ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 13.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологии несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета. Целью экологического воспитания на уроках физики является воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды
Иконка файла материала Физика.docx
Томаш Татьяна Александровна Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная  школа  № 1»  Фрунзенского района  г. Саратова, учитель физики. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу» Жак Ив Кусто Физика   ­   эта   наука   о   природе,   поэтому   в   связи   с   возрастающим потенциалом   технического   прогресса   и   развитием   технологии   несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета.  Целью экологического воспитания на уроках физики является воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, воспитание личности,   готовой   к   практической   деятельности,   к   пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды. Человек – часть природы, и её разрушение грозит ему множеством бед. В последние   десятилетия   деятельность   человека   оказывает   огромное   по масштабам   и   интенсивности   воздействие   на   природную   среду. Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем: –   истощение   природных   ресурсов(не   возобновляемые:   нефть,   газ,   уголь; возобновляемые: звери, рыба, вода, лес, почва и т.д.); – изменение климата: глобальное потепление («парниковый эффект»); – «озоновые дыры»; – проблема чистой пресной   воды; – сокращение видового разнообразия живой природы;– катастрофа мирового материала; – утилизация отходов; Экологическая направленность преподавания физики усилена главным  образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет  добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали  всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об  опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели  ориентироваться в информации об охране и использовании природных  ресурсов, которую они получают из научно­популярной литературы, радио  и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых  технических решений и использовать свои физические знания для активной  защиты окружающей среды. В курсе физики есть уроки, которые можно целиком посвятить изучению  проблем экологии. Например, использование энергетических ресурсов;  применение изотопов в народном хозяйстве; тепловые двигатели и охрана  окружающей среды; воздушная оболочка и т.п.  Материал экологического содержания, рассматриваемый в курсе физики № п/п Вопросы курса физики 1 Диффузия Сведения экологического характера Распространение вредных веществ путём диффузии; защита атмосферы, воды и почвы от загрязнений 2 Три   вещества состояния Круговорот воды в природе; загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия 3 Атмосферное давление   Барометр­ анероид   Атмосферное давление на различных высотах Атмосфера  –  часть жизненной  среды.  Источники  и состав   её   загрязнения.   Физические   параметры атмосферы   и   их   влияние   на   жизнедеятельность организмов.   Охрана   атмосферного   воздуха   от загрязнения 4 Плавание тел Плавание судов Воздухоплавание Судоходство   и   связанные   с   ним   вопросы   охраны воды.   Влияние   воздушного   транспорта   на   состав атмосферы. Охрана воздуха5 Тепловые двигатели Сравнение различных видов тепловых двигателей по их экологичности. Защита атмосферы, воды и почвы от загрязнения при работе тепловых двигателей 6 Механические колебания Влияние   звуковых   волн   на   биологические   объекты. Шум и борьба с ним 7 Получение   и использование ядерной энергии.   Ядерный реактор.  Ядерный   реактор   как   источник   загрязнения окружающей   среды   радиоактивными   отходами, проблема их захоронения. Опасность аварии ядерных реакторов.   Меры   предотвращения   аварий   и   защита персонала   действие ионизирующих   излучений   на   клетку.   Радиация   и наследственность.   Экологическое   АЭС. Экологической образование учащихся можно осуществлять, используя все формы обучения: урочная и внеурочная работа, факультативные занятия, решение задач с экологическим содержанием, исследовательская работа, практические работы.      Физика ­ наука экспериментальная, поэтому наиболее эффективным для   понимания   существа   предмета   является   экспериментально   – исследовательский   метод.   Чтобы   ученики   прочувствовали   важность экологических   проблем,   им   надо   в   эти   проблемы   погрузиться.   И   здесь незаменимым помощником учителю выступает такой вид деятельности как   метод  проектов.   В  настоящее   время  метод  проектов   достаточно широко   применяется   в   педагогической   практике.  Так,   при   изучении   в   8 классе раздела «Изменение агрегатных состояний вещества» и постоянное обращение учителя к воде как более знакомому ребятам веществу, группе учеников     можно   предложить   работу   над   проектом   «Вода­формула жизни». Такой вид работы позволит ребятам узнать много нового о воде и ее свойствах. Вода используется человеком с давних времен не только для употребления в пищу, но вода «работает» на человека во всех сферах его деятельности. Вода – источник энергии, пожарник, землекоп, взрыватель, целитель, и т.п. Да и сам человек, его органы,  состоят во многом из воды. В   результате   работы   над   проектом   ребята   привели   рекомендации   по эффективному и экономичному использованию воды и   пришли к выводу: действительно, правы те, кто считают, что вода – это жизнь! Можно также затронуть наиболее близкую для нас область экологии. Это – экология жилища. Жилище для человека является своеобразнойэкологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть своей   жизни.   Ряд   факторов   всегда   вызывает   заболевания.   К   таким факторам   можно   отнести   применение   строительных   материалов, включающих   асбест,   формальдегид,   применяемые   в   ходе   эксплуатации жилых   помещений,   некоторые   лакокрасочные   материалы   и   предметы бытовой химии, являющиеся аллергенами. Особое место в экологическом загрязнении занимает транспорт. Один  легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода,  а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг  различных углеводородов. Отработавшие газы автомобильных двигателей  оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на  органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных  путей, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям. Систематическое   применение   описанных   выше   средств   и   методов экологического   воспитания   повышает   общий   уровень   экологической культуры,   вызывает   интерес   к   предмету   физики   и   качеству   его преподавания.     Экологическое   образование   выступает   частью   общего   образования, позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать основные   аспекты   взаимодействия   общества,   с   природой   в   различных учебных   предметах.   Экологическое   образование   направлено   на   усвоение учащимися   систематизированных   знаний   о   взаимодействии   общества   и природы,   формирование   интеллектуальных   и   практических   умений рационального   использования   и   охраны   природы.   Оно   включает   в   себя обучение   и   воспитание   учащихся,   которые   ведут   за   собой   развитие универсального,   нравственного, эстетического, экономического, юридического, практического отношений учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека. Никто и никогда   не   может   считать   себя   в   безопасности,   если   где–то,   кем­то нарушается природное равновесие.   разностороннего   –   научного, Защита   природы   Земли   –   дело   всего   человечества   и   вместе   с   тем каждого человека.  1. Энциклопедия для детей. Экология. Литература Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7­11 класс.  2. Сост. М.А. Петрухина 3. Физика и экология. 7­11 кл. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова4. Физика. Химия. 5­6 кл Гуревич А.Е. и др.