Физика - эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим потенциалом технического прогресса и развитием технологии несущих экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны окружающей среды на уроках именно этого предмета.
Целью экологического воспитания на уроках физики является воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, воспитание личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды
Томаш Татьяна Александровна
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Фрунзенского района г. Саратова, учитель физики.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
«Раньше природа устрашала человека,
а теперь человек устрашает природу»
Жак Ив Кусто
Физика эта наука о природе, поэтому в связи с возрастающим
потенциалом технического прогресса и развитием технологии несущих
экологическую катастрофу, необходимо рассматривать проблему охраны
окружающей среды на уроках именно этого предмета.
Целью экологического воспитания на уроках физики является воспитание
у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, воспитание
личности, готовой к практической деятельности, к пропаганде
экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды.
Человек – часть природы, и её разрушение грозит ему множеством бед. В
последние десятилетия деятельность человека оказывает огромное по
масштабам и интенсивности воздействие на природную среду.
Свидетельство тому – возникновение многих экологических проблем:
– истощение природных ресурсов(не возобновляемые: нефть, газ, уголь;
возобновляемые: звери, рыба, вода, лес, почва и т.д.);
– изменение климата: глобальное потепление («парниковый эффект»);
– «озоновые дыры»;
– проблема чистой пресной воды;
– сокращение видового разнообразия живой природы;– катастрофа мирового материала;
– утилизация отходов;
Экологическая направленность преподавания физики усилена главным
образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния
человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет
добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали
всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об
опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели
ориентироваться в информации об охране и использовании природных
ресурсов, которую они получают из научнопопулярной литературы, радио
и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых
технических решений и использовать свои физические знания для активной
защиты окружающей среды.
В курсе физики есть уроки, которые можно целиком посвятить изучению
проблем экологии. Например, использование энергетических ресурсов;
применение изотопов в народном хозяйстве; тепловые двигатели и охрана
окружающей среды; воздушная оболочка и т.п.
Материал экологического содержания,
рассматриваемый в курсе физики
№
п/п
Вопросы курса
физики
1 Диффузия
Сведения экологического характера
Распространение вредных веществ путём диффузии;
защита атмосферы, воды и почвы от загрязнений
2 Три
вещества
состояния
Круговорот воды в природе; загрязнение атмосферы
различными примесями и его последствия
3 Атмосферное
давление Барометр
анероид Атмосферное
давление на различных
высотах
Атмосфера – часть жизненной среды. Источники и
состав её загрязнения. Физические параметры
атмосферы и их влияние на жизнедеятельность
организмов. Охрана атмосферного воздуха от
загрязнения
4 Плавание тел
Плавание судов
Воздухоплавание
Судоходство и связанные с ним вопросы охраны
воды. Влияние воздушного транспорта на состав
атмосферы. Охрана воздуха5 Тепловые двигатели
Сравнение различных видов тепловых двигателей по
их экологичности. Защита атмосферы, воды и почвы
от загрязнения при работе тепловых двигателей
6 Механические
колебания
Влияние звуковых волн на биологические объекты.
Шум и борьба с ним
7 Получение
и
использование ядерной
энергии.
Ядерный
реактор.
Ядерный реактор как источник загрязнения
окружающей среды радиоактивными отходами,
проблема их захоронения. Опасность аварии ядерных
реакторов. Меры предотвращения аварий и защита
персонала
действие
ионизирующих излучений на клетку. Радиация и
наследственность.
Экологическое
АЭС.
Экологической образование учащихся можно осуществлять, используя все
формы обучения: урочная и внеурочная работа, факультативные занятия,
решение задач с экологическим содержанием, исследовательская работа,
практические работы.
Физика наука экспериментальная, поэтому наиболее эффективным
для понимания существа предмета является экспериментально –
исследовательский метод. Чтобы ученики прочувствовали важность
экологических проблем, им надо в эти проблемы погрузиться. И здесь
незаменимым помощником учителю выступает такой вид деятельности
как метод проектов. В настоящее время метод проектов достаточно
широко применяется в педагогической практике. Так, при изучении в 8
классе раздела «Изменение агрегатных состояний вещества» и постоянное
обращение учителя к воде как более знакомому ребятам веществу, группе
учеников можно предложить работу над проектом «Водаформула
жизни». Такой вид работы позволит ребятам узнать много нового о воде и
ее свойствах. Вода используется человеком с давних времен не только для
употребления в пищу, но вода «работает» на человека во всех сферах его
деятельности. Вода – источник энергии, пожарник, землекоп, взрыватель,
целитель, и т.п. Да и сам человек, его органы, состоят во многом из воды.
В результате работы над проектом ребята привели рекомендации по
эффективному и экономичному использованию воды и пришли к выводу:
действительно, правы те, кто считают, что вода – это жизнь!
Можно также затронуть наиболее близкую для нас область экологии.
Это – экология жилища. Жилище для человека является своеобразнойэкологической нишей, с которой он неразрывно связывает большую часть
своей жизни. Ряд факторов всегда вызывает заболевания. К таким
факторам можно отнести применение строительных материалов,
включающих асбест, формальдегид, применяемые в ходе эксплуатации
жилых помещений, некоторые лакокрасочные материалы и предметы
бытовой химии, являющиеся аллергенами.
Особое место в экологическом загрязнении занимает транспорт. Один
легковой автомобиль в среднем в год потребляет около 4 тонн кислорода,
а выбрасывает в атмосферу около 40 кг окиси азота и почти 200 кг
различных углеводородов. Отработавшие газы автомобильных двигателей
оказывают вредные влияния на весь организм человека, воздействуют на
органы обоняния, вызывают раздражение глаз, верхних дыхательных
путей, в некоторых случаях могут привести к серьёзным отравлениям.
Систематическое применение описанных выше средств и методов
экологического воспитания повышает общий уровень экологической
культуры, вызывает интерес к предмету физики и качеству его
преподавания.
Экологическое образование выступает частью общего образования,
позволяет углубить межпредметные связи, последовательно раскрывать
основные аспекты взаимодействия общества, с природой в различных
учебных предметах. Экологическое образование направлено на усвоение
учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и
природы, формирование интеллектуальных и практических умений
рационального использования и охраны природы. Оно включает в себя
обучение и воспитание учащихся, которые ведут за собой развитие
универсального,
нравственного,
эстетического, экономического, юридического, практического отношений
учащихся к природе как объекту труда и среде жизни человека. Никто и
никогда не может считать себя в безопасности, если где–то, кемто
нарушается природное равновесие.
разностороннего – научного,
Защита природы Земли – дело всего человечества и вместе с тем
каждого человека.
1.
Энциклопедия для детей. Экология.
Литература
Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 711 класс.
2.
Сост. М.А. Петрухина
3.
Физика и экология. 711 кл. Сост. Г.А.Фадеева, В.А.Попова4.
Физика. Химия. 56 кл Гуревич А.Е. и др.