Экскурсионно-практическая разработка
«В мире труда взрослых»
Методическое обеспечение профессиональной работы в рамках воспитательного процесса
«Первые навыки, большие планы:
путь будущего фермера начинается здесь.»
(Экскурсия на животноводческую ферму)
Гаврилова Анна Александровна – воспитатель
МДОУ «Детский сад «Алёнушка» с. Ближний Хутор
Тирасполь 2025 г.
1.Экскурсионно-практическая разработка интегрирует ключевые направления рабочей программы ДОО "От рождения до школы"под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой: развитие познавательных интересов, речевого и коммуникативного развития, физического воспитания и художественно-творческой деятельности; формирует основы экологического сознания и любви к малой родине, труду людей на земле. Экскурсия на животноводческую ферму позволяет детям увидеть реальную жизнь сельского хозяйства, сопоставить теоретические знания с практикой, развить умение работать в группе и самостоятельность через целенаправленные задания. Через наблюдения за животными, участие в безопасных трудовых операциях и творческие мастерские дети закрепляют понятия “ферма”, “животное–помощник” и “уход за животными”, формируют навыки планирования действий и ответственности.
2.Разработанный формат соответствует целям образования и воспитания Государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики (далее ГОС ДО): гуманное и ответственное отношение к природе, формирование ранних профессиональных представлений, двигательных и речевых функций, а также социально-коммуникативных качеств, что способствует целостному развитию дошкольников и плавной подготовке к школьному обучению.
3.Направленность мероприятия в раннем профессиональном ориентировании включает в себя целенаправленное формирование у детей дошкольного возраста ранних профессиональных представлений и ориентиров на будущую трудовую деятельность. В нашем случае — знакомство с профессией фермера, осознание роли сельского хозяйства и ответственности за животных, развитие базовых профессиональных установок (планирование, трудолюбие, безопасное поведение на рабочем месте).
4.Актуальность: современные дети растут в урбанизированной среде и редко имеют прямой контакт с сельским трудом. Экскурсия позволяет наглядно показать связь между теоретическими знаниями и реальной жизнью, повысить мотивацию к изучению природы и сельского хозяйства. Объективность обучения: реальная ферма предоставляет разнообразные сенсорные стимулы (звуки, запахи, визуальные образы), что обогащает сенсорное и языковое развитие детей, стимулирует память и внимание.
Объективность обучения: реальная ферма предоставляет разнообразные сенсорные стимулы (звуки, запахи, визуальные образы), что обогащает сенсорное и языковое развитие детей, стимулирует память и внимание.
5.Системно формировать универсальные учебные действия (УУД) у детей 5–7 лет в ходе экскурсии на животноводческую ферму: ставить перед ними простые учебные задачи, учить планировать действия, работать в паре и группе, оценивать результат; одновременно закладывать основы ранней профориентации и безопасного поведения на рабочем месте.
6. Одна неделя
7.Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и педагогические работники.
Методическая разработка
Тема: «Первые навыки, большие планы: путь будущего фермера начинается здесь.»
Форма мероприятия: 60 минут на ферме с чередованием наблюдений, практических заданий; экспозиционные и интерактивные элементы; сопровождение воспитателя и помощников.
Место: животноводческая ферма ООО «Голштин», село Ближний Хутор, улица Мичурина
Возраст участников: дети старшего
дошкольного возраста
Участники:
воспитатели, помощники, фермер
Цель: Сформировать у детей первичные представления о профессиях сельского хозяйства, жизни домашних животных, пробудить интерес к миру фермы через наблюдение, игру и практическую деятельность.
Задачи достижения цели:
Познавательные:
-Наблюдать за животными, находить 2–3 отличия и узнавать их рацион.
-Формулировать вопросы по теме наблюдений.
-Выдвигать и проверять гипотезы о питании и условиях содержания.
-Делать простые выводы на основе наблюдений.
Коммуникативные:
-Освоить 6–10 новых слов по теме.
-Активно участвовать в мини-беседах и обсуждениях.
-Слушать, повторять инструкции, отвечать на вопросы.
-Работать в группе, выполнять роли (фермер, ветеринар, помощник).
Инструменты и оборудование:
Визуальные материалы: карточки-животные, иллюстрации с практическими заданиями, маршрутная карта.
Наборы для наблюдений: блокноты/листки наблюдений, цветные маркеры, наклейки.
Безопасные кормовые элементы.
Средства индивидуальной защиты (при необходимости).
Соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся:
Учет возраста 5–7 лет: короткие фрагменты активности, частые переходы между блоками, ясная структура маршрута.
Внимание к различию в темпе освоения: альтернативные задания на случай снижения мотивации или перегрузки.
Поддержка эмоционального комфорта: предстоящие события заранее объяснены, присутствие известных взрослым помощников, возможность индивидуальных вопросов.
Безопасность и гигиена: инструктаж перед началом, сопровождение воспитателя на каждом этапе, безопасные практические задания.
Предварительная работа:
-беседы о домашних животных с использованием картинок;
-слушание песен «Мы едем, едем, едем…» и «На лугу пасутся Ко».
-проведение дидактических игр «Где, чей малыш», «Кто, где живет», «Четвертый -лишний», «Накорми животных», «Профессии сельского хозяйства»;
-словесная игра «Угадай по голосу»;
-загадывание и отгадывание загадок о животных;
-беседы о профессиях работников сельского хозяйства.
Ход экскурсии
1.Организационный момент.
