ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ
Оценка 4.8

ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ

Оценка 4.8
docx
24.12.2022
ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ
Статья .docx

 

ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ

Булгакова Любовь Михайловна, руководитель волонтерского отряда «Юность»,

учитель географии и биологии МАОУ «Гимназия №6» г. Губкин; Белгородской области

 

Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития [1].

Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Достичь этих целей, можно только через экологическое образование.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Экологическая культура является составной частью общей культуры человека. Формирование экологической культуры должно вестись в 2-х направлениях: экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и её процессах, то экологическое воспитание – это осознанное понимание и принятие данных процессов и их значимости [2].

Как же сделать так, чтобы воспитание экологической культуры было не навязчивым, а интересным процессом?   

Мой педагогический опыт и творческий поиск по этому вопросу привели меня к мысли о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация работы волонтёрского отряда, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися во внеурочное время.

Целью моей работы в данном направлении явилось: использование потенциала волонтерского движения для формирования экологической культуры школьников.

Задачи:

- воспитать экологическую культуру и экологическое сознание школьников через волонтёрскую деятельность; 

- активизировать проектную деятельность экологической направленности, усилить её социальную значимость; 

- формировать у школьников представления об активном и здоровом образе жизни; 

- содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников с использованием имеющихся резервов, в том числе приусадебного участка.

Школьный волонтёрский отряд «Юность» был создан на базе нашей гимназии ещё в 2016 году. Отряд объединяет 30 учащихся гимназии. 

Основным методом работы волонтерского отряда в экологическом направлении является практическая природоохранная деятельность.

    В МАОУ «Гимназия №6» экологические акции проходят в течение всего учебного года. Акция – это действие. Своими действиями мы показываем окружающим необходимость защиты природы, привлекаем новых участников к решению конкретных вопросов по охране природы. В ходе акций учащиеся получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию.

В апреле гимназисты присоединились к международной акции «Сад памяти». Ее цель – создание зеленых памятников каждому, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Акция имеет большое значение для сохранения исторической памяти и подвига советского народа. Ведь дерево – это символ жизни и познания.

На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней. Волонтеры провели агитационную работу среди местного населения участвуют в экологических уроках.

«Молодежь. Будущее. Климат» –  такой слоган положен в основу всемирного молодежного движения противодействию изменению климата. Общественная активность играет важную роль в сохранении «зеленых» легких планеты. Восстановление лесов и борьба с незаконными вырубками, Желание молодежи объединяться выражается и в образовании все большого количества экоотрядов, благодаря которым эко-просветительские цели с успехом совмещаются с практической деятельностью.

Приоритетность экологического образования сегодня признано всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется благоустройству территории, где человек живёт и трудится. Решение этой проблемы не требует больших финансовых затрат.

Но только говорить, о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Все эти проблемы стали основой для экологической акции «Экодесант, вперед!».

В ноябре по народному календарю отмечается Зиновий-синичник, который ранее на Руси считался праздником охотников и рыбаков. Он создан по инициативе СОПР и отмечается 12 ноября ежегодно. Считается, что к этому дню зимующие птицы перебираются поближе к населенным пунктам, где больше шанс найти пищу. Ноябрьская погода намекает на скорое наступление зимы, когда пернатых ждет холод и голод. Перелетные птицы уже улетели в теплые края, а зимующие птицы вынуждены искать пропитание в имеющихся суровых погодных условиях. По народным приметам именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Обязательным условием акции является развешивание кормушек в школьном саду (можно и во дворе своего дома) и периодическим уходом за кормушкой (расчистка снега) и подкармливанием птиц.

В МАОУ «Гимназия №6» прошла экологическая акция «Зиновий-синичник». Чтобы прийти птицам на помощь, совместно с родителями обучающиеся гимназии сделали кормушки. Все желающие могли каждый день в течении долгой зимы насыпать в нее корм – семена подсолнечника, шишки, просо, подсушенный и измельченный белый хлеб.

В ноябре в гимназии прошли мероприятия на тему «Раздельный сбор и вторичная переработка мусора» в рамках ежегодного всероссийского урока «Эколята – молодые защитники природы». В ходе мероприятия ребята познакомились с принципами раздельного сбора мусора, пробовали сортировать различные бытовые отходы в игровой форме, посмотрели интересный видеоролик и получили памятки, содержащие элементарные правила, которые помогут сделать планету чище и использовать бесценные ресурсы Земли более рационально. Подводя итоги мероприятия, обучающиеся пришли к выводу, что каждый может помочь планете, и отметили необходимость развития экологической активности обучающихся по изучению и сохранению окружающей среды в местах их проживания.

В декабре в МАОУ «Гимназия №6» прошёл школьный этап Всероссийского конкурса детского рисунка - «Эколята- друзья и защитники Природы!». В своих работах ребята показали заботу Эколят о природе. Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка спасают животный и растительный мир, помогают зверям, птицам и насекомым, сажают деревья и цветы.

