Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу
Оценка 4.6

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
28.05.2022
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба»
экскурсия в мини-музей русская изба.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад Будущего»

 

 

 

 

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Тема: Милости просим в нашу избу

Старшая группа

 

 

Разработчик:

студентка 41 ДО группы

Завялова Галина Сергеевна

Согласовано:

Воспитатель группы

Шурова Татьяна Александровна

Отметка_____________

 

 

Богданович, 2022

Тема: «Милости просим в нашу избу»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Место проведения: мини-музей

Время проведения: вторая половина дня

Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба»

Задачи:

Образовательные:

1.  Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.   Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.  Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3.   Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при  помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Форма организации: групповая

Словарная работа:  изба, печь, ухват, кочерга, чугун, икона.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование:  «Русская изба», оснащённая  предметами  русского быта, запись  русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…"

Ход:

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, приемы, формы

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Создать

эмоциональный

настрой:

включить детей

в деятельность

на личностно -

значимом

уровне.

(Воспитатель, в русском народном костюме).

В. Здравствуйте, ребята.  Вы хотите отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним!

 

 

 

Дети приветствуют воспитателя.

- Да, хотим.

Слушают воспитателя.

 

Повторяют волшебные слова, идут за клубком.

 

Форма организации: фронтальная.

Методы: Словесный, наглядный.

Приемы: беседа, сюрпризный момент

Повышение интереса детей к предстоящей деятельности.

 

Эмоциональное включение                   в действие

 

Основной

Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.   Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

 

В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

В. Правильно.

-Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

- А для чего нужна печка?

 

 

В. Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем

хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там, в печке уголек

Кашу сварит....

- Да, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки  со щами и вкусной кашей (воспитатель показывает, как нужно брать чугунок из печи).  Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок?

В. Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,

чтобы было, чем печку топить.

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

В. Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?

В. обращает внимание на люльку и куклу в ней.

Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток,

колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее.

А как успокоить малыша?

Баю-баю-баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Стёпушке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Вот, молодцы, ребята!

В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, как они трудились, чем занимались?

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен)

и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти.

Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

В. А для чего пряжа нужна была?

В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Даже игрушки делали сами.

Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название. Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница.

Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок. Ее дарили взамен на подарок. А эта кукла называется кормилица.

Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть

песни. А вы хотите поиграть? Предлагаю  поиграть в старинную русскую игру с ленточкой.

Вышел Ваня погулять 

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать 

Поклонись, поклонись 

Да за ленточку держись.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Хорошо поиграли, а ленточку я в сундук положу.

- Для чего он был нужен?

 

 

 

В. А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В том углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник...

В. Да, любили люди из самовара чаю попить. Самовар - был символом семейного уюта и

дружеского общения.

 

- В русскую избу

 

Дети проходят, присаживаются у печи на лавках.

 

 

 

 

 

- Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

 

Слушают воспитателя

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

- Чугунок

 Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ухват

Слушают воспитателя. Смотрят, как нужно брать чугунок.

Пробуют ухватом достать чугунок из печи.

 

 

 

 

Дети имитируют движения по словесному образцу

 

 

 

 

 

 

- Ребенок плачет

  Рассматривают малыша в люльке.

 

 

 

 

 

- Покачать, спеть колыбельную.

 

Поют колыбельную вместе с воспитателем

 

Слушают воспитателя

 

 

- Работали в полях, пряли пряжу, вязали…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы вязать носки, шить одежду. Ткать половики. Вышивать.

 

Слушают воспитателя.

 

 

Рассматривают кукол

 

 

 

 

 

 

 

Играют в русскую народную игру с ленточкой.

 

Ваня идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют.

 

Дети останавливаются

Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает. Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

- В сундуке русские люди хранили одежду, ткани, ценные вещи, так же приданое для девочек: подушки, одеяла, перины, полотенца, посуду.

Слушают воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

- Самовар

Форма: фронтальная

Словесный: беседа, рассказ о старинном быте, загадки, похвала.

Наглядный: предметы обихода русской избы

Практический: выполнение практик ориентированных заданий, динамической паузы.

