Эколого-правовое воспитание в современных условиях
Оценка 4.6

Эколого-правовое воспитание в современных условиях

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
8 кл—9 кл
16.09.2020
Эколого-правовое воспитание в современных условиях
В современных условиях необходимо формировать у учащихся бережное отношение к окружающему миру.
ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.docx

ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

Тойганбекова     Шынар     Малимбаевна

Казахстан, г.Тараз

 

Задачи для достижения целей стратегии развития Казахстана до 2030 года вхождения нашей республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных и цивилизованных   стран мира обладает рядом особенностей, это   необходимость  перехода к  устойчивому развитию. Особо ярко это проявляется в такой сфере общественно-государственной деятельности, как образование, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Сущность устойчивого развития заключается в удовлетворении потребностей настоящего поколения, чтобы не ставить под угрозу благополучие будущих поколений, отмечается в «Концепции перехода Республики Казахстана к устойчивому развитию на 2007-2024 годы». Концепция устойчивого развития предполагает такое развитие экономики и всех сфер общественной жизни, которое обеспечит природное равновесие, разработку таких технологий, где удовлетворение потребностей человека, общества, цивилизации не будет ставить под угрозу деформации и уничтожения окружающей  среды и экологию самого человека, его физического и духовного состояния, так как человек часть биосферы и обязан    подчиниться ее законам. При этом важно достижение не только экономического процветания, политической стабильности, но и экологической безопасности и устойчивости. В период вхождения  Казахстана в состав 50-ти конкурентоспособных стран мира охрана окружающей среды отнесена к одной из важнейших задач государства. Об этом свидетельствует тот факт,  что из более, чем 300 международных соглашений в области окружающей среды Казахстан подписал и ратифицировал международные прирородоохранные конвенции, отвечающие целям устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН Международной комиссией по окружающей среде и развитию. В  Рио-де-Жанейро были приняты декларация «За наше будущее»  и программа «Повестка дня на 21 век», в которых подчеркивалось, что путь к выживанию человечества  в третьем тысячелетии лежит через – изменение стереотипов взаимодействия человека с природой.

          На пороге XXI века человечество  оказалось в условиях обострения экологического  кризиса, для преодоления которого большое значение приобретает всеобщее и непрерывное экологическое образование. В этой связи экологизация образования представляется стратегически важным принципом общественного развития.  Формирование  нового отношения человека к природе – задача не только педагогическая, социально - экономическая, техническая, но и правовая.  В решении этой задачи решающая роль принадлежит сфере образования, развитие образования и науки – это политическая и общенациональная задача.  Престиж  экологического образования и воспитания,   обучающихся  постоянно повышается. В свете концепции  устойчивого развития экологизация образования приобретает  статус интегрирующего фактора образования, обучения, воспитания и личностного  развития, имеющий высокую культурологическую значимость в целом. В этих условиях возрастает значение именно  экологических и правовых знаний, необходимо воспитывать конкурентоспособную современную личность, что невозможно  без воспитания ее экологической и правовой культуры. Содержание экологического образования включает не только естественнонаучные знания и представления, она также связана с формированием нравственных норм поведения, принципов,  нравственных качеств личности, касающихся защиты окружающей среды и заботы о здоровье человека.

      Совершенно определенно сегодня можно сказать, что  возникло новое научное направление - экологическая мораль, которая помогает бороться с отрицательными последствиями нарушения экологической нравственности, нежелательными для человеческой жизни. Воспитание нравственного отношения к природе является важнейшим направлением экологического и правового образования  путем формирования морали у учащейся молодежи.  За годы независимости в РК   правовое образование получило особенно активное развитие в педагогической науке.   Что касается интеграции правоведения и педагогики, то они  в течение многих веков развивались в тесной взаимосвязи. Примечательно, что даже самостоятельная дифференциация обеих областей знаний никогда их не отдаляла друг от друга. Более того,  имела место  закономерная интеграция отраслей  наук,  исследование исторической эволюции взаимосвязи педагогических и правоведческих знаний представляет необычайную актуальность в области экологического  и правового образования. Известные ученые Сарыбеков Н.С., Зверев И.Д., и другие убеждают, что система морали является базовой для формирования у взрослеющих граждан морали  экологической. При этом  усматривается неразрывная связь между ними и отчетливо выраженная взаимозависимость.  Вот почему весь процесс экологического воспитания может быть эффективно реализован только в случае его теснейшей увязки с правовым воспитанием, с воспитанием правовой и экологической культуры. Безусловно,  начинать осуществление  данного процесса должна общеобразовательная школа. Удовлетворить социальный запрос общества на человека экологически грамотного, высоконравственного, обладающего правовой культурой - одна из главных задач современной школы и школы будущего 12 летнего образования профильного обучения. Решение ее возможно только при наличии  разработанных концептуальных, методологических, теоретических и дидактических основ экологического и правового образования.

