1. Экономические блага: классификация, характеристики. Блага – любые вещи или средства, которые способны удовлетворить какую-нибудь потребность экономического субъекта.
Блага по источникам происхождения можно разделить на 2 вида: экономические и неэкономические. Экономическое благо – произведенное средство для удовлетворения потребностей. Это разграничение связано с понятием редкости. Экономическое благо является редким благом, выступает объектом или результатом экономической деятельности, т. е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве, предоставляется природой без усилий человека (вода, воздух и т. д.), существует в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.
Классификация экономических благ:
1) Материальные и нематериальные блага. Материальные блага – предметы потребления (пища, одежда, жилище); средства производства и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Нематериальные блага – блага, воздействующие на развитие способностей человека и создаваемые в непроизводственной сфере (в здравоохранении, образовании, искусстве,
кино и т. д.). Нематериальные блага делятся на внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос – пение). Внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).
2) Субституты (взаимозаменяемые), комплементы (взаимодополняемые) и уникальные блага. Взаимозаменяемые блага обладают схожими для человека свойствами и могут быть заменены друг на друга без особых усилий (колбаса и сосиски). Взаимодополняемые товары – товары, качество которых может возрасти при их совместном потреблении. Уникальные блага – товары, которые не могут быть заменены по причине отсутствия аналогов и не нуждаются в дополнениях.
3) Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага. Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго (дом, книга). Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага (еда, спички).
4) Прямые (настоящие, потребительские) и косвенные (будущие, производственные) блага. Прямые (настоящие) блага – уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (будущими) благами называют ресурсы, благодаря которым могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ и называются производственными.
5) Предметы роскоши и товары массового потребления (ручка
«Паркер» и китайская шариковая ручка). Понятие предмета роскоши меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут стать таковыми (антиквариат). Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими (хрусталь, мобильный телефон). Есть блага, которые были и остаются предметами роскоши (драгоценные камни). Насущные блага – блага, обеспечивающие достойное существование. Это такие блага, которые люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов (здоровье, образование, кров, еда).
6) Нормальные товары (товары высшего качества) и товары низшего качества. Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода.
7) Общественные и частные блага. Частные блага – блага, предназначенные для личного потребления. Будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим
(мороженое). Общественные блага – блага, которые являются общественно необходимыми и выполняют важные общественные функции. Эти блага характеризуются следующими особенностями: потребитель общественных товаров сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые; отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа (маяк, светофор). Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь им в частном парке (Диснейленде), фейерверк, скорее, частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет.
8) Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями. Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых. Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага (витамины, медицинские услуги, автомобиль).
9) Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.