Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №12
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
Тема: «Экологическое путешествие математиков »
Выполнили учителя математики
МБОУ г. Иркутска СОШ №12
Мартынова Елена Владимировна
Эпова Наталья Викторовна
г. Иркутск 2018г
Аннотация
Данное внеклассное мероприятие по математике «Экологическое путешествие математиков » разработано в рамках года экологии и посвящено последним событиям, связанными с озером Байкал. В работе представлен конспект мероприятия, запланирован просмотр презентаций с ознакомительной информацией. Предлагаемая разработка - это проект интеллектуальной игры, реализованный учащимися 8-х классов для учеников 5-х классов.
Мероприятие проводится с целью развития интеллектуального, творческого, культурного и духовного потенциала обучающихся. Математические задачи имеют экологическую направленность и составлены учениками 8 класса. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся, поэтому разработанное нами внеклассное мероприятие проходит в форме игры-путешествия.
Формируются 3 команды. Можно задействовать один класс или создать команды из параллели. Путешествие состоит из четырех станций: 1 станция – Листвянка; 2 станция – о. Ольхон; 3 станция – бухта Сеногда; 4 станция – Ушканьи острова. На каждой станции старшеклассники кратко описывают экологическую проблему и дают ребятам младшего возраста решить математическую задачу. У каждой команды имеется маршрутный лист. В конце путешествия команды встречаются для подведения итогов.
Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать данные, делать выводы, творчески мыслить. Игра способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Это вызывает интерес учащихся, позволяет им почувствовать свою сопричастность к культуре и истории Прибайкалья. Таким образом, открытое мероприятие «Экологическое путешествие математиков» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, развитие личности младшего школьника. В конце данной работы предполагается проектная деятельность.
Введение
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Природу любить и знать,
Как бы не опоздать.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Одним из таких направлений рассматривается экологическое воспитание. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», а постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Эти проблемы стали не следствием стихии, а логическим результатом неумения или нежелания человечества решать противоречия между современным обществом и окружающей средой его обитания.
Объявляя 2017 год - годом экологии в России, президент нашей страны Владимир Владимирович Путин четко наметил конкретные цели тематического года: привлечь внимание граждан к проблемам экологии. Обезопасить существующие экосистемы. Сохранить многообразие биологических видов.
Почему именно природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка? Безусловно, потому, что природа окружает ребёнка с первых дней его жизни. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, ведь она первооснова красоты и величия. Природа даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать ещё непознанное и незнакомое.
Все учебные предметы дают возможность формировать экологическую воспитанность детей. Рассмотрим работу по экологическому воспитанию на уроках математики. Внеклассная работа по математике является составной частью учебно–воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.
В содержание внеклассной работы в рамках ФГОС необходимо включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней.
Внеклассная работа, осуществляемая в форме путешествия, решает много актуальных задач, стоящих перед учителем, помогает обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования.
Знакомство учащихся с экологической проблемой на Байкале, с условиями ее предотвращения, имеет воспитательное значение, формирует активную гражданскую позицию. Важным моментом является то, что занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создаёт положительные факторы способствующие мотивации.
Участвуя в занимательных мероприятиях, ученик развивает свои творческие способности, обогащаясь знаниями, расширяя кругозор.
Цели и задачи:
· формирование представлений и знаний об экологии Прибайкалья;
· анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
· развитие индивидуальных способностей учащихся;
· воспитание бережного отношения к природе;
· формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
· Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру;
· Понять, что в исчезновении живых организмов на озере Байкал могут быть виноваты люди;
· Учиться защищать природные ресурсы;
· Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Ход мероприятия
Внеклассное мероприятие готовят обучающиеся 8 классов для пятиклассников. Восьмиклассники находят необходимый материал, обрабатывают его совместно с руководителями (учителями математики), готовят презентации, доклады, проводят мероприятие.
Тема мероприятия: «Экологическое путешествие математиков»
Учителя математики: Мартынова Елена Владимировна, Эпова Наталья Викторовна
Используемые технологии: игровая, проектная, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Форма проведения: игра.
Цель занятия: создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной деятельности в сфере экологии, а также формирование познавательного интереса у учащихся пятых и восьмых классов посредством включения ребят в решение занимательных математических задач, игровой и проектной деятельности.
Задачи занятия:
Обучающие:
· Актуализация знаний и расширение представлений о понятии экология;
· Закрепление навыков сложения, вычитания, сравнения, нахождение площади;
· Отработка умений решать нестандартные задачи;
· Знакомство с экологическими проблемами озера Байкал.
Развивающие:
· Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию, анализировать её, делать на её основе выводы;
· Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления);
· Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).