 

Дети знакомы с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями русской народной музыки, играми.

Дети познакомились с избой-жилищем крестьянской семьи, русской печью.

Знают пословицы, поговорки, новые слова (ухват, чугун, кочерга и т.д.)

Заключительный

Подвести итоги занятия и закрепить полученные знания

В заключении проводится игра « Что стало - что было».

В. Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля.

В. Плита.

В. Туфли

В. Чайник

В. Шкаф.

В. Дом.

В.  Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось?

А сейчас я вам предлагаю вот что сделать, я  раздам вам ленты, если вам понравилось у меня в гостях, то повесьте свою ленту на красный венок, если не очень, то на синий.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

 

 

 

 

- Чугунок

- Печь

- Лапти

- Самовар

- Сундук

- Изба

- Да, понравилось. Играть с лентой, вытаскивать ухватом чугунок из печи…

 

дети выбирают ленту, весят на красный или синий венок.

 

Форма

организации:

фронтальная.

Методы: Словесный, игровой, наглядный, Приемы: наводящие вопросы, беседа, похвала

Формирование элементарных навыков самооценки.

 

Вызов у детей чувства соучастия, принадлежности к обществу.

 

 

Самоанализ экскурсии

Тема: Милости просим в нашу избу

Дата и место его проведения: 28.04.22, мини-музей «Русская изба», вторая половина дня.

Группа: старшая 5-6 лет.

Цель занятия: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба»

Данное занятие рассчитано на решение задач:

Образовательные:

1.  Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

2.   Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.).

Воспитательные:

1.  Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

2.  Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

3.   Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при  помощи социо-игровых подходов и народных игр.

Реализуется конкретность и реалистичность цели: достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей.

Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

Занятие соответствует общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям; тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы (экскурсии в мини-музей);  в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Характеристика хода занятия:

Четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности. Содержательно, интересно и организованно проходила работа, дети были заинтересованы. В ходе занятия воспитанники сформировали знания о русской народной культуре.

У воспитанников формировались эстетические чувства, а так же, желание участвовать и проявлять интерес к подобным мероприятиям; формирование взаимопомощи, действовать слаженно в какой либо ситуации.

Контролируемость занятия:

Владеет в соответствии с возрастом знаниями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми; проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, к русской старине; способен эмоционально проявить отзывчивость к русской народной музыке, культуру слушания и зрительного восприятия; воспитано

бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Речь становится главным средством общения; имеет навыки организованного поведения в детском саду; способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить народную песню, потешку, загадку; способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий поставленное условие.

Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:  Дети стали дружнее.

Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности: дети расскажу родителям о русской старине, избе, о старинных вещах, народных традициях, героях, что узнали нового; колыбельные, народные игры, потешки, загадки, которые запомнили во время проведения экскурсии; покажут упражнения, народные игры, которые выполняли.

Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

Эмоционально-эстетическая отзывчивость на интерес к подобным мероприятиям; этика труда, взаимопомощи; эстетика поведения.

Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

Общая оценка воспитательного мероприятияоценка воспитательного мероприятия проведено на отлично.

Удалось достигнуть целей и задач. Можно добавить немного уверенности в себе. Дети довольны результативностью занятия.

Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы: Дети внимательны, артистичны, подвижны, заинтересованы; педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности.

Самоанализ деятельности воспитателя

Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:

Педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности; педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей.

Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

Педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент). Педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет.

По итогам проведенного занятия можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены на оптимальном уровне, детям понравилось занятие, я довольна результатом проделанной работы.

 

 


 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №38 «Детский сад

Тема: «Милости просим в нашу избу»

Тема: «Милости просим в нашу избу»

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, запись русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, запись русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для хозяйки, атласная ленточка для игры "Вышел

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью

Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить

Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках

Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать Стал подружку выбирать

Основной Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми

Основной Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми

Тема: Милости просим в нашу избу

Тема: Милости просим в нашу избу

Четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности

Четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности

Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:

Анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022