Экономика общественного сектора
Оценка 4.7

Экономика общественного сектора

Оценка 4.7
Лекции
doc
обществознание +1
Взрослым
16.04.2019
Экономика общественного сектора
Публикация является частью публикации:
лекция.doc
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС                   по  дисциплине «Экономика общественного секторе» ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1. Теоретические аспекты экономика общественного сектора экономики Цель: Раскрыть теоретические основы экономика общественного секторе План лекции: 1. Генезис экономической мысли о роли государства в экономике 2. Экономика общественного секторе как учебная дисциплина 3. Сущность и необходимость экономика общественного сектора экономики 1. Генезис экономической мысли о роли государства в экономике Меркантилизм С самого возникновения экономической науки умы ученых занимали проблемы, связанные с ролью и функциями государства в экономике. Представители одной из первых экономических школ – меркантилизма, возникшей в период первоначального накопления капитала (ХV­ХVII вв.), обосновывали необходимость активного экономика общественного сектора экономики, а именно развития торговли и промышленности.  Меркантилисты рассматривали деньги как абсолютную форму богатства и утверждали, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. А накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Сторонники   теории   раннего   (или   денежного)   меркантилизма   (англичанин   У.   Стаффорд, итальянец Г. Скаруффи) выступали за принятие государством мер, направленных на удержание денег   в   стране.   В   качестве   таких   мер   предлагалось:   запрещение   вывоза   денег   за   границу; введение государственной монополии на торговлю валютой; создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами (под страхом суровых наказаний все вырученные от продажи средства иностранцы обязаны были тратить на территории данной страны на покупку товаров местного производства) [1, с.65]. Со второй половины ХVI в. развивается и достигает расцвета в ХVII в. поздний меркантилизм (его   представителями   являются   англичанин   Т.   Манн,   итальянец   А.   Серра,   француз   А. Монкретьен). В этот период завершилось формирование абсолютистских монархий, возросла экономическая мощь торговой буржуазии. Государство переместило сферу своей деятельности в область торговли, где важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса. Сторонники   позднего   меркантилизма   утверждали,   что   богатство   государства   зависит   от разницы   между   стоимостью   вывезенных   из   страны   и   ввезенных   в   нее   товаров,   то   есть   от превышения экспорта над импортом (положительная разница в форме благородных металлов будет оставаться в стране). Для обеспечения такой разницы предлагалось: ­ больше, чем от вывоза сырья), запретить ввоз предметов роскоши; ­ развивать   посредническую   торговлю,   для   чего   разрешалось   вывозить   деньги   за границу (при этом выдвигалось  требование – покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой). Кроме   того,   для   формирования   активного   торгового   баланса   и   захвата   внешних   рынков правительство   должно   было   регулировать   ввоз   путем   обложения   пошлинами   иностранных товаров   и   поощрять   вывоз,   выдавая,   например,   премии   хозяевам   предприятий,   продукция вывозить из своей страны изделия, причем только готовые (выручка от их продажи которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. С этой целью, а также для того, чтобы   освободить   страну   от   необходимости   импортировать   промышленные   изделия, предполагалось поощрять развитие промышленности, особенно мануфактурной. Идеи меркантилизма стали теоретической базой государственной политики, которая получила название политики протекционизма, или политики защиты национального рынка. Эта политика была   направлена   на   стимулирование   развития   отечественной   экономики,   ее   защиту   от иностранных конкурентов, на расширение внешних рынков. С ХVII в. и до наших дней не было и нет ни одного государства, которое в определенной степени и в определенных условиях не прибегало бы к протекционистской экономической политике. К основным средствам такой политики относятся: протекционистские тарифы на импортируемые товары, импортные квоты, экспортные субсидии и налоговые льготы экспортерам и т.д. Безусловно, эти меры не могут быть реализованы без поддержки государства, именно поэтому меркантилисты считали само собой разумеющимся активное вмешательство государства в экономические процессы. Экономический либерализм С   развитием   рыночных   отношений   выросший   промышленный   капитал   рассматривает государственную   опеку   и   связанные   с   ней   ограничения   как   помеху   своей   деятельности, стремится освободиться от нее. Все чаще экономисты в своих трудах резко критикуют позиции меркантилизма.   Новые   взгляды   экономического   либерализма   сформулировали   создатели классической школы политической экономии А. Смит и Д. Рикардо. В   основе   взглядов   А.   Смита,   изложенных   в   работе   «Исследование   о   природе   и   причинах богатства народов» (1776 г.) лежало представление об экономических законах, действующих подобно   законам   природы   и   определяющих   развитие   общества.   Ему   была   близка   идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии   внешнего   (государственного)   вмешательства   и   является   оптимальным   режимом функционирования рыночной системы. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки» ­ стремление к личной выгоде ведет к общей выгоде, к   развитию   производства   и   прогрессу.   Роль   государства   А.   Смит   ограничивал   функцией «ночного сторожа»: ­ ­ ­ «Свобода предпринимательства», «свобода торговли» – эти принципы заменили и в теории, и в политике идеи государственного протекционизма. Сторонником   всемерного   ограничения   вмешательства   государства   в   экономику   был   и   Д. Рикардо. Он считал, как и А. Смит, что в экономике действуют объективные и стихийные, но познаваемые   законы.   Механизм   их   действия   при   отсутствии   внешнего   (государственного) вмешательства поддерживает экономическую систему в равновесии. В то же время Д. Рикардо считал необходимым выработку государственной экономической политики, способствующей росту производительных сил общества. В этом он видел важную роль политической экономии, способной исследовать экономические законы и разработать для государства необходимую экономическую политику. А. Смит и Д. Рикардо считаются основоположниками теории и политики фритредерства (от англ. free trade – свобода торговли). Главная идея заключалась в том, что всем хозяйственным субъектам должны быть гарантированы основные экономические свободы: ­ ­ ­ Классики   представляли   такую   политику   как   идеальную,   всегда   выгодную   всем   странам   и народам. Однако наиболее полное воплощение она нашла в Великобритании в середине XIX в. поддержания порядка и обеспечения безопасности; отправления правосудия; содержания общественных сооружений и общественных учреждений. свобода выбора сферы деятельности; свобода конкуренции; свобода торговли. Кейнсианская теория Экономические кризисы, приобретавшие все более глубокий и затяжной характер, обострение социальных   проблем   в   середине  XIX  в.,   революция   1848   г.,   а   особенно   период   Великой депрессии   1929­1933   гг.,   обусловили   необходимость   государственной   социально­ экономической  политики,   которая  должна   была   стабилизировать  хозяйственное  развитие  и обеспечить   социальное   равновесие   системы.   Эта   необходимость   нашла   отражение   в экономической  науке.  Возникло  целое направление  – кейнсианское,  основы  которого были заложены английским экономистом Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Дж. М. Кейнс (1883­1946) – выдающийся представитель экономической мысли ХХ столетия. В экономической   науке   его   считают   основоположником   теории   экономика   общественного сектора   экономики.   Дж.   М.   Кейнс   довольно   скептически   отнесся   к   принципу   «невидимой руки» А. Смита и идее невмешательства государства в экономику. Он высказывал сомнения по поводу   того,   что   условия   процветания   отдельного   экономического   человека   или   фирмы аналогичны условиям процветания всей экономики страны. Напротив, между ними и возникают противоречия,   решение   которых   находится   в   сфере   общих   условий   воспроизводства   и подлежит государственному воздействию. Теорию   Кейнса   принято   называть   антикризисной,   так   как   он   рассматривал   экономику   в состоянии   депрессии.   Согласно   его   взглядам,   государство   должно   активно   вмешиваться   в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые обеспечили бы выход   экономики   из   кризисного   состояния.   Таким   образом,   Кейнс   не   верил   в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне (со стороны государства).  В качестве особенно сложных проблем Кейнс выделил подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Отстаивая необходимость экономика общественного сектора   рыночной   экономики,   он   разработал   и   предложил   программу   государственной антикризисной политики и политики полной занятости, в основе которых лежали положения кейнсианской теории эффективного спроса . Основными «рецептами», выдвинутыми Кейнсом для обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости, являются: 1. Денежная   политика,   регулирование   процентной   ставки.   