Составила учитель биологии
МБОУ СОШ №5 а. Блечепсин
Кошехабльского района
Тхагова
Марина Хасамбиевна
Экология Адыгеи
На протяжении нескольких лет в школьную практику успешно внедряются элективные курсы. Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющие содержание предпрофильной и профильной подготовки. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний, позволяющие учащимся развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия.
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10 классов средних школ. Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю.
В настоящее время из-за нарастания экологического кризиса актуальна экологическая деятельность, так как она способствует всестороннему развитию личности ребенка; направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития; способствует переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру школьников.
Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экологии своей республики, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе родного края.
Программа курса состоит из теоретической и практической части. Практические работы проводятся, на основе использования краеведческого материла.
При разработке программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Программа основывается на знаниях, полученных при изучении следующих дисциплин: биологии, географии, химии.
Чтобы процесс обучения и воспитания проходил наиболее эффективно, наряду с традиционными формами рекомендуется использовать нестандартные формы проведения занятий: заочное путешествие, викторина, экскурсия, интегрированный урок, презентация, круглый стол, конференции. Текущий и итоговый контроль предлагается осуществлять с помощью тестов, викторин, коммуникативных ситуации, ролевых игр. В течение учебного года учащиеся готовят сообщения, устные выступления, буклеты, памятки, проекты темы которого предлагаются на вводном занятии.
Занятия проводятся с использованием современных информационных технологий
Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы, с влиянием естественной среды на здоровье человека и активное вовлечение в исследовательскую и природоохранную деятельность.
Задачи курса: обобщить и развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды, а также развить у обучающихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации. В итоге обучения по данной программе обучающиеся должны получить представление об основных источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния загрязнённой среды на здоровье человека; научиться действовать в конкретной экологической ситуации.
Основные формы деятельности:
- лекционные и практические занятия;
- изучение и описание природных объектов родного края;
- экскурсии в природу;
-семинары, диспуты, викторины, игры;
- защита экологических проектов;
- выпуск экологической газеты;
- научно-исследовательская работа, экологический мониторинг.
Основные требования к курсу «Экология Адыгеи»
Учащиеся должны знать:
1.Понятие экологический мониторинг.
1.Экологичесое состояние окружающей среды своей местности.
2.Источники загрязнения природных объектов.
3.Влияние человека на состояние природы своей республики.
4.Влияние окружающей среды на здоровье человека.
5.Меры по рациональному использованию и охране природных ресурсов.
6.Охраняемые редкие и исчезающие виды растений и животных РА.
7.Памятники природы РА.
8.Особо охраняемые природные территории РА.
9. Правила личного поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
1.Оценивать экологическое состояние природных объектов своей местности.
2.Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
3.Проводить экологический мониторинг.
4.Применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности.
5.Определять уровень загрязнения воздуха и воды;
6.Устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии.
7.Осуществлять природоохранные мероприятия.
Основные формы и методы обучения: лекции с элементами беседы, участие в семинарах, подготовка сообщений и выступление на занятиях, разработка и защита проектов, презентации по группам, работа с дополнительной литературой, практические работы с элементами поисковой деятельности, составление буклета о своей местности, написание и защита проектов.
Педагогические технологии: информационные, групповые, проектные.
Формы отчетности:
1.Разработка проектов.
2.Написание и защита проектов.
Система оценивания: зачетная.
Календарно-тематическое планирование элективного курса.
Экология Республики Адыгея
№ |
Темы |
Всего часов |
В том числе
|
Формы контроля |
|
Лекции |
Практическая работа |
||||
1 |
Введение. Цели, задачи курса. Роль экологии в формировании экологически культурного человека. Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Адыгея.
|
1 |
1 |
|
Лекция. |
2 |
Географическое положение. Микроклимат и его значение. Влияние климата на организм человека. Загрязнение воздушного бассейна.
|
2 1 1 |
1 |
|
Беседа, работа в группах |
3 |
Влияние окружающей среды на здоровье человека. Источники загрязнения. Экологическая демография. Демографические перспективы.
|
3
1 1 1 |
|
|
Практич. Работа в группах. Составление таблицы. Построение гипотез. |
4 |
Загрязнение водных ресурсов Адыгеи. Охрана водных ресурсов. Значение воды для человека. Минеральные источники Адыгеи. Основные источники загрязнения воды. Загрязнение воды – одна из причин заболеваемости человека. |
3
1 1
1 |
1 1 |
1 |
Лекция. Семинар. Разработка памятки рационального использования пресной воды. |
5 |
Использование и охрана недр. Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Причины эрозии почвы. Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов. Оценка состояния почвы своей местности.
|
3
1 1
1 |
1 1 1 |
|
Лекция. Беседа. Работа в группах. |
6 |
Экологические агросистемы. Агробиоценозы, их свойства и значение в нашей республике. |
1 |
1 |
|
Беседа.
|
7 |
Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов. Основные типы растительности. Роль леса в экономике республики. Современное состояние лесных ресурсов.
|
3
1 1
1 |
1
1 1
1 |
|
Лекция с применением мультимедийной презентации |
8 |
Редкие и исчезающие виды растений Адыгеи. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения. Эндемики и реликты. Краснокнижные виды. Экологические группы растений. Лекарственные растения. Опасные растения (ядовитые растения) Адыгеи. Растения-индикаторы окружающей среды.
|
4
1
1 1
1
|
1
1 1
1 |
|
Беседа. Самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернетом. Составление презентации. |
9 |
Современное состояние фауны РА. Животные, занесенные в Красную книгу Адыгеи, меры по их охране. Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника.
|
4
1 1 1 1 |
1 1 1 1 |
|
Лекция. Беседа. Презентация. Урок-экскурсия. |
10 |
Природоохранные территории в РА. Заказники, заповедник.
|
1 |
1 |
|
Заочное путешествие по презентациям. |
11 |
Сохранение памятников природы Республики Адыгея.
|
1 |
1 |
|
Заочное путешествие по презентациям. |
12 |
Мониторинг воздуха своей местности. Оценка состояния воздушной среды по состоянию лишайников
|
1 |
|
1 |
Практическая работа. |
13 |
Мониторинг воды. Оценка состояния водных объектов на территории своей местности органолептическим методом. |
1 |
|
1 |
Практическая работа. Экскурсия на водоем: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов».
|
14 |
Мониторинг почвы. Исследования механического состава почвы. |
1
|
|
1 |
Практическая работа: «Индикация почв по кресс-салату».
|
15 |
Мониторинг зеленых насаждений пришкольной территории.
|
1 |
|
1 |
Практическая работа: «Составить паспорт зеленых насаждений пришкольной территории».
|
16 |
Мониторинг экологического состояния своей местности.
|
2
|
|
1 |
Составить презентацию об экологическом состоянии своей местности |
17 |
Благоустройство территории своей местности. Проблемы и пути их решения. Проблемы бытового мусора.
|
1 |
|
1
|
Экскурсия. Экологическая тропа. Экологический десант. |
18 |
Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа -наш дом родной».
|
1 |
|
1 |
Беседа. Выпуск экологической стенгазеты. |
19 |
Защита экологических проектов. |
1 |
1 |
|
Конференция. |
Содержание курса «Экология Республики Адыгея»
Тема 1. Введение 1ч. Цели, задачи курса. Роль экологии в формировании экологически культурного человека. Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Адыгея.
Тема2. Географическое положение.2ч. Микроклимат и его значение. Влияние климата на организм человека. Загрязнение воздушного бассейна.
Тема3.Влияние окружающей среды на здоровье человека.3ч.Источники загрязнения. Экологическая демография. Демографические перспективы.
Тема 4. Загрязнение водных ресурсов Адыгеи.3ч. Охрана водных ресурсов. Значение воды для человека. Основные источники загрязнения воды. Загрязнение воды – одна из причин заболеваемости человека.
Тема5.Использование и охрана недр.3ч. Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Причины эрозии почвы. Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов. Оценка состояния почвы своей местности.
Тема 6. Экологические агросистемы.1ч. Агробиоценозы, их свойства и значение в нашей республике.
Тема7. Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.3ч. Основные типы растительности. Роль леса в экономике республики. Современное состояние лесных ресурсов.
Тема8.Редкие и исчезающие виды растений Адыгеи.4ч. Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения. Эндемики и реликты. Краснокнижные виды. Экологические группы растений. Лекарственные растения. Опасные растения (ядовитые растения). Растения-индикаторы окружающей среды.
Тема 9. Современное состояние фауны РА.4ч. Животные, занесенные в Красную книгу Адыгеи. Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника.
Тема10. Природоохранные территории в РА. Заказники, заповедник.1ч.
Тема11.Сохранение памятников природы Республики Адыгея.1ч.
Экологический практикум. Практические работы.8ч.
Тема12.Мониторинг воздуха своей местности.1ч. Оценка состояния воздушной среды по состоянию лишайников
Тема13.Мониторинг воды.1ч. Оценка состояния водных объектов на территории своей местности органолептическим методом. Экскурсия на водоем: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов».
Тема14.Мониторинг почвы. 1ч.
Тема15Составить паспорт зеленых насаждений пришкольной территории.1ч.
Тема16. Составить паспорт экологического состояния своей местности.1ч.
Тема17.Благоустройство территории своей местности. Проблемы и пути их решения. Проблемы свалок.1ч.
Тема18.Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа - наш дом родной».1ч.
Тема19.Защита экологических проектов.1ч.
Методические рекомендации.
При изучении содержания программы рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные работы, практические занятия, дискуссии, викторины, презентации
Введение 1ч. Цели, задачи курса.
Лекция: Роль экологии в формировании экологически культурного человека. Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Адыгея.
Тема1. Географическое положение.2ч.
Лекции: Микроклимат и его значение. Влияние климата на организм человека. Загрязнение воздушного бассейна.
Тема2.Влияние окружающей среды на здоровье человека.3ч.
Лекции: Источники загрязнения. Экологическая демография. Демографические перспективы.
Тема 3. Загрязнение водных ресурсов Адыгеи.3ч.
Лекции: Охрана водных ресурсов. Значение воды для человека. Основные источники загрязнения воды. Загрязнение воды – одна из причин заболеваемости человека.
Тема4.Использование и охрана недр.3ч.
Лекции: Состав и основные загрязнители почвы своей местности. Причины эрозии почвы. Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов. Оценка состояния почвы своей местности.
Тема 5. Экологические агросистемы.1ч.
Лекция: Агробиоценозы, их свойства и значение в нашей республике.
Тема6. Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.3ч.
Лекции: Основные типы растительности. Роль леса в экономике республики. Современное состояние лесных ресурсов.
Практическая работа: Составление памятки «Правила поведение в лесу»
Тема7.Редкие и исчезающие виды растений Адыгеи.4ч.
Лекции: Первоцветы Адыгеи, пропаганда их сохранения. Эндемики и реликты. Краснокнижные виды. Экологические группы растений. Лекарственные растения. Опасные растения (ядовитые растения). Растения-индикаторы окружающей среды.
Викторины: Первоцветы. Викторина состоит из следующих конкурсов: вопрос ответ, легенды, стихотворении, из букв, входящих в слово «подснежник», составить максимально возможное число слов.
Тема 8. Современное состояние фауны РА.4ч
Лекции: Животные, занесенные в Красную книгу Адыгеи. Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника.
Практическая работа: «Составление презентации о КГБЗ»
Тема9. Природоохранные территории в РА. 1ч.
Лекция: Заказники, заповедник.
Тема10.Сохранение памятников природы Республики Адыгея.1ч.
Лекция: Памятники природы с презентацией.
Экологический практикум. Практические работы.8ч.
Тема11.Мониторинг воздуха своей местности.1ч.
Практическая работа: «Оценка состояния воздушной среды по состоянию лишайников»
Тема12.Мониторинг воды.1ч.
Практическая работа: «Оценка состояния водных объектов на территории своей местности органолептическим методом».
Экскурсия на водоем: «Биоиндикация качества воды с использованием гидробионтов».
Составление памятки о рациональном использовании питьевой воды
Тема13.Мониторинг почвы. 1ч.
Практическая работа: «Индикация почв по кресс-салату»
Тема14.Составить паспорт зеленых насаждений пришкольной территории.1ч.
Практическая работа: «Паспорт зеленных насаждений пришкольной территории»
Тема15. Составить паспорт экологического состояния своей местности.1ч.
Практическая работа: «Паспорт экологического состояния своей местности»
План для составления паспорта экологического состояния своей местности.
1.Карта своей местности.
2.Краткая характеристика своей местности.
3.Географическое положение.
4.Площадь.
5.Рельеф.
6.Полезные ископаемые-месторождения пресных вод.
7.Преобладающие ветра
8.Промышленность.
9.Автотранспорт.
10.Экологическое состояние почво-грунтов.
11.Радиационные факторы риска.
12.Состояние атмосферы.
13.Состояние водных объектов.
Тема16.Благоустройство территории своей местности. Проблемы и пути их решения. Проблемы свалок.1ч.Качество окружающей среды своей местности. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых. Экологический десант по территории населенного с целью выявления неблагоприятных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.
Практическая работа: « Составление буклета о своей местности»
Тема17.Проектирование и выпуск экологической газеты: «Природа - наш дом родной».1ч.
Практическая работа: «Выпуск газеты: «Природа – наш дом родной»
Тема18.Защита экологических проектов.1ч.
Конференция «Защита проектов»
Литература:
1.Артамонов В. Растения-индикаторы// Человек и природа.-1980г.№2.
2. Бузаров и другие География Адыгеи.
3.Боднарук М.М., Ковылина Н.В.Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах. Волгоград2007.
4. Варшанина Т.П., Мельникова Т.Н.Знай свою Адыгею. Майкоп 1996.
5. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Адыгея в 2003 году».
6. Иминова А.М.В краю гор и легенд. – Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2011.
7. Информационный бюллетень «Красная книга Республики Адыгея», Майкоп.-1997.
8.Кабаян Н. В., Кожухарева О.Ю., Варшанина Т.П., Мельникова Т.Н. Войди в природу другом. Майкоп 1995.
9. Красная книга Республики Адыгеи.
10.Константинов В.М., Бабенко В.Г. «Животные».-2002.
11.Коровин В.И. Физико-географическая роль леса. Краснодарь,1991.
12. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 9 кл.-М.:Дрофа,1999.
13. Калачев П.И. «Природа Адыгеи». - Майкоп,2001.
14. Периодическая печать.
15. Сборник «Охрана природы Адыгеи», Майкоп.-1987.
16.Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Санкт-Петербург 2009.
17. Ушакова О.Д. Красная книга России. Животные. Санкт-Петербург.2009
18. Шебзухова Э.А. «Животный мир Адыгеи», Майкоп.- 1992.
19. Щербашина Л.Д., Бочкарева И.В. Моя Адыгея. Майкоп 1997.
20. Экологичекий словарь. - М.: Дрофа,1999
Тематика проектов.
1.Загрязнение воды – одна из причин заболевания человека.
2.Роль леса в экономике республики.
3.Лекарственные растения.
4.Ядовитые растения.
5.Растения индикаторы.
6.Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника.
7.Памятники природы.
8.Мониторинг воздуха.
9.Мониторинг воды.
10. Мониторинг почвы.
11.Мониторинг зеленных насаждений пришкольной территории.
12.Мониторинг экологического состояния своей местности.
13. Благоустройство территории своей местности.
14.Проектирование и выпуск газеты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.