достигается в результате наблюдения и проведения химического эксперимента. В конечном итоге анализируется полученная информация в ходе исследования, обсуждаются результаты, формулируются выводы. Предоставление отчета о проделанной работе и полученных результатов проходит в виде публичной защиты презентации. Затем подводятся итоги.
В заключении можно сказать, что при научно-исследовательской деятельности, учащиеся знакомятся с методами оценки состояния окружающей среды, проводят ее мониторинг, формулируют выводы о прогнозах дальнейшего состояния окружающей среды.
Литература
1. Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Уфа : Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 35-38.
2. Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум –М., 2001г.
3. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 561-564.
4. Скегина Н.Г. Экология для тебя. II часть / Н.Г. Скегина – М.: Реклам. агентство "АДВ Консалтинг групп", 2006. – 140 с.
5. Черненко Н. М. «Обсуждение экологических проблем на уроках химии» // Химия в школе 2009, № 7.
6. Шаталов М. А. «О способах решения учебных проблем // Химия в школе. – 2002 – № 8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.