Предполагалось,   что снижение процентной ставки по кредитам будет стимулировать предпринимателей вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. 2. Бюджетная политика. По мнению Кейнса, стимулировать эффективный спрос будет увеличение   государственных   расходов,   государственных   инвестиций   и   государственных закупок товаров. 3. Это позволит увеличить потребительский спрос с их стороны. 4. значительной безработицы и расширение системы социального обеспечения. Как   известно,   впервые   системно   применить   на   практике   кейнсианскую   программу антициклического   регулирования   попытался   американский   президент   Ф.Д.   Рузвельт, назвавший введенную им систему экономика общественного сектора «новым курсом». Кейнсианская   модель   экономика   общественного   сектора   позволила   снизить   циклические колебания экономики в течение длительного времени. Однако с начала 70­х годов начинает проявляться   несоответствие   между   возможностями   экономика   общественного   сектора   и объективными   экономическими   условиями,   сформировавшимися   в   странах   с   рыночной экономикой в тот период. Стало очевидным, что модель Кейнса может быть устойчивой только в   условиях   высоких   темпов   экономического   роста.   Именно   высокие   темпы   роста Перераспределение доходов в интересах наименее обеспеченных социальных групп. Политика   полной   занятости,   целью   которой   должно   стать   недопущение национального   дохода   создают   возможность   перераспределения   без   ущерба   накоплению капитала. Монетаризм Со второй половины 70­х годов (особенно после крупного мирового экономического кризиса 1974­1975   гг.)   условия   воспроизводства   резко   ухудшились.   Стало   ясно,   что   кейнсианские методы   регулирования   экономики   дают   сбои,   выражающиеся,   например,   в   раскручивании инфляционной   спирали.  Начался   поиск   новых   подходов  к  восстановлению  экономического равновесия.  Если   у  Кейнса  наиболее   острой  проблемой,  подлежащей   регулированию,  была безработица,   обеспечение   занятости   и   экономического   роста,   то   теперь   на   первый   план выдвинулась задача регулирования инфляции. На основе этого возникло новое направление в экономической науке – монетаризм, родоначальником которого является М. Фридмен (род. в 1912 г.). В  отличие  от  кейнсианцев,   монетаристы,   во­первых,   утверждают,  что  рыночная  экономика сама   в   силу   своих   внутренних   тенденций   и   условий   стремится   к   стабильности, саморегулированию.   Система   рыночной   конкуренции   обеспечивает   высокую   стабильность. Цены играют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Возникновение отклонений, диспропорций обычно является результатом внешнего вмешательства,  ошибок экономика общественного сектора, а не внутренних причин. Таким образом, монетаристы считают, что государственное регулирование экономических процессов нарушает их естественный ход. Во­вторых,   по   мнению   представителей   школы   монетаризма,   приоритетными   должны   быть денежные   факторы.   Следовательно,   среди   различных   инструментов,   воздействующих   на экономику,   а   не административным,   не   ценовым   методам,   не   налоговой   системе.   Именно   денежные инструменты   наилучшим   образом   способны   обеспечить   экономическую   стабильность   как главную цель регулирования [4, с.140]. В отличие от Кейнса, который оценивал бюджетную политику как достаточно точный, быстрый и   предсказуемый   по   результатам   инструмент,   Фридмен   характеризует   подобным   образом денежно­кредитную политику. Монетаристская   теория   признает   денежно­кредитные   инструменты   главными   средствами регулирования экономики, причем применение этих инструментов должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Монетаристская концепция отличается от кейнсианской, а иногда противоречит ей (см. табл. 1).  Вместе с тем было бы неверным проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме   экономического   регулирования.   Обе   эти   теории   построены   применительно   к условиям рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга.    предпочтение   необходимо   отдавать   денежным   инструментам, Таблица 1. Основные отличия кейнсианства и монетаризма Дж. М. Кейнс Необходимо   вмешательство   государства   в рыночное хозяйство Занятость зависит от совокупного спроса Денежная масса нейтральна к производству Главная проблема – безработица Нужна гибкая денежная политика Бюджетный – стимулирования спроса дефицит       способ М. Фридмен Рынок способен к саморегулированию Экономика   сама   установит   уровень производства и занятости Денежная   масса   –   причина   роста   цен   и изменения конъюнктуры Главная проблема – инфляция Необходима стабильная денежная политика Бюджетный дефицит – причина инфляции Кейнсианство – теория экономического роста Монетаризм   –   теория   экономического равновесия снижение налоговых ставок в целях стимулирования инвестиций; приватизация   государственных   предприятий,   что   приведет   к   сокращению Концепция предложения За   последние   годы   в   странах   с   развитой   рыночной   экономикой   произошли   изменения   во взаимодействии классических регулирующих инструментов, воздействующих на инфляцию и безработицу. Ранее их рассматривали как полную противоположность – снижение безработицы может осуществляться путем увеличения инфляции и наоборот.  В   70­е   годы   в   рыночной   экономике   возникло   новое   явление   –   стагфляция,   которое характеризуется одновременным проявлением и инфляции, и безработицы. Поиски путей ее преодоления привели к формированию нового направления экономика общественного сектора экономики – концепции предложения, которая разрабатывалась американскими экономистами (А. Лаффер, М. Фелдстайн, Р. Риган). Теория получила название «экономика предложения», и ведущую роль в ней играет монетаризм [5,с.556]. Эта   концепция   представляет   собой,   главным   образом,   совокупность   практических рекомендаций, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Сторонники   концепции   предложения   считают   рынок  не   только   самым   эффективным,   но   и единственным   «нормальным»   способом   организации   хозяйства.   Поэтому   они   выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что это неизбежное зло, ведущее   к   снижению   эффективности   и   связывающее   инициативы,   энергию   участников хозяйственной деятельности. Основная   идея   экономики   предложения   состоит   в   отходе   от   кейнсианских   методов стимулирования   спроса,   переносе   усилий   на   поддержку   факторов,   определяющих предложение. Основными рекомендациями этой концепции являются: ­ ­ государственного участия в хозяйственной деятельности и к развитию конкуренции; ­ всего, за счет «замораживания» социальных программ. Попытка практического осуществления концепции предложения была предпринята в США в период правления президента Р. Рейгана. Таким образом, теоретическое обоснование места и роли государства в рыночной экономике занимает   довольно   длительный   период   времени   и   содержит   различные   направления   и концепции, порой полностью противоположные друг другу. Тем не менее, следует различать, с одной   стороны,   приверженность   ученых­экономистов,   политиков   к   той   или   иной   научной концепции, а с другой стороны, пригодность, результативность (эффективность) выбираемой практической экономической политики. То есть возможность осуществления на практике той или иной модели определяется особенностями экономического развития, необходимостью и важностью формулируемых государством задач в конкретный период в конкретной стране. В конце ХХ в. наметился определенный консенсус экономистов различных школ и направлений относительно   места   и   роли   государства   в   современной   рыночной   экономике.   Наметилось согласие в положении о необходимости государству обеспечивать рамочные условия развития системы (закон, порядок, охрану и защиту частной собственности, социально­экономическую стабильность). Вместе с тем сторонники различных направлений ведут активный поиск путей максимального   сокращения   непосредственного   государственного   участия   в   экономических процессах.  В   практике   экономика   общественного   сектора   экономики   в   последнее   время   находят применение   как  идеи  монетаризма  (обеспечение   устойчивого  денежного обращения),  так и кейнсианские   концепции   конъюнктурного   регулирования   экономики,   стабильной   занятости, перераспределения национального дохода в целях обеспечения социальной стабильности. бюджетное   оздоровление,   а   именно:   сокращение   бюджетного   дефицита,   прежде В связи с этим различают три основных типа экономика общественного сектора: Полный государственный монополизм в управлении экономикой. Он был характерен для СССР и   других   социалистических   стран.   В   настоящее   время   сохраняется   в   некоторых посткоммунистических государствах, например, в КНДР. Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы такие варианты в «шведской», «японской», «китайской» моделях, в германской модели социально ориентированной рыночной экономики. Крайний   либерализм,   признающий   эффективным   только   свободное   развитие   частного предпринимательства.   