Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования «Духовное краеведение земли Тамбовской».
Оценка 4.7

Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования «Духовное краеведение земли Тамбовской».

Оценка 4.7
docx
08.01.2023
Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования «Духовное краеведение земли Тамбовской».
Экскурсионно-туристический метод.docx

Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования

«Духовное краеведение земли Тамбовской».

 

На сегодняшний день важной задачей современного общества является – воспитание молодого поколения таким образом, чтобы привить ему основные понятия и законы нравственного поведения и любви к ближним, которые помогали бы им в будущем быть достойными гражданами своей страны!

Ведь в нынешний век развитых информационных технологий молодому поколению доступно большое количество информации, направленной на искажение детского и подросткового сознания, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, детской преступностью, суицидом.

 Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить и укрепить без их веры, которая на самом деле и помогает стать и быть высоконравственным, достойным человеком.

Важной необходимостью становится духовно-нравственное воспитание ребенка, которое необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию.

В настоящее время, светское образование, направленное в основном на оказание образовательных услуг, все меньше уделяет внимания духовно-нравственному воспитанию  молодого поколения. Идеальным помощником духовно-нравственного воспитания детей становится православная воскресная школа.

В филиале МБОУ «Цнинская СОШ № 2» в с. Донское работает православная воскресная школа при храме Иоанно-Предтечи Архиерейского подворья .

Для проведения занятий в воскресной школе составлена специальная программа «Духовное краеведение земли Тамбовской», которая коренным образом отличается от общеобразовательных школьных программ. Эта программа была удостоена грамоты на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Новизна программы заключается в том, что она позволяет учащимся приобщиться к истории не только своей страны в целом, но и к истории своего родного края, к его традициям и обычаям, помогает им не только теоретически, но и практически изучить и познакомится с основными духовными богатствами Тамбовской земли, тем самым прививая любовь, уважение и трепетное отношение в тому месту в котором они живут.

Важными задачами программы  являются развитие нестандартного мышления, способности к творческому восприятию и отражению мира,  формирование  активной и независимой жизненной позиции, знакомство с историей Тамбовской области, жизненными подвигами православных святых Тамбовской земли, основными духовными центрами родного края.

Оптимальным решением было выбрано в качестве основной формы организации учебной деятельности использовать практические занятия, проводимые вне школы. Такими формами организации учебной деятельности являются экскурсии и туристические походы. В программе практические занятия занимают более 60% от общего количества часов. Такой выбор организации практических занятий обосновывается тем, что экскурсионный метод является наглядным в отличие от методов словесных и практических. Комплексный характер экскурсионного метода находит свое выражение также в том, что познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

Ученый-экскурсовед В. И. Адо отмечал следующие преимущества экскурсионного подхода к организации занятий:

-исследовательский элемент в работе учащихся;

- живое, конкретное и жизненное изучение прошлого;

-всестороннее восприятие объекта;

-повышенный интерес к работе и на основе этого более углубленное и прочное усвоение материала.

Профессор Б. Е. Райков, в книге «Методика и техника экскурсий», называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний.

В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в ходе обучения, в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснению явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий.

В процессе обучения по программе  дополнительного образования «Духовное краеведение земли Тамбовской» учащиеся получают необходимые знания о событиях Отечественной и региональной истории, закономерностей формирования духовных ценностей и умения давать духовную оценку историческим событиям, определять духовный смысл сущностей окружающего мира, работать с архивными, материальными и другими видами источниками, самостоятельно осуществлять исследовательскую деятельность.

Полученные знания и умения, учащиеся воскресной школы могут применить в процессе подготовки итогового проекта «Краеведческий путеводитель». В Тамбовском районе имеется множество мест с богатой духовной историей. Многие из этих мест забыты или малоизвестны современному поколению. Поэтому важной задачей является восстановление исторической памяти и популяризации таких мест. С целью привлечения внимания общества к данной проблеме, разработанные путеводители будут доступны не только учащимся школы, но и всем желающим. Для этого они будут размещены в общедоступной сети Интернет.

В этом году тема итогового проекта: «Краеведческий путеводитель в с. Полковое, Тамбовского района». Село Полковое (Полковая слобода) возникла в  год основания крепости Тамбов.  Из архивных источников известно, что в слободе была построена Архангельская церковь, о которой в описании крепости 1659 года говорится: «Позади той Сторожевой слободы на берегу реки Цны Полковая слобода, а в ней церковь архистратига Михаила с пределы; … А в тех слободах живут полковые казаки». Современное село Полковое -  это 6 жилых домов и 15 дачных. Храм был разрушен в советское время. На церковной территории в 2015 году был поставлен поклонный крест. Хотелось бы надеяться, что святыня, храм в честь Архангела Михаила, будет восстановлена на прежнем месте.

 

 


 

Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования «Духовное краеведение земли

Экскурсионно-туристический метод, как форма организации учебных занятий, в рамках реализации программы дополнительного образования «Духовное краеведение земли

Профессор Б. Е. Райков, в книге «Методика и техника экскурсий», называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний

Профессор Б. Е. Райков, в книге «Методика и техника экскурсий», называл экскурсионный метод одним из видов активно-двигательного усвоения знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.