Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
7а |
7б |
____________З.И.Яндиева |
"Экосистема — часть биосферы"
Цели:
образовательные:
- показать, что живая природа сложно организована, что экосистема-компонент биосферы.
развивающие:
- развивать и формировать информационную компетентность;
- развивать умения наблюдать, обобщать, работать в группе.
организационные:
- познакомить учащихся приёмам работы с презентациями, дополнительными ресурсами.
воспитательные:
- формировать эмоционально-ценное отношение к живой природе, подвести к пониманию необходимости охраны природы.
Виды деятельности: репродуктивная и самостоятельная работа с учебником, компьютером, учебными таблицами и рисунками, презентациями, тестами.
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная: по составлению цепей питания.
Групповая работа (4 группы): по изучению структуры экосистемы.
Фронтальная: работа с тренажёром, тетрадями.
Все эти цели способствуют формированию информационной компетентности учащихся.
Задачи:
Основные термины: экосистема, продуценты, редуценты, пищевая сеть.
Ресурсы:
Основное содержание урока:
Определение экосистемы:
Природные сообщество – биогеоценоз.
1. Структура экосистемы с.14 рисунок 1.1 (работа в группах с терминами) продуценты – производители, консументы-потребители, редуценты – разрушители.
2. На экране слайд: Компоненты экосистемы.
Экосистемы разного масштаба: временные, постоянные, наземные, водные, крупные, маленькие.
3. Пищевые связи организмов – цепи питания или трофические цепи.
Цепь питания – это конкретная последовательность питающихся друг другом организмов. Демонстрируется слайд цепи питания.
4. Схема цепи питания.
Продуценты консументы растительноядные консументы плотоядные.
Зерно воробей орёл.
Листья гусеница воробей сокол яблони дикой яблоневой плодожорки городской.
Проектируем на экран схему “Биологический круговорот”
5. Разнообразие экосистем (заполнение таблицы стр.15 рис. а), б) и текст).
Разнообразие экосистем
Искусственные (агроэкосистемы)
Естественные
· наземные – луг, степь;
· водные – реки, моря;
· крупные – тайга;
· средние – берёзовая роща;
· маленькие – ручей.
Один из видов пищевой цепочки – цепь разложения или детритная пищевая цепь. В отличие от пастбищной цепи она начинается с редуцентов, т.е. сапрофитов, питающихся органическими останками.
По сравнению с пастбищной цепью детритная цепь не включает продуценты (автотрофы), т.е. способные к фотосинтезу водоросли (фитопланктон, ламинарии и т.д.), наземные зелёные растения. В пастбищной цепи питательной средой являются неорганические вещества и солнечный свет.
Цепи разложения характерны для лесов и саванн.
Звеньями детритной пищевой цепи являются:
Питательную основу цепи разложения составляет детрит – продукты распада
органических тканей растительного и животного происхождения. Разложению тканей
способствуют микроорганизмы – бактерии и простейшие.
К детриту относятся:
Организмы, которые питаются детритом, называются детритофагами. Они являются консументами первого порядка. К ним относятся различные многоклеточные организмы, живущие на суше и в воде. Например, к наземным детритофагам относятся:
Примеры водных детритофагов:
Рис. 2. Детритофаги.
Детритные цепи могут включать множество консументов разного порядка. Начиная со второго порядка, все консументы являются хищными животными.
Детритная цепь начинается и заканчивается редуцентами, полностью исключая автотрофы. Однако детритная цепь косвенно зависит от солнечной энергии, т.к. детрит включает разлагающиеся останки автотрофов и гетеротрофов пастбищной цепи.
Несколько примеров детритной пищевой цепи:
Последним звеном всегда являются редуценты, закольцовывая цепочку.
Рис. 3. Примеры детритной цепи.
Пастбищную и детритную цепи связывают некрофаги или падальщики, поедающие трупы животных. Обычно они съедают только мягкие ткани. Внутренности и кости остаются гнить, превращаясь в детрит. Сами падальщики после смерти становятся питательной средой для сапрофагов.
Детритная пищевая цепь или цепь разложения начинается и заканчивается редуцентами, которые являются сапротрофами. Основной цепи разложения является детрит – остатки органических веществ, перегной, которые образуются при переработке мёртвых растений и животных бактериями и простейшими. Детритом питаются детритофаги, к которым относятся наземные и водные многоклеточные животные, являющиеся пищей для хищных животных.
Примеры пастбищной пищевой среды:
6.
Закрепление.
Вопросы:
Что называют цепью питания?
Какие бывают экосистемы?
7. Тесты (включаем тренажёр электронного приложения).
8. Вопросы для обсуждения.
Что общего можно найти между организмом, экосистемой и детской игрушкой “конструктор”?
Какие знания о природном сообществе и экосистеме следует учесть при устройстве аквариума?
9. Домашнее задание.
§ 4, стр.14-16;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.