Филиал МБОУ Малощербиничской ООШ
Большещербиничская начальная школа – детский сад
ЭКСКУРСИЯ В ПАРК: «ЗАШУРШАЛИ ПОД НОГАМИ ЛИСТЬЯ С ПЕСТРЫМИ БОКАМИ»
Подготовила: Дмитренко Г.М.
2020г.
Цель:
- уточнить представление детей о таком явлении, как « листопад».
Задачи:
- продолжать закреплять умение детей различать листья разных пород деревьев: у березы – лист круглый, маленький с заостренными краями; у дуба – большой, овальный лист с волнистыми краями; у липы большой, круглый с резными краями; у рябины – лист, состоящий из нескольких средней величины вытянутых листьев;
- развивать наблюдательность и умение различать оттенки цвета листьев разных деревьев: у березы – желтый, лимонный; у дуба – коричневый; у липы – ярко-желтый, у рябины – красный;
- активизировать употребление в речи сложных прилагательных, определяющих окраску листьев (светло-коричневый, темно-красный, ярко-оранжевый);
- упражнять в выделении звука ш в словах шуршат, шелестят;
- учить детей видеть красоту осенней природы;
- поупражнять в составлении осеннего букета из опавших листьев.
Организационный момент:
Воспитатель:
Собирайтесь поскорее,
Время идет.
Выходите побыстрее,
Парк нас в гости ждет.
(По дороге в парк, воспитатель уточняет у детей, как нужно вести себя в природе, чтобы не навредить обитателям парка: птицам, насекомым, мелким животным. Выслушивает ответы детей, при необходимости дополняет своей информацией. Предлагает детям описать состояние погоды. На просторном месте в парке останавливаются).
Воспитатель: Ой, ребята, пожар! Наш парк горит, прямо весь полыхает на солнце! Что же случилось? Кто же поджег парк? (Осень)
Проказница осень сменила свой летний, зеленый наряд. Ребята, а каким стал наш парк? (Варианты ответов: желтым, красным, золотым, коричневым, багряным).
Воспитатель: Перефразируя слова И.Бунина «Лес, точно терем расписной…», можно сказать:
«Парк, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной».
- Ребята, о каком периоде осени идет речь? (О золотой осени). Давайте заглянем в разные уголки нашего парка и посмотрим, как разукрасила осень деревья. (Воспитатель останавливается возле березы). Кто знает, - это что за дерево? (Береза). А, как вы догадались? (По стволам). Какой же наряд дала осень березкам? (Желтый, лимонный, золотой, красивый (добиваться, чтобы дети называли больше слов, отвечающих на вопрос: «какой?»)). Рассмотрим опавшие березовые листочки; какой они формы? (почти круглые), какие края у березового листочка? (резные), сравните два березовых листочка. Они одинаковы? (Нет). Чем отличаются? (Выслушать ответы детей).
(Далее воспитатель предлагает детям поиграть в игру)
Игра: «Замри – отомри»
Воспитатель: По моей команде вы должны замереть и внимательно прислушаться, приглядеться к окружающей природе. По команде: «Отомри!», вы расскажете о том, что увидели или услышали (дети играют 2 – 3 раза).
Воспитатель: Ребята, а почему опадают листья? (выслушав ответы детей, обобщить и дополнить информацию)
1) деревья поглощают большое количество влаги. Зимой почва замерзает – это затрудняет поиск влаги: чтобы все дерево не засохло, листья опадают.
2) деревья, таким образом, защищают себя от поломов веток под тяжестью прилипающего зимой снега.
3) накопившиеся за лето в деревьях ненужные вещества, вместе с листвой выводятся наружу.
Воспитатель: Ребята, как мы можем назвать явление, когда много листьев падает с деревьев? (Листопад).
Давайте вспомним знакомое нам стихотворение: «Осень».
(Все дети вместе с воспитателем проговаривают текст).
- Падают, падают листья -
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают –
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Молодцы дети! Походите по листочкам (ходят).
Что вы слышите? (шуршание, шелест).
- А сейчас, давайте найдем в парке дуб, осинку, рябину, липу, и рассмотрим листочки с этих деревьев. (Рассмотреть листья дуба, рябины, осины, липы; назвать форму листьев и цвет).
Воспитатель: Ребята, если - бы у вас с собой были карандаши и листы бумаги, что бы вы нарисовали? (Выслушать ответы детей).
- Мы обязательно передадим в рисунках ваши впечатления от сегодняшней экскурсии. Вам экскурсия понравилась? (ответы детей)
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листья клена, листья осины.
Листики дуба мы соберем,
В группу осенний букет принесем!
(Дети собирают самые красивые листья в букетики, прощаются тихонечко с парком и возвращаются в группу).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.