Тема: «Экскурсия к реке ».
Цель экскурсии: закрепление знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных. О том, что вода-это «дом» для рыб, растений и животных, о необходимости охраны водных ресурсов.
Задачи:
· Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного края. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы у реки.
· Учить отгадывать загадки, развивать мышление.
· Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, сорить, близко подходить к воде) .
· Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
· формирование экологической культуры детей;
· привитие навыков правильного поведения в природе;
· воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе.
Ход экскурсии.
1.Орг.момент: сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка, глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее... ( Река. )
Правильно у нас будет экскурсия к реке.
2. Придя к реке, воспитатель задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река.
Дети: Река – Чойка.
Воспитатель: А вы знаете, как появляются реки?
Воспитатель рассказывает, как рождаются реки.
- Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые воды достигают плотных пород, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Если в лесу или долине вы увидите маленький ручеек, отнеситесь к нему с уважением – возможно перед вами будущая могучая река. Чаще всего в образовании реки участвуют родники, подземные воды, а так же осадки. На поверхности почвы вода прокладывает себе дорогу, небольшие бороздки, по которым она и стекает. Объединяясь, маленькие потоки сливаются в ручей, где вода течет уже постоянно. Ручьи объединяются в реку, которая впадает в другую, более крупную реку либо море.
Рассматривают берега нашей реки. Какие берега?
Дети: крутые, есть места, покрытые песком, травкой
Воспитатель: Какие бывают реки?
Дети: быстрые, тихие, горные, длинные и т.д.
Воспитатель: А наша река, какая?
Дети: Наша река – быстрая, длинная, когда она полноводная, то в реке бывают водовороты, не очень широкая и др.
Воспитатель: Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.
Дети дают ответы на вопросы, говорят, что вода в реке чистая, но не прозрачная. В одном месте она голубая, в другом – серая, а там – желтая ( потому, что в ней отразился желтый берег) Правило первое: нельзя подходить к воде без взрослых, а тем более купаться. Правило второе: нельзя играть возле обрывов и крутых склонов рек и озер. Правило третье: нельзя пить воду из водоемов. А вот почему нельзя пить воду из реки, попробуйте убедиться сами.
Игра с мячом «Какая бывает вода?»
Варианты ответов: морская, речная, болотная, водопроводная, минеральная, дождевая, чистая, грязная, прозрачная, бесцветная, безвкусная, горячая, холодная, теплая и т.д.
«Что может делать вода?» - плещется, журчит, бежит, льется, течет, переливается и т.д.
Воспитатель: А можно ли пить воду из реки?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? (Ответы детей)
ОПЫТЫ
Фильтрация воды пустая стеклянная банка накрывается фильтром, через который наливается вода из ручья или пруда. ЭТУ ВОДУ ПИТЬ НЕЛЬЗЯ! предлагает попробовать детям самим профильтровать воду.
Воспитатель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки, т.к она не прошла очистку
Далее рассказ о том, как очищают воду. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, скважины, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод, а потом по трубам – в квартиры, дома.
Игра "Цапли и лягушки"
Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель:
Ква-ква - ква,
Начинается игра,
кве-кве-кве,
Прилетели цапли две,
Прилетели цапли две.
Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут.
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.
«Раскрасим воду». Смешной фокус. Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в цветную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и. вода становится цветной!
Проводится игра « Водяной». Оборудование: длинный шарф. Количество игроков: от десяти и более. Правила игры. Игроки могут забегать в круг, пересекать его. Водяному выходить из круга не разрешается.
Ход игры. На площадке чертится озеро диаметром 2-3 м - это пруд для водяного. Из числа игроков выбирается ведущий - водяной, остальные игроки - люди на берегу. Водяной заходит в свой пруд и поджидает беспечных людей. Игроки бегают вокруг пруда и кричат: «Водяной, водяной, мы хотим играть с тобой!» Дети близко подходят к пруду, а водяной начинает ловить их сетью (шарфом). Тот, кого он задел, считается пойманным, становится его пленником и помогает ловить остальных. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не окажется максимальное число пойманных.
Воспитатель: Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. А в нашей реке водятся рыбы? Какие? Как называются рыбы, которые водятся в реке?
Дети: водится щука, плотва, окунь и др. Рыбы – речные
Игра «Покажи рыбу» дети изображают рыб мимикой и движениями.
Воспитатель: Могут водоемы болеть? Чем? И почему? А почему вода в реках становится грязной? Река Крупка чистая река?
Как сделать реку чистой?
Дети: Люди бросают мусор в реку, сливают грязь, поэтому река становится грязной, в ней появляются водные растения, которые делают реку грязной. Летом река зарастает водорослями. Реку нужно беречь, не бросать в неё мусор.
Воспитатель: Сейчас мы очистим полянку от мусора, соберем его в пакеты, а потом сделаем из него лодочку и отправим в плавание. Проводится акция «Очистим площадку реки от мусора»
Дети любуются красотой реки.
3.Итог. Воспитатель предлагает нарисовать речку ( эскизы)
Воспитатель: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник. Ребята, давайте беречь воду всегда и везде, потому, что без воды невозможна жизнь
Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода».
«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Дети возвращаются в детский сад.
ВОЗДУХ Опыты с воздухом. У меня в руке стакан. Как вы думаете, там что-нибудь есть? (нет, он пустой).Значит если мы с вами опустим его в воду он заполнится водой? (да) Давайте проверим. (вызывает кого-то из ребят. Ребёнок опускает стакан в воду НО! Строго вертикально, судья держит его руку. Стакан не может до конца опуститься на дно) Не опускается стакан. Как вы думаете, почему? Что не даёт воде полностью заполнить стакан? (воздух) Воздух! Он везде вокруг нас.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.