Этот   тип   экономика   общественного   сектора,   главным   образом, характерен для США. 2. Экономика общественного секторе как учебная дисциплина Со второй половины ХХ в. в высших учебных заведениях, в первую очередь экономических, юридических,   делового   администрирования,   в   странах   Западной   Европы,   США,   Канаде, Японии и др. Экономика общественного секторе изучается как обязательная дисциплина. По ряду других специальностей она изучается факультативно. Это объясняется тем, что в тот период   и   ученые,   и   политики   осознали   важность   экономика   общественного   сектора экономических процессов. В   СССР   в   годы   социализма   Экономика   общественного   секторе   как   самостоятельная дисциплина не преподавалась. Так как государственная экономическая политика в тот период осуществлялась в виде централизованного планирования, в вузах изучались такие дисциплины, как   «Планирование   народного   хозяйства»,   «Социально­экономическое   планирование народного хозяйства». О государственном регулировании экономики   частично говорилось в лекциях   по   политической   экономии   капитализма   (в   разделе,   посвященном   государственно­ монополистическому капитализму) и социализма, управлению, финансам. Как   правило,   изложение   материала   носило   в   значительной   степени   критический   характер, преподавание   велось   с   идеологических   позиций.   Но,   несмотря   на   это,   многие   советские ученые­экономисты внесли значительный вклад в исследование механизма и эффективности экономика общественного сектора современной рыночной экономики. В настоящее время в Казахстане, России и других постсоциалистических странах «Экономика общественного   секторе»   является   самостоятельной   дисциплиной   для   специальностей экономико­управленческого   направления,   которая   удовлетворяет   важную   потребность общества – силами государства регулировать экономические процессы в интересах страны и ее народа. 3.Сущность и необходимость экономика общественного сектора экономики Экономика   общественного   секторе   (экономика   общественного   секторе)  в   условиях рыночного   хозяйства   представляет   собой   систему   типовых   мер   законодательного, исполнительного   и   контролирующего   характера,   которые   осуществляются   правомочными государственными   учреждениями   и  общественными   организациями  в  целях   стабилизации  и приспособления существующей социально­экономической системы к изменяющимся условиям. Часто   наряду   с   термином   «Экономика   общественного   секторе»   употребляется   термин «государственная   экономическая   политика».   С   теоретической   точки   зрения   можно рассматривать понятие «государственная экономическая политика» как более широкое, чем «Экономика общественного секторе», так как оно может включать в себя и регулирование экономики,   и   невмешательство   государства   в   экономику   (принципы   экономического либерализма). Но, учитывая реалии современной рыночной экономики, такая точка зрения не совсем   верна.   В   любой   социально­экономической   системе   государство   осуществляло фискальную   функцию,   финансировало   армию,   аппарат   управления,   регулировало   денежное обращение   и   внешнеэкономические   связи,   занималось   строительством.   В   современных   же условиях   государство   обязательно   участвует   в   социально­экономических   процессах, финансирует   научные   исследования,   образование,   социальное   обеспечение,   охрану окружающей   среды.   Поэтому   понятия   «государственная   экономическая   политика»   и «Экономика   общественного   секторе»   в   условиях   рыночного   хозяйства   можно   считать идентичными. ХХ в. охарактеризовался значительным ростом роли государства в экономике всех стран мира. Это связано не только с появлением государств с централизованно управляемой экономикой, но   и   с   ростом   масштабов   и   усложнением   процессов   и   связей   в   рыночной   экономике, характерной для большинства стран. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Так, возникла необходимость значительных инвестиций в малорентабельные или нерентабельные с точки   зрения   частного   капитала,   но   необходимые   для   воспроизводства   национальной экономики   отрасли.   Усиливающийся   рост   экономических   кризисов,   который   приобрел мировой характер, все больше ставил под сомнение утверждение представителей классической экономической   теории,   созданной   еще   на   этапе   становления   капитализма,   о   возможности рынка   самостоятельно   регулировать   экономические   процессы   на   основе   конкуренции, эластичности цен, доходов и занятости. Такие  реалии  экономической  жизни, как массовая безработица,   нарушения   в   денежном   обращении,   произвол   монополий,   экологические проблемы, обострившаяся конкуренция на мировых рынках, убедительно доказали, что рынок на   основе   присущего   ему   механизма   функционирования   не   способен   обеспечить автоматическое   саморегулирование.   Все   перечисленные   проблемы   относятся   к   так называемому   «фиаско   рынка»,   под   которым   подразумеваются   сбои   в   механизме функционирования   рынка,   когда   он   не   обеспечивает   их   эффективного   решения.   Эти   сбои можно обобщить следующим образом. 1. Долгосрочное   рыночное   равновесие   при   неполной   занятости.   На   основе исследования   этого   парадокса   Дж.   М.   Кейнс   сделал   вывод   о   необходимости   экономика общественного сектора занятости. 2. Согласно   классической   теории,   на   рынке   после   любого   нарушения   равновесия начинают   действовать   механизмы   приспособления   к   изменившимся   условиям,   в   результате чего   устанавливается   новое   равновесие.   Однако   в   действительности   нарушенное макроэкономическое   равновесие   может   усугубляться   кумулятивными   процессами.   В   ходе приспособления   рыночного   механизма   к   новой   ситуации   возможно   установление   такого соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, когда возникает порочный круг, то есть воспроизводство кризиса. Сокращение спроса на товары и услуги приведет к сокращению производства, а следовательно, и занятости, доходов и платежеспособного спроса населения. Фирмы будут приспосабливаться к новому сокращенному спросу и еще больше экономить на рабочей силе,  что приведет к очередному   сокращению   спроса.   В   конечном   итоге   сократится   объем   инвестиций,   станет быстрее сокращаться производство, и этот процесс будет охватывать все новые отрасли. Таким образом, первоначальное сокращение спроса  приведет  к цепной реакции.  В этих условиях, даже если цены и заработная плата начнут понижаться, падение производства и занятости еще некоторое время может продолжиться. 3. Экономический   рост   неразрывно   связан   с   изменениями   в   отраслевой   структуре. Сокращение производства сопровождается отмиранием старых неперспективных отраслей. В то   же   время   возникают   новые   отрасли,   основанные   на   достижениях   НТП.   В   принципе рыночный механизм способствует таким прогрессивным изменениям в отраслевой структуре. Но осуществление этих изменений может занять довольно длительный промежуток времени, следовательно,   затянется   и   неравновесное   состояние   экономики,   сопровождающееся серьезными   проблемами   занятости,   платежного   баланса.   Для   предотвращения   кризисных явлений   с   кумулятивным   эффектом   здесь   необходима   эффективная   государственная экономическая политика. 4. Одним из слабых мест рыночного механизма является обеспечение рациональных территориальных   пропорций   размещения   производства,   капиталовложений,   дохода   и занятости. Часто в результате действия рыночных механизмов происходит постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных   агломераций)   за   счет   других   районов.   В   менее   развитых   регионах   условия заработка   и   доходности   инвестиций   хуже.   В   таких   регионах   платежеспособный   спрос сокращается,   а   вместе   с   ним   уменьшается   стимул   к   капиталовложениям,   несмотря   на относительно низкую заработную плату и цену на землю. Конкурентоспособная рабочая сила, предприниматели устремляются в более развитые агломерации, что усугубляет диспропорции в развитии отдельных регионов. Решение этой проблемы требует участия государства. 5.   Количественный   рост   во   многих   сферах   промышленности   и   строительства   связан   с безвозвратным   расходованием   невоспроизводимых   ресурсов   и   растущей   нагрузкой   на окружающую   среду.   В   интересах   будущих   поколений   может   быть   целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Такую переориентацию обеспечивает среднесрочное государственное программирование. «Провалы»   рынка   в   обеспечении   функционирования   экономики   состоят   также   в   том,   что рыночный механизм не приспособлен к решению социальных проблем. Кроме   того,   проблемой   является   наличие   естественных   монополий   и   необходимость регулирования их деятельности. Одна из причин экономика общественного сектора экономики – эффективное удовлетворение потребностей в общественных благах (более подробно эта проблема будет рассмотрена в 3 главе). К   задачам,   требующим   вмешательства   государства   в   экономику,   относятся   также необходимость выравнивания внешних эффектов, развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей экономики, финансирования в общегосударственных масштабах НИОКР. Решение этих задач обеспечивается в рамках государственного сектора. Факторы,   обусловившие   необходимость   экономика   общественного   сектора   экономики, довольно многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем (см. табл. 2) [8, с.234].  