Экономическое развитие России при Николае I технологическая карта урока.
Оценка 4.8

Экономическое развитие России при Николае I технологическая карта урока.

Оценка 4.8
docx
17.02.2021
Экономическое развитие России при Николае I технологическая карта урока.
тк.docx

Тема урока: Экономическое развитие России при Николае I

Учитель Громова С.М.

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1.Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX  век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.-288с.

2.Атлас по истории России

3.Контурная карта

4.Диск к учебнику

5.Рабочая тетрадь к учебнику

План урока:

1.     Особенности экономического развития

2.     Начало промышленного переворота

3.     Зарождение отечественного машиностроения

 

Цель: знакомство с особенностями социально-экономического развития  России во второй четверти  XIXвека

Задачи урока:

- обучающая: познакомить учащихся с особенностями экономического развития России, началом промышленного переворота и зарождением отечественного машиностроения

-развивающая: продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, делать выводы, обобщать информацию, работать с историческим источником, оценивать исторические явления, продолжить развитие картографических умений учащихся

-воспитательная: воспитывать у учащихся патриотические чувства

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

 

Основные термины и понятия: промышленный переворот, завод, фабрика, машиностроение, железная дорога, буржуазия, пролетариат

 

 

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, подготовка к уроку

 

Первичное осмысление и закрепление

 

Тест по теме: «Политический сыск и теория официальной народности»

1.Кто возглавлял III Отделение?

а)НиколайI

б)Канкрин

в)Буташевич-Петрашевский

г)Бенкендорф

 

2.Что вы можете сказать о личности Бенкендорфа?

а)происходил из латышей

б)Участвовал в мятеже декабристов на стороне последних

в)был по своим взглядам консерватором

г)участвовал в войне с Наполеоном

д)Был начальником корпуса Гвардейского

 

3.На какие отделы делилосьIIIОтделение?

1.Все отделы занимались сыском

2.2 и 3 отделение занималось благотворительными делами

3.Первое отделение было подчинено корреспонденции царя

4.4 отделение занималось цензурой

 

4.Что такое шеф жандармов?

 

5.В чем состояла деятельностьIIIОтделения?

а)вербовка тайных агентов

б)наблюдать за вольнодумными людьми

в)шпионить

г)Организация службы здравоохранения

д)цензорство

е)организация бесплатного питания неимущим

ж)организация бесплатных школ для детей рабочих

з)внедрения шпионов в государственные органы

 

6.Так ли безупречна была деятельностьIIIОтделения?

а)да, работа была отличной

б)нет, в стране кое-что произошло неприятное (что именно написать)

 

7.Кто был автором теории официальной народности?

1.Николай I

2.Граф Аракчеев

3.Граф Уваров

4.Граф Канкрин

 

8.Зачем была создана эта теория?

а)чтобы восхвалить самодержавие

б)чтобы еще лучше образовывать подрастающее поколение

в)это была официальная идеология Российской Империи

г)чтобы унизить все остальные слои населения

д)чтобы еще больше было верующих людей

В1.Откуда взяты эти слова:

Cпасительное убеждение,что Россия живет и охраняется духом самодержавия,сильного,человеколюбивого,просвещенного,должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

 

В2Что пожаловал Николай I графу Уварову за его сочинение?

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

1.Я хочу начать сегодняшний урок стихотворными строками. Ваша задача: определить, когда могли происходить описываемые события, о каком новом явлении в них идет речь.

 

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

 Голод названье ему.

 

Водит он армии; в море судами

 Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

 Каменотесцев, ткачей.

 

Он-то согнал сюда массы народные.

 Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

 Гроб обрели здесь себе.

 

 Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские...

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

 

 

Слышишь ты пение?..."В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

 

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

 

2.Эти строки взяты из стихотворения «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова.

-О каком новом явлении в жизни российского общества идет речь в данном произведении?

-К какой общественной сфере относится это  новшество? Давайте, попробуем определить тему сегодняшнего занятия (записать на доске и тетрадях).

 

3.Из каких отраслей состоит экономика? (торговля, промышленность, с\х)

 

 

4.Что нам известно об уровне развития российской экономики начала XIX  в.?

 

5.Таким образом, рассматривая экономическое развитие России во второй четверти XIXвека, какие конкретные задачи мы должны с вами решить?

 

Слушают учителя

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учащихся

 

Ответы учащихся

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Ответы учащихся

Промышленность, сельское хозяйство ….

