экологическое мероприятие "Планета просит помощи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологическое мероприятие для учителей биологии, экологии, географии , в котором рассказывается о Красной книге, экологической катастрофе, идёт знакомство с планетой Земля и наукой экологией, добавлено несколько замечательных видео о растениях Красной книги России, о последствиях неразумной деятельности человека в отношении природы
Иконка файла материала планета просит помощи.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Воскресенское МР Мелеузовский район Республики Башкортостан Планета просит помощи         методическая разработка        внеклассного мероприятия                                                          Разработала и провелаучитель химии, биологии,                                                                       географии                                                           Шлычкова Татьяна Алексеевна                                                                                                                                                                                                 2017 год Цель: формирование представления об экологии и экологической ситуации в стране Задачи: 1) способствовать самовоспитанию аспекта «Я­концепции» ­ «Я­экологическое  сознание»; 2) развивать познавательный интерес, творческие способности; 3) воспитывать чувство ответственности за окружающую среду. Оборудование:  1) компьютер, проектор, экран Прилагаемые материалы: 1) презентация классного часа «Планета просит помощи» 2) видеоклип М.Джексона «Песня Земли» Ход мероприятия 1. Введение  2. Раскрытие темы:     2.1. Страница 1 «Экология»     2.2. Страница 2 «Экологическая катастрофа»     2.3. Страница 3 «Красная книга»     2.4. Страница 4 «Наш корабль Земля»     2.5. Страница 5 «Берегите природу!» 3. Подведение итога Раскрытие содержания: 1. Введение. Просмотр видеоклипа М.Джексона «Песня Земли»  ­ Что вас потрясло в клипе? ­ Какие чувства у вас возникли? ­ Какие сюжеты из клипа на вас произвели впечатления больше всего? ­ Скажите, война, уничтожение леса, истребление животных, загрязнение атмосферы,  Мирового океана – что всё это значит для человечества? (проблемы, вызовы) ­ И именно о проблемах, вызовах человечества сегодня пойдёт речь на классном часе,  который мы проведём в форме устного журнала «Планета просит помощи» ­ Наша цель выявить, какие экологические проблемы человечества окружают нас, каково  ваше «Я» в сфере этих проблем и как вы можете помочь решить их. ­ Итак, начинаем путешествие по нашему журналу «Планета просит помощи»  Страница 1 «Экология» (белая страница)­ Скажите, вам знакомо слово «экология»? ­ Все ли знаю, что означает это слово? ­ Итак, что же такое экология? Кто знает? ­ Экология это греческое слово. Состоит из двух слов: «oikos» ­ дом, жилище, и «logos» ­  учение, наука. То есть это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.  Впервые термин «экология» был предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866  году. ­ В настоящее время экологическая обстановка на нашей планете похожа на страшную  картину, чему посвящена следующая страница журнала.   Страница 2 «Экологическая катастрофа» (черная страница) ­ Вторая страница журнала «Спасём нашу Землю!» имеет чёрный цвет и называет  «Экологическая катастрофа». ­ Эпиграфом к этой странице я взяла такие слова: Моя планета - человеческий дом Ну, как ей жить под дымным колпаком. Где сточная канава - океан. Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: “Больше не могу!” ­ Скажите, а что такое экологическая катастрофа? ­ Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «экологическая  катастрофа»?  Мы можем сказать, что ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – это разрушительное  воздействие на окружающую среду ­ Давайте назовём, какие разрушительные воздействия происходят в наше время на  окружающую среду, экологию. Дети перечисляют разрушительные воздействия  загрязнение морей и океанов выброс в воздух вредных веществ (котельные, автомобили, химические и ремонтные заводы, радиоактивные отходы) пролив и утечка горюче­смазочных материалов загрязнение почвы истребление животных вырубка леса       ­ Такие печальные картины мы можем видеть, после таких разрушительных воздействий. Показ слайдов с печальными последствиями. Сообщение ученика   Примерно   сто   лет   назад   академик   В.И.Вернадский,   создатель   науки   биогео­химии, предостерегал   нас   от   этой   беды.   Он   писал   о   том,   что   если   мы   не   изме­ним   своегоотношения   к   природе   и   её   богатствам,   то   результат   может   быть   один   –   полное самоуничтожение человека. Человек месяц способен прожить без пищи, неделю без воды, а вот без воздуха всего минуты… Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. За   последние   25­30   лет   транс­порт   и   промышленность   съели   столько   атмосферного кислорода, сколько его не израсходовало человечество за всё время своего существования. Только углекислого газа ежегодно выбрасывается 5 млрд т, что может привести к по­ теплению,   таянию   полярных   льдов   и   повышению   уровня   Мирового   океана.   Возможные последствия такой катастрофы трудно себе даже вообразить. В тоже время леса – «легкие» планеты – вырубаются. Теперь леса занимают только чуть больше четверти территории суши.   Каждый   кубометр   добытой   древесины   –   это   почти   полтонны   не   извлеченной   из воздуха углекислоты… Большая часть промышленных и бытовых отходов попадает, в конечном счё­те, в Мировой океан. Каждый год в океан сбрасывается 320 млн. тонн железа, 6,5 млн. тонн фосфора, 2,3 млн. тонн свинца. Но опаснее всего, пожалуй, нефть и нефтепродукты, которые поступают из нефтяных скважин, танкеров, после аварий нефтеналивных судов. Одна тонна нефти покрывает тонкой плёнкой 12 км   поверхности океана. Эта плёнка оказывает вредное 2 воздейст­вие на обитающих Мирового океана. Чтение стихотворения ученицей Как яблоко на блюде,  У нас Земля одна  Не торопитесь, люди,  Все выскрести до дна.  Не мудрено добраться  До скрытых тайников,  Разграбить все богатств  У будущих веков  Мы общей жизни зерна Одной судьбы родня,  Нам пировать позорно В счет будущего дня  Поймите люди,  Как собственный приказ,  Не то Земли не будет И каждого из нас. ­ В результате человеческой деятельности уничтожается большое количество животных,  растений. Поэтому в мире были созданы организации по их защите. ­ Какие организации по защите и охране природы вы знаете? ­ Самые известные это Всемирный фонд дикой природы, Гринпис и Красная книга –  перечень растений и животных находящихся под охраной.  