В процессе экскурсии у детей формируются представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих в пруду и вокруг него, о сообществе водных и наземных растений и животных в районе близлежащего водоема. У детей воспитывается ответственность за окружающую природу.Методическая разработка экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Юрлинский детский сад № 3»
Методическая разработка
«Экологический поход к пруду»
Старшая – подготовительная к школе группа
Жикина Надежда Васильевна
Старший воспитатель
1 квалификационная категория
Юрла, 2017Экскурсия
Цель: формировать у детей представления о связи между условиями среды
обитания, строением и образом жизни животных, живущих в пруду и вокруг
него, о сообществе водных и наземных растений и животных в районе
близлежащего водоема.
Задачи: Упражнять детей в нахождении признаков весны, изменения в
неживой природе. Закреплять знания о типичных представителях животного и
растительного мира близлежащей к детскому саду территории.
Закреплять умение правильно вести себя у пруда, в парке, в дороге.
Воспитывать ответственность за окружающую природу согласно принципу
«Не навреди!». Вызывать интерес к участию в природоохранительной
деятельности, привлекать к посильному труду по охране природы. Вызвать у
детей радость от пребывания у пруда; формировать эстетическое восприятие
образов природы.
Материал: рюкзачки, кусочки ветоши, схемы – знаки «Внимание: птицы!»,
«Не разоряйте гнезда!», «Не мусорить!», «Не сори!», «Не пей воду!», «Нельзя
бросать мусор и камни в воду!», влажные салфетки, сухой паек (печенье,
бананы).
Предварительная работа:
Беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе.
Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
Рассматривание иллюстраций «Обитатели водоемов». Воспитатель
предварительно посещает пруд для выяснения безопасного маршрута и
уточнения, за кем из обитателей дети смогут наблюдать.
Ход экскурсии
Воспитатель: Сегодня мы с вами, дети, отправляемся в поход. Вы взяли с
собой рюкзачки со всем необходимым.
(Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.)
Что еще мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем?
Дети: Да!
Воспитатель: Для чего нам понадобятся внимательные глазки в походе?
Дети: Чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы
запомнить все новое и необычное...
Воспитатель: Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик?
Дети: Чтобы послушать песни птиц, весеннее пробуждение насекомых. Чтобы
ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав, листьев и т. д.
Воспитатель: С каким настроением мы отправимся в поход?
Дети: С хорошим, доброжелательным настроением.)
Воспитатель: Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать
весну. Готовы? Вперед!
Первая остановка — «газон» (около перекрестка проезжей дороги).
В. Видите ли вы тут птиц? Насекомых? Почему в таких местах бывает мало
живых существ?
Д. Шумный перекресток, гул машин, выхлопные газы, вибрация…
В. Все это пугает животных, птиц, насекомых. Больше всего к шуму
привыкли голуби. Где они живут?
Д. Под крышами домов.
В. Остальным птицам неуютно, они ищут более тихие, экологически чистые
места. Где поблизости есть такое место?
Д. Парк, зеленые дворы, участки детских садов.
В. Продолжим наш поход к пруду. А по дороге вы обратите внимание, какие
растения на газонах встречаются чаще? Сколько птиц вы увидите в нашем
оживленном районе?
Вторая остановка — «Птицы».
В. Каких птиц вы здесь узнаете? Назовите, каких еще птиц вы знаете?
Поднимите свои внимательные глазки вверх: что вы видите на кронах
деревьев?
Д. Гнезда.
В. Как ведут себя птицы?
Д. Оживленно, суетливо, они щебечут, перелетают с места на место и т. д.
В. Попробуйте поискать гнезда птиц: какие они, из чего сделаны? Где обычно
птицы строят, вьют свои гнезда? Почему повыше? Кого боятся птицы? Можно
ли трогать гнездо, если найдете в кустах, в траве? Почему здесь птиц больше,
чем около дороги?
Д. В парке много деревьев, тихо; для птиц есть корм и защита.
Пантомима «Покажи птицу!» Воспитатель называет птицу, а дети
имитируют ее движения, голос: аист, воробей, соловей, грач, уточка,
ласточка, гусь и т. д.
В. Прислушайтесь, о чем поют (щебечут) птицы? (Дети фантазируют.)
Чем все птицы похожи?
(Дети называют части тела, оперение, умение летать.)
В. Почему люди радуются прилету птиц? Как можно сберечь птиц?
(Подкормить, построить скворечники…)В. Мы взяли с собой кусочки ветоши. Они пригодятся этим птицам для
постройки гнезд! Чтобы не нарушать красоту парка, не мусорить, мы развесим
кусочки ветоши в кустах, а птицы их найдут.