 

Ответы учащихся

 

 

Постановка целей и задач урока

 

Фронтальная

 

Изучение нового материала

 

1. Особенности экономического развития

1.Работа с текстом учебника на стр.72-73

-докажите, что Россия в первой половине XIX века была сельскохозяйственной страной?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. охарактеризуйте развитие мануфактурного производства в России. В чем состояли его особенности по сравнению с западноевропейским?

 

3.Работа с документом – приложение 1

 

2.Начало промышленного переворота

1.Что такое промышленный переворот? Где и когда он начался в первые?

 

2.Назовите положительные и отрицательные стороны промышленного переворота?

 

3.Кто такие пролетарии и буржуазия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с текстом учебника на стр.73-74

-назовите дату начала промышленного переворота в России?

 

-в какой отрасли промышленности начался промышленный переворот?

 

-почему начинается бурный рост текстильной промышленности?

 

3.Зарождение отечественного машиностроения

1.В чем отличие фабрики от завода?

 

2.Работа  с атласом и контурной картой

- отметьте города, где находились угледобывающие предприятия

- отметьте города, где находились металлургические предприятия

- отметьте города, где находились текстильные предприятия

- отметьте города, где находились сахарные заводы

- отметьте города, где находились крупные ярмарки

- отметьте маршруты железной дороги

4.В чем были недостатки сухопутного транспорта и достоинства железной дороги?

 

5.Сообщение по теме: «Первая железная дорога в России»

 

6.Работа с документом – приложение 2

-Что из описания железной дороги могло вызывать ужас и испуг у населения? Почему?

 

 

 

Работа с текстом учебника

Ответы учащихся

1.90% населения это крестьяне, главным занятием которых было земледелие и животноводство

2.слабое развитие промышленности вследствие существования крепостного права. Крепостные находились в собственности помещика, количество наемных рабочих было не велико

3.в состав экспортируемых из России товаров преобладали хлеб, лен, сало, пенька, лес

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Работа с документом

 

Ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся

Буржуазия – господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счет эксплуатации наемного труда

Пролетариат – наемные рабочие

 

Работа с текстом учебника

Ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

Работа с атласом и контурной картой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Сообщение учащегося

 

 

Работа с документом

Ответы учащихся

 

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

 

«Российская империя была __________ страной, т. к. большую часть населения составляли ________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально- крепостнчиеская система землевладения, при которой собственниками земли являлись _______ , а работали _____ крестьяне, находившиеся в полной собственности ________ . За пользование землей крестьяне несли повинность: платили____ и отрабатывали________. В это время происходит районная специализация с/х. Появляются крестьяне_____, временно на заработки в город или на с/х работы. Отходничество было развито в _____ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян, уходивших на заработки был _____. В это время происходит также расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые ___ крестьяне, которые занимались предпринимательством. В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в ситуацию разложения, и появляются элементы капиталистической системы ______, ________ , которые свидетельствует о разложении феодализма.

 

(Ответы: сельскохозяйственной, крестьяне, помещики, крепостные, оброк, барщину, отходники, нечерноземных, оброк, капиталистические, отходничество, расслоение.)

Ответы учащихся

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

 

Итоги урока.

Рефлексия

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Рефлексия

 

Оценивают работу на уроке всего класса

 

Домашнее задание

 

П.13, пересказ

 

Записывают домашнее задание в дневник

 

 


 

Тема урока: Экономическое развитие

Тема урока: Экономическое развитие

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Что такое шеф жандармов? 5

Что такое шеф жандармов? 5

Российской Империи г)чтобы унизить все остальные слои населения д)чтобы еще больше было верующих людей

Российской Империи г)чтобы унизить все остальные слои населения д)чтобы еще больше было верующих людей

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Прямо дороженька: насыпи узкие,

XIX в.? 5.Таким образом, рассматривая экономическое развитие

XIX в.? 5.Таким образом, рассматривая экономическое развитие

Назовите положительные и отрицательные стороны промышленного переворота? 3

Назовите положительные и отрицательные стороны промышленного переворота? 3

В чем были недостатки сухопутного транспорта и достоинства железной дороги? 5

В чем были недостатки сухопутного транспорта и достоинства железной дороги? 5

Первичное осмысление и закрепление «Российская империя была __________ страной, т

Первичное осмысление и закрепление «Российская империя была __________ страной, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2021