Воспитательные:
· Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики, как необходимого условия для саморазвития;
· Создание условий для формирования познавательного интереса.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
· Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
· Сформированность познавательных интересов, направленных на развитие вычислительных навыков;
· Умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
· Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
· Оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
· Применение и представление информации;
· Построение рассуждения; обобщение.
Регулятивные:
· Понимание смысла поставленной задачи;
· Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные:
· Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
· Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· Строить монологичное высказывание;
· Определять общую цель и пути ее достижения;
· Осуществлять взаимный контроль;
· Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
· Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· Правильное чтение и запись решения задач на применение формулы площади, умение складывать, вычитать, сравнивать натуральные числа, находить часть от числа;
В ценностно-ориентационной сфере:
· Применение знаний в новых ситуациях.
Этап занятия, его цель |
Действия педагога, ведущего |
Дидактический материал |
Действия учащихся |
Формируемые на данном этапе УУД |
1. Организационный момент
Цель: Организация детей на продуктивную работу на занятии.
|
Педагог (математик)
Добрый день дорогие ребята! Сегодня наше занятие не совсем обычное, чего только не выдумали люди, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь: и удобрения, чтобы собирать богатые урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, и многое-многое другое. Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как повредили леса, в них стало меньше зверей и птиц, ухудшились воздух, вода. Постепенно, незаметно на Земле во многом стало не лучше, как хотели люди, а хуже. |
Компьютерная презентация, слайд 1-2, звучит песня об озере Байкал.
|
Команды рассажены в актовом зале по 6-8 человек (3группы) Ведущие, ученики 8 класса, проводят и следят за ходом игры.
|
Регулятивные: - волевая саморегуляция. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками и ребятами другого возраста. |
2. Мотивация Цели: Создание условий для формирования учебной мотивации, познавательного интереса. |
Ведущие Итак, друзья, с чем будет связано наше занятие? Вы, наверное, все слышали о проблемах на озере Байкал, связанных с экологией. Может, кто то озвучит, что там происходит за последние годы?
|
Компьютерная презентация, Слайд 3,4,5,6,7,8
|
- с экологией
-появилась вредоносные водоросли спирогира, гибнет нерпа, исчезает популяция омуля.
|
познавательные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы;
|
3. Игра «Экологическое путешествие математиков »
Цели: Актуализация знаний Стимулирование внутренней мотивации по экологическому воспитанию |
Ведущие Наше экологическое путешествие начинается из Иркутска. Байкал – это гигантская научная лаборатория: биологи, географы, геологи и геофизики имеют здесь неограниченное поле для научных открытий. Сегодня мы с вами как математики тоже займемся исследованиями. По Байкальскому тракту мы с вами следуем в Листвянку. Байкал настолько древний, что все его чудеса невозможно уместить на одной карте. Мы собрали для вас еще немного удивительных фактов об озере Байкал.
Вот мы подъехали к лимнологическому музею Байкал это музыка цифр. Самое знаменитое озеро России протянулось на 636 км. При ширине от 25км до 80 км. Давайте просчитаем площадь его водного зеркала. Будем считать площадь прямоугольника длиной 636 км и шириной среднее арифметическое чисел 24 и 80. (31500 км2). А теперь рассаживаемся в батискафы и вперед, к новым открытиям. Каждой команде раздаются маршрутные листы
|
Компьютерная презентация, слайд
Музыкальное сопровождение
Приложение « Удивительные факты о Байкале»
Приложение «Маршрутный лист»
|
Учащиеся 8 класса читают мини сообщение : удивительные факты о Байкале
Учащиеся решают задачу на определение площади водного зеркала озера Дети расходятся по станциям
|
умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Общеучебные (логические): установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; анализ; синтез. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. |
4. Решение занимательных задач Цель: Активизация и развитие познавательных процессов (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления)
Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.
