Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
|
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех» (ГБПОУ РО «БТИТиР») |
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОУД.010. Экономика
по специальности СПО
38.02.02 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовый уровень)
г. Батайск
2022 г.
Одобрено на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
ПРОТОКОЛ № от «31» августа 2022 г.
Председатель____________ /Т.С.Редькина/ |
|
Утверждаю Зам. директора по УМР
__________ О.П.Ефремова
31.08.2022 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины Экономика, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ((протокол № 3 от 21. 07. 2015).
Учебного плана ГБПОУ РО «БТИТ и Р» по специальности профессии СПО 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 2022 года.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области « Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех»(ГБПОУ РО «БТИТ и Р»)
Разработчик: Зубкова И.В.., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «БТИТиР»
Рецензенты:
1. Редькина Т.С., ________________преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «БТИТиР»
2. Пономарев В.В., ____________________директор РРУ АО «МИнБанк»
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Экономика», реализуемую в ГБПОУ РО «БТИТиР» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В содержании рабочей учебной программы рассмотрены основные понятия и функции современной экономики роль и место финансов в современной экономике. Преподаватель определяет профессиональные цели и задачи обучения, охватывая все темы рабочей программы. Обращается внимание не только на обучающие задачи, но и на развитие экономического мышления студентов. Большое внимание уделено структуре, содержанию и качеству оформления рабочей программы по дисциплине «Экономика». Таким образом, содержание программы охватывает основные аспекты финансирования предприятия, позволяет использовать инновационные методы обучения.
Проведение практических занятий позволяет отработать практические навыки студентов после изучения теоретических вопросов.
Рабочая учебная программа предусматривает систему обучающего (рубежного и промежуточного) контроля, что дает возможность вовремя проводить коррекционную работу, направленную на повышение качества знаний студентов.
Содержание рабочей программы создает условия для формирования общепрофессиональных компетенций будущих специалистов.
Данная рабочая учебная программа соответствует требованиям, предъявляемым к учебно-программной документации СПО и может быть реализована в учреждении СПО.
Директор
РРУ АО «МИнБанк» Пономарев В.В.
.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по дисциплине «Экономика», реализуемую в ГБПОУ РО «БТИТиР» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В рабочей учебной программе педагог раскрывает основные понятия и функции экономики современной экономике, а также ее специфику. Преподаватель определяет профессиональные цели и задачи обучения, охватывая все темы рабочей программы. Акцент делается в программе и на развитие экономического мышления студентов, и на обучающие задачи. Большое внимание уделено структуре, содержанию и качеству оформления рабочей программы по дисциплине «Экономика». Следовательно, содержание программы охватывает основные аспекты экономической деятельности общества, позволяет использовать инновационные методы обучения.
Проведение практических занятий позволяет отработать практические навыки студентов после изучения теоретических вопросов.
Рабочая учебная программа предусматривает систему обучающего (рубежного и промежуточного) контроля, что дает возможность вовремя проводить коррекционную работу, направленную на повышение качества знаний студентов.
Содержание рабочей программы создает условия для формирования общепрофессиональных компетенций будущих специалистов.
Данная рабочая учебная программа соответствует требованиям, предъявляемым к учебно-программной документации СПО и может быть реализована в учреждении СПО.
Преподаватель высшей
квалификационной категории
ГБПОУ РО «БТИТиР» Редькина Т..С.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. Условия реализации рабочей программы
4. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), а также на основе требований к знаниям и умениям профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н.
Содержание программы «Экономика направлено на достижение следующих целей:
ü освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
ü развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;
ü воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности;
ü овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет, анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе и в семье;
ü овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
ü формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;
ü понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина является профильной. Согласно учебному плану дисциплина «Экономика» входит в профильные дисциплины под индексом ПД. 03.
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения системными экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.
«Экономика» изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом государства Российской Федерации и международный уровень экономических отношений.
Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально - экономического профиля профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
- формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;
- овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации,
- воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности,
- формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.
В ГБПОУ РО «БТИТиР», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов.
1.3. Цели, задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения содержания
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение места и роли в экономическом пространстве;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью их разрешения.
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в конституции Российской Федерации;
генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и Мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подход для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях России и в мире;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины осуществляется путем использования потенциала межпредметных связей. Обучение строится на основе внутрипредметной и междисциплинарной интеграции. Профильная составляющая отражена и в организации самостоятельной работы обучающихся техникума. Так как дисциплина профильная, она позволяет сформировать следующие профессиональные компетенции:
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации.