Страница 3 «Красная книга» (красная страница)   Именно защите и охране природы посвящена следующая, третья страница нашего журнала «Планета просит помощи». И эта страница имеет название «Красная книга»  Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает  опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около  150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все этиживотные погибли в основном по вине человека. Многие растения и животные, которые  раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они занесены в Красную книгу. _ Ответьте пожалуйста, почему так называется эта книга?   (Красный цвет – это цвет опасности, значит «стоп, не губи») Эта книга называется так потому, что красный цвет действительно означает сигнал  опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность,  в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые  произойдут с гибелью целых видов растений и животных.   Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году.  Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и  животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.  Выступление ученицы Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема  появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в  море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской  капусты. Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали современных  тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А  люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.   Охраняется «Красною книгой» Столько редких животных и птиц,  Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц Чтоб пустыни нагрянуть не смели,  Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери,  Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. «Красная книга» – красная! Значит природа в опасности! ­ Как мало на Земле остаётся прекрасного! Всё чаще и чаще человек забывает о природе, о  том, что это ­ единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет  жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по  погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.    А вот эти животные и растения являются исчезающими видами и находятся под защитой  Красной книги.  Показ видео с исчезающими видами животных и растений  Страница 4 «Наш корабль Земля» (голубая страница) ­ Перелистываем наш журнал. Следующая страница голубого цвета и называется «Наш  корабль Земля» ­ На этой странице журнала предлагаю вам поразмышлять над фразой: «Проблемы  глобальные, а действуй локально»  ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Что значит глобальные проблемы? ­ Что значит локально?­ То есть мы может сказать, что над большими проблемами должен задуматься каждый  человек. ­ Скажите, а в одиночку человек может решить глобальные проблемы?  ­ Почему? ­ Необходимо помнить, что для решения глобальных проблем необходимо объединяться.    Сегодня экологическую ситуацию в мире можно  охарактеризовать как близкую к   критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:  ­ уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;  ­ в значительной мере истреблен лесной покров;  ­ стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;  ­ мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и  перестает быть регулятором природных процессов;  ­ атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый  воздух становится дефицитом;  ­ частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого  космического излучения;  ­ загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле  невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось  искусственно созданных человеком элементов. Стало совершенно очевидной пагубность  потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения  определённых богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым  изменение отношения к природе.                        Не величай себя царём природы, Какой ты царь ей? Ты ­ её слуга: Лелей поля, леса И в реках её воды Храни в зелёных, чистых берегах; Храни тебе подаренное Богом. ­ А как вы относитесь к природе?  Страница 5 «Берегите природу!» зелёная страница  Перелистывая журнал, мы открываем пятую страницу зелёного цвета. Берегите родную природу! Мы часто упоминаем в разговоре слово «природа». И у каждого человека это слово вызывает только приятные ассоциации и воспоминания: луга с  полевыми цветами, белоствольные берёзки, чистые ручейки и озёра, леса с перезвоном  птичьих голосов. Действительно, общаясь с живой природой, человек отдыхает душой.  Городские жители, посещая музеи и выставки картин, любуются прежде всего пейзажами  великих мастеров кисти. Сама природа учит нас ценить красоту и искусство, а главное –  беречь их. Но не всегда мы можем защитить прекрасное. Чаще всего по нашей вине гибнут  леса, реки, животные, птицы, загрязняется воздух. И это далеко не полный перечень  разрушительных воздействий человека на родную природу. Губя природу, человек не  осознаёт, что гибнет сам. Ведь его здоровье и благополучие зависят от окружающей среды.   Поэтому каждый из нас должен  всегда помнить об этом, уметь быть благодарным.  Давайте будем беречь природу – каждый в меру своих сил и возможностей. Мы должны  заботиться о будущем нового поколения. Хотелось бы, чтобы и оно могло увидеть и  оценить эту несравнимую красоту матушки – природы.  Чтение стихотворений учениками Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените,  Бабочку на стебле повилики,На тропинке солнечные блики,  На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба,  Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем,  Ласточку, мелькающую в жите                             Берегите Землю, берегите! ­ Итак, наш журнал закрывает последнюю страницу. 3. Подведение итога ­ Подведём итог.  ­ Скажите, что больше всего произвело на вас впечатление? Что нового вы услышали  сегодня? Какие экологические уроки вы усвоили сегодня? ­ А завершить наш устный журнал «Планета просит помощи» хочется песней «Экология». Использованная литература и ресурсы сети Интернет:  1) ru.wikipedia.org 2) www.ecosystema.ru  3) www.biodat.ru/db/rb/index.htm 4) www.greenpeace.org 5) www.wwf.ru 6) images.yandex.ru