Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Оценка 4.8

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
4 кл
25.02.2018
Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО
Экология - популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например, растение - с воздухом, водой, животными и человеком; животные - с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, человеком. Экология изучает и то, как люди, связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют на неё). Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с детства, развивать и закреплять в школе.Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с применением системно - деятельностного подхода.
Экологическое воспитание младших школьников0.docx
МБОУ  гимназия  № 5                          Экологическое воспитание младших школьников                          в условиях реализации  ФГОС НОО Гаврилова Ольга Викторовна учитель начальных классов гимназии № 5                                            г. Владикавказ   2017 Экологическое воспитание младших школьников                          в условиях реализации  ФГОС НОО                                                                                Как всё взаимосвязано в природе,                                                                                 Разумно и неразделимо!                                                                                Вот ландыши: они не в поле бродят,                                                                                 А с тенью лип нерасторжимы,                                                                                И с колокольчиком лиловым,                                                                                И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,                                                                                И с влажным воздухом медовым.                                                                                Срубите лес и, как в безлунной бездне,                                                                                 Всё­всё – до муравьиной кучи,                                                                                 До ёжика, до светлячка – исчезнет.                                                                                Над пустошью лишь тени бросят тучи…                                                                                Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,                                                                                Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.                                                                                                         Н. Жоговолева        Экология ­ популярное слово нашего времени.   Сегодня трудно найти человека,   не   слышавшего   его.   Экология   –   наука,   которая   исследует,   как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например,  растение ­ с воздухом, водой, животными и человеком;  животные  ­  с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, человеком. Экология изучает и то, как люди, связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют   на   неё).   Современный   человек   должен   задуматься   об   отношениях между   обществом   и   окружающей   действительностью.   В   наше   время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с детства, развивать  и закреплять в школе.                Экологическое   воспитание     ­   одно   из   главных   направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней  приходят не сразу. Это результат целенаправленной  длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе   и во внеурочной деятельности,   вовлечение   учащихся   в   посильное   участие   в   дело   охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.)  с применением системно ­ деятельностного подхода.   «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель  руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» —  слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе  которого заложен принцип системно­деятельностного подхода. Учитель  призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть  вдохновителем учащихся.  Рассматривая младший школьный возраст, как ценный этап в развитии  экологической культуры личности, формировании компетентности   современного школьника выделяют основные показатели проявления  нравственно­экологической позиции личности:  усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;  наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;  потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;  умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;  проявление   инициативы   в   решении   экологических   проблем   своего ближайшего окружения                Основной задачей экологического образования является не столько усвоение   экологических   знаний,   сколько   обучение   решению   экологических проблем,   которое   должно   быть   направлено   на   достижение   конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.   Экологическое воспитание следует   начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром  природы вместе с детьми, взрослым очень   важно   показать     все   стороны   своих   взаимоотношений   с   природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном,  бережно относиться  к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно   относиться   к   природе   и   к   тому,  что   она   нам   дает?  Выживет   ли человек,   если   лишится   самого   дорогого   и   необходимого?   Экологический кризис   коснулся   всех   стран   и   народов,   всем   нам   придется   неизбежно принимать меры, чтобы сохранить  нашу прекрасную планету. Ранний возраст – это­то время, когда родители, воспитатели детских дошкольных   учреждений   и   учителя   начальных   классов   могут   повлиять   на формирование культуры отношений в системе «человек ­ окружающая среда». Ответственное   отношение     человека   к   природе     формируется   в   процессе непосредственного   общения   с   природой,   очень   важен   компетентностный подход педагога в формировании экологической культуры ребёнка.    