Таблица 2. Факторы, обусловливающие необходимость экономика общественного сектора Группа факторов 1.  Факторы,   связанные   с  разрешением   проблем рыночной сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма экономики,     2.   Факторы,   обеспечивающие   экономическую стабильность, расширенного воспроизводства процесс       стихийности производства эффективного   рыночной Содержание факторов 1. Ограничение   рыночных процессов. 2. Обеспечение   совокупного   спроса, конъюнктуры. 3. Обеспечение общественных благ. 4. Поддержка   открытости рынка. 5. Усиление   конкурентности   на мировом рынке. 1. Создание   общих   условий развития   экономики,   обеспечение экономической эффективности   совокупного функционирования   капитала, необходимость определения   «правил   игры»   для хозяйствующих субъектов. конкурентности, 3. Факторы,  связанные  с решением   социальных проблем.       денежного оптимальной циклического эффективного государственным 2. Сглаживание   развития экономики. 3. Стимулирование   долгосрочного экономического   роста,   деловой активности. 4. Формирование структуры народного хозяйства. 5. Поддержание макроэкономического равновесия. 6. Обеспечение управления   сектором экономики. 7. Необходимость   государственных инвестиций   малорентабельных   с точки зрения частного капитала. 8. Регулирование обращения. 9. Содействие   развитию   науки, научно­технического прогресса. 1. Обеспечение перераспределения доходов. 2. Обеспечение экономической основы   социальной   стабильности, сокращение социальной напряженности. 3. Обеспечение   полной   занятости населения. 4. Формирование   условий   для воспроизводства расширенного рабочей проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовка кадров и т.д.). справедливого   силы,             Конечно, предложенная классификация факторов является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Например, решение проблемы занятости способствует обеспечению   положительной   динамики   процесса   воспроизводства.   Поддержание макроэкономического равновесия содействует сокращению социальной напряженности и т.д.  В   современных   условиях   Экономика   общественного   секторе   является   составной   частью процесса воспроизводства. Конкретные его направления, формы, масштабы определяются в зависимости от характера и остроты   экономических и социальных проблем в той или иной стране  в   конкретный   период.   Объективная  возможность  экономика   общественного  секторе появляется   с   достижением   определенного   уровня   экономического   развития,   концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается   в   нарастании   проблем,     которые   призвано   решить   экономика   общественного секторе. Конкретные   акции   со   стороны   государства   вызывает   именно   острота   экономических, социальных, экологических, мирохозяйственных проблем Контрольные вопросы Сравните   понятия   «Экономика   общественного   секторе»   и   «государственная Определите объективную возможность экономика общественного сектора экономики в Определите   сбои   в   функционировании   рыночного   механизма   и   свяжите   их   с 1. экономическая политика». 2. необходимостью экономика общественного секторе. 3. условиях рынка. 4. 5. Что представляет собой концепция ГЭП, для чего она разрабатывается? Какие исследования необходимы для разработки концепции ГЭП? Используемая литература 1. Алимбаев А.А. Экономика общественного секторе: Учебное пособие, 1999. – 348 с. 2. Каренов Р.С. Основы экономика общественного сектора экономики. – Алматы: Бiлiм, 1999. – 256 с. 3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352 с. 4. Кушлин В. Экономика общественного секторе: цели, теоретические    модели,   практика   // Экономист. –  1995. –  № 2. –  С. 72 – 81. 5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА­М, 2002. –  972 с.  4.9.7 Планы  практических (семинарских) занятий Основное содержание тем Теоретические аспекты экономика общественного сектора экономики.   № 1 2 Методология экономика общественного сектора экономики. 3 4 5 6 7 8 9 Общая характеристика форм экономика общественного сектора. Прогнозирование и стратегическое планирование экономики. Финансово­бюджетные методы регулирования экономики. Основные механизмы денежно­кредитного регулирования. Государственное стимулирование экономического роста. Направления научно­технического прогресса и роль государства в его ускорении. Формирование   и   механизмы   осуществления   структурной,   промышленной   и инвестиционной политики государства. 10 Государственное регулирование аграрной сферы. 11 Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование. 12 Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения. 13 Система государственных мер по экологическому регулированию. 14 Регулирование внешнеэкономической деятельности государства. 15 Государственное регулирование социально­экономического развития регионов. 4.9.8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ  Дисциплина:   «Экономика общественного секторе» Специальность 5В051000  «Государственное регулирование экономики» 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ КУРСА 2.1  Теоретический аспект экономика общественного сектора   экономики и его объект При изучении данной темы необходимо обратить внимание на: Основные научные направления по   вопросам   экономической   роли  государства;   неоклассическое   течение,   кеинсианство, монетаризм, институционализм и др. Экономические функции государства и особенности его функционирования в условиях транзитной экономики Необходимость и возможность экономика общественного сектора экономики (ЭКОНОМИКА  ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ). Типология общественно­экономических систем и основные  модели хозяйствования. Ареал рыночных отношений и его пределы. Субъекты ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ. Носители, выразители и  исполнители ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ, их социально­экономические и  хозяйственные интересы. Направление этих интересов в единое русло – важная задача  государства. Анкетирование как форма обратной связи. Объекты и цели экономика общественного сектора экономики. Принципы экономика  общественного сектора. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Основные научные направления по вопросам экономической роли государства; ­ Типологию общественно­экономических систем и основные модели хозяйствования; ­ Объекты и цели экономика общественного сектора экономики; ­ Субъекты ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ и их социально­экономические и хозяйственные интересы; уметь  ­ обосновать необходимость и возможность экономика общественного сектора экономики  (ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ). Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1, 2, 3, 4, 6,47.) 2.2 Понятие методологии экономика общественного секторе и ее основные элементы При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Воспроизводственный кругооборот и взаимосвязь экономических переменных. Динамика ресурсов и концептуальные основы экономического роста. Совокупный спрос и совокупное предложение, их взаимосвязь. Обоснование   концепции   и   принципов   ЭКОНОМИКА   ОБЩЕСТВЕННОГО   СЕКТОРЕ,   их динамичность. Основные   механизмы   и   методы   ЭКОНОМИКА   ОБЩЕСТВЕННОГО   СЕКТОРЕ. Макроэкономические, институциональные, информационные, ресурсные и другие методы. Методологию   экономика   общественного   секторе   и   необходимость   ее   постоянного совершенствования. Состав и приоритетность методов экономика общественного секторе в зависимости от его объекта и целевых установок В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Взаимосвязь экономических переменных; ­ Основные механизмы и методы ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРЕ; уметь  ­ различать прямые и косвенные методы воздействия на экономику. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1, 2, 3, 4, 6,47.) 2.3 Организационные основы регулирования экономики и его зарубежный опыт При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Правовое   обеспечение экономических   функций   государства.   Конституция   Республики   Казахстан   как   основа организации экономика общественного секторе. Система   республиканских   органов   представительной,   законодательной   и   исполнительной власти.  Организационная  структура органов управления  экономикой  Республики  Казахстан (РК).   Основные   функциональные   обязанности   центральных   органов   управления   народным хозяйством. Региональные органы управления  и их регулирующая роль в экономическом и социальном развитии. Негосударственные субъекты регулирования экономики: институты гражданского общества, профессиональные объединения и союзы, ассоциации и т.п. Особенности осуществления экономика общественного сектора в странах с развитой рыночной экономикой. Развитие рыночных отношений в экономике и ее государственное регулирование в странах   Восточной   Европы   и   Юго­Восточной   Азии.   Практика   общеэкономического   и стратегического планирования в зарубежных странах и его роль в условиях развития рыночных отношений в странах СНГ. Проблема   целесообразности   и   возможностей   использования   зарубежного   опыта   экономика общественного секторе в условиях Казахстана. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Негосударственные субъекты регулирования экономики: институты гражданского общества, профессиональные объединения и союзы, ассоциации; ­   Особенности   осуществления   экономика   общественного   сектора   в   странах   с   развитой рыночной экономикой; уметь  ­ изложить организационную структуру органов управления экономикой Республики Казахстан (РК). Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1, 6, 3, 32, 34,35, 51, 53.) 2.4 Общая характеристика переходной экономики и ее    закономерности При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Общеэкономические   и макроэкономические тенденции переходного периода и выбор их вектора.   Система моделей переходной экономики. Проблемы выбора моделей переходной экономики.  Интересы и роль государства в создании необходимых и стабильных                   условий для нормального функционирования рынка и развития товарно­денежных отношений. Модель IS­LM как основной метод макроэкономического анализа ситуации на рынке товаров и на рынке денежного предложения. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Систему моделей переходной экономики; ­ Модель IS­LM как основной метод макроэкономического анализа ситуации на рынке товаров и на рынке денежного предложения; уметь  ­ изложить проблемы выбора моделей переходной экономики.  Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1, 6, 3, 2, 4,30.) 2.5 Экономический рост: основные факторы и государственные меры по его обеспечению При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Основы   и   факторы формирования   экономической   политики   государства   и   ее   социальная   направленность. Общественное   производство:   показатели,   темпы   роста   и   структура.   Необходимость   и обоснования   структурной   политики   государства.   Принципы   разработки   производственных программ.   Макроэкономическая   стабильность   и   государственные   меры   по   ее   достижению. Система макроэкономических показателей и их взаимосвязь. Экономический рост: факторы, показатели  и методы их измерения. Основные направления государственной   деятельности   по   обеспечению   экономического   роста.   Сравнение   моделей экономического роста. Потоки и запасы. Основные   показатели   и   система   стимулирования   эффективности   использования   факторов производства.   Макроэкономический   подход   к   измерению   уровня   фондо   (капитало)   отдачи производительности труда. Особенности формирования индустриальной и аграрной политики государства. Организационно­методологические аспекты определения отраслей приоритетного развития.   Проблема   рационального   размещения   производительных   сил   и   учет общегосударственных интересов при ее решении. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Экономический рост: факторы, показатели и методы их измерения.; ­ Основные направления государственной деятельности по обеспечению экономического роста; уметь  ­   изложить   проблемы   рационального   размещения   производительных   сил   и   учет общегосударственных интересов при ее решении.  Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1, 6, 3, 2, 4, 31, 36, 42, 43.) 2.6 Социально­экономическое прогнозирование  и планирование   как начальный этап  деятельности государства по регулированию экономики При изучении данной темы необходимо обратить внимание на: Сущность, смысл и научно­ методологические основы экономического прогнозирования.   Основы теории и организации разработки комплексного нараднохозяйственного прогноза. Сущность,   научные   основы   и характерные черты стратегического и индикативного планирования отраслей и регионов. Понятие   методологии   стратегического   планирования.   Стратегическое   и   индикативное планирование   развития   отраслей   производственной,   инфраструктурной,   социальной   сфер экономики и ее основные методы.   В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Сущность, принципы и методы прогнозирования; ­ Индикативное планирование; уметь  ­   определять   роль   прогнозирования   и   планирования   в   разработке   национальнной программы. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  3, 36, 37,35, 40, 49, 52, 56.)   Государственной 2.7 Направления научно­технического прогресса и роль государства в его ускорении При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Приумножение   научно­ технического   потенциала   общества   как   важная   задача   управления   экономикой.   Основы формирования   научно­технической   и   инновационной   политики   государства.   Социально­ экономический аспект научно­технического прогресса (НТП) и его основные направления. Система   государственных   мер   по   ускорению   и   повышению   эффективности   НТП. Административно­правовые   и   экономические   механизмы   влияния   государства   на   НТП. Условия   и   источники   прямого   финансирования   научно­исследовательских,   проектно­ изыскательных   и   опытно­конструкторских   работ.   Значение   механизмов   налогового   и кредитного регулирования НТП. Выбор вектора и системы стимулирования ускорения НТП в перспективе. Организационно­ методологический аспект прогнозирования НТП и его программно целевое планирование. Государственные  и рыночные  механизмы использования  достижений  НТП. Система  мер по осуществлению   инновационной   политики   государства.   Значение   механизма   ускоренной амортизации основного капитала. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Систему государственных мер по ускорению и повышению эффективности НТП; ­ Административно­правовые и экономические механизмы влияния государства на НТП; уметь  ­ Выбирать вектор и системы стимулирования ускорения НТП в перспективе. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  3, 6, 37,31, 2, 4.) 2.8 Государственное регулирование рациональной занятости и социальной защиты населения При изучении данной темы необходимо обратить внимание на: Демографическую ситуацию и трудовой потенциал общества. Половозростную и интеллектуальную  мобильность трудовых ресурсов.   Систему   государственных   мер   по   обеспечению   занятости   трудоспособного населения. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Основные причины безработицы и социально­экономическое значение снижения ее уровня; ­ Организационно­правовые основы и методы осуществления общегосударственной политики обеспечения социальной защиты различных слоев населения; уметь  ­ Оценить демографическую ситуацию и трудовой потенциал общества; ­ Дать определение прожиточного минимума. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 7, 11, 16, 21, 22, 23.) 2.9 Формирование и механизмы осуществления инвестиционной политики государства При изучении данной темы необходимо обратить внимание на: Инвестиции и инвестиционную концепцию. Важнейшие принципы инвестиционной деятельности государства. Динамичность инвестиционной политики государства и основы ее формирования. Источники   и   проблема   рационального   использования   инвестиционных   ресурсов.   Выбор оптимального   соотношения   между   иностранными   инвестициями   внутренними инвестиционными   ресурсами.   Механизм   сбалансированности   спроса   на   инвестиции   и   их предложения. Роль   повышения   инвестиционной   активности   хозяйствующих   субъектов   и   его   механизмы. Оценка   инвестиционных   проектов   и   разработка   долгосрочных   программ   инвестиционной деятельности государства. Государственный подход к определению приоритетных направлений и сфер инвестирования. Учет интересов сбалансированного развития производственной сферы и отраслей производственной инфраструктуры. Проблема инвестиционной привлекательности государства:   социально­политическая   стабильность;   действенность   законодательных   актов; незыблемость   курса   на   углубление   экономических   реформ;   своевременность   выполнения межгосударственных обязательств по экономическим связям. Финансово­бюджетные и денежно­кредитные рычаги эффективного потенциала государства. Основные количественно­качественные показатели инвестиционно­строительного комплекса и методология их обоснования. Технологическая и воспроизводственная структура капитальных вложений и показатели их эффективности. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Динамичность инвестиционной политики государства и основы ее формирования; ­ Проблему инвестиционной привлекательности государства; уметь  ­ давать определения понятиям: инвестиции и инвестиционная концепция. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 45, 39.) 2.10 Система государственных мер по эффективному использованию земельных ресурсов При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:   Проблему   эффективности использования сельскохозяйственных угодий и ее связь с организационно­ технологическими основами производства. Многоукладность аграрного сектора и роль государства в обеспечении рационального   использования   земельного,   материально­технического   и   интеллектуального потенциала села. Особенности   сельского   хозяйства   и   научное   обоснование   приоритетности   развития   его отраслей.   Механизмы   государственной   поддержки   аграрного   сектора   и   регулирования   его развития в перспективе. Роль государства в укреплении хозяйственно­ экономических связей между секторами агропромышленного комплекса и направлении их интересов в единое русло. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­   Ареал   государственных   интересов   в   повышении   экономической   и   экологической эффективности   землепользования   и   в   научно­технологическом   обеспечении   развития земледелия и животноводства.; ­   Роль   государства   в   укреплении   хозяйственно­   экономических   связей   между   секторами агропромышленного комплекса и направлении их интересов в единое русло. уметь  ­   определять   методы   влияния   государственных   органов   на   определение   планового   обьема производства сельскохозяйственной продукции.  ­ обосновать вопросы эффективной реализации продуктов аграрного сектора и механизмы ее  стимулирования со стороны государства. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 17, 33.) 2.11 Финансово­бюджетные методы регулирования экономики При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:     Современная   финансово­ бюджетная система  Республики  Казахстан  и социально­экономическая роль, направления и методы   финансового   регулирования   государством.   Состав   и   приоритетность   финансовых механизмов регулирования (фискальная и бюджетные формы финансовой политики). Государственный   бюджет.  Сущность   и  роль  бюджета.  Расходы  и   доходы   государственного бюджета. Проблемы бюджетного дефицита и способы  его покрытия.  Государственная организация взимания налогов и меры по увеличению налоговых поступлений в   бюджет.   Общая   характеристика   налогов,   уплачиваемых   предприятиями.   Механизмы налогообложения   и   их   использование   государством   в   целях   стимулирования   роста производства и платных услуг. Обеспечение законодательной базы налогообложения  В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Состав и приоритетность финансовых механизмов регулирования; ­ Обеспечение законодательной базы налогообложения ; уметь  ­ Обосновать необходимость усиления фискальной политики государства и основные методы ее осуществления. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 8, 9, 18, 28.) 2.12 Основные механизмы осуществления кредитно­денежной политики государства При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:     Цели,   задачи   и   основы формирования   денежно­кредитной   политики   государства.   Функционирование   денежно­ кредитной   системы   Республики   Казахстан   и   роль   национального   банка   в   его совершенствовании. Административные   и   экономические   рычаги,   применяемые   государством   для   обеспечения рационального   использования   кредитных   ресурсов  и   регулирования   деятельности   банков второго уровня.  Взаимосвязь   денежного   обращения   с   ценообразующими   факторами   и   тенденциями   в формировании   цен.   Основные   методы   экономика   общественного   сектора   процесса ценообразования.  Установление фиксированных цен (тарифов), верхних и нижних пределов колебания цен, ценовых субсидий, изменение амартизационной политики и налоговых ставок, осуществление государственных закупок, товаров (услуг) и др. Зарубежный опыт экономика общественного сектора цен и недостатки рыночного механизма ценообразования. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Цели, задачи и основы формирования денежно­кредитной политики государства; ­ Государственное регулирование процесса ценообразования; уметь  ­   определять   роль   национального   банка   в   совершенствовании   денежно­кредитной   системы Республики Казахстан. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 8, 9, 18, 28, 48.) 2.13 Государственное регулирование социально­экономического развития регионов  Казахстана При изучении данной темы необходимо обратить внимание на:  Унитарность государственного строительства Республики Казахстан ее административно­территориальное деление. Формирование и методы осуществления государственной политики в области регионального развития   (областей,   городов,   районов).   Организационная   структура   и   деятельность государственных органов по обеспечению экономического и социального развития областей, социально отсталых районов, депрессивных малых и средних городов. Определение   необходимости   и   роль   разработки   концепции   и   государственных   программ регионального развития. Основы сочетания общегосударственных и региональных интересов в оптимизации   размещения   производительных   сил.   Местное   хозяйство   и   местное самоуправление. Система государственного управления. Смысл, эффективность и основы организаций специальных экономических зон. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­ Формирование и методы осуществления государственной политики в области регионального развития (областей, городов, районов); ­ Смысл, эффективность и основы организаций специальных экономических зон; уметь  ­   Определять   необходимость   и   роль   разработки   концепции   и   государственных   программ регионального развития. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 24, 51, 52, 53, 55, 57.) 2.14 Регулирование природоохранной и  внешнеэкономической деятельности государства При   изучении   данной   темы   необходимо   обратить   внимание   на:     Социально­экономическое значение   охраны   окружающей   среды   и   разумного   природопользования.   Экономическое регулирование рационального использования и охраны природных ресурсов. Методы   разработки   и   осуществления   государством   природоохранных   мероприятий (программ).   Стратегия,   пути   ресурсосбережения   и   государственные   меры   по   его стимулированию. Обьективная   необходимость   обьединения   усилий   различных   стран   для   решения природоохранных проблем глобального масштаба. Формирование   стратегии   развития   внешнеэкономических   связей   и   экспортных   программ. Регулирование внешней торговлей. Протекционизм и фритдерство. Динамизм форм и методов осуществления лицензионной и таможенной политики в условиях Казахстана. Платежный баланс и основы валютного регулирования. Объективные   основы   и   принципы   построения   внешнеэкономических   связей   Казахстана   со странами   ближнего   и   дальнего   Зарубежья.   Формирование   и   эффективность внешнеэкономической   деятельности   государства   в   условиях   вхождения   в   состав международных организаций и взаимодействия с мировыми и континентальными финансово­ кредитными организациями. В результате изучения данной темы студенты должны: знать ­   Методы   разработки   и   осуществления   государством   природоохранных   мероприятий (программ); ­ Формирование и эффективность внешнеэкономической деятельности государства; ­ Сущность и принципы выработки внешнеэкономической политики государства в условиях углубления международного разделения труда и усиления мирохозяйственных связей; уметь  ­ обосновывать объективную необходимость объединения усилий различных стран для решения природоохранных проблем глобального масштаба; ­   обосновывать   объективные   основы   и   принципы   построения   внешнеэкономических   связей Казахстана со странами ближнего и дальнего Зарубежья. Вопросы, касающиеся данной темы, изложены в литературе (1,  2, 3, 4, 6, 17, 34, 35.) 4.9.9  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)   Курсовая   работа  является   важнейшим   элементом   самостоятельной   работы   студентов. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой,  делать   на основе ее изучения выводы и обобщения. При написании курсовых работ должны быть соблюдены следующие методические указания: ­   сбор,   изучение   и   конспектирование   необходимых   ­литературных   источников   в   целях раскрытия сущности, научно­методологических и проблемных основ выбранной темы; ­   в   целях   рассмотрения   научно­теоретических   выводов   в   сравнении   с   происходящими   на практике процессами необходимо провести анализ нормативных материалов и динамических, структурных, объемных и качественных показателей; ­ на базе приведения вышеперечисленных работ в логическую последовательность обосновать пути   и   методы   совершенствования   механизмов   управления   объектами   исследования   и   его повышения социально­экономической эффективности. С точки зрения организации выполнение курсовых должно проходить через следующие этапы: ­ студентам раздается тематика утвержденных на заседании кафедры тем курсовых работ; ­ после выбора темы студент должен ознакомится с литературными источниками, составить их  библиографию и примерный план работы, а затем ­ согласовать его с научным руководителем;  ­ после утверждения плана работы студент должен изложить тему в соответствии с планом, подготовить из избранной литературы, журнальных статей, графики, таблицы и собственные конспекты источников, излагаемые разделы работы должны быть озаглавлены в соответствии с вопросами плана работы;   ­ написанная в соответствии с вышеперечисленными методическими указаниями курсовая  работа сдается руководителю для проверки и оценки её уровня; ­ курсовая работа должна быть исправлена и усовершенствована в соответствии с замечаниями научного руководителя. В случае, если научный руководитель не дает положительного отзыва на курсовую работу, она не может быть допущена к защите; ­ если работа отвечает предъявляемым требованиям и имеет положительный отзыв научного руководителя, то она должна быть защищена студентом перед комиссией, создаваемой решени­ ем кафедры. В   ходе   защиты   курсовой   работы   студент   должен   доказать,   что   он   самостоятельно   провел исследования по теме, в достаточной мере освоил анализируемый литературно­фактический материал, умеет аргументировано ответить на поставленные вопросы научно­методического и практического   характера.   Если   защита   этим   требованиям   не   соответствует,   комиссия выставляет   отрицательную   оценку   на   курсовую   работу   и   она   может   быть   возвращена   к исправлению и дополнению. Курсовая работа должна содержать ряд ключевых вопросов, обязательных к рассмотрению. Структурно курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников (не менее 10).  