|
станция «Листвянка»
станция «Ушканьи острова» Вы знаете, что за период с 9 октября ( 26 октября) на побережье Байкала были обнаружены 141 погибших нерп. Давайте попробуем проверить гипотезы гибели животных. 1. В Байкале стало мало омуля, нерпа голодает. Скорость рыбы 30 км/ч. Скорость нерпы 10-15 км/ч. 2. По последним подсчетам, стадо нерпы на Байкале приближается где-то к 100 тысячам животных. Питается нерпа голомянкой, в год 1 особь съедает до 1 тонны рыбы. Могли ли животные погибнуть от голода? Биомасса большой голомянки составляет 20 кг/га, малой – 40 кг/га. Годовая продукция первой – 25 тыс. т, второй 85 тыс. т; Их общий вес около 150 тыс. т. Ежегодный прирост голомянки составляет около 150 тыс. т, то есть в течение года она как бы полностью обновляет всю свою популяцию. Нет, так как на 100 тыс. особей хватит 100 тыс. тонн рыбы. Хотя желудки нерп были пустыми, нерпы от голода умереть не могли. 3 станция «Спирогира» Тело водоросли состоит из одного ряда одинаковых по строению цилиндрических клеток. Найдите, какую часть составляет четыре клетки от всего тела, если тело водоросли состоит из 30 клеток 4 станция «Омуль» За последние несколько лет в Байкале уменьшается количество омуля. Его нерестовое стадо за последние десять лет сократилось примерно с 5 до 3 млн. особей. Из 100 личинок омуля, полученных Посольским рыборазводным заводом, выживает лишь одна рыба. В естественных условиях из 10 тыс. икринок, отложенных на незагрязненных нерестилищах и развивающихся в оптимальных условиях, развивается и выживает 5—7 рыб. Рыбоводными заводами Иркутской области с 2009 года в Байкал не выпущено ни одного малька байкальского омуля. Биомасса омуля в 2008 году первые за много лет уменьшилась до значений ниже 20 тыс. тонн, к 2012-2013 годам - до 15 тыс. тонн, в 2014 году показатель составил 13 тыс. тонн. По итогам 2015 года биомассу эндемика можно оценить на уровне 10 тыс. тонн. Рассчитайте возможное количество уменьшение количества биомассы омуля к 2017 году при этих же условиях, и к 2019г. В качестве мер предотвращения катастрофы введен запрет на вылов омуля – с 1 октября 2017 года. Предлагается пятилетний и даже семилетний срок. Единственный в истории запрет промыслового вылова байкальского омуля действовал с 1969 по 1982 год: первые шесть лет существовал полный запрет, в последующие семь лет рыба вылавливалась для научной разведки и экспериментально. После той меры численность популяции восстановилась и на протяжении более чем двух десятилетий соответствовала норме.
|
Компьютерная презентация Приложение «Байкальская губка»
Презентация Приложение «Байкальская нерпа»
Видеоролик Приложение «Видео спирогира»
Учебное пособие, Приложение «Таблица»
|
(задействовано три кабинета), там восьмиклассники кратко описывают проблему, дают задачу. Пятиклассники решают задачу, делают вывод и переходят на другую станцию. Время работы каждой станции 8 минут. Решают задачи, делают выводы. Нерпа не может догнать омуля, поэтому им не питается.
Хотя желудки нерп были пустыми, нерпы от голода умереть не могли.
4/30
В 2019г омуля в озере не останется |
Обще-учебные (познавательные): умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Общеучебные (логические): установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; анализ; синтез; синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: волевая саморегуляция; планирование работы.
|
|
||||
5. Подведение итогов, рефлексия
Цель: Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики – как необходимого условия для саморазвития.
Формирование умений осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результата деятельности.
|
Возвращаются в актовый зал. Подводят итог. Ведущий От нас же, нынешних, требуется отношение к Байкалу как к себе. Как к ровне, как вероятному спасителю человечества, если оно доживет до тех времен. Ученые знают, как это сделать, чтобы ничего не потерять. Надо им довериться и помогать. Стихотворение Беречь
Байкал святое дело. М Митюков.
|
|
Обучающиеся делают вывод о том, что люди без природы обходиться не могут, нужно ее изучать и беречь.
|
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; самооценка качества и уровня своих знаний; прогнозирование. Обще-учебные (познавательные): умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
Заключение
Печальную эстафету принимают от нас грядущее тысячелетие. Набатным колоколом звучит слово “экология” сегодня. Мы не случайно вернулись к вопросу “проблема века”. Вернулись для того, чтобы лучше понять причину и многих других наших бед.. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия. Завтрашний день Земли будет таким, как мы создадим его сегодня.
Деятельность учащихся позволяет наполнить учебный предмет новыми материалами, новым взглядом на ценность окружающей среды. В заключении предполагается последующая работа над созданием индивидуальных проектов, что представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся. Результаты его выполнения отразят сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, инновационной, аналитической, творческой, проектной и интеллектуальной деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Беречь Байкал святое дело
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
"Я жил на свете тыщи лет…
Ни кто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние пол века…
Не узнаю я человека!..
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…"
Байкал один на всей планете,
Другого просто не дано…
Мы все твои, Байкал мой, дети,
И жить с тобой нам суждено!
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям предано служить!
Беречь Байкал - святое дело:
Его судьба - у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
И верю я: Байкалом будет
России слава прирастать!
И нам потомки не забудут
За это должное воздать.
Литература
1. О.Т. Русинек, Г.У.Уфимцев, В.А.Фиалков. Байкальский ход (научная экскурсия по Байкалу). Новосибирск, Академическое издательство «Гео» 2015, 2-е издание.
2. Интернет ресурсы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.