Воспитатель: -Добрый день, дорогие друзья! Сегодня нас ждёт в увлекательное путешествие - экскурсия на настоящую ферму которая находится в нашем селе Ближний Хутор, и называется она «ГОЛШТИН». Мы узнаем, как живут животные и кто о них заботится. С вами в путешествие отправляются ваши воспитатели и помощники. Давайте будем заботиться друг о друге и вспомним правила поведения: слушаем взрослых, держимся группой, не трогаем животных без разрешения и не выбираемся за ограждения, соблюдаем личную гигиену и чистоту рук.
Воспитатель вместе с детьми читает стих вслух. После чтения обобщаем образ дороги: что они увидят по маршруту (луг, лес, пруд, ферма). Короткая беседа-ассоциация: какие животные могут встретиться на ферме, какие звуки они издают.)
Воспитатель:
Становитесь друг за другом, Отправляемся мы в путь.
Повезет машина лугом,
Мимо леса, через пруд.
Едем мы к друзьям на ферму,
Где животные живут.
Добро и дружба нас в перёд ведут.
Ехали мы, ехали
На ферму мы приехали.
Воспитатель:
Мне хотелось бы ребята,
В этот солнечный денёк.
Отвести к зверятам в гости
Всех вас нынче на часок.
Короткая беседа – ожидание:
- Кого мы можем встретить на ферме? (Ответы детей: “Домашние животные, фермер и его помощники)
- Какие звуки издают эти животные?
2. Встреча с фермером
Фермер: — Здравствуйте, маленькие помощники! Меня зовут _________. Сегодня вы узнаете, как живут наши животные. На ферме каждый день — работа, забота и доброе сердце.
Диалог:
— Как вы думаете, кто ухаживает за животными утром?
(Ответы детей)
— Верно! Фермер, помощники и ветеринар — у каждого своя важная работа.
3. Маршрут по ферме
1. Коровник
Воспитатель загадывает загадку:
Сыр, творог и простоквашу,
Молоко для вкусной каши —
Чтобы были мы здоровы,
Каждый день дают нам… (коровы).
Фермер: — Чем питаются
коровы?
— Что из молока можно приготовить?
(ответы детей: сметана, кефир, творог, сыр)
Мини-опыт:
Практическое задание «Подои корову» (муляж с перчаткой, наполненной водой).
Дети делают вывод: молоко получают трудом, а корова нуждается в уходе и
внимании.
2. Свинарник
Воспитатель загадывает загадку:
Хвост крючком,
Нос пятачком,
Посредине — спинка,
На спинке — щетинка.
Фермер: — Где живут поросята? Чем питаются?
(ответы: зерно, овощи, жёлуди)
Обсуждение: как люди заботятся о чистоте и здоровье животных.
3. Конюшня
Воспитатель загадывает загадку:
У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится!
Фермер: — Чем полезна лошадь людям? (ответы: возит, помогает на поле).
— Что она ест? (ответы: овёс, сено, трава).
Практика: Дети «чистят» макет лошади кисточками, пробуют себя в роли конюха.
4. Птичий двор
Воспитатель загадывает загадку:
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко —
Всех ребят я угощу!
Беседа с фермером о домашних птицах: куры, утки, гуси.
Задание — покормить цыплят зерном.
Обсуждение: «Что дают человеку птицы?» (ответы детей: мясо, яйца, перо).
Фермер: Молодцы ребята вы славно потрудились. Каждый труд оплачивается, и я хочу вас отблагодарить и угостить вас яблоками, которые вы заберёте с собой в детский сад и там съедите. А мне пора идти кормить своих животных
Воспитатель: Ребята животным пора отдыхать, а нам пора назад домой в наш любимый детский сад «Алёнушка». Ну, ничего мы сюда обязательно ещё вернёмся! Ведь ферма большая, и нам предстоит ещё столько всего интересного увидеть и узнать!
Воспитатель: Предлагаю поехать на машине и полюбоваться осенней природой. Готовы?
Завели машину ж-ж-ж
Накачали шины ш-ш-ш
Улыбнулись веселее
В сад поехали скорее
(Возвращение в детский сад)
Рефлексия
Воспитатель: Ребята вам понравилась наша экскурсия на ферму? Предлагаю подойти к столу и выбрать смайлик. Если вы довольны экскурсией, то выберите веселый смайлик. если вы считаете, что ваша экскурсия не удалась, или вы испытывали затруднения, то возьмите грустный (при выборе спросить, что понравилось, если грустный какие трудности были, если все с улыбкой, то значит наше путешествие удалось, а вы узнали много нового и интересного).
Вывод:
Для того, чтобы наши дети получали разносторонее развитие, нужно в разных формах дать им познавательный материал. Вопрос выбора по ознакомлению детей с профессиями надо продолжать и расширять.
Экскурсии помогают наиболее осознанно подойти к выбору будущей профессии. Через экскурсии ребята не только получают словесную информацию, но могут своими глазами увидеть людей разных профессий и воплотить полученные знания в сюжетно-ролевых играх.
Список использованной литературы
URL: https://schoolpmr.3dn.ru/load/pedagogam_ (Дата обращения 3.11.2025).
6. Смирнова, Е. О. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Детство-Пресс, 2020.
7. СанПиН 1.2.3685-21. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения детей. — М., 2021.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М., 2023.
9. Материалы фермерского хозяйства «Голштин» (с. Ближний Хутор): экскурсионные наблюдения, устные консультации специалистов, 2025.
Интернет-ресурсы
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.