Новый год - весёлый праздник, его ждут дети и взрослые. Мы с радостью ждём, когда в нашем доме появится ёлочка с лесным благоухающим ароматом.

В преддверии Новогодних праздников в МАОУ «Гимназия №6» проходит экологическая акция «Живи, ёлка!» В акции принимают участие обучающиеся с 1 по 11 класс. В прошлом году с 17 декабря по 30 декабря в гимназии с детьми проводились: викторины, классные часы, уроки, мастер классы, выставки поделок и рисунков, беседы о важности сохранения живой природы, о том, что не нужно рубить перед новогодним праздником елки. Вместо живого дерева, которое после праздника выбросят, можно самим изготовить небольшие сувенирные елочки из различного бросового материала. Дети совместно с педагогами стали участниками театрализованного представления, «Живи, ёлка!»

 Сейчас о вреде пластика задумываются все больше людей и это прекрасно. Ведь думать о планете не только модно, это и действительно очень важно. Практически каждый кусок пластика, который когда-либо производился и не был впоследствии сожжен, до сих пор существует. Естественным путем он разлагается в течение 500-1000 лет. По данным экологов, только 1% пластика используется повторно. Легкие пакеты с помоек и свалок переносятся ветром на большие расстояния, загрязняя реки, озера, моря, океаны, леса и горы. Из-за этого гибнут животные, птицы и рыбы. Яркую упаковку они принимают за пищу, проглатывают и погибают.

 Пора осознать, что каждый наш поступок имеет значение! В МАОУ «Гимназия №6» прошла экологическая акция «День без пластиковой упаковки». Конечно, цель этой акции значительно больше, чем просто бойкот пластика на один день. Но именно в таком формате, когда ты бросаешь себе вызов вместе с десятками активистов по всему городу, лучше всего удается делать осознанные покупки. Мы надеемся, что участники акции решат отказаться от пластиковой упаковки навсегда.

Систематически в гимназии проходит акция «Сдай макулатуру — спаси дерево!»  В преддверии акции, лидеры волонтерского отряда провели беседы, где ребята узнали о том, что в силах каждого человека сделать вклад в общее дело сохранения лесов, экологии и естественной красоты нашей планеты. Каждый может сдать макулатуру — это пусть небольшой, но важный вклад в сохранение живой природы. Основной целью акции является стремление к сохранению окружающей среды и ресурсосбережению, бережное отношение к природе. Мы должны об этом помнить!

 Загрязнение бытовым мусором для многих современных городов и деревень, является на сегодняшний день одной из важных экологических проблем. Так как наш отряд каждый год ведет борьбу с мусором, проводит уборку территорий, ведет агитационную работу среди местного населения, было решено провести акцию «Удивительное под ногами». Волонтеры экологического отряда «Юность» провели мастер-класс «Поделки из вторсырья и природного материала своими руками».

Орнитолог – это зоолог или биолог, который специализируется на изучении птиц. Орнитологи занимаются исследованием диких видов. На планете обитает почти 10 тысяч видов птиц, многие из них до сих пор не изучены, некоторые – почти вымерли. Именно старания орнитологов позволяют глубже погружаться в мир пернатых и спасать от полного исчезновения редчайшие популяции. Любовь к птицам и стремление к их защите побуждает таких людей становиться общественными деятелями или орнитологами-любителями. Волонтерский отряд «Юность» заинтересовали синички, ребята написали исследовательскую работу и сняли небольшой видеоролик.

 В гимназии проводятся мероприятия под девизом «Борьба с загрязнениями пластиковыми материалами». Они посвящены повышению осведомленности и привлечению потребителей к принятию более экологичных решений при покупке товаров. Согласно закону РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на безопасные товары для здоровья, жизни и окружающей природной среды. В  гимназии проведено мероприятие в формате потребительского всеобуча «Права потребителей: изучаем, просвещаем, защищаем!».

Для многих весна - любимое время года. В это время среди снега и проталин расцветают первоцветы – самые первые цветы, хрупкие и стойкие создания. Они появляются на свет удивительно нежные, красивые, разнообразны.

Весна всех приглашает в гости, но ходят к ней по-разному: одни собирают цветы в большие букеты, другие выкапывают одно – два растения и берут их с собой, не думая о том, что цветов остается все меньше и меньше, и может наступить время, когда они совсем исчезнут. С 1 марта по 30 апреля ежегодно проводится экологическая акция «Первоцвет».

Чтобы продолжать воспитывать экологическую культуру школьников и формировать бережное отношение к природе своей местности уже который год в октябре-мае проводим операцию «Живи, родник» -  по очистке, уборке и благоустройству родников. Взрослые наставники смело берут на себя данную работу и с удовольствием работают с нашими волонтёрами.

Следующим направлением работы по формированию познавательных, практических и творческих умений экологического характера учащихся, является агитация и пропаганда экологической культуры.