Во «Введении» необходимо дать обоснование актуальности темы, определить цели и задачи работы, объект и предмет исследования.  «Заключение»   должно   содержать   только   те   выводы,   которые   согласуются   с   целью исследования,   сформулированной   в   разделе     «Введение»   и   должны   быть   изложены   таким образом,   чтобы   их   содержание   было   понятно   без   чтения   текста   работы.   следует   сжато изложить основные моменты КР, определить соответствующие выводы и внести предложение, если есть в нем необходимость. Первая глава, как правило, носит теоретический характер. В теоретической части курсовой работы   раскрывается   сущность   исследуемой   проблемы,   определяется   состояние   ее разработанности,   излагается   концепция   ее   решения   с   учетом   конкретных   условий функционирования исследуемого объекта.  Вторая   глава   носит   аналитический   характер,   в   ней   рассматриваются   процессы   и   явления, протекающие   во  внешней  и  внутренней  среде  исследуемых     органов  управления   или  сфер экономики. Третья глава – рекомендательная, она может быть посвящена разработке отдельных разделов плана, направлениям совершенствования соответствующих сторон деятельности организации, или воздействия на исследуемый объект. Основой ее подготовки служит материал, изложенный во второй главе. Это наиболее важный для защиты раздел, поэтому все расчеты, приводимые в данной   главе,   должны   иметь   особенно   убедительные   обоснования,   а   таблицы   и   графики   – достаточные   комментарии   и   аргументы.   Особенно   ценно,   если   студент   дает   собственные предложения и рекомендации по совершенствованию функционирования изучаемого объекта, а также практическая значимость сформулированных рекомендаций. Список использованных источников. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте ПЗ и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.   Темы курсовых проектов (работ) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Наименование тем курсовых проектов (работ) Институциональные реформы в Казахстане. Модель смешанной экономики и новая экономическая роль государства. Эволюция теорий взаимоотношений государства и рынка. Развитие экономических функций государства. Сущность и принципы концепций экономика общественного сектора. Государственное   регулирование   аграрной   сферы   как   обеспечение   экономической безопасности страны. Теоретические и практические аспекты экономика общественного сектора бизнеса. Проблемы регулирования занятости в переходной экономике. Специфика регионального рынка в Казахстане. Кластерный подход в обеспечении комплексного развития региона. Особенность экономика общественного сектора регионов. Организационно­правовое и экономическое регулирование природопользования. Рисковое «венчурное» предпринимательство как одно из направлений инновационно­ индустриальной программы. Взаимоотношения между государством и крупным бизнесом: мировой опыт. Экологическое   регулирование   –   обязательный   компонент   национальной   модели экономика общественного сектора. Методические указания для выполнения курсовых проектов (работ) по дисциплине «Экономика общественного секторе» Темы   курсовых   работ   разрабатываются   ППС   кафедры   в   соответствии   с   научно­ исследовательской проблемой кафедры и научным интересом каждого преподавателя. Научный руководитель курсовой работы студента либо назначается по желанию студента, либо выбирается членами кафедры. После чего на заседании кафедры утверждаются темы курсовых   работ   и   научные   руководители.   Изменение   тем   курсовых   работ   возможно только через процедуру решения кафедры. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:  Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение ее кафедрой;  Сбор   материала,   поиск   литературы   по   теме,   подготовка   библиографии, составление личного рабочего плана;  Подготовка первого варианта;  Сдача первого варианта курсовой работы научному руководителю;  Доработка   текста   по   замечаниям,   его   окончательное   оформление   и представление   на   кафедру,   где   должен   быть   приложен   отзыв   научного руководителя   с   оценкой   проделанной   работы.   Присутствие   руководителя   на защите курсовой работы студента обязательно. Объем, структура и содержание работы Общий   объем   курсовой   работы   должен   составлять   примерно   1   п.л.   (40   тыс.   символов   с пробелами) или 24 страницы, набранных на компьютере 14 шрифтом   Times  New  Roman  с полуторным интервалом между строк. Правильно оформленная работа должна включать в себя: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Титульный лист и план выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист.  План (оглавление). Введение. Основную часть. Заключение. Список использованной литературы Приложение (я). 4.9.10  МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ по дисциплине«Экономика общественного секторе» Задания СРМ выполняются вне аудитории без участия преподавателя. Основная задача СРМ   подготовка   к   семинарским   занятиям   и   лекциям.   На  семинарское   занятие   выносятся основные   вопросы   темы.   Тематический   план   семинарского   занятия,   перечень   основной   и дополнительной литературы, методические советы к темам семинарских занятий отвечают на вопросы,   что   и   как   надо   делать.   Внимательно   изучив   методические   советы   к   темам семинарских занятий, самостоятельно подготовьте ответы на вопросы тематического плана семинарского занятия. В ходе подготовки каждого вопроса кратко, схематично фиксируйте основные положения и тезисы ответа, формулировки, запишите формулы и символы в тетрадь для   СРМ.   После   завершения   подготовки   проверьте   свои   знания   при   помощи   вопросов самопроверки.   Вопросы,   вызвавшие   затруднения   при   самостоятельной   работе,   запишите   и задайте их преподавателю. Задания   СРМ   должны   выполняться   до   лекции.   На   лекциях   же   знания,   полученные самостоятельно, должны углубляться и расширяться. Однако   объем   вопросов,   выносимых   на   семинарское   занятие,   не   охватывает   полное содержание  темы.  Поэтому  необходима  дальнейшая   работа  магистранта   по  углублению  и расширению своих знаний, что осуществляется в процессе СРС. Поэтому на СРС выносятся дополнительные   вопросы,   задачи,   упражнения   и   т.д.,   при   помощи   которых   полностью раскрывается содержание темы. Разработка форм и содержания СРС Особенности курса «Экономика общественного секторе» обуславливают широчайший набор форм СРМ. Это такие формы, как:  изучение конспектов лекций, данных преподавателем; подготовка к семинарскому занятию конспекта лекции по основному учебнику; подготовка реферата по определенной теме; взаимное рецензирование рефератов, эссе, докладов; составление глоссария и кроссвордов по терминам курса; решение задач;   анализ статистических данных; участие в групповом проекте;  выступление с презентацией по выбранной теме; подготовка обзора по теме и т.д. ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Рекомендации студенту для эффективной организации СРС  Проработка   пройденного   материала.  Проработка   пройденного   лекционного материала является наиболее важным видом самостоятельной работы. Чем глубже и полнее проработан   материал,   тем   легче   при   выполнении   других   видов   самостоятельной   работы. Систематическая,   регулярная   работа   над   пройденным   лекционным   материалом,   начиная   с первого занятий, является необходимым условием для понимания материалов последующих лекций и усвоения материалов практических и лабораторных занятий. Приступая к проработке материала необходимо: ­ ­ ­ иметь конспект лекции; иметь программу курса; иметь   рекомендуемую   литературу   (учебник,   пособия,   задачник),   при необходимости иметь необходимые принадлежности, материалы и инструменты. Метод работы: ­ ­ целесообразно материал лекции прорабатывать «по свежей памяти»; работая над конспектом, полезно делать ссылки на литературу (это понадобится при подготовке к экзаменам) и вносить необходимые дополнения, а возможно, и исправления; работа над темой должна продолжаться до полного понимания и запоминания материала; ­ работа   над   темой   завершается   разбором   примеров   и   задач,   приведенных   в учебниках и пособиях, до полного освоения метода их решения; если после работы над темой останутся неясные вопросы, необходимо разобрать их с преподавателем на очередной лекции; Решение задач. Методика выполнения заданий: ­ выполнение   подобных   заданий   можно   начинать   только   после   проработки лекционного материала по данной теме; приступая к решению задачи, необходимо внимательно прочесть ее условие; продумать план решения; определить формулы, которые должны быть использованы при решении задачи; еще раз вникнуть в сущность величин, входящих в формулы; произвести   решение   сначала   в   общем   виде,   а   затем   подставить   численные ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ значения буквенных величин; сделать анализ правильности решения. указать   единицы   измерения   результатов   промежуточных   и   окончательного ­ решений; ­ Подготовка   к   коллоквиумам.  По   некоторым   дисциплинам   для   оценки   степени усвоения   теоретической   части   раздела   курса,   проводится   коллоквиум   (собеседование). Следовательно, теоретический материал по вопросам, вносимым на коллоквиум, должен быть еще раз повторен. Подготовка   к   контрольным   работам.  