Экологическое занятие "Как живут растения"
Оценка 4.8

Экологическое занятие "Как живут растения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
экология
Детсад—1 кл
18.07.2024
Экологическое занятие "Как живут растения"
В ходе занятия дети узнают о том, как живут растения, какие процессы происходят у них в природе
Занятие Как живут растения.docx

                                  Экологическое занятие «Как живут растения»

                                                                      (1-е классы)

 Автор: Назарова В.П., педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Новопокровка.

 Цель: расширить представления о растительном мире.

Задачи: расширить представления детей о растениях, учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями окружающей среды; показать их значимость деревьев в жизни человека; закреплять умение правильно вести себя в природе; воспитывать ответственное отношение к природе.

Оборудование: таблички по теме, картинка зайца, листопада, проектор.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

П: Предлагаю наше занятие начать с загадки:

Дышит, растёт, а ходить не может?

Д: Растение.

П: Верно, это растения – организмы, встречающиеся во всех природных зонах, и мы сегодня узнаем, как же они живут, какие процессы происходят в их жизни.

2. Проверка пройденного материала.

П: К живой или неживой природе они относятся? (ответы детей)

Да, их считают живыми существами, потому что они тоже питаются и дышат, и они, как и мы, не могут жить без света, воды и воздуха. Вспомним, какие есть растения и что у них общего (презентация 1 «В мире растений»).

3. Новая тема.

1) Питание и дыхание.

П: Итак, растение, как все живые предметы, дышит. Но говоря о его дыхании, нужно одновременно говорить и о питании. Наиболее общий и характерный признак, различающий огромное большинство растений от животных, как раз и заключается в их питании. Растения обладают способностью своими зелёными органами (благодаря хлорофиллу) строить органические вещества из неорганических материалов – воды, углекислого газа и минеральных солей, причём выделяется свободный кислород. Животные лишены хлорофилла и этой способностью не обладают. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут без воды и углекислого газа получить питательные вещества. Это делают только растения. А животные и люди едят растения и получают необходимую для жизни энергию. Учёные сделали и другой вывод: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется кислород. Растения выделяют его в воздух. Солнечный свет несёт энергию, без которой эта «кухня» под названием фотосинтез (презентация 2 «Механизм фотосинтеза») не будет работать. Когда учёные разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений.  Растение, например, дерево, вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, который нужен всем живым существам.  Из воздуха оно поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Своими корнями они всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. И ещё удивительные «повара» - это листья растения, которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но об этом и о процессе фотосинтеза вы узнаете в более старших классах.

2) Рост.

П: Растение, как и мы растёт. А что нужно для прорастания семени?

Д: Тепло, вода, воздух.

П: Как происходит развитие растения из семени? Соберите таблички в нужной последовательности на магнитной доске:

(семя – росток – корень – стебель – листья - взрослое растение – цветок - плод с семенами).

 

                    

 

3) Опыление.

П: Послушайте одну историю. Рядом стояли две цветущих грушевых дерева. Одно из них накрыли марлей цветки с бутонами. На открытом дереве, на чьи ветки садились пчёлы, осенью образовались груши. Почему? (ответы детей)

П: (дополняет) Насекомые питаются нектаром. И выполняют работу – опыление. Нектар - сладкий цветочный сок, а пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Перелетая с одного цветка на другой того же вида, насекомое переносит невольно и пыльцу, т. е. опыляет этот цветок. А если опыления не произойдёт? Плодов и семян на нём не будет. Так что же такое опыление? (ответы детей)

4) Распространение семян и листопад.

П: Как называется верхний слой Земли, в котором растут растения? Почва. 

А какое сейчас время года? Что произошло с температурой воздуха и почвой? Какое явление изображено на картинке (осень, листопад)?

