Экскурсия на водоем. Практические рекомендации.
Оценка 4.9

Экскурсия на водоем. Практические рекомендации.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
экология
6 кл—8 кл
13.02.2020
Экскурсия на водоем.  Практические рекомендации.
Экскурсии в природу в сочетании с практической деятельностью дают возможность школьникам не только ознакомиться с экологическим состоянием тех или иных природных объектов, но и приобрести необходимые умения и навыки исследовательской деятельности. Любая экскурсия вызывает радостные эмоции, интерес, мотивацию к познанию. Правильно организованная работа во время экскурсии не только содействует повышению качества преподавания и усвоения знаний, но и помогает развитию общественной активности, самостоятельного получения знаний, а главное - связывает теоретические знания с практикой, с жизнью.
Экскурсия_Водоем.docx

Экскурсия:

«Изучение экологического состояния реки Днепр»

Место проведения: берег реки Днепр в районе Колхозной площади.

Возраст: 7 класс

Цели: исследование экологического состояния реки Днепр, приобретение умений и навыков простейших гидрологических исследований и биоиндикации, работы в группах, формирование экологической культуры и грамотности.

 

Задачи:

1. Провести рекогносцировочные исследования реки и прибрежной зоны.

2.Исследовать органолептические свойства воды.

3. Проделать простейшие измерения гидрологических показателей реки.

4. Провести биоиндикацию по обнаруженным гидробионтам.

5. Составить отчет о проделанной работе.

 

Оборудование экскурсии.

Шнур (15м), грузило, мячик в сетке, секундомер, рулетка, водный сачек для ловли гидробионтов, пластмассовая чашка, мерный цилиндр, диск Секки, термометр для измерения температуры волы, блокноты и карандаши, определитель беспозвоночных.

 

Предварительная подготовка.

Маршрут экскурсии, места остановок, задания и наблюдения были определены заранее.

В классе перед началом экскурсии проведен инструктаж по технике безопасности нахождения на берегу реки (или любого другого водоема).

Даны рекомендации по выполнению заданий по гидрологическому и биологическому исследованию реки в районе Колхозной площади.

 

Организация учащихся для проведения экскурсии.

1.     Для придания экскурсии эмоционального и творческого настроя был введен игровой момент. Все участники экскурсии, члены организации «Водный дозор», были разделены на отряды по 4 человека: отряд «Глазастики» (рекогносцировка и органолептика), отряд «Ихтиандры» (гидрологические исследования), отряд гидробиологов «Головастики».

2.     За всеми членами отряда были закреплены обязанности, что особенно важно для формирования чувства ответственности.

3.     Для выполнения комплексных заданий были привлечены все члены отряда.

4.     В каждом отряде необходимо иметь фотоаппарат для фиксирования наиболее интересных эпизодов экспедиции. В дальнейшем фотографии будут использованы при отчетах и создании стенгазет.

5.     Необходимое оборудование распределяется среди членов отряда, которые несут ответственность за сохранность этого оборудования.

План экскурсии

1.Описание реки и прибрежной зоны, органолептические исследования (вид водоема, прибрежная растительность, степень чистоты и прозрачности воды, характер грунта, направление течения).

2. Гидрологические измерения (скорость течения, полноводность реки, взаимосвязь этих показателей, содержание растворенного кислорода, температура воды).

3. Гидробиологические исследования (отлов водных животных, обзор материала и определение классовой принадлежности гидробионтов, определение индекса толерантности).

4. Камеральная обработка результатов исследований (отчет каждого отряда о проделанной работе и составление общего отчета о состоянии реки Днепр в районе Колхозной площади).

5. Подведение итогов и обсуждение выводов.

 

Вопросы для рефлексии.

1.      Ваши впечатления о проведенной экскурсии.

2.      Какие исследования вызвали наибольшие затруднения?

3.      Не было ли чувства отторжения, брезгливости или тому подобное при работе?

4.      Появилось ли желание дальнейших исследований?

5.      Хотели бы вы сами поучаствовать в природоохранной работе, направленной на улучшение экологического состояния реки.

6.      Что вы можете сделать по охране реки?

 

Литература для учителя.

1.                                Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Агар,1999.

2.                                Шкаликов В.А. Описание природных объектов и экологического состояния территорий. Универсум, 2004.

Литература для учащихся.

1. Гаврилов В.П., Гаврилова И.В. Охрана водоемов. Н-Новгород Полиграфцент, 1995г.

2.Ихер Т.П. Бентосные беспозвоночные малых водотоков. - Тула, ТОЭБЦу, 2003г.

3. Колосов В.И., Иванов И.Н. Гидроэкология. Тверь, ТГТУ, 1996г.

4. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоемов. Карманный определитель. – М., Рольф, 1999г.

5. Чертопруд М.В. Мониторинг загрязнения водоемов по составу макрозообентоса. – М., Ассоциация по химическому образованию, 1999г.

 


 

Экскурсия: «Изучение экологического состояния реки

Экскурсия: «Изучение экологического состояния реки

Описание реки и прибрежной зоны, органолептические исследования (вид водоема, прибрежная растительность, степень чистоты и прозрачности воды, характер грунта, направление течения)

Описание реки и прибрежной зоны, органолептические исследования (вид водоема, прибрежная растительность, степень чистоты и прозрачности воды, характер грунта, направление течения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020