Экономические блага: классификация, характеристики
Оценка 4.6

Экономические блага: классификация, характеристики

Оценка 4.6
docx
19.11.2021
Экономические блага: классификация, характеристики
Л2-002469.docx

1.   Экономические блага: классификация, характеристики. Блага любые вещи или средства, которые способны удовлетворить какую-нибудь потребность экономического субъекта.

Блага по источникам происхождения можно разделить на 2 вида: экономические и неэкономические. Экономическое благо – произведенное средство для удовлетворения потребностей. Это разграничение связано с понятием редкости. Экономическое благо является редким благом, выступает объектом или результатом экономической деятельности, т. е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве, предоставляется природой без усилий человека (вода, воздух и т. д.), существует в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.

Классификация экономических благ:

1)  Материальные и нематериальные блага. Материальные блага предметы потребления (пища, одежда, жилище); средства производства и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага блага, воздействующие на развитие способностей человека и создаваемые в непроизводственной сфере здравоохранении, образовании, искусстве,


 

кино и т. д.). Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос – пение). Внешние блага то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

2)  Субституты             (взаимозаменяемые),            комплементы (взаимодополняемые) и уникальные блага. Взаимозаменяемые блага обладают схожими для человека свойствами и могут быть заменены друг на друга без особых усилий (колбаса и сосиски). Взаимодополняемые товары – товары, качество которых может возрасти при их совместном потреблении. Уникальные блага товары, которые не могут быть заменены по причине отсутствия аналогов и не нуждаются в дополнениях.

3)  Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго (дом, книга). Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага (еда, спички).

4)   Прямые (настоящие, потребительские) и косвенные (будущие, производственные) блага. Прямые (настоящие) блага – уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (будущими) благами называют ресурсы, благодаря которым могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ и называются производственными.

5)  Предметы роскоши и товары массового потребления (ручка

«Паркер» и китайская шариковая ручка). Понятие предмета роскоши меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут стать таковыми (антиквариат). Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими (хрусталь, мобильный телефон). Есть блага, которые были и остаются предметами роскоши (драгоценные камни). Насущные блага – блага, обеспечивающие достойное существование. Это такие блага, которые люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов (здоровье, образование, кров, еда).

6)  Нормальные товары (товары высшего качества) и товары низшего качества. Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода.

7)  Общественные и частные блага. Частные блага блага, предназначенные для личного потребления. Будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим


 

(мороженое). Общественные блага блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции. Эти блага характеризуются следующими особенностями: потребитель общественных товаров сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые; отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа (маяк, светофор). Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь им в частном парке (Диснейленде), фейерверк, скорее, частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.

8)  Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых. Блага на доверии покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага (витамины, медицинские услуги, автомобиль).

9)  Одобряемые и неодобряемые блага блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.

 


 

Экономические блага: классификация, характеристики

Экономические блага: классификация, характеристики

Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага

Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага

Общественные блага – блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции

Общественные блага – блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции
Скачать файл