Формы работы по данному направлению разнообразны. Члены волонтёрского отряда выступают перед учащимися экологическими агитбригадами с призывами охранять природу и красоту родного края, ставят экологические сказки, которые затрагивают проблемы загрязнения водоемов, беспощадной вырубки лесов, загрязнения и захламления земли, исчезновения редких видов растений и животных, сохранения ёлок.

Также волонтёрами выпускаются бюллетени «Берегите первоцветы!», бюллетени про охрану природы. Под руководством педагогов-наставников волонтёры проводят различные экологические игры и конкурсы: «Знатоки приро­ды», «Путешест­вие в мир при­роды», «Знакомые незнакомцы», «Поиск наруши­телей природы» с учащимися начальных классов и среднего звена.

Очень интересно проходят тематические мероприятия - «День птиц», «День воды», «День Земли».

Волонтерское движение в нашей гимназии из года в год набирает все большие обороты. Всё больше учащихся вовлекаются в волонтерскую деятельность.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения и достижения определённых результатов в своей работе.

Значимыми результатами деятельности волонтёрского отряда в экологической направленности считаем: участие в НПК – 1. Региональная НПК «Юность науки центрального Черноземья» (БелГУ) –призеры.

2.     Региональная НПК «Оригинальная идея» (БГТУ им. Шухова) призеры.

3.     Муниципальная НПК «Мои исследования –родному краю» - победители и призеры.

4.     Международная НПК «Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития».

Принимаем участие в различных конкурсах: 1. Региональный конкурс лидеров волонтерского движения среди учащейся молодежи Белгородской области – призеры.

2.Муниципальная конкурс фотографий «Доброта в окружающей среде», «Добрые будни», «Не пройди мимо меня» - победители.

3.Муниципальная конкурс фотографий «Юная Белгородчина» победители в трех номинациях.

4.Муниципальный конкурс «Моя малая Родина» победители в двух номинациях и призеры.

5.Муниципальный конкурс «По водной глади Белогорья»-призеры.

6.Муниципальный конкурс «Чистая энергия для развития Арктики» -победители.

Для качественного и своевременного анализа проделанной работы, а также своевременной корректировки программы необходима грамотная диагностическая работа. Разработан пакет методик для диагностики и отслеживания результатов инновационной деятельности. Диагностика проводиться дважды (входная в начале работы и по итогам работы). Отслеживание промежуточного результата не предполагается за невозможностью быстрой результативности в области экологического воспитания.

Проведение эколого-психологического теста «Моя установка по отношению к природе» дало следующие результаты: увеличилось количество обучающихся, которые стали относиться к природе как к объекту охраны (из 11% до 43%) и объекту изучения, получения знаний (18% - 12%).

За счет реализации проекта по волонтёрской деятельности удалось повысить уровень экологической культуры у 20 % обучающихся школы, что говорит об эффективности работы в экологическом направлении.

50 % обучающихся гимназии удалось привлечь к практическому участию в сохранении и восстановлении природного и культурного наследия.

До 70% воспитанников удалось привлечь к работе по сохранению лесных угодий, благоустройству закрепленных территорий и озеленению деревень.

Таким образом, волонтёрское движение как один из методов воспитания экологической культуры позволяет формированию и становлению экологически грамотной личности, обладающей экологическими знаниями, экологическим сознанием и поведением в природе, владеющими практическими умениями и навыками в деле охраны природы. Одним словом, способствует повышению экологической культуры школьников.

Каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение природы Земли.

 

Список использованной литературы

1.Адашова T. A. Волонтерство, как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В.– Саратов, 2017. – 129 с.

         2. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. Методическое пособие для учителей. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2017-125 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ

ЭКОВОЛОНТЕРЫ – РАКУРС НА БУДУЩЕЕ

Школьный волонтёрский отряд «Юность» был создан на базе нашей гимназии ещё в 2016 году

Школьный волонтёрский отряд «Юность» был создан на базе нашей гимназии ещё в 2016 году

Ноябрьская погода намекает на скорое наступление зимы, когда пернатых ждет холод и голод

Ноябрьская погода намекает на скорое наступление зимы, когда пернатых ждет холод и голод

Легкие пакеты с помоек и свалок переносятся ветром на большие расстояния, загрязняя реки, озера, моря, океаны, леса и горы

Легкие пакеты с помоек и свалок переносятся ветром на большие расстояния, загрязняя реки, озера, моря, океаны, леса и горы

Весна всех приглашает в гости, но ходят к ней по-разному: одни собирают цветы в большие букеты, другие выкапывают одно – два растения и берут их…

Весна всех приглашает в гости, но ходят к ней по-разному: одни собирают цветы в большие букеты, другие выкапывают одно – два растения и берут их…

Муниципальная конкурс фотографий «Юная

Муниципальная конкурс фотографий «Юная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022