   Надо отметить, что ряд авторов  в вопросах правового образования отдельно  выделяют проблемы бережного отношения к природе и объектам мира природы. Это, несомненно,  один из важнейших аспектов как экологической, так и правовой культуры современного человека. К сожалению, в ряде исследований посвященных,  правовому образованию  необоснованно мало уделяется внимание интеграции правового и экологического образования. Хотя дисциплина «Экология», «Природопользование», «Экологическое право РК», «Уголовное право РК», «Административное право РК», «Основы права», «Гражданское право РК» независимо от множества вариантов названия учебных предметов, несут огромный потенциал пересекающихся проблем экологического и  правового образования.   Многое зависит  от правового регулирования межличностных отношений, и от воспитания личности, в том числе,  в первую очередь, от правового ее воспита­ния, от правовой ее культуры.

      Правовой основой для развития образования в области окружающей среды в РК служат следующие  нормативно-правовые документы- Конституция РК (31 ст.); Закон РК «О защите окружающей среды» (63-74ст.); Закон РК «Об образовании»(3ст.); Закон РК  «О высшем образовании»(3ст.); Концепция устойчивого самоподдерживающего развития цивилизации (Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро,1992г.); Концепция подготовки специалистов-экологов в РК (1995г.); Национальная стратегия экологического образования и воспитания в РК(1998г.); Концепция экологического образования РК (приказ МОН РК № 697 от 25 сентября 2002г.);  Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015гг.(указ Президента РК за № 1241 от декабря 2003г).

      «Открытость» и «беззащитность» природы  массового пользования усиливает необходимость строгого соблюдения природоохранного законодательства и предупреждения  экологических правонарушений, специальной  организации воспитания населения в этих целях. Экологические перегрузки, создаваемые бурно развивающимися общественным производством, сделали необходимость предупреждения экологических  правонарушений повсеместной проблемой. Осознание людьми личной заинтересованности в борьбе с экологическими  правонарушениями является важным результатом экологического и правового образования. Возможны правонарушения со стороны  граждан в силу неумения правильно  пользоваться благами природы. Современные общеобразовательные учреждения в основной своей массе совершенно игнорирует социально-экологическую проблематику, в том числе  эколого-правовую. Ряд исследователей считают, что решение проблем экологического  кризиса надо искать в системе «человек - окружающая среда». Изменить  экологическое  сознание на характер воздействия человечества на биосистемы и окружающую среду в целом, заставить его создавать комфортную среду обитания, отвечающую эстетическим, биологическим, другими словами- экологическим требованиям человеческого общества, может только разработка новых правовых и морально-этических  принципов отношения человека к окружающему миру, которые базируются на научных знаниях законов развития окружающего нас мира и человеческого общества. Ряд принятых на сегодняшний день в РК природоохранных законов, материалы конференции в Рио-де-Жанейро, международные стандарты оценки качества окружающей среды, система непрерывного экологического образования учащихся общеобразовательных организаций  являются основой для повышения уровня их эколого-правовой культуры.

 

Список  использованной литературы:

 

1.Ахметжанов Р.Л. Рекреационное природопользование. ТУ, 2012 - 357 с.

2. Рациональное природопользование: теория, практика, образование / под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука. – М.: 2012. – 265 с.

3. Основы экологического образования. А., 2016г.


 

ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Совершенно определенно сегодня можно сказать, что возникло новое научное направление - экологическая мораль, которая помогает бороться с отрицательными последствиями нарушения экологической нравственности, нежелательными для человеческой…

Совершенно определенно сегодня можно сказать, что возникло новое научное направление - экологическая мораль, которая помогает бороться с отрицательными последствиями нарушения экологической нравственности, нежелательными для человеческой…

Осознание людьми личной заинтересованности в борьбе с экологическими правонарушениями является важным результатом экологического и правового образования

Осознание людьми личной заинтересованности в борьбе с экологическими правонарушениями является важным результатом экологического и правового образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020