П: Деревья уже поспешили сбросить листья. Это спасёт их от высыхания зимой. Листья испаряют очень много воды, а корни из холодной почвы воду пить не смогут. Наверняка вам приходилось слышать выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». И действительно, зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!  А почему растения зелёные? От большого числа хлоропластов, содержащих хлорофилл - красящее вещество зелёного цвета. Бывает, в них ещё присутствуют пигменты жёлтого и оранжевого пигмента  Они всегда есть в зелени растения, но летом они незаметны, так как интенсивная зелёная окраска хлорофилла их подавляет в нём. Осенью в листе замедляется и постепенно совсем прекращается образование хлорофилла. В результате лист теряет свою зелёную окраску и незаметные до этого времени жёлтые пигменты обнаруживаются. Листопад – биологическое явление.  Учёные установили, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества. Причём эти вещества откладываются в большом количестве. В том месте, где черешок листа прикрепляется к стеблю. В результате лист становится тяжёлым. Вместе с опадающими листьями из растения удаляются и вредные вещества – продукты жизнедеятельности, накопившиеся в течение весны и лета. Таким образом, листопад – это ещё приспособление растений к уменьшению испарения воды в холодное  сухое время года. Если бы лиственные деревья остались на зиму с листьями, то они погибли бы от недостатка влаги, так как испарение воды их листьями из растения не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться из-за того, что зимой корни не могут всасывать холодную воду.

П: Кстати, у какого зверя осенью в листопад ещё родятся детёныши? У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.

П: Осень – ещё то время, когда у деревьев, и у многих трав созрели семена, и они торопятся их расселить. Как же путешествуют семена растений, кто им помогает в этом

(животные, человек, ветер)? Какие есть у них для этого приспособления? (презентация 3 «Распространение семян»). Какими способами ещё идёт распространение семян?(воды и самих себя). Так почему плоды должны путешествовать?

3. Закрепление материала.

П: Какое значение для животных и человека имеют растения? (беседа по группам)

П: Для многих животных растения – это кислород, дом или убежище, пища.

П: А для человека? (кислород, пища, лекарства, ткани – лён, хлопок, древесину)

П: Что означает каждая табличка на доске?(Фотосинтез, хлоропласты, листопад, опыление)

4.Итог занятия.

П: Мы рубим лес, устраиваем свалки, но кто же под защиту всё возьмёт? В лесу останутся одни лишь палки. Подумайте, а что нас дальше ждёт? 

К сожалению, хозяйственная деятельность людей меняет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди построили завод, фабрику, карьер, на месте луга – ферму. Так гибнет много дикорастущих растений. Человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите. Ведь уже 25.000 видов растений стали редкими! Они занесены в Красную книгу. Под особой защитой находятся те растения, которые растут в заповедниках и нацпарках., ботанических садах. И даже если вы посетили природу с целью собрать лекарственные растения, собирать их нужно так, чтобы не навредить природе. Например, при вытаптывании уплотняется при этом слой почвы, и в такой почве остаётся мало воздуха, воды. Поэтому в лесу нужно ходить по тропинкам. Каждый человек должен бережно относиться к растениям.

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, обладающее своим  достоинством и полезностью, если не для человека, то для природы.

И в конце концов, если бы на Земле не было бы растений, в воздухе не было бы кислорода! Благодаря какому процессу?

Д: Фотосинтезу.

П:. И напоследок предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про яблоню» (просмотр). Почему яблоня чуть не погибла?

Д: Потому что для роста любого растения нужен тепло, вода, воздух и свет.

П: И в наших силах всё это дать природе, потому что охранять растения – значит, позаботиться обо всём живом! Не забывайте про это!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Экологическое занятие «Как живут растения» (1-е классы)

Экологическое занятие «Как живут растения» (1-е классы)

Но об этом и о процессе фотосинтеза вы узнаете в более старших классах

Но об этом и о процессе фотосинтеза вы узнаете в более старших классах

Бывает, в них ещё присутствуют пигменты жёлтого и оранжевого пигмента

Бывает, в них ещё присутствуют пигменты жёлтого и оранжевого пигмента

И в конце концов, если бы на Земле не было бы растений, в воздухе не было бы кислорода!

И в конце концов, если бы на Земле не было бы растений, в воздухе не было бы кислорода!

Экологическое занятие "Как живут растения"

Экологическое занятие "Как живут растения"

Экологическое занятие "Как живут растения"

Экологическое занятие "Как живут растения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024