Экологическое занятие "Как живут растения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе занятия дети узнают о том, как живут растения, какие процессы происходят у них в природе
Иконка файла материала Занятие Как живут растения.docx

                                  Экологическое занятие «Как живут растения»

                                                                      (1-е классы)

 Автор: Назарова В.П., педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Новопокровка.

 Цель: расширить представления о растительном мире.

Задачи: расширить представления детей о растениях, учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды; показать их значимость деревьев в жизни человека; закреплять умение правильно вести себя в природе; воспитывать ответственное отношение к природе.

Оборудование: таблички по теме, картинка зайца, листопада, проектор.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

П: Предлагаю наше занятие начать с загадки:

Дышит, растёт, а ходить не может?

Д: Растение.

П: Верно, это растения – организмы, встречающиеся во всех природных зонах, и мы сегодня узнаем, как же они живут, какие процессы происходят в их жизни.

2. Проверка пройденного материала.

П: К живой или неживой природе они относятся? (ответы детей)

Да, их считают живыми существами, потому что они тоже питаются и дышат, и они, как и мы, не могут жить без света, воды и воздуха. Вспомним, какие есть растения и что у них общего (презентация 1 «В мире растений»).

3. Новая тема.

1) Питание и дыхание.

П: Итак, растение, как все живые предметы, дышит. Но говоря о его дыхании, нужно одновременно говорить и о питании. Наиболее общий и характерный признак, различающий огромное большинство растений от животных, как раз и заключается в их питании. Растения обладают способностью своими зелёными органами (благодаря хлорофиллу) строить органические вещества из неорганических материалов – воды, углекислого газа и минеральных солей, причём выделяется свободный кислород. Животные лишены хлорофилла и этой способностью не обладают. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут без воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это делают только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию. Учёные сделали и другой вывод: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух. Солнечный свет несёт энергию, без которой эта «кухня» под названием фотосинтез (презентация 2 «Механизм фотосинтеза») не будет работать. Когда учёные разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений.  Растение, например, дерево, вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, который нужен всем живым существам.  Из воздуха оно поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Своими корнями они всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. И ещё удивительные «повара» - это листья растения, которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но об этом и о процессе фотосинтеза вы узнаете в более старших классах.

2) Рост.

П: Растение, как и мы растёт. А что нужно для прорастания семени?

Д: Тепло, вода, воздух.

П: Как происходит развитие растения из семени? Соберите таблички в нужной последовательности на магнитной доске:

(семя – росток – корень – стебель – листья - взрослое растение – цветок - плод с семенами).

 

                    

 

3) Опыление.

П: Послушайте одну историю. Рядом стояли две цветущих грушевых дерева. Одно из них накрыли марлей цветки с бутонами. На открытом дереве, на чьи ветки садились пчёлы, осенью образовались груши. Почему? (ответы детей)

П: (дополняет) Насекомые питаются нектаром. И выполняют работу – опыление. Нектар - сладкий цветочный сок, а пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Перелетая с одного цветка на другой того же вида, насекомое переносит невольно и пыльцу, т. е. опыляет этот цветок. А если опыления не произойдёт? Плодов и семян на нём не будет. Так что же такое опыление? (ответы детей)

4) Распространение семян и листопад.

П: Как называется верхний слой Земли, в котором растут растения? Почва. 

А какое сейчас время года? Что произошло с температурой воздуха и почвой? Какое явление изображено на картинке (осень, листопад)?

П: Деревья уже поспешили сбросить листья. Это спасёт их от высыхания зимой. Листья испаряют очень много воды, а корни из холодной почвы воду пить не смогут. Наверняка вам приходилось слышать выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». И действительно, зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!  А почему растения зелёные? От большого числа хлоропластов, содержащих хлорофилл - красящее вещество зелёного цвета. Бывает, в них ещё присутствуют пигменты жёлтого и оранжевого пигмента  Они всегда есть в зелени растения, но летом они незаметны, так как интенсивная зелёная окраска хлорофилла их подавляет в нём. Осенью в листе замедляется и постепенно совсем прекращается образование хлорофилла. В результате лист теряет свою зелёную окраску и незаметные до этого времени жёлтые пигменты обнаруживаются. Листопад – биологическое явление.  Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Причём эти вещества откладываются в большом количестве. В том месте, где черешок листа прикрепляется к стеблю. В результате лист становится тяжёлым. Вместе с опадающими листьями из растения удаляются и вредные вещества – продукты жизнедеятельности, накопившиеся в течение весны и лета. Таким образом, листопад – это ещё приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное  сухое время года. Если бы лиственные деревья остались на зиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды их листьями из растения не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться из-за того, что зимой корни не могут всасывать холодную воду.

П: Кстати, у какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши? У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.

П: Осень – ещё то время, когда у деревьев, и у многих трав созрели семена, и они торопятся их расселить. Как же путешествуют семена растений, кто им помогает в этом

(животные, человек, ветер)? Какие есть у них для этого приспособления? (презентация 3 «Распространение семян»). Какими способами ещё идёт распространение семян?(воды и самих себя). Так почему плоды должны путешествовать?

3. Закрепление материала.

П: Какое значение для животных и человека имеют растения? (беседа по группам)

П: Для многих животных растения – это кислород, дом или убежище, пища.

П: А для человека? (кислород, пища, лекарства, ткани – лён, хлопок, древесину)

П: Что означает каждая табличка на доске?(Фотосинтез, хлоропласты, листопад, опыление)

4.Итог занятия.

П: Мы рубим лес, устраиваем свалки, но кто же под защиту всё возьмёт? В лесу останутся одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждёт? 

К сожалению, хозяйственная деятельность людей меняет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди построили завод, фабрику, карьер, на месте луга – ферму. Так гибнет много дикорастущих растений. Человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите. Ведь уже 25.000 видов растений стали редкими! Они занесены в Красную книгу. Под особой защитой находятся те растения, которые растут в заповедниках и нацпарках., ботанических садах. И даже если вы посетили природу с целью собрать лекарственные растения, собирать их нужно так, чтобы не навредить природе. Например, при вытаптывании уплотняется при этом слой почвы, и в такой почве остаётся мало воздуха, воды. Поэтому в лесу нужно ходить по тропинкам. Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, обладающее своим  достоинством и полезностью, если не для человека, то для природы.

И в конце концов, если бы на Земле не было бы растений, в воздухе не было бы кислорода! Благодаря какому процессу?

Д: Фотосинтезу.

П:. И напоследок предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про яблоню» (просмотр). Почему яблоня чуть не погибла?

Д: Потому что для роста любого растения нужен тепло, вода, воздух и свет.

П: И в наших силах всё это дать природе, потому что охранять растения – значит, позаботиться обо всём живом! Не забывайте про это!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru