Тренировочная работа по БИОЛОГИИ
9 класс
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
Работа по биологии состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).
Часть 1содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 23-28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.
К заданиям 29-32 следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть 1
При выполнении заданий 1-22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1.Сформулировать гипотезу — значит
1) собрать имеющиеся факты
2) выдвинуть предположение
3) подтвердить объективность полученных данных
4) провести эксперимент
2. Николаю необходимо изучить строение растительной клетки. Для успешного выполнения исследования ему необходим микроскоп с увеличением, равным ×200. У него есть объектив, дающий увеличение в 20 раз (×20). Какое увеличение окуляра ему необходимо?
1) ×4000
2) ×220
3) ×180
4) ×10
3. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?
1) Их отношения взаимовыгодны.
2) Водоросль паразитирует на грибе.
3) Они конкурируют за свет и воду.
4) Их отношения нейтральны.
4. Какой цифрой обозначена часть семени зерновки, в которой сосредоточены питательные вещества?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5. Какую роль играет камбий?
1) способствует росту стебля в длину
2) придаёт стеблю прочность и упругость
3) защищает стебель от повреждений
4) обеспечивает рост стебля в толщину
6. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют
1) членистое тело
2) хитиновый покров
3) брюшную нервную цепочку
4) кровеносную систему
7. Какое животное размножается почкованием?
1) белая планария
2) пресноводная гидра
3) малый прудовик
4) дождевой червь
8. Какой признак отличает Человека разумного от животных?
1) развитие периферической нервной системы
2) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития
3) наличие двух кругов кровообращения
4) развитие S-образной формы позвоночника
9. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной
2) кровеносной
3) выделительной
4) нервной
10. Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?
1) соли кальция
2) белки
3) жиры
4) углеводы
11. Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?
1) в печени
2) в почках
3) в поджелудочной железе
4) в лёгких
12. В организме человека превращение венозной крови в артериальную происходит в
1) желудочках сердца
2) венах малого круга кровообращения
3) капиллярах малого круга кровообращения
4) артериях большого круга кровообращения
13. В процессе пищеварения жиры расщепляются до
1) глюкозы
2) аминокислот
3) белков
4) глицерина и жирных кислот
14. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство
1) процессов синтеза и распада веществ
2) процессов возбуждения и торможения
3) свойств наследственности и изменчивости
4) процессов роста и развития организма
15. Что расположено в ухе человека непосредственно за барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход
2) слуховая труба
3) улитка
4) молоточек
16. На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.
1) сангвиник
2) холерик
3) меланхолик
4) флегматик
17.Что следует сделать пострадавшему при вывихе?
1) самостоятельно вправить повреждённый сустав
2) обработать повреждённый сустав дезинфицирующим раствором
3) приложить тёплый предмет к повреждённому суставу
4) приложить холод и зафиксировать повреждённый сустав
18. Любой компонент среды, воздействующий на обитающие в сообществе организмы, называют фактором
1) экологическим
2) антропогенным
3) ограничивающим
4) сезонным
19. Как получают энергию консументы (потребители)?
1) Они используют энергию солнца.
2) Они потребляют воду из почвы.
3) Они питаются растущими растениями.
4) Они минерализуют органические вещества.
20. Изучите график зависимости массы тела человека от возраста в течение первых 24 лет (по оси х отложен возраст человека (в годах), а по оси у — масса его тела (в кг)).
Чему будет равна масса тела восьмилетнего ребёнка?
1) 10 кг
2) 20 кг
3) 30 кг
4) 40 кг
21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:таб
Объект |
Функция |
Пепсин |
Расщепление белков |
… |
Транспорт газа |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) гемоглобин
2) амилаза
3) хлорофилл
4) хитин
22.Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. В результате дыхания растений выделяется углекислый газ.
Б. При дыхании растений энергия освобождается.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 23-28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы.
|
23. Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость
24. Какие из перечисленных органоидов присутствуют только в растительной клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) хлоропласты
2) центральная вакуоль
3) эндоплазматическая сеть
4) клеточная стенка из целлюлозы
5) митохондрии
6) аппарат Гольджи
25.Установите соответствие между признаком и классом животных для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
ОРГАНИЗМ |
A) четырехкамерное сердце |
1)пресмыкающиеся |
Б) кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуйками и костными пластинками |
2) птицы |
В) хорошо развита забота о потомства |
|
Г) кровь в сердце смешанная |
|
Д) температура тела высокая и постоянная |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
26. Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) двигательный нейрон
2) чувствительный нейрон
3) спинной мозг
4) рецепторы сухожилия
5) четырёхглавая мышца бедра
27. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ
Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью ___________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом, ___________ (Б), напротив, через особые клетки — ___________ (В) — испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса ___________ (Г) .
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) дыхание |
2) корневой чехлик |
3) корневой волосок |
4) лист |
5) побег |
6) стебель |
7) устьица |
8) фотосинтез |
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
28. Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Часть 2
Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем – ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво. |
Прочитайте текст и выполните 29. |
29.Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какое вещество способствует склеиванию пищевого комка?
2) Какова роль соляной кислоты в пищеварении?
3) Какие ещё железы пищеварительной системы были изучены учёными- физиологами конца ХIX — начала ХХ в.? Укажите три любые железы.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Ранувокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.
30. Пользуясь таблицей «Состояние Пищёвая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?
2) Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведёт малоподвижный образ жизни?
3) Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?
31. Светлана, студентка театрального училища, всегда следит за своей фигурой и три раза в неделю занимается ритмической гимнастикой в фитнес-клубе. После полуторачасового занятия Светлана заходит в ресторан быстрого питания, чтобы перекусить. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите девушке оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков, для того чтобы компенсировать энергозатраты во время полуторачасового занятия.
При выборе учтите, что Светлана выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара. В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём.
Рассмотрите таблицы 1, 2 и выполните задания 31и 32. |
Таблица 1.
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда и напитки |
Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (г) |
Углеводы (г) |
Двойной Макмаффин (булоч- ка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) |
425 |
39 |
33 |
41 |
Фреш Макмаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) |
380 |
19 |
18 |
35 |
Чикен Фреш Макмаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) |
355 |
13 |
15 |
42 |
Омлет с ветчиной |
350 |
21 |
14 |
35 |
Салат овощной |
60 |
3 |
0 |
10 |
Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки) |
250 |
14 |
12 |
15 |
Картофель по-деревенски |
315 |
5 |
16 |
38 |
Маленькая порция картофеля фри |
225 |
3 |
12 |
29 |
Мороженое с шоколадным |
325 |
6 |
11 |
50 |
Вафельный рожок |
135 |
3 |
4 |
22 |
Кока-кола |
170 |
0 |
0 |
42 |
Апельсиновый сок |
225 |
2 |
0 |
35 |
Чай без сахара |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
68 |
0 |
0 |
14 |
Таблица 2. Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности |
Энергетическая стоимость |
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная |
4,5 ккал/мин. |
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) |
5,5 ккал/мин. |
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; гребля на каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь |
6,5 ккал/мин. |
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи |
7,5 ккал/мин. |
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде |
9,5 ккал/мин. |
32.Как воздействует на организм человека низкая двигательная активность — гиподинамия?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.