1.4. Использование часов вариативной части образовательной программы в рабочей программе: часы из вариативной части отсутствуют
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часа
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
84 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
0 |
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
0 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
|
2 |
|
||
Тема 1.1. |
Введение в экономику Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики |
2 |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
|
14 |
|
||
Тема 2.1. |
Потребности человека и ограниченность ресурсов Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. |
2 |
2-3 |
|
Тема 2.2. |
Факторы производства. Прибыль и рентабельность Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 1. Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность |
2 |
|
||
Практическое занятие № 2. Методы анализа прибыли |
2 |
|
||
Тема 2.3. |
Типы экономических систем Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. |
2 |
2-3 |
|
|
Практическое занятие № 3. Анализ экономических систем различных стран по заданным условиям |
2 |
|
|
Тема 2.4. |
Собственность и конкуренция Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. |
2 |
2-3 |
|
РАЗДЕЛ 3. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
|
6 |
|
||
Тема 3.1. |
Семейный бюджет Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 4. Анализ доходов и расходов семьи |
2 |
|
||
Практическое занятие № 5. Безработица и ее экономическое влияние на семью |
2 |
|
||
РАЗДЕЛ 4. ТОВАР И ЕГО СТОИМОСТЬ
|
2 |
|
||
Тема 4.1. |
Товар как продукт труда, произведенный для продажи Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров. |
2 |
2-3 |
|
РАЗДЕЛ 5. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
|
10 |
|
||
Тема 5.1. |
Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
2 |
2-3 |
|
Тема 5.2. |
Экономика предприятия: цели, организационно – правовые формы Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие №6. Типы коммерческих организаций |
2 |
|
||
Практическое занятие № 7. Расходы организации, экономическое содержание |
2 |
|
||
|
Контрольная работа за семестр |
2 |
|
|
РАЗДЕЛ 6. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
|
4 |
|
||
Тема 6.1. |
Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда. Безработица. Политика государства в области занятости Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
4 |
2-3 |
|
РАЗДЕЛ 7. ДЕНЬГИ И БАНКИ
|
18 |
|
||
Тема 7.1. |
Деньги и их роль в экономике Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. |
2 |
2-3 |
|
Тема 7.3. |
Банковская система Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. |
6 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 8. Расчет процентов по депозитам |
2 |
|
||
Тема 7.4. |
Ценные бумаги – акции, облигации. Фондовый рынок Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. |
2 |
2-3 |
|
Тема 7.5. |
Инфляция и ее социальные последствия Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. |
4 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 9. Анализ инфляции различных стран по заданным условиям |
2 |
|
||
РАЗДЕЛ 8. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА
|
14 |
|
||
Тема 8.1. |
Роль государства в развитии экономики Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. |
2 |
2-3 |
|
Тема 8.2. |
Налоги и налогообложение Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. |
4 |
2-3 |
|
Тема 8.3. |
Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. |
2 |
2-3 |
|
Практическое занятие № 10. Анализ Ежегодного Закона «О государственном бюджете России» на текущий год. Выделить статьи на социальные расходы. |
2 |
|
||
Тема 8.4. |
Показатели экономического роста. Экономические циклы Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. |
2 |
2-3 |
|
Тема 8.5 |
Основы денежно- кредитной политики государства Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки |
2 |
2-3 |
|
РАЗДЕЛ 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
|
8 |
|
||
Тема 9.1. |
Теоретико-методологические основы мировой экономики. Процесс интеграции в мировом хозяйстве. Международные экономические отношения Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. |
2 |
2-3 |
|
Тема 9.2 |
Валюта. Обменные курсы валют Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. |
2 |
2-3 |
|
Тема 9.3 |
Глобализация мировой экономики Глобальные экономические проблемы |
2 |
2-3 |
|
|
Контрольная работа за семестр |
2 |
|
|
|
Всего |
84 |
|
|
Промежуточная аттестация |
12 |
|
||
|
ИТОГО |
96 |
|
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экономика» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для студентов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с поправками)// СЗ РФ. – 2013, - № 4. – с. 445
2. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2020
3. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2019
4. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учеб.
пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2020
5. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно-
методический комплекс.
6. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. – М., 2019
7. Филиппова О.И., Волкова Л.А., Малецкая Н.В. Основы экономики и
предпринимательства: раб. тетрадь для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М., 2019
8. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства : учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии и специальности СПО. – М., 2019
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
45
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Результаты обучения (сформированные ПК, ОК) |
Основные показатели оценки результатов |
Формы контроля и методы оценки |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
- выбор наилучшей альтернативы в стандартных и нестандартных ситуациях |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
- нахождение и практическое использование актуальной информации |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
- владение методикой самооценки по организации собственной деятельности |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
- выполнение коллективных заданий - общение с группой - несение персональной ответственности за результат |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
- владение коммуникативными навыками как в устном, так и письменном виде |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
- выражение патриотической позиции человека и гражданина - проявление осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
- сохранение окружающей среды - рациональность действий при ЧС |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
- здоровьесбережение |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
- использование в деятельности навыков информационной культуры - анализ и оценка информации с использованием ИКТ |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; |
- использование в практической деятельности профессиональной деятельности |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
- использование знания по финансовой грамотности - планирование предпринимательской деятельности в профессиональной сфере |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана; |
- составление бизнес-плана предприятия как важного звена управления |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков; |
- анализ финансово-хозяйственной деятельности как совокупности действий по производству и продаже товаров, услуг, продукции с использованием ограниченного объема финансовых ресурсов |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
ПК 5.5. Проводить налоговое планирование деятельности организации. |
- изучение налогов, налогового планирования |
оценка выполнения практических работ, оформление докладов, презентаций |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.