О чем бы вы хотели попросить, предупредить людей, которые посещают этот
парк?
Д. «Внимание: птицы!», «Не разоряйте гнезда!», Не мусорить!» и т. п.
Дети выбирают «напоминающие знаки» и устанавливают вдоль дорожек,
около скамеек и т. д.
В. Послушайте стихотворение «Весенний лес» и скажите, по каким приметам
узнается в нем весна?
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распушились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.
Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь,
И зеленые листочки
Молодой украсят лес!
Третья остановка — «Деревья». Воспитатель предлагает детям подвигаться
и побегать в игре «Раз, два, три — к названному дереву беги!»
В. По каким признакам вы узнали названное дерево? Понаблюдайте и
скажите, на каких деревьях уже появились листочки? На каких — только
почки набухли? Чем пахнет каждое дерево? Потрогайте ствол на ощупь —
какой он? Чем покрыт? У каких деревьев кора гладкая?
Последняя остановка — «Пруд»
В. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода
движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей
из родников. В пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра.
Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды.
На что она похожа?
Д. Стекло, зеркало.
В. Что там отражается?
Д. Облака, небо, птицы, деревья.В. Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее
журчание. Почему в народе ручей называют «говорливый»? Как поменялась
растительность по сравнению с парком?
Д. Много трав, растений, которые любят влагу.
В. Какие берега у нашего пруда? Найдите место, откуда поверхность воды
видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где
можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и потрогаем воду одной
рукой — какая вода?
Д. Холодная, скользкая и грязная.
В. Можно ли пить воду из водоемов? Почему?
В. Почему в воде так много растений? Как они называются?
Д. Водоросли.
В. Для чего (кого) они нужны в воде?
Д. Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей пруда.
Игра «Внимательные глазки»
В. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Можно ли брать их в
руки?
Д. Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих
обитателей. (Дети находят лягушек, жуковводомерок, катушки и др.)
В. По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие
и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а
передними все время чтото теребят, чистят: то усики, то непромокаемые
волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось
для жизни на водоеме!
Как движется на поверхности воды жуквертячок? Он вертится! Его тело
серебрится на солнце и теряется в блеске воды. Пока еще весенним утром
бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.
У берега под водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и
головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков!
Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных
растений. Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и
водорослями. Кому пригодятся их пустые раковины?
Д. В них прячутся другие животные, насекомые.В. У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные
строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с
прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала —
бумаги, спичек, бисера…
Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли,
личинки комаров и других насекомых. Кто из вас видел лягушекквакушек?
Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве
уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются
многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих птиц вы знаете?
Д. Утки, гуси, лебеди.
В. Какие птицы еще любят водоемы? (Аисты, цапли, совы, чайки и даже
вороны любят лакомиться лягушками). Многие животные питаются
взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и
некоторые пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли
убивать лягушек, пугать и прогонять?
Важно ли сохранить их среду обитания? (да, очень)
Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек?
Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат?
Послушайте стихотворение А. Барто «Лягушата»:
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат —
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!
В. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу
водоема?
Д. «Не кидай мусор в воду!», «Не обижай лягушек!».
Пластическая игра «Волна»
Дети становятся в круг, берутся за руки и образуют дугу из поднятых рук.
Постепенно опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает
поднимать руки. Таким образом получается волна. Дети располагаются на
привале. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:
Почему в народе говорят: «Срубил кусты — прощайся с птицами»?
Какую птицу люди называют «санитаром» леса? (Дятел лучше всех птиц
очищает деревья от вредных насекомых.)
Каких насекомых люди называют «санитарами» леса, парка? (Муравьи
тоже избавляют деревья от разнообразных личинок, которые портят кору и
стволы.)
Со временем прибрежные травы и кустарники сильно разрастаются,
занимают берега и водную гладь. Что делает человек, чтобы спасти водоемы?
(Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и использует его как хорошее
питание для других растений.)
Мы взяли с собой в поход пакеты с сухим пайком. Вы съели печенье,
бананы? (Да!) Но вокруг нет ни одной корзины для мусора! Куда же девать
обертки, кожуру? (Закопать, забрать с собой). И мы сейчас уберем за собой
полянку! Какие напоминающие знаки мы оставим на берегу водоема? («Не
сори!», «Не пей воду!», «Нельзя бросать мусор и камни в воду!»)
На обратной дороге к детскому саду
Дети делятся своими впечатлениями, обговаривают увиденное, вместе
вспоминаем загадки о птицах, деревьях, насекомых.
В детском саду
Предлагаю детям рассказать малышам об увиденном. Дети делают зарисовки
в календаре наблюдений.
Предлагаю воспитанникам рассказать дома родным об экскурсии.