Целью   проведения   контрольных   работ являются: проверка текущей успеваемости студентов; выяснение подготовленности студентов группы; организация методики работы с отстающими студентами. ­ ­ ­ Магистрантам , готовясь к контрольной работе, необходимо:  ­ ­ знать тему контрольной работы; освежить   в   памяти   теоретический   материал,   основные   формулы   и   методы решения задач на данную тему; ­ вновь   просмотреть   примеры   и   задачи,   разобранные   в   учебнике,   и   задачи, рассмотренные на практических занятиях.  Если   магистрант   систематически   работает   над   пройденным   материалом,   начиная   с первой лекции, то подготовка к контрольной работе не вызовет затруднений и много времени на нее не понадобится. Выполнение   проектов.  При   выполнении   проектов   и   работ   необходимо руководствоваться методическими указаниями, выдаваемыми на кафедрах вместе с заданиями. Порядок выполнения задания: ­   приступить   к   выполнению   задания   не   позже   срока,   установленного   графиком самостоятельных работ; если   при   выполнении   задания   возникнут   затруднения,   то   вернуться   к соответствующей теме курса, доработать ее и вновь приступить к выполнению задания; если   после   этого   будут   затруднения,   то   прийти   на   консультацию   к ­ ­ преподавателю; ­ ­ проанализировать полученное решение; готовясь   к   защите   задания,   проверить   соответствующие   положения   теории   и продумать решение в случае изменения некоторых данных; ­ ­ убедиться в понимании метода, использованного при выполнении задания; задание должно быть защищено не позже срока, установленного графиком, иначе оно считается академической задолженностью.  Время  на  самостоятельную   работу  весьма   ограничено,  поэтому  необходимо  учиться рационально,   планировать   самостоятельную   работу,   стремиться   овладевать   навыками самостоятельной работы, перенимать положительный опыт, учиться производительно работать и разумно отдыхать, чтобы сохранять работоспособность.  Темы СРС Основное содержание тем Анализ основных научных направлений по вопросам экономической роли государства  и объективная необходимость его вмешательства в социально­экономические  процессы Состав и приоритетность методов экономика общественного секторе. Их зависимость от объекта и целевых ориентиров экономика общественного секторе Система моделей переходной экономики и проблема выбора одной из них Цели, сроки, характер, способы реализации государственных программ. Методы  прогнозирования Особенности финансовой политики в Республике Казахстан Теоретические основы денежно­кредитного регулирования Модели экономического роста. Показатели эффективности производства Государственные и рыночные механизмы использования достижений НТП Виды промышленной политики Государственные программы стимулирования аграрного производства в РК Виды недобросовестной конкуренции и защита прав потребителя Особенности социальной политики в РК Государственная политика РК в решении экологических проблем Экспортно­импортное регулирование в условиях вхождения в ВТО Специфика   социально­экономического   развития   регионов   РК.   Поддержка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 депрессивных регионов. Рекомендуемая литература: 1. Саханова А.А. Экономика общественного секторе: Учебное пособие, 1999. – 348 с. 2. Каренов Р.С. Основы экономика общественного сектора экономики. – Алматы: Бiлiм, 1999. – 256 с. 3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 352 с. 1.9.12 МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (письменные контрольные задания, тестовые задания, перечень вопрососв для самоподготовки, экзаменационные билеты и др.) Вопросы для проведения рубежного контроля Вопросы для проведения 1­ го рубежного контроля 1.Роль государства в экономике ­ генезис, развитие и современное состояние. 2.     Общие задачи и функции государства в современной экономике. 3.     Основные пути повышения эффективности государственного влияния на экономику. 4.     Функции государства в экономике переходного типа. 5.     Основные теории экономика общественного сектора экономики. 6.     Государство в неоклассической системе взглядов. 7.     Рынок и государство в системе кейнсианства. 8.      Объективная   необходимость,   причины,   формы   и   методы   экономика   общественного сектора экономики. 9.      Объекты   и   цели   экономика   общественного   сектора   экономики.   Дерево   целей. Многоугольники целей. 10.                       Инструментарий экономика общественного сектора экономики. 11.                        Государственное   регулирование   предпринимательства   ­   экономическая сущность, функции и принципы. 12.                       Экономический закон денежного обращения и его объективные требования к государственному регулированию количества денег в обращении. 13. Денежно­кредитные средства и их роль в государственном регулировании экономики. 14.  Государственный   бюджет   как   главный   инструмент   экономика   общественного   сектора экономики. 15.  Проблема   сбалансированности   государственного   бюджета.   Государственный   долг   и управление Тестовые задания для подготовки к 1 рубежному контролю 1. Политика,   направленная   против   ограничений   деловой   практики,   подрывающей эффективную конкуренцию: 1) инвестиционная;  2) инновационная;  3) антидемпинговая;  4) антимонопольная. 2. Внешние,   постоянно   фиксируемые   проявления   практической   активности государственных  органов  по  формированию и реализации  управленческих  целей  и функций, связанных с осуществлением определенных действий, оперативно­организа­ ционных и материально­технических операций: 1) административные методы регулирования;  2) организационно­распределительные формы регулирования;  3) нормативно­правовые формы регулирования;  4) механизм государственного контроля. 3. Инструмент   государственной   экономической   политики,   подразумевающий воздействие  на  производство посредством экономического побуждения и в форме контрактов   через   разработку   комплексных   общехозяйственных   программ, отражающих  предпочтительный  вариант   развития   общественного   производства   и стратегическую концепцию социально­экономической политики: 1) индикативное планирование;  2) государственное бюджетирование;  3) экономическое моделирование;  4) экономическое программирование. Вопросы для проведения 2­ го рубежного контроля 1. Сущность и функции налогов. Структура налоговых поступлений в бюджет. 2. Сущность и основные направления налогового планирования. 3.  Роль   и   место   государственного   сектора   в   современной   экономике.   Проблемы   его экономической эффективности. 4. Необходимость и сущность экономика общественного сектора собственности в социально­ ориентированной рыночной экономике. 5. Национализация собственности ­ цели, основания, варианты, масштабы, проблемы. 6.  Государственный   сектор   как   важнейший   инструмент   экономика   общественного   сектора экономики. 7. Роль и место приватизации в системе экономика общественного сектора экономики. 8.   Казахстанская специфика процесса приватизации. 9. Роль, функции и организация государственного прогнозирования социально­экономического развития. 10. экономики. 11. экономические процессы.  Основные   подходы   к   проблеме   эффективности   экономика   общественного   сектора  Влияние   глобализации   на   формы   и   методы   государственного   вмешательства   в 1. Тестовые задания для подготовки к 2 рубежному контролю 4. Процент,  под   который  Центральный   банк  предоставляет  кредиты  коммерческим  банкам, выступая как кредитор в последней инстанции: 1) предельная маржа;  2) учетная ставка;  3) дивиденд;  4) облигация. 5. Итоги бюджетной политики в 2006 г. показали успешное решение задач: 1) начата реализация приоритетных национальных проектов;  2) создан инвестиционный фонд;  3) продолжен курс на повышение общей налоговой нагрузки на экономику;  4) объем государственного внешнего долга составил 2% ВВП. 6. Снижение объемов экспорта нефти в 2012 г. обусловлено: 1) снижением средней цены нефти на мировом рынке;  2) ожиданием роста спроса на нетрадиционные энергоносители;  3) ограничительными мерами по импорту со стороны других стран;  4) увеличением объема нефтепереработки в РК. Вопросы для подготовки к экзамену Теоретические аспекты экономика общественного сектора экономики. Методология экономика общественного сектора экономики. Общая характеристика форм экономика общественного сектора. Прогнозирование и стратегическое планирование экономики. Финансово­бюджетные методы регулирования экономики. Основные механизмы денежно­кредитного регулирования. Государственное стимулирование экономического роста. Направления научно­технического прогресса и роль государства в его ускорении. Формирование   и   механизмы   осуществления   структурной,   промышленной   и   инвестиционной политики государства. Государственное регулирование аграрной сферы. Формирование конкурентной среды и антимонопольное регулирование. Государственное регулирование занятости и социальной защиты населения. Система государственных мер по экологическому регулированию. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства. Государственное регулирование социально­экономического развития регионов. 1.9.13 ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АУДИТОРИЙ, КАБИНЕТОВ И ЛАБОРАТОРИЙ № ауди тории Наименование кабинета Имеющееся оборудование Обслужи ваемые специаль ности Учебные дисциплины

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора

Экономика общественного сектора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019