Экологическое воспитание школьников через проектно-исследовательскую деятельность на уроках химии
Оценка 4.8

Экологическое воспитание школьников через проектно-исследовательскую деятельность на уроках химии

Оценка 4.8
docx
24.11.2022
Экологическое воспитание школьников через проектно-исследовательскую деятельность на уроках химии
Экологическое%20воспитание%20школьников%20через%20организацию%20проектной%20деятельности.docx

Смекалина Юлия Анатольевна

Экологическое воспитание школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности при обучении химии

 

 

ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева

г. Саранск

 

 

Роль и значение экологического образования и воспитания в настоящее время является важнейшей образовательной задачей в связи с нарастанием экологических проблем в современном мире. В статье представлены возможности реализации экологического воспитания через организацию проектной деятельности на уроках химии. Рассказывается о роли экологического воспитания в образовании.

 

Сегодня современная школа направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типам поведения в окружающей среде.

Экологическое образование в школе имеет различные пути реализации: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета, раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды от загрязнений, проблемное обучение. Оно призвано формировать знания об окружающей среде, раскрывать пути взаимодействия общества и природы, развивать изучение способов охраны природы.

Экологические вопросы и проблемы органично проникают во весь образовательный процесс, при этом переплетаясь со многими предметами начальной и средней школы. В том числе тесную связь экологический аспект имеет с таким предметом, как химия. Именно при изучении химии экологические проблемы и вопросы можно отражать практически на каждом уроке, а также во внеурочной деятельности. Практически любая тема дает возможность рассмотреть вопросы экологии.

Экологизированная направленность курса химии дает возможность привлечь школьников к проектно-исследовательской деятельности, направленной на изучение состояния окружающей среды.

 Проектно - исследовательская деятельность школьников является одним из эффективных методов при экологическом воспитании.

Проектная деятельность представляет собой особую форму организации учебной работы учащихся, которая способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Реализует следующие задачи:

¾   обучение целеполаганию, планированию и контролю;

¾   овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности) и простыми формами анализа данных;

¾   обучение методам творческого решения проектных задач.

Исследовательская работа учащихся по химии содействует формированию конкретного объема знаний о связях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», помогает определить и осознать место человека в природе, его непосредственную причастность к нарушению и дестабилизации среды обитания. 

Именно такая организация учебной деятельности, при которой обучающиеся самостоятельно добывают новые знания, учатся планировать поиск, и применять знания по экологии и химии на практике, помогает воспитанию экологической культуры учащихся.

Рассмотрим конкретный пример использования проектно-исследовательской деятельности при обучении химии.

В 10-11 классе на уроках химии можно приложить выполнить проект «Исследование качества воды». Цель данного проекта: ознакомиться с качеством водопроводной и фильтрованной воды и воды в близлежащем водоеме, научиться простыми физико-химическими методами определять качество воды. Сначала происходит обсуждение и формулировка цели проекта. Далее, исходя из цели, определяются задачи, а затем распределяются обязанности.

Учащиеся определяют источники необходимой теоретической информации, способы сбора и анализа информации по интересующему их вопросу, знакомятся с основными методами определения качества воды.

В процессе самого исследования происходит сбор необходимой информации, решение задач, это достигается в результате наблюдения и проведения химического эксперимента. В конечном итоге анализируется полученная информация в ходе исследования, обсуждаются результаты, формулируются выводы. Предоставление отчета о проделанной работе и полученных результатов проходит в виде публичной защиты презентации. Затем подводятся итоги.

В заключении можно сказать, что при научно-исследовательской деятельности, учащиеся знакомятся с методами оценки состояния окружающей среды, проводят ее мониторинг, формулируют выводы о прогнозах дальнейшего состояния окружающей среды.

 

Литература

1.        Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей //           Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Уфа : Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 35-38.

2.        Дереклеева Н. И. Научно — исследовательская работа в школе — М.: Вербум –М., 2001г.

3.        Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках химии // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 561-564.

4.        Скегина Н.Г. Экология для тебя. II часть / Н.Г. Скегина – М.: Реклам. агентство "АДВ Консалтинг групп", 2006. – 140 с.

5.        Черненко Н. М. «Обсуждение экологических проблем на уроках химии» // Химия в школе 2009, № 7.

6.        Шаталов М. А. «О способах решения учебных проблем // Химия в школе. – 2002 – № 8.


 

Смекалина Юлия Анатольевна Экологическое воспитание школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности при обучении химии

Смекалина Юлия Анатольевна Экологическое воспитание школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности при обучении химии

Исследовательская работа учащихся по химии содействует формированию конкретного объема знаний о связях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», помогает…

Исследовательская работа учащихся по химии содействует формированию конкретного объема знаний о связях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», помогает…

Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей //

Ашырова М.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022