Родная природа – замечательный источник, из которого ребенок узнаёт много нового и   интересного,   получает   разнообразные   знания   и   впечатления.   Интерес   к окружающим   объектам   живой   природы   проявляется   очень   рано.   Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в   густой   траве,   гусеницу,   ползущую   по   стеблю   цветка.     Внимание   их привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они   открывают   для   себя   новый   мир:   стараются   все   потрогать   руками, рассмотреть,   понюхать,   попробовать   на   вкус.   Дети   должны   понять,   что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а бездумные решения некоторых людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому, прежде чем принять   важное   решение,   касающееся   изменений   в   природе,   нужно просчитать, какие будут последствия.        В одном из  стихотворений  И.Мазнина есть такие замечательные слова: Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица. И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! Давайте будем беречь планету. Во всей Вселенной похожей нету. Во всей Вселенной совсем одна, Что будет делать без нас она?      На  уроках окружающего мира, рассматриваются связи  между неживой и живой   природой,     между   растениями   и     животными,   между   природой     и человеком.     Без   этого   трудно   представить   возможные   последствия вмешательства человека в  природные  процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников. Между животными   разных видов   особенно   хорошо   прослеживаются   пищевые   связи,   например,       при распределении   гнездовой   или   охотничьей   территории   очень   важна   забота взрослых   животных   о   потомстве.   Существуют   связи   между   грибами, растениями и животными.  Растущие  в  лесу грибы своей подземной частью ­ грибницей   срастаются   с  корнями   деревьев,    кустарников,  некоторых   трав. Благодаря   этому,   грибы   получают   от   растений   органические   питательные воды,     уничтожение   вещества,  растения от грибов ­ воду, с растворимыми  в ней минеральными солями.  Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.       Связи между неживой и живой природой проявляются в лесу,  на лугу, в водоеме,  в   болоте,   в   поле   и   называются   природным   сообществом.     Очень большое   значение   имеет   раскрытие   связей   между   человеком   и   природой. Человек ­ часть природы, он  неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется в материальной и духовной жизни людей. Воздействие человека   на   природу   может   быть   положительным   (охрана   природы)   и отрицательным   (загрязнение   воздуха,     растений, животных     и     другое).   Это   и   сбор   дикорастущих   растений   на   букеты, истребление   животных   на   охоте,   нарушение   местообитания   живых организмов. Загрязнение воды в реке приводит к гибели рыб, вырубка  старых дуплистых   деревьев   ведет   к   уменьшению   численности   птиц,   живущих   в дуплах.   Из   этого   следует,   что   воспитание,   основанное   на   раскрытии конкретных  экологических  связей,  поможет  ученикам  усваивать  правила   и нормы поведения в природе. Изучение экологических  связей,  способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.  Воспитывая   экологическую   культуру   личности   младшего   школьника,   я применяю   в   своей   работе     информационные,   игровые,   проектные   и исследовательские   технологии.   В   начальной   школе   игровые   технологии   ­ очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные  понятия,   формируя умения и навыки непроизвольно.   Отдых на природе ­ увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный, полезный. На свежем воздухе ребята читают стихи о природе, сами  загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя. Все   вместе играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать. Пребывание детей  на свежем воздухе и движение полезно для  здоровья. Это важный этап в формировании здорового образа жизни младших школьников.                Познавательные   игры   развивают   любознательность,   интеллект   и творческие   способности   детей,   их   можно   проводить   и   на   природе   и   в помещении.   На   природе   была   проведена   познавательная   игра   «Зелёная аптека», где сразу и рассмотрели некоторые лекарственные растения. Дети поделились   собственным   опытом   и   знаниями   о     лекарственных   растениях. Викторина ­ одна из форм экологического воспитания. Вопросы составляю  на основе сведений о природных объектах и явлениях. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области окружающего мира и, конечно, общая эрудиция.           На уроках, классных часах  и во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу   конкурсы     загадок,   рисунков   на   различные   темы.   Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную   активность,   наблюдательность,   внимание,   мышление, развивает   творческое   воображение   ребёнка,   повышает   его   экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:  Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца.  Как вы поступите? Почему?  На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?  После   отдыха   в   лесу   вы   собираетесь   домой.   Как   поступить   с накопившимся мусором? Почему?  Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из­за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? Вместе с ребятами мы разработали  «Правила юных друзей природы»:  Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;  Не сбивай грибы, даже несъедобные;  Не обрывай паутину, не убивай паучков;  Не распугивай птичьи стаи;  Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;  Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;  Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.       Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не могут жить без цветов?   Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю стихи   или   рассказы   на   экологическую   тему,   например,   стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания   дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает. Использую   иллюстрации   на   экологическую   тему.   Например,   на   какой иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?  Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:  узнай и расскажи (детям нужно найти материал   о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на уроке или мероприятии);  вести из сада и огорода (одна ­ две жабы может полностью очистить от   слизней огород и т.д.); знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук­носорог, сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?)  знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100г мёда, должна облететь 1000000 цветков)  подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).             Обучающимся необходимо получать знания переходящие в качество и норму   жизни.   Они   должны   осознавать   необходимость   сохранения   природы, своего   здоровья   и   окружающих.   Осознание   должно   обязательно   произойти через практическую деятельность (практические работы, экологические акции, разработка   и   реализация   экологических   проектов).     В   нашем   классе   были разработаны   два   проекта   «Зимующие   птицы   нашего   региона»   и   «   Влияние домашних   животных   на   людей».   Обучающиеся   с   удовольствием   принимают участие в проектной деятельности школы, класса. Наблюдаем за поведением птиц, смотрим, что из предложенного  птицы клюют лучше, какие птицы чаще прилетают на кормушку, в какую погоду, как себя ведут. Все эти сведения мы зафиксировали, и в дальнейшем использовали  в  проекте  о зимующих птицах. Проект   «Зимующие   птицы   нашего   края»   осуществлялся   в   зимнее   время.   С помощью родителей ребята изготовили и повесили  кормушки. Суть проекта  в знакомстве с зимующими птицами нашего города   изучении взаимоотношений между   различными   видами   зимующих   птиц.   В   процессе   дети   наблюдали   за птицами, прилетающими к кормушкам, за птицами, засыпали разный корм для птиц, делали выводы. Чаще всего к нам на кормушку прилетают синички и воробьи. Они охотно поедают зерно, крупу, крошки хлеба, а синички и кусочки сала. Мы узнали, что синички, пищухи и другие птицы  сбиваются в смешанные стайки. Все они собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться       Действительно, значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Исследовательская деятельность нацелена на результат, помогает обобщить знания и умения   ребёнка, способствует их практическому применению во взаимодействии   с   окружающим;   стимулирует   потребность   ребёнка   в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.      Все  виды деятельности, которые я использую,  развивают коммуникативные  универсальные  учебные действия: содействие и сотрудничество выступают  как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы  психического развития и становления личности, а также регулятивные УУД ­  начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с  принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение  выделить нравственный аспект поведения)           Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется  через  систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и  индивидуальную  работу  с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали  более внимательными  к объектам окружающего мира,   часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных,  любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных  объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. Мир вокруг нас – от морей и озёр до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин  деревьев, от крупных зверей до микроскопических организмов – объединён  многочисленными связями. Некоторые из них очевидны, другие незаметны, но  от этого не менее важны. Экология изучает взаимоотношения в природе во всём её разнообразии. Понимая природу, мы можем сохранить её для потомков,  которые будут радоваться чистым озёрам, густым лесам, цветущим лугам –  всему прекрасному разнообразию нашего мира.                                              Используемая  литература: Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. ­ 1999. ­ №1. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. ­ 2000. №6. ://   festival        /213264/  .  ru   /  articles Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. ­ 1998. №6. http://revolution.allbest.ru/ http   .1   september С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»  О.   М.   Барковская   «Содержание,   цель   и   задачи   программы   начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г. С.   К.   Зайцева   «Экология   для   младших   школьников»,   журнал   «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г. В.   А.   Иванов,   Т.   Ю.   Пастухова   «Научное   общество   учащихся»   «Путь   к природе», 2005 г. Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г. О.   Д.   Сапронова   «Занимательный   материал   на   уроках   естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 ­ 8, 1992 г. И.В. Цветкова «Экология для начальной школы» А.А.Плешаков   «Природа»   учебное   пособие   для   начальной   школы, издательство «Вентана­Граф» Н.Л.Болотова,   А.А.Шабунова   «Экология   Вологодской   области»,   Вологда, 2008 г.

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Экологическое воспитание младших школьников